№360871Добавлено: Пн 04 Дек 17, 03:11 (7 лет тому назад){клон темы} Личный опыт: почему медитация (и монашество) - это не начальная практика
(Цитирую Сергея aka SV или Zom. Взято отсюда. Интересная тема, скопировал её для тех, кто не хочет, или не может писать на том форуме. Raudex)
В очередной раз всплыла эта тема на форуме, и как будто специально в качестве ещё одного аргумента, на международном буддийском форуме появилось обращение (2 декабря) одного из западных монахов с 6-летним стажем, который расстригся, и рассказал почему это сделал. Что очень редко, кстати, происходит – в основном стесняются и замалчивают причины. И случай этот далеко не исключение из правил, как кто-то мог бы подумать, а наоборот – очень частый, обычный, вполне заурядный исход. В подавляющем большинстве случаев именно так и происходит.
Случай особенно показателен, так как человек стригся и практиковал в рамках современного трендового посыла о “правильной буддийской практике”, особенно распространённого именно на Западе, а не в традиционных буддийских странах. Тренд состоит в следующем: Чтобы достичь успеха в Дхамме, нужно:
1) как можно скорее постричься в монахи,
2) очень хорошо соблюдать Винаю,
3) очень много медитировать.
И тогда, как обещается, вы непременно достигнете в Дхамме великих духовных результатов.
Однако, жизнь показывает, что всё совершенно не так, и даже искренне практикующие по такому методу люди в конечном итоге не достигают ничего и не могут даже банально удерживать монашеские обеты, жить монашеской жизнью – не говоря уже о большем. В итоге они просто расстригаются и начинают жить “нормальной мирской жизнью” со всеми её мирскими привычными и типичными радостями и удовольствиями.
Причина – вовсе не в том, что они плохо практиковали, плохо изучали буддизм или сами по себе плохие и ни на что не способные люди. Причина – в том, что они люди неподготовленные. То есть, они сразу же брались за такие этапы практики, заниматься которыми следует уже с очень существенным опытом в Дхамме и с уже полученными в Дхамме духовными плодами, кои измеряются степенью чистоты собственного ума – в самом широком смысле – а на это могут уйти десятилетия искренней практики, или даже больше, для кого-то – целые жизни. Не даром, например, вступивший в поток может практиковать аж 7 жизней подряд, но достичь просветления лишь только к концу этого срока. А что если человек даже не вступивший в поток? Сколько реально времени ему понадобится, чтобы занятия медитацией действительно, как говорит Будда в Махасатипаттхана сутте, привели к арахантству или невозвращению если не за 7 дней, то хотя бы за 7 лет? Популяризаторы и “фанаты” медитации на все эти вопросы внимания даже не обращают, ведь это идёт вразрез с их духовным кредо. В итоге и сами сидят у разбитого корыта, и других призывают оказаться там же.
Привожу перевод сообщения этого экс-монаха целиком:
“Неделю назад я снял обеты и вернулся к “нормальной” жизни. Я был в монастырях и медитационных центрах 6 лет. Четыре года и шесть месяцев в монастыре Бодхиньяна (монастырь Аджана Брахма), два года был полным монахом (бхиккху), полтора года был саманерой, и ещё чуть больше года я бы анагариком (мирянин с 8 обетами, включая целибат). Больше года и шести месяцев я провёл в интенсивном молчаливом ретрите. А теперь пришло время уйти!
Почему? Три основных причины:
(1). После 6 лет проживания в разных монастырях и медитационных центрах я решил, что я – буддист, я – медитатор, но я – НЕ аскет, не тот, кто покинул мир. Мне просто не нравится аскетизм, оставление мирского мира. Мне нравится иногда выпить пива. Мне нравится музыка, фильмы, поэзия, хорошие книги. Мне нравится быть в компании женщин. Мне нравится ходить в походы в горы, ездить на велике, исследовать новые места, плавать в жаркий летний день, выращивать овощи в саду. Я бы хотел выйти под парусом со своим отцом, пока он ещё жив и достаточно здоров. Хочу пойти на прогулку с мамой, которой недавно исполнилось 70.
(2). Каждый год, когда я ещё был мирянином, мне нравилось приезжать в монастырь и оставаться там на несколько месяцев. Теперь же это стало ощущаться как “работа”. Мне нравилось медитировать, но теперь это похоже на работу, которая мне не так уж и нравится. Я бы хотел вернуться назад во времени, оказаться там, когда я любил ходить в монастырь и медитировать без давления и ожиданий других по отношению ко мне. Я хочу избавиться от этого чувства “обязанности” и “долга монаха”, обязанности “быть таким” или “сяким”. Нет возможности расслабиться, вести себя естественно. Я должен быть собранным, искусственным, постоянно, всё время. Нельзя рыгнуть при мирянах, нельзя громко посмеяться, нельзя промурлыкать приятную мелодию. Нельзя взять и куда-то побежать просто из-за переизбытка энергии. Нельзя простым и привычным образом невинно поговорить с женщиной. Мне нужно было притворяться “приятным”, но большую часть времени я не чувствовал себя “приятно” вовсе. Я “настоящий” человек, а не “приятный” человек. Я устал от отыгрыша роли “Сдержанного Аскета Бхиккху Тхеравады”. Я просто хочу быть собой. Я знаю, Аджан говорит: «Не пытайся быть идеальным монахом, будь собой” – но когда ты начинаешь так делать, люди недоумённо смотря на тебя, хмурятся, не одобряют.
(3). В своём родном городe у меня была отличная компания друзей. Мы заботились друг о друге. В компании, если у кого-то была чёрная полоса, появились проблемы, мои друзья были этим озабочены и всегда находился кто-то, кто бы ему помог. Мы были связаны. Было сострадание. Всегда был кто-то, кто мог бы рассказать что-то весёлое, посидеть до самой ночи… либо поболтать о какой-нибудь весёлой ерунде, целыми часами ни о чём, или же поговорить о высоком, о духовности, об эмоциях, взаимоотношениях. Мы действительно заботились друг о друге, помогали друг другу. В монастырях у каждого из нас было несколько настоящих друзей, но большинство были похожи на “работников”, “коллег”. Люди “приятные”, но ты проводишь с ними время лишь потому, что ты с ними “работаешь”. Этого недостаточно. Я хочу вернуться в компанию, которую бросил, выстроить заново дружеские связи.
Каков мой дальнейший план?
Вернусь в Новую Зеландию, устроюсь на временную работу, может, туристическим гидом. Затем год проведу в университете, чтобы получить диплом для преподавания в начальной школе, потом стану школьным учителем.
Куплю парусную шлюпку! Буду жить на ней, много плавать. Я бы хотел большую яхту, но бюджет позволит взять судно не больше 8,5 метров, с одной спальней, кухней, душем, туалетом. Это как жить в большом фургоне, но только плавучем.
В монастыре сказали, что я могу вернуться в любое время, я ушёл, сохранив хорошие отношения. Я всё ещё буддист, медитатор, просто не монах. Кто знает… может через несколько лет мне придёт напоминание о “бессмысленности реального мира”, может я ещё вернусь… может быть".
PS: Ещё раз напомню, что это далеко не первый случай и не исключение. Время от времени люди решаются-таки публично рассказать об этом и похожие сообщения я эпизодически встречаю на международном форуме. Они появлялись, появляются, и будут появляться. Хотелось бы, конечно, чтобы об этом говорили больше - но, понятное дело, тема болезненная для многих. Есть, конечно, сухие цифры статистики, показывающие, что единицы из сотен тысяч монахов остаются монахами, но цифры - это цифры, а детальный рассказ с объяснением причин - совсем другое.
Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5803 Откуда: Москва
№360873Добавлено: Пн 04 Дек 17, 03:19 (7 лет тому назад)
Сразу короткая реплика:
Цитата:
Я знаю, Аджан говорит: «Не пытайся быть идеальным монахом, будь собой” – но когда ты начинаешь так делать, люди недоумённо смотря на тебя, хмурятся, не одобряют.
Как это знакомо! В праве быть не очень хорошим монахом обычно отказывают, а меж тем ачан Брам ясно говорит, что нельзя перегибать палку если не готов. _________________ t.me/raud_ex
№360933Добавлено: Пн 04 Дек 17, 08:28 (7 лет тому назад)
Все верно, люди очарованные отречением чаще всего знают себя плохо и не знают, что будет, когда их жизнь станет простой и однообразной.
Но делать из этого какие-то особенные выводы о том, что начинать практиковать нужно после какой-то еще предварительной подготовки - как минимум самобытно. А упорствовать, отговаривая других от практики - и вовсе глупость. Ведь людям нужно вдохновение Дхармой. а не разочарование и уныние.
Нет вдохновения, возникло уныние - не следует обманывать себя. И не следует обманывать другим, возводя это разочарование и уныние в ранг универсальности и обязательности.
Путь отречения начинается с разочарования в жизни. Путь отречения труден, если не достигается успокоение ума, и прост, если достигается.
Вместо того, чтобы людей отговаривать, лучше поддерживать их вдохновение, но умерять ожидания.
Именно поэтому для меня самым памятным наставлением стало "программируй на 100%" _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№360940Добавлено: Пн 04 Дек 17, 08:52 (7 лет тому назад)Re: {клон темы} Личный опыт: почему медитация (и монашество) - это не начальная практика
Это как в армии. Хорошо побегать, пострелять денек, но когда попадаешь в казарму, то это уже не то... Протагонисту надо было просто привыкнуть, потерпеть, смирить выю.
Но, по-ходу посыл автора совершенно иной, -"даже тайская старушка достигает большего, чем западные медитаторы и пр".
Молиться, поститься и слушать монахов.
№360951Добавлено: Пн 04 Дек 17, 09:39 (7 лет тому назад)
Отношение к монашеству как к спорту, в котором показателем успеха служат достижения и результаты - корень проблемы. В нашем западном обществе, построенном на принципах конкуренции, борьбы и противостояния, корень этой дуккха так глубоко сидит, что... В общем, всё правильно сделал парень. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
А люди сейчас не очень серьезные и время более менее раслабленное(не везде).
Не готовы поставить все на кон отбросить все прелести жизни раз и навсегда.
Как ты не готовся всеравно будет тяжело(у большинства).
Трудно осуществить.
Трудно осуществить.
Трудно осуществить.
Вот в виннае кстати ведь есть же вспомогательный механизм когда наставник мотивирует отгаваривает не покидать монашесткую жизнь и ученик наставника также(все уязвимы)
Это не легко тогда было не легко и сейчас. _________________ Будда истинно просветленный,совершенный в знании и поведении,возвышенный,самый почитаемый,достигший блага.
не вижу вообще проблемы. побыл монахом, понял это не его. вернулся к обычной жизни. было бы хуже, если бы это было не его, а он по прежнему был монахом и причитал, как все плохо. я и говорю, что быть тру буддистом, это как пить неразбавленный спирт. большинству это не светит, поэтому если монашество не твое, займись делом - бизнес, работа, карьера - это вовсе не мешает заниматься медитацией. _________________ सर्वधर्मशून्यता
№360975Добавлено: Пн 04 Дек 17, 12:24 (7 лет тому назад)
Наблюдение у него, ИМХО, правильное - но то, что он, как всегда, рассматривает медитацию как исключительно монашескую практику - неправильно.
А если говорить о степени отречения, которую человек действительно готов реализовать, то естественно, что эта степень зависит от мотивации. А мотивация зависит от того, до какой степени человек видит дуккху - не в книжках, а именно в личном опыте. Не случайно ведь говорится, что есть три аспекта дуккхи (например, SN38.14).
Страдание, доставляемое непосредственным переживанием боли, знают все, не только люди, но даже и животные. Но боль продолжается не всегда. Избегать её, устранять её причины, облегчать её, терпеть её (в зависимости от того, что можно сделать в конкретной ситуации), далеко не всегда значит - отрекаться от мирской жизни, мирских удовольствий и радостей, и т.п. Чаще всего - не значит. Буддийские методы могут помочь и здесь (например, претерпевать боль, если ничего другого не остаётся), но в общем здесь здоровый образ жизни и медицина гораздо большую роль играют.
Страдание, доставляемое переменами, страдание от изменчивости и конечности всего в нашей жизни (и самой жизни в целом) осознаётся, по-видимому, только человеком. И то, не каждым, не всегда, и не в полной мере. Если мысли об этих переменах доставляют человеку слишком большое беспокойство, ранят его, преследуют, мешают жить, логичным выходом видится работа с эмоциями, доставляющими беспокойство. Здесь имеет смысл применять методы из буддийского арсенала, чтобы учиться замечать возникновение этих эмоций, и отстранять их. Но мотивации для настоящего, бесповоротного отречения от мира нет и здесь. То есть, конечно, люди могут уходить в монахи и без такой мотивации - но тогда у них в монашестве будет много проблем, много препятствий, которые придётся героически претерпевать и преодолевать.
А полноценную мотивацию для отречения создаёт уже видение страдания, доставляемого обусловленностью. Когда человек наблюдает (притом не время от времени, а постоянно наблюдает, имеет такой устойчивый навык), как чувственные восприятия и умственные представления почти автоматически (или, во всяком случае, закономерно, обусловленным образом) переживаются как приятные/неприятные/нейтральные и столь же закономерно порождают реакции, в том числе жажду. Когда он не просто знает, что жажда часто приводит к дурным последствиям, но и само её возникновение переживает как нечто безличное, практически принудительное, и потому тягостное - вот тогда у него возникает мысль, что всё обусловленное - тягостно, и что невозмутимость - лучше (как у бхиккху, описанных в MN152). И вот тогда появляется реальное стремление отбросить все оковы и пребывать в невозмутимости. _________________ Границы мира - это границы языка
№361091Добавлено: Пн 04 Дек 17, 19:26 (7 лет тому назад)
А в чём тут момент дискуссии?Видимо у человека была слабая мотивация,раз он ходил в монастырь как на работу. Быть монахом - это призвание,не всем это дано. В контексте того что написано вообще сложно дать вывод. Не понятно на сколько устремлённым вообще был этот человек и чего от монашеской жизни хотел. Он лишь описал так сказать финал этой пьесы.
№361117Добавлено: Пн 04 Дек 17, 19:58 (7 лет тому назад)
Если тут вопрос в цепочке нравственность=>медитация,то он стоять в принципе не должен,т.к человек 6 лет жил нравственной жизнью монаха,что уже говорит о многом.Фактически у него было 6 лет практики нравственности по винае,а это очень серьёзная практика нравственности,которую трудно "отработать" в мирской жизни. Ушёл он не из-за недостатков в нравственности. Но это всё домыслы,т.к фактически ничего из того отрывка, что был приведён выше, кроме того что монашество - это не его стезя,понять нельзя.
Наблюдение у него, ИМХО, правильное - но то, что он, как всегда, рассматривает медитацию как исключительно монашескую практику - неправильно.
Тут я отвечу отчасти тоже "от имени SV" (сам он здесь не пишет же), ради точности формулировок надо заметить, что SV уж всяко не рассматривает бхаваны "как исключительно монашескую практику". Насколько я знаю, так вопрос никто не ставит вообще. SV говорит о поэтапной практике и необходимости подготовки (очищения ума) перед тем как погружаться в психотехники. И он прав в этом, это верная каноническая последовательность. С наличием чивары он этот аспект не связывает. Даже наоборот, он продвигает идеи, что вопросу формального монашества не стоит придавать большого значения. И что любой мирянин может (и более того, что любому мирянину полагается к этому активно стремиться) подготовить себя к бхаванам, потратив на это время и силы, и потом заниматься оставаясь в миру. То есть чавара не критерий, критерий (по версии SV) - именно подготовка.
Это для меня чивара в какой-то мере критерий. И то без всяких строгостей я это толкую, очень мягко. В том смысле. что Будда нас мирян не особенно к бхаванам зовет. Ясно, что нет в этом деле запретов, но есть сутты, которые следует рассматривать как предостережение. Как доброе пожелание не бросаться сгоряча, и "не зная броду"...
Недавно перечитывал и наткнулся на сутту АН 6.117. http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an6_117-kayanupassi-sutta-sv.htm Всё четко и ясно. Казалось бы сати первого уровня - "тело в теле", неужели тут хотя бы нет полного демократизма? А вот нет. Согласно Будде, тот кто не привел себя в соответствие 6 перечисленным требованиям - не способен созерцать тело в теле. Не значит, что кому-то это запрещено. Кто хочет - пусть пробует, но остается вопрос - а осмысленно ли это в принципе для тех, чей образ жизни пока не способствует? (речь о 98% современных мирян-буддистов) Формулировка звучит достаточно строго- "не способен созерцать", думаю и перевод здесь точный, такие выражения обычно легко переводятся с языка на язык без малейшей потери смысла. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
№361252Добавлено: Вт 05 Дек 17, 01:07 (7 лет тому назад)
Насколько я понимаю, в этой истории медитация не при чем - тут сыграли роль другие факторы. Так что касательно медитации история ничего не показывает. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы