Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

ABHIDHARMA-KOSA АК Рудой Островская

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

301788СообщениеДобавлено: Чт 17 Ноя 16, 16:23 (7 лет тому назад)    ABHIDHARMA-KOSA АК Рудой Островская Ответ с цитатой

400
Дхарма «бессознательное» — результат созревания (vipaka) бессознательного сосредоточения соответствующей ступени.
Бессознательные существа — это боги сферы Великого плода. Они обладают сознанием в моменты рождения и смерти. Они умирают, по-
скольку исчерпывается энергия бессознательного сосредоточения и нет возможности, пребывая в сфере Великого плода, накопить новую энергию для продления прежнего состояния. Сознание возвращается к ним, и они умирают в состоянии ни-неприятного — ни-приятного чувствования [ЭА,III, с. 148]. Родились они в данной сфере благодаря созреванию плода бессознательного сосредоточения, а новое рождение, исчерпав этот плод, обретают только в сфере чувственного мира и ни в какой иной.
Карма тех, кто рождается в сфере бессознательных богов, изживается в чувственном мире.

Затем рассматриваются два вида сосредоточения — бессознательное (т. е. йогическое сосредоточение, при котором возникает бессознательное состояние) и сосредоточение остановки функционирования сознания и явлений сознания. Этому посвящается карика 42.

Бессознательное сосредоточение (asamjnisamapatti) — это то, при котором отсутствуют сознание и явления сознания. Остановке сознания предшествует представление об «освобождении». Такое состояние обретается только тем йогином, который освободился от страстей сферы subhakrtsna (Целостного блаженства), но не более высоких сфер. Бессознательное сосредоточение достигается в последней дхьяне, т. е. на четвертой ступени йогического сосредоточения, которая есть сосредоточение сознания в одной точке (ekagrata). Именно вследствие этого и наступает прекращение развертывания сознания. Иогины стремятся к бессознатель-
ному сосредоточению, ошибочно отождествляя его с освобождением. Бессознательное сосредоточение кармически неопределенно (avyakrta) при обретении нового рождения, поскольку оно есть плод созревания (vipaka), т. е. благой или неблагой результат, который всегда связан с притоком аффектов. Относительно бессознательного сосредоточения говорится, что оно — исключительно благое, поскольку следствием его созревания выступают «пять групп» богов Сферы бессознательного, т.' е. обретение индивидуальности, которая соответствует этой сфере психокосма.
Следствие бессознательного сосредоточения есть upapadyavedaniya — то, чему надлежит сделаться содержанием опыта следующего рождения,
но не в этом рождении и не в отдаленных будущих рождениях.

401
Если йогин, достигший бессознательного сосредоточения, спонтанно утрачивает это состояние, то он, как полагают вайбхашики, с необходимостью входит в него опять и рождается среди живых существ сферы бессознательного. Это препятствует реализации «конечной необходимости» (niyama) —- безусловности обретения абсолютного блага (samyaktva).
Вхождение в состояние конечной необходимости обусловлено фактором формирования установки на достижение нирваны, которая и есть абсолютное, истинное благо. Иными словами, буддийский адепт должен принять истину страдания и стремиться к просветлению, а не к достижению бессознательных состояний и не к обретению нового рождения в сфере небожителей.

Ни у кого, кто входит в состояние бессознательного сосредоточения, не возникают будущие дхармы обладания этой дхьяной, поскольку достижение этого состояния требует каждый раз огромных сознательных усилий, т. е. не может достигаться на основе формирующих факторов.
Дхарма обладания бессознательным сосредоточением возникает синхронно этому состоянию и исчезает вместе с ним.
Другой вид бессознательного сосредоточения (карика 43) — это остановка деятельности сознания и явлений сознания (nirodhacittacaittanam).
Сосредоточение «остановки» (nirodhasamapatti) имеет своей целью достижение полного спокойствия, пребывания в состоянии santavihara
(полнейшего внутреннего спокойствия). Вхождению в данное состояние предшествует идея полного успокоения сознания, а не ошибочное представление о том, что бессознательное сосредоточение и есть выход из круговорота бытия, победа над сансарой. Сосредоточение «остановки» возникает на вершине существования (bhavagra), в той сфере, где нет «восприятия-концептуализации и невосприятия-неконцептуализации» (naivasamjnanasamjnayatanabhumi).
Это четвертая сфера мира не-форм, которая характеризуется отсутствием восприятия и невосприятия и называется вершиной мирского существования.

Сосредоточение «остановки» не бывает загрязненным аффектами или кармически неопределенным. Будучи исключительно благим, сосредоточение «остановки» либо не порождает следствия, либо дает такое следствие, которое реализуется в следующей или более отдаленных формах рождения. Последнее происходит тогда, когда между существованием в чувственном мире, в процессе которого и порождается данное сосредоточение, и существованием в мире не-форм, которое и есть следствие этого сосредоточения, вклинивается существование в мире форм [SAKV, с. 161]. Сосредоточение «остановки» возникает только у благородных
402
буддийских личностей, поскольку на него отваживаются лишь те, кто стремится к достижению нирваны в данном, а не в другом рождении.

Однако сосредоточение «остановки» не может быть достигнуто посредством отрешенности, поскольку оно требует приложения усилий.
«Обладание», т. е. формирующий фактор, обусловливающий это состояние, не бывает прошлой или будущей дхармой, поскольку практика сосредоточения «остановки» связана исключительно с силой сознания.
Но Бхагаван обретает это сосредоточение без усилия.

Но здесь возникает вопрос: каким образом Бхагаван, если он предварительно не обрел сосредоточение «остановки», обретает освобождение от препятствий-аффектов и препятствий к сосредоточению в момент возникновения знания факта уничтожения страдания? Ответ состоит в том, что освобождение достигается благодаря свойственной буддам способности входить в состояние сосредоточения «остановки» по одному лишь желанию


Таким образом, суммарные тридцать четыре момента вполне достаточны, поскольку у бодхисаттвы более не существует аффектов предшествующих сфер существования. В этот промежуток времени между постижением истин и восемнадцатым моментом оставления вершины существования не возникает качественно иного состояния сознания, но нельзя согласиться с тем, что сосредоточение остановки сознания наступает прежде, чем возникает знание факта уничтожения страдания. Перед тем как бодхисаттва входит в состояние постижения Благородных истин, он все еще остается в статусе обычного человека (prthagjana) и, пребывая еще в этом статусе, отрешается посредством мирского пути от аффектов всех сфер существования, кроме bhavagra (вершины существования).

Восемнадцать моментов образуют ту последовательность, которая исключает появление иноприродных (visabhagacitta) — мирских, загрязненных — со-
стояний сознания, например желание войти в состояние сосредоточения «остановки». Таким образом, бодхисаттва, пребывая на стадии обучения (saiksa), т. е. еще не достигнув статуса архата, не входит в состояние сосредоточения «остановки» в промежутке между постижением Благородных истин (satyabhisamaya) и восемнадцатым моментом оставления «вершины существования». Таково объяснение кашмирских вайбхашиков.

Иноземные учители полагают, что бодхисаттва не меняет своего намерения (abhipraya) достигнуть уничтожения аффектов, потому что он дости-
гает поставленной цели за одно непрерывное «сидение», т. е. не прерывая состояния йогического сосредоточения. Намерение бодхисаттвы, выраженное формулой «я не прерву свою асану до тех пор, пока не достигну уничтожения аффектов», означает строгую нацеленность на обретение просветления (bodhi). Это намерение реализуется в процессе непрерывного пребывания в четвертой дхьяне, признаки которой — aninjya (неколебимость) и Глубина проникновения [L'AK, VI, с. 177].

На этом данная дискуссия завершается, и Васубандху снова возвращается к проблеме сопоставления бессознательного сосредоточения и сосредоточения «остановки».
И бессознательное сосредоточение, и сосредоточение остановки сознания, несмотря на множество различий, сходны в том, что оба свойственны чувственному миру и миру форм, точнее, они свойственны живым
404
существам чувственного мира и мира форм. Те, кто отрицает возможность бессознательного сосредоточения в мире форм, вступают в противоречие с каноническим текстом — Джнянапрастханой. Васубандху приводит соответствующий фрагмент из Джнянапрастханы — базовой шастры канонической Абхидхармы сарвастивадинов (вайбхашиков), чтобы подтвердить, что оба эти сосредоточения свойственны и чувственному миру, и миру форм.
Далее указывается на различие в этих типах сосредоточения. Сосредоточение «остановки» первоначально возникает у людей, а уже затем в мире форм — у тех, кто утратил способность к этому сосредоточению, пребывая прежде в человеческой форме рождения. Опираясь на положения Удайи-сутры, Васубандху разъясняет возможность утраты сосредоточения «остановки». Вопрос о возможности такой утраты возникает в связи с тем, что в одних канонических текстах говорится о том, что сосредоточение «остановки» относится к «вершине существования», а в других — что это сосредоточение может практиковаться теми, кто рождается в мире форм в божественном теле, сотворенном из разума (divye manomaye kaye).

Васубандху приводит в этой связи образец дискуссии между саутрантиками и вайбхашиками. Согласно саутрантикам, в некоторых случаях состояние сосредоточения остановки сознания может быть утрачено, но они не допускают возможности того, чтобы святой сошел с Благородного пути, как то считают вайбхашики. Для тех, кто впервые практикует созерцание, направленное на достижение сосредоточения остановки сознания, существует канонически предписанная последовательность: девять сосредоточений сменяют друг друга. Здесь имеются в виду четыре дхьяны, четыре типа сосредоточения мира не-форм и сосредоточение остановки сознания. Но для тех, кто уже овладел йогическим мастерством, это правило не является обязательным: они могут по желанию миновать те либо иные ступени.

Васубандху выявляет шесть типологических различий между бессознательным сосредоточением и сосредоточением остановки сознания
Во-первых, эти типы сосредоточения различаются по ступеням: бессознательное сосредоточение связано с четвертой дхьяной, а сосредоточение «остановки» — с высшей сферой существования.
Во-вторых, бессознательное сосредоточение практикуется с ошибочной целью обрести таким неадекватным путем освобождение, а сосредоточение «остановки» — в целях успокоения сознания. Это — различие относительно целей данных практик.
В-третьих, есть различие относительно статуса практикующих: бессознательное сосредоточение практикуют обычные люди, не достигшие статуса благородной личности, сосредоточение «остановки» практикуют благородные.
405
В-четвертых, различие имеется и в результатах двух этих практик:
бессознательное сосредоточение погружает практикующего индивида в бессознательное существование, ошибочно принимаемое за выход из сансары, а сосредоточение «остановки» имеет своим плодом пребывание в высшей сфере существования.
В-пятых, эти типы сосредоточений различны и по кармическому следствию: следствие бессознательного сосредоточения с необходимостью наступает в ближайшем рождении, следствие сосредоточения «остановки» с необходимостью наступает для анагамина и необязательно для архата.

В-шестых, эти сосредоточения различаются и относительно их первого возникновения: бессознательное сосредоточение впервые возникает и у людей, и у других существ чувственного мира и мира форм (т. е. у богов), сосредоточение «остановки» возникает впервые только у тех, кто обрел человеческое рождение и сознательно ориентирован на достижение нирваны.

Обычные люди не могут вызвать у себя сосредоточение остановки, ибо они боятся самоуничтожения, ведь это сосредоточение порождается только силой Благородного пути и на него отваживаются лишь те, кто устремлен к нирване еще при данной жизни.
Хотя оно и возникает только у благородных, тем не менее оно не может быть достигнуто посредством отрешенности.
— А чем же тогда?
Оно достижимо посредством приложения усилий.
Сосредоточение остановки может быть обретено только посредством приложения усилий . «Обладание» им не бывает ни прошлым, ни будущим, так как его практикование связано исключительно с силой сознания.
— А Бхагаван также обретает это сосредоточение благодаря прило-
жению усилий?
44. У Мудреца оно достигается благодаря просветлению, Будды-Бхагаваны достигают этого [сосредоточения] одновременно с возникновением знания факта уничтожения [страдания], ибо для Будд не существует ничего, что требовало бы приложения усилий. Совокупность всех совершенств возникает у них по одному лишь желанию; поэтому все обретается ими благодаря полной отрешенности.
— Каким образом в таком случае Бхагаван, не входя предварительно в сосредоточение остановки [сознания], становится в момент воэникнове
483
ния знания факта уничтожения [страдания] освобожденным в двух отношениях, [то есть освобожденным от препятствий-аффектов и от препятствий к сосредоточению]?
— Он становится таковым, будто вызвал это [сосредоточение] благодаря своей способности [входить в него по желанию].

485
Согласно последователям других школ, сосредоточение остановки
[сознания] также относится к четвертой дхьяне и не может быть утраче-
но. Однако именно с этим и нельзя согласиться.
— Почему?
— Потому что в сутре сказано: «Девять сосредоточений последовательно сменяют друг друга» .
— Если это установленная закономерность, то почему бывают сосредоточения типа «перехода», [при которых йогин последовательно прохо-
дит все ступени сосредоточения сначала в прямом порядке, а затем в обратном]19?
— Такое правило существует только для тех, кто практикует
[йогическое сосредоточение] впервые. Тот же, кто овладел полным мастерством, входит в состояние сосредоточения, минуя те или иные его ступени по желанию.
Таким образом, между двумя этими сосредоточениями существует различие относительно ступеней, поскольку [бессознательное сосредоточение] связано с четвертой дхьяной, [а сосредоточение остановки сознания] — с высшей сферой существования.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Ответы на этот пост: Ю, Смит
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ю



Зарегистрирован: 02.05.2015
Суждений: 605

301860СообщениеДобавлено: Чт 17 Ноя 16, 22:05 (7 лет тому назад)    Re: ABHIDHARMA-KOSA АК Рудой Островская Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
400
бессознательного сосредоточения соответствующей ступени.

Шо за бредятина ? Как можно бессознательно сосредотачиватся ?  Shocked


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

301941СообщениеДобавлено: Пт 18 Ноя 16, 17:58 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В некотором смысле омрачения и есть "бессознательное сосредоточение". Очень грубо говоря, конечно же.

Например, когда человек о чем-то тревожится и пытается отвлечься, внимание снова и снова возвращается к предмету тревоги.
Тут "бессознательно" синоним, скорее, слова "невольно", помимо воли или против воли.

Проблема подобных грубых определений в полисемантике используемых слов. Люди могут себе нафантазировать по этим словам самые разные контексты.

"Бессознательное" это слово, которое обычно применяется в случае "было сознание, пропало, потом вернулось". В бытовом смысле.

Однако в более тонком смысле человек не отдает отчета своим мыслям, речам и действиям даже тогда, когда сознание формально присутствует. Просто оно увлечено чем либо и это что-либо создает виртуальную ситуацию. Ум "заигрывается", нет самоосознанности, нет бдительности к направлению внимания.

Любое сосредоточение является поглощением внимания.
Правильное сосредоточение является поглощением внимания бдительностью к возникновению и прекращению.

То есть не что-то особенное и необычное, а лишь примененное определенным образом.

В таком применении (практике) есть свои особенности и ловушки. Будда и великие учителя помогают ученикам такие ловушки обнаружить и преодолеть.

Но те, кто не практикует методически правильное сосредоточение может воспринимать наставления учителей чисто концептуально, не применяя их к своему опыту сосредоточения и оттого выстраивать разнообразные модели учения, далекие от реальности. Чем сложнее - тем дальше.

Поэтому что-то может казаться бредом из-за разрыва сложившегося шаблона.

В данном тексте "бессознательное сосредоточение" имеет смысл "машинального" или натренированного, постпроизвольного. Это как мы машинально можем дышать, идти, вести автомобиль, выводить буквы ручкой, играя мелодии на музыкальных инструментах, вслепую набирая на клавиатуре и т.п.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Смит
Гость


Откуда: Moscow


301947СообщениеДобавлено: Пт 18 Ноя 16, 20:31 (7 лет тому назад)    Re: ABHIDHARMA-KOSA АК Рудой Островская Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:

Бессознательное сосредоточение (asamjnisamapatti) — это то, при котором отсутствуют сознание и явления сознания.
Т.е., отсутствуют  все скандхи, следовательно, вся дуккха.
Действительно, зачем усложнять буддизм какой -то праджней.


Ответы на этот пост: Си-ва-кон, Morfius
Наверх
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

302037СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 15:36 (7 лет тому назад)    Re: ABHIDHARMA-KOSA АК Рудой Островская Ответ с цитатой

Смит пишет:
Си-ва-кон пишет:

Бессознательное сосредоточение (asamjnisamapatti) — это то, при котором отсутствуют сознание и явления сознания.
Т.е., отсутствуют  все скандхи, следовательно, вся дуккха.
Действительно, зачем усложнять буддизм какой -то праджней.

Это взгляд тиртхиков, которые не понимали, что это состояние - анитья, а не вечное избавление от страданий (последует новое рождение, но через  большой промежуток времени, который тиртхики спутали с вечностью).
Достижение этих миров - не цель буддистов, а промежуточный этап на их пути к локоттара-марге, который начинается выше бхавагры

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Ответы на этот пост: Смит
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

302041СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 16:00 (7 лет тому назад)    Re: ABHIDHARMA-KOSA АК Рудой Островская Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
400
бессознательного сосредоточения соответствующей ступени.

Шо за бредятина ? Как можно бессознательно сосредотачиватся ?  Shocked

явления сознания (четасики) порождают карму, взаимообусловленно проявляются нама-рупа.  Когда нет явлений сознания, нет четасики - прекращены citta-vritti, карма не созидается (ни благая, ни не-благая), но такое пребывание заканчивается с исчерпанием благой кармы, "поддерживавшей" такое существование

Нет объекта - нет явлений сознания, нет самого сознания самджни, речь о ней, о знаково-содержимом контенте, присущем только обусловленным мирам, а что такое недвойственное видение - нам недоступно, мы можем наблюдать лишь "бревно"

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Смит
Гость


Откуда: Moscow


302043СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 16:21 (7 лет тому назад)    Re: ABHIDHARMA-KOSA АК Рудой Островская Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
Смит пишет:
Си-ва-кон пишет:

Бессознательное сосредоточение (asamjnisamapatti) — это то, при котором отсутствуют сознание и явления сознания.
Т.е., отсутствуют  все скандхи, следовательно, вся дуккха.
Действительно, зачем усложнять буддизм какой -то праджней.

Это взгляд тиртхиков, которые не понимали, что это состояние - анитья
Это взгляд особо тупых тиртхиков, которые не понимали, что любое состояние - анитья.
Наверх
Росс
Гость





302053СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 17:15 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Асамджнясамапатти - это не бессознательное, а безпонятийное, безобразное сосредоточение. Это простая, обыкновенная медитация на выявлении ума , не имеющего выражения в чувствах, образах, ощущениях, представлениях, понятиях. Без неё невозможно продвижение в практике. Останется только болтовня , типа дроновской.
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48467

302054СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 17:20 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Если точный смысл не известен, то его надо придумать?
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Росс
Гость





302055СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 17:23 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Не имеющие опыта дхияны - не знают, что глубокая дхияна не обязательно уводит практикующего от реальности. Вся "внешнесть" остаётся, но становится прозрачной, неважной. Если мышление, образы, чувства и т.д. останавливаются, то это не означает, что человек вырубается. Тупой, тупо привязанный - да, как и вероятно , животное. Остаётся чистое осознание пространства всех этих выразимостей. Это хорошее, приятное, умироттворённое состояние, в коем присутствует однако его наблюдающий и переживающий. Это элементарная дхияна, где-то условно 4я-7я. Не знать и не поддерживать такой опыт и толковать о буддизме - это смешно.
Наверх
Росс
Гость





302056СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 17:25 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Что такое самджня, КИ? Что такое А? Что такое самапатти?
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48467

302058СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 17:27 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Не обращали внимания, что никто и никогда в буддийских шастрах и комментариях не аргументирует опытом своих дхьян и своих достижений? Ни Нагарджуна, ни Асанга, ни Васубандху, ни прочие?
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48467

302059СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 17:32 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

« [2] What is the attainment of non-perception (asamjnisamapatti)?
It is a designation indicating the cessation (nirodha)
of the unstable mind and mental activities
(asthavaranam cittacaitasikanam)
by means of attention (manasikara) preceded by
the perception of release (nihsaranasamjna) in a person who is
free from craving (vltaraga) in the "wholly pure" state (subhakrtsna),
but who is not yet free from the craving beyond that.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

302062СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 17:49 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Не знаю, что за источник. Гугл выдал:

Асампраджнята самадхи. Сатьянанда Сарасвати

Сутра 18: Определение асампраджнята самадхи

Vira̱mapratyaya̱bhya̱sapu̱rvah samskara̱shes̤anyah

Vira̱ma — останавливание;
pratyaya — содержание ума;
abhya̱sa — продолжаемая практика;
pu̱rvah — проходящий перед;
samska̱rashes̤a — в котором остаются только следы;
anyah — другое самадхи.

Другому самадхи - асампраджнята - предшествует непрерывное занятие по останавливанию содержания ума. В нем ум остается в форме следов.
В отношении этого вида самадхи существует одна неправильная концепция, созданная интеллектуалами. Нам следует четко понимать, что всякое углубление сампраджнята самадхи сопряжено с состоянием асампраджнята самадхи и что последняя не есть нирбиджа самадхи. Асампраджнята самадхи принадлежит к категории сабиджа самадхи.
Нирбиджа самадхи является самым высоким типом, и поэтому обе: и сампраджнята, и асампраджнята — есть разновидности сабиджа самадхи. Когда духовный последователь выходит из области дхьяны и входит в самадхи, это особое состояние известно как витарка сампраджнята. Если совершенствоваться в ней, далее следует асампраджнята. Следующая стадия — это вичара сампраджнята, за которой снова следует асампраджнята. Подобное происходит и с ананда и асмита самадхи. Асмита сампраджнята самадхи в конечном итоге достигает вершины в нирбиджа самадхи.

Вернемся к сутре. Вирам значит останавливание или совершение полной остановки. Пратьяя — это содержание ума. Наше сознание имеет нечто, на чем оно пребывает в течение концентрации.
Эта поддержка, которая может быть символом или определенной идеей, грубой или тонкой, и называется пратьяей. Когда вы медитируете на АУМ, форма АУМа для ума является пратьяей.
Аналогично и с другими символами. Иногда утверждается, что необходимо отсутствие символа, так как высшее бытие бесформенно. Но это только одна из разновидностей теологической и философской путаницы, созданной интеллектуалами. Действительно Бог, или высшее бытие, не имеет формы или образа, но в течение процесса медитации последователь должен иметь нечто, на чем его ум может покоиться.

Различие между сампраджнята и асампраджнята поэтому проясняется Патанджали. В асампраджнята самадхи нет осознания какого-либо символа. Это называется вирама пратьяя — прекращение осознавания символа. Но простое отсутствие символа не означает, что это асампраджнята. В асампраджняте за этим прекращением осознавания символа следует некое динамическое состояние сознания.
Это состояние лайя, которое приходит между витаркой и вичарой, вичарой и анандой и т.д., не свободно от самскар. Здесь сознание не статично, хотя символ и отсутствует. В самом протекании состояния лайя существует скрытый динамизм, называемый самскара. Когда самскара полностью заканчивается, сознание совершенно прекращается. Это состояние есть нирбиджа, потому что нет более необходимости в сознании.

Таким образом, асампраджнята обладает двумя определенными характеристиками: первая — отбрасывание пратьяи и вторая — присутствие самскары. Этому состоянию предшествует практика.
Практика включает состояние витарки, вичары и т. д. В витарка самадхи последователь сознателен к какому-либо объекту без осознавания чего-либо еще. Когда эта практика продолжительна, осознание этого символа — пратьяя также прекращается и это есть состояние лайя. Из этого состояния лайи последователь или восходит к следующему более высокому состоянию, или может возвратиться снова в состояние осознавания символа. Может даже случиться, что он вернется в состояние дхьяны или дхараны. Состояние асампраджняты похоже на состояние ниродхи. Из него можно или подняться в более глубокое состояние сознания, или вернуться назад в более грубое состояние. Это очень важно. Необходимо заметить, что когда вы вступаете в состояние витарка, личная сознательная сила воли перестает функционировать и вся сфера деятельности удерживается самскарами. Это то динамическое сознание, которое продвигает последователя дальше, и оно же снова переносит его назад в состояние дхьяны, дхараны и викшепы. Слово самскара может быть переведено как скрытые или дремлющие отпечатки, или прошлые впечатления. Возможно, это не совсем правильное значение. Самскара это семя, которое дает жизнь состоянию сампраджнята самадхи. После этого состояния семя иссякает, давая возможность появится нирбиджа самадхи.

Нирбиджа — совсем не состояние сознания. Это состояние, лишенное осознавания, лишенное сознания. Согласно йоге, сознание или осознание существует в форме движения или вибрации. Оно включает в себя и спокойствие. Таким образом, асампраджнята самадхи, в соответствии с этой сутрой, наступает тогда, когда остается только самскара, а осознание объекта отбрасывается благодаря практике (абхьясе).
Необходимо прояснить заблуждение, распространенное среди ученых, которые не практикуют самадхи, а рассматривают его интеллектуально. Заблуждение заключается в убеждении, что самадхи наступает, когда объектное осознание или осознание самскары в конце концов отбрасывается. В действительности это не совсем так. Сознание объекта не исчезает совершенно; оно только меняет слои нашего прошлого опыта. Обычное восприятие символа происходит сквозь эти слои, но когда посредством практики они растворяются, объект может быть виден совершенно ясно. Вот что происходит, когда ученик следует от витарки к вичаре и т. д. В дхаране объект появляется в виде некоего сформированного образца грубого сознания . В дхьяне существует образец сконцентрированного сознания. В витарка-самадхи — образец сознания за пределами ментальности, в вичаре — образец созерцательного сознания, в ананде — это образец осознания блаженства и т. д., но пратьяя сохраняется до конца. Она отбрасывается только кратковременно; тогда она называется вирама пратьяя. В асампраджнята самадхи пратьяя или осознание символа отбрасывается, но отсутствие содержания сознания очень кратковременно. Оно опять самовосстанавливается, но не в прежнем качестве.

Состояние осознания теперь может быть либо тоньше, либо грубее. Асампраджнята самадхи — это не непрерывное состояние. Это только промежуточное состояние, в котором сознание пытается выйти за свои пределы и перейти на другой план. Это подобно тому, как человек выходит из машины и садится в самолет. Это кратковременный период пересадки из одного транспорта в другой. Витарку или другие стадии, равно как и стадии асампраджняты, приходилось испытывать, можно сказать, большинству практиков. Единственная трудность заключается в том, что эти стадии нестабильны, они неустойчивы.
Поэтому никогда не следует просто отказываться от объекта или символа, чем бы он ни был: крестом, шива лингамом или любым другим подходящим объектом.
Следует с помощью продолжительной практики идти к более глубоким состояниям до тех пор, пока, наконец, не будет достигнуто состояние асампраджняты. Но это в действительности чрезвычайно трудно.


Последний раз редактировалось: Алексей_Михайлов (Сб 19 Ноя 16, 17:53), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48467

302063СообщениеДобавлено: Сб 19 Ноя 16, 17:51 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Еще куча чьих-то фантазий? Да еще и не буддиста? То есть, может быть схожий по звучанию термин с совершенно иным смыслом, даже если он вдруг и правильно комментируется.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16  След.
Страница 1 из 16

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.714) u0.014 s0.003, 18 0.017 [263/0]