уже задавал этот вопрос (который пришел не в мою личную голову) :
свобода воли - это:
1. Свобода - это делать то, что уже хочется? То, что уже захотелось само собой.
2. Или же свобода воли - это способность хотеть изначально? Иметь власть над самим хотением.
Буддизм рассматривает прежде всего второй вопрос. В практическом применении. После того, как осознана причина желаний (кама). Или возникновения бесконтрольного хотения того, что уже хочется само собой.
Свобода воли - это первое.
Второе имеет отношение просто к свободе, свободе от жажды _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Просто освобождение по своей сути ничем не отличается от мирского стремления к счастью и удовольствию. Поэтому не нужно принимать никаких дополнительных решений. Существа желают всего того же самого, но просто ищут это уже в другом месте и в другом виде - не в мире, а в достижении ниббаны. Но суть остается та же, суть живого существа - стремление к счастью. Nibbanam paramam sukham - ниббана высшее счастье. Или высшее счастье - ниббана [чтобы не путать с мирским счастьем].
Вот нравится мне этот Адзамаро!, умный какой, читаю что он пишет иногда и аж анатта радуется вся, это же почти что мои собственные мысли, ну там выражены иначе слегка. Да...да..., всё правильно. Существа (а люди те ещё существа, доложу я вам)) стремятся к счастью, и Дхамма это путь к счастью, к разным уровням счастья, если можно так выразиться. Высшее достижение это Ниббана - она высшее счастье соответственно, но и если попроще взять, тоже те кто правильно практикует достигают счастья, и это тоже считается. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
№351561Добавлено: Ср 25 Окт 17, 13:25 (7 лет тому назад)
Тут как бы получается логический тупик. С одной стороны стремление к освобождению во первых реально, потому что существует, во вторых как бы позитивно. И поскольку все желания рано или поздно осуществляются должно приводить к результату - освобождению.
С другой стороны человек не может освободиться, пока он привязан к своим желаниям. Тогда получается, что само желание освободиться становится препятствием. Вот такие пироги
Тут как бы получается логический тупик. С одной стороны стремление к освобождению во первых реально, потому что существует, во вторых как бы позитивно. И поскольку все желания рано или поздно осуществляются должно приводить к результату - освобождению.
С другой стороны человек не может освободиться, пока он привязан к своим желаниям. Тогда получается, что само желание освободиться становится препятствием. Вот такие пироги
Проблема только в тех желаниях (стремлениях, намерениях), в основе которых жажда - жажда чувственных удовольствий (кама-танха), жажда существования (бхава-танха) и жажда несуществования или иного существования (вибхава-танха).
Если у человека в основе стремления к освобождению вибхава-танха, то она будет препятствием к освобождению.
П.С. Есть разные трактовки вибхава-танхи:
- жажда несуществования;
- жажда иного существования;
- жажда существования в мире арупа-локи. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Тут как бы получается логический тупик. С одной стороны стремление к освобождению во первых реально, потому что существует, во вторых как бы позитивно. И поскольку все желания рано или поздно осуществляются должно приводить к результату - освобождению.
С другой стороны человек не может освободиться, пока он привязан к своим желаниям. Тогда получается, что само желание освободиться становится препятствием. Вот такие пироги
Проблема только в тех желаниях (стремлениях, намерениях), в основе которых жажда - жажда чувственных удовольствий (кама-танха), жажда существования (бхава-танха) и жажда несуществования или иного существования (вибхава-танха).
Если у человека в основе стремления к освобождению вибхава-танха, то она будет препятствием к освобождению.
П.С. Есть разные трактовки вибхава-танхи:
- жажда несуществования;
- жажда иного существования;
- жажда существования в мире арупа-локи.
Поначалу и я думал где то так. Но потом понял что и это не так. Любое желание есть жажда. Нет абсолютного понятия "хорошо" или "плохо". Все в сансаре относительно.
Сначала человек пытается найти переменные идеалы и разочаровывается. Потом начинает искать константы, то есть абсолюты. И снова разочаровывается ибо в сансаре нет постоянных величин. Любые абсолюты цикличны, они лишь могут быть относительно стабильны в более значительных промежутках времени, которые кажутся нам бесконечностями. Бесконечности тоже иллюзорны и их невозможно принять за совершенный абсолют ибо рано или позно они видоизменяются, производят свои циклы. Ну и что с того что эта стабильность может существовать миллиарды лет? Все равно она развеется как мираж.
Отсюда ко мне пришло понимание того, что все существование в сансаре быссмысленно. Нет никакого проку даже задавать себе вопрос, существует что то или нет. Ибо его существование не имеет никакого значения. Как там говорят мудрецы если ты собрался войти в эту пещеру, то не стоит даже и мыслей оставлять о том, чтобы вернуться. А это только махашуньята. Но и сама великая пустота пуста сама по себе. И в ней не стоит искать идеалов и делать из нее абсолюта, поскольку сотворишь себе лишь область относительного комфорта где то в высших дхьянах мира неформ. Все это психические состояния той же сансарной бытийности.
Поэтому не соглашусь я с вами, что существуют хорошие и плохие желания. Разве что в узком смылсе для достижения каких то промежуточных целей брожения по уровням и этажам сансары
Конечно если в сообществе будут преобладать персонажи, взыскующие только высшего и идеального, и если такие будут навязывать остальным собственный дискурс, как бы требуя от всех такого же уровня воспарения и поиска, то тогда да, можно сделать вид, что вполне так "здоровых", "бодро-обывательских" поучений Будда не давал. Другое дело, будет ли такой путь оправданным. По моему нет, не будет, это получится перекос. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
№351721Добавлено: Пт 27 Окт 17, 15:26 (7 лет тому назад)
Разве в некоем высшем смысле имеют тогда самсарическое значение бессмысленность или смысл существования? Откуда вдруг бессмысленности такое предпочтение? Шуньята - это ведь никогда не представимое качество какой-либо пустотности,это не концепция, а плод практики.
№351722Добавлено: Пт 27 Окт 17, 16:03 (7 лет тому назад)
Насчет сообщества. Я о том, что простирается за взаимозависимость субъектов. "Пара", так сказать, как там пара гатэ, вообщем в этом понимании.
Насчет шуньяты про внекачественность так за то и речь. Насчет того что это плод практики не соглашсь. Это плод не только практики. И вообще, большой вопрос награди ли это за труды. Ибо практика ради практики суть иллюзия. Впрочем, сие лишь мое частное мнение
Шуньята - это ведь никогда не представимое качество какой-либо пустотности,это не концепция, а плод практики.
не плод практики, а плод определенного образа бытия (жизни)
практика наччинается и заканчивается.
а определенный образ жизни происходоит 24\7\365 и всегда постоянен, в случае если человек действитльно ИЗБРАЛ буддизм своим бытием (жизнью), а не практикой от случая к случаю.
Цитата:
Шуньята - это......... плод практики.
пусть будет так. но у шуньяты (как образа бытия) есть свои плоды.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы