И что с этим делать? А вот на этом уровне лекарство предлагает уже только Будда. Нужно учиться концентрировать внимание, препятствовать его рассеиванию. Умея это делать, хотя бы отчасти, можно дистанцироваться от всего процесса возникновения приятных/неприятных переживаний, эмоционального реагирования на эти переживания, и действий, обусловленных таким реагированием. Дистанцироваться, смотреть на этот процесс как бы со стороны, понимать его. Видеть ту принудительность, с которой он влечет к приятному, а затем толкает в погоню за этим приятным. И, дистанцируясь, видя, понимая, не давать безличному процессу человеческой психики порождать болезненные переживания.
Есть ведь еще и вариант трансформации внешнего сознания человека, чтобы оно выражало природу Будды? То нечто (природа Будды) на что Будда не дает указаний. Почему бы не продолжить эволюцию камень - растение - животное - человек и нечто дальше?
Продолжите, если хотите. Сами себе ответите, почему да, почему нет.
Все возникающее - прекращается
То что возникающее прекращается не противоречит идее эволюции. В том числе эволюции сознания.
А насчёт эволюции - не исключаю, что её можно и продолжить. Но сомневаюсь, что это поможет устранить безличный и непостоянный характер всех феноменов (а значит, и подверженность страданиям, порождаемую этой безличностью и этим непостоянством).
Возможно в этом заключается существенная разница. Для меня страдание это временный феномен. В принципе об этом ведь и Дхамма Будды - об устранении страдания. Значит это временный феномен, раз его можно устранить. Но почему то есть тенденция абсолютизировать страдание. А безличность и непостоянство нет с этим какой то большой проблемы на мой взгляд.
А насчёт эволюции - не исключаю, что её можно и продолжить. Но сомневаюсь, что это поможет устранить безличный и непостоянный характер всех феноменов (а значит, и подверженность страданиям, порождаемую этой безличностью и этим непостоянством).
Возможно в этом заключается существенная разница. Для меня страдание это временный феномен. В принципе об этом ведь и Дхамма Будды - об устранении страдания. Значит это временный феномен, раз его можно устранить. Но почему то есть тенденция абсолютизировать страдание. А безличность и непостоянство нет с этим какой то большой проблемы на мой взгляд.
Разумеется, страдание - это конечный феномен. Дхамма Будды именно о том, что страдание прекращается, путём прекращения жажды - тех самых реакций влечения-отвращения, порождаемых переживанием приятного/неприятного. А безличность - это безусловно проблема, потому что это ведь не только безличность природных процессов, происходящих вокруг нас (как это привыкли воспринимать европейские естественные науки). Это безличность самих переживаний приятного/неприятного, и безличность реакций на эти переживания. Другими словами, жажда возникает безлично - и тянет человека то туда, то сюда. А человек, если не развивает специально сосредоточенность и осознанность, в огромном большинстве случаев даже не замечает принудительной силы этой жажды, а описывает её задним числом как "я захотел". И испытывает последствия. _________________ Границы мира - это границы языка
№360637Добавлено: Вс 03 Дек 17, 21:39 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
проблема только в том, что, согласно буддизму, страдательность присуща абсолютно всему, и поэтому чтобы прекратить страдание - нужно прекратить все, в том числе и сам субъект страдания. оправдываются ли такие методы целью?
А насчет личности, тут вообще все запутанно. Потому как само понятие "личность" очень туманно. Личность нельзя представить автономно, саму по себе, она лишь проявляется относительно других личностей, это явление комплексное, динамическое. Поэтому мне не понятна позиция буддизма, почему человека в его комплексном физиологическо-психическом строении нельзя считать личностью. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
№360644Добавлено: Вс 03 Дек 17, 21:46 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
"А вот на этом уровне лекарство предлагает уже только Будда."
Человечество, для своего существования, не нуждается в этом лекарстве. И более того - приняв его, оно перестало бы существовать, если бы оно подействовало. Но оно не подействовало. Человечество переварило лекарство данное Буддой.
№360648Добавлено: Вс 03 Дек 17, 21:52 (7 лет тому назад)
Ёжик
так для того, чтобы существовать и не нужно лекарство. лекарство ведь принимают чтобы не болеть, а не для того, чтобы существовать. можно существовать, но при этом болеть.
правда лекарство Будда предоставил действительно интересное, с очень плохим побочным эффектом - прекращение бытия, ибо бытие, согласно буддизму, есть страдание, а страдание - бытие. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Разумеется, страдание - это конечный феномен. Дхамма Будды именно о том, что страдание прекращается, путём прекращения жажды - тех самых реакций влечения-отвращения, порождаемых переживанием приятного/неприятного. А безличность - это безусловно проблема, потому что это ведь не только безличность природных процессов, происходящих вокруг нас (как это привыкли воспринимать европейские естественные науки). Это безличность самих переживаний приятного/неприятного, и безличность реакций на эти переживания. Другими словами, жажда возникает безлично - и тянет человека то туда, то сюда. А человек, если не развивает специально сосредоточенность и осознанность, в огромном большинстве случаев даже не замечает принудительной силы этой жажды, а описывает её задним числом как "я захотел". И испытывает последствия.
Очевидно, что жажду нужно прекратить. Но ни каких других особенных выводов (типа что существование это страдание которое надо прекратить) мы очевидно на основании этого сделать не можем.
№360651Добавлено: Вс 03 Дек 17, 21:59 (7 лет тому назад)
СлаваА
а есть ли смысл в бытии без жажды (да и возможно ли тогда таковое)? где брать тогда мотивацию для деятельности? _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Последний раз редактировалось: shpiler (Вс 03 Дек 17, 22:00), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, СлаваА
empiriocritic_1900
"А вот на этом уровне лекарство предлагает уже только Будда."
Человечество, для своего существования, не нуждается в этом лекарстве. И более того - приняв его, оно перестало бы существовать, если бы оно подействовало. Но оно не подействовало. Человечество переварило лекарство данное Буддой.
"Человечество" не может никакие лекарства принимать или не принимать. Его принимать или не принимать могут только отдельные люди. И действовать оно может только на отдельных людей. Тех, кто осознаёт бессмысленность бесконечной репликации генов и мемов. И у этого лекарства вовсе нет цели прекратить существование человечества. Наоборот, само-то это лекарство стало одним из наиболее успешных, то есть, наиболее распространенных мемов (входит в первую пятёрку, наряду с христианством, исламом, секулярным гуманизмом и марксизмом - но две последние религии ещё и полтысячи лет не разменяли, так что насколько они успешны, ещё не ясно).
Принимая его, отдельные люди вносят вклад в его ещё большее распространение, а что получают взамен? Взамен они получают умение пресекать безличную, принудительно действующую жажду. Умея её пресекать, можно вести жизнь философа (то есть, человека, который выше всего ставит познание и чистую совесть). Ведя жизнь философа, можно побеждать боль, вызванную (неизбежными в жизни) потерями, и заблаговременным ожиданием этих потерь. Умея побеждать эту боль, можно наиболее достойно, и даже наиболее радостно, провести ту короткую жизнь, которую предстоит провести, прежде чем умереть.
P.S. И заметьте, я оставляю совершенно в стороне все рассуждения о следующих рождениях, потому что знаю, что Вы в них не верите. Но и без них Дхарма - это сильное и правильное учение (ср. AN3.65). _________________ Границы мира - это границы языка
СлаваА
а есть ли смысл в бытии без жажды? где брать тогда мотивацию для деятельности?
В брахмавихарах, конечно.
Впрочем, не переживайте - у всех, кроме арахантов, жажда есть - и продолжает мотивировать деятельность. Но даже умение её отчасти ограничить уже позволяет одних страданий избегать, а другие переживать с большим спокойствием, менее тяжело, чем они переживались бы при более сильной жажде. _________________ Границы мира - это границы языка
№360657Добавлено: Вс 03 Дек 17, 22:05 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
так вам лично что лучше, какой путь - ограничивать жажду и таким образом пребывать в более счастливом и гармоничном бытии, но, все же, не лишенном определенной доли страданий (связанных с физ. телом),
или полностью искоренить жажду, а вместе с ней и страдания, и, тем самым, прекратить бытие? _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Последний раз редактировалось: shpiler (Вс 03 Дек 17, 22:06), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Android
Ёжик
так для того, чтобы существовать и не нужно лекарство. лекарство ведь принимают чтобы не болеть, а не для того, чтобы существовать. можно существовать, но при этом болеть.
правда лекарство Будда предоставил действительно интересное, с очень плохим побочным эффектом - прекращение бытия, ибо бытие, согласно буддизму, есть страдание, а страдание - бытие.
Нет, никакого прекращения бытия это лекарство не влечет. Повторю то, что уже говорил где-то - Будда, достигнув пробуждения, существовать отнюдь не перестал, а существовал ещё 45 лет, до глубокой старости - и провел эти 45 лет довольно активно. Разница между арахантами и прочими людьми в том, что прочие люди умирают, будучи неудовлетворенными, желая существовать дальше - и как бы "фонят" этой неудовлетворенностью, заражая ею сознания вновь возникающих существ. А арахант своей жизнью доволен - он сделал всё, что нужно сделать, познал всё, что нужно было познать. Поэтому он, умирая, никакой неудовлетворенностью не фонит. _________________ Границы мира - это границы языка
прочие люди умирают, будучи неудовлетворенными, желая существовать дальше
на практике это не так. встречал многих престарелых людей, которые были всем удовлетворены, радостны и спокойны. осознавая, что после себя они воспитали и оставили хороших наследников, они могут спокойно встретить смерть. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы