Так вы схватываете смысл или свойства объекта? Что такое нимита?
Нимитта - это проясняющий признак. При распознавании чего-либо может быть много отличительных признаков, но они все отличают многое от многого. Нимитта - это то, что помогает избавиться от сомнений. Например МА?А может обозначать МАМА, МАША, МАРА, МАНА и т.п. Достаточное сочетание признаков проясняют ситуацию, устраняет сомнения. Это и называется нимитта.
Нимитта может выполнять как благую работу (проясняются факторы пути, фактора плода), так и неблагую (схватываются ненужные ассоциации, ошибочные образы)
Свойства объекта - это уже фрагменты смысла объекта. Объект же распознается не по свойствам объекта, а по отличительным признакам в опыте различения этого объекта от других.
Свойства - это сугубо рассудочное. Отличительные признаки - это когнитивное. Сначала распознается образ объекта, затем осмысливаются его свойства (в том числе имя, функция, отношения с другими объектами). _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Свойства объекта - это уже фрагменты смысла объекта. Объект же распознается не по свойствам объекта, а по отличительным признакам в опыте различения этого объекта от других.
В вики вот написано:
"Сво́йство (в философии, математике и логике) — атрибут предмета (объекта). Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты». Свойство можно рассматривать как форму предмета самого по себе, притом, что он может обладать и другими свойствами."
"Атрибу́т — существенный, неотъемлемый признак предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний) — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство, необходимый для её существования предикат[1]."
"Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга."
т.е. свойство объекта - это признак предмета (объекта).
Далее читаем в вики:
"По другому определению, свойство — сторона проявления качества. При этом не всякое свойство предмета (объекта) должно рассматриваться при определении качества: свойство у предмета может иметься, но при сравнении предмета с другими оно может не быть отличительным или существенным."
"Совокупность некоторых частных свойств предмета может проявляться в некотором обобщённом свойстве предмета (поглощаться обобщённым свойством). Например, «краснота» яблока — обобщённое свойство яблока"
Получается, что нимита - это схватывание отличительного, существенного признака (свойство) предмета, позволяющий его отличать от других предметов. Это длинное, а не короткое... Это мужчина, а не женщина. Интересно, у змеи и веревки при их отличии какой сущностный признак? Шевеление?
№314179Добавлено: Пн 13 Фев 17, 18:57 (8 лет тому назад)
Собствено я понял так. Если к примеру я плотник или дровосек, кто там спец по дереву. И я вижу на земле два одинаковых бревна. Совсем одинаковых. Вот чтобы их отличить, я заранее нарисовал краской крест на нем и вот только по этой нимите, отличительному признаку я смогу опознать необходимое мне дерево. Никаких идей, смыслов я тут не нахожу....
№314181Добавлено: Пн 13 Фев 17, 19:00 (8 лет тому назад)
Если определять объекты и свойства как данность - то в вики дано корректное определение.
А если рассматривать психику, как в ней происходит процесс навигации в психическом пространстве ситуаций, то признаки отличения зачастую не схватываются сознанием, а "схлопываются" при распознавании образа.
Рассмотреть этот процесс распознавания в деталях можно тогда, когда распознавание оказывается сложным процессом, длительным. Быстрое узнавание кажется чем-то естественным и простым. Трудно рефлексировать, что именно стало предметом схватывания образа, каков был путь распознавания. Когда Вы сейчас смотрите на этот текст, Ваша психика совершает большой объем работы, большую часть которой Вы не только не осознаете, но даже если попытаетесь осознавать, обнаружите, как это непросто.
|-| () Е ( /| |/| |/| ( |"| () /| |j 3 () |3 /-| "|" |j ( /| () >|< |-| () E |-| /-| |"| |/| ( /-| |-| |/| E
то Вы помучаетесь разибирая каждую букву.
В действительности, для большинства распознаваемых объектов вообще не рефликсируется никаких свойств. То есть, их можно рассудком вывести. Например, какие свойства и буквы Ю?
Думаете ли Вы об этих свойствах, когда распознаете эту букву в знакомых словах? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№314186Добавлено: Пн 13 Фев 17, 19:09 (8 лет тому назад)
Won Soeng
Так я и вижу это смешение работы рассудка и распознание объекта. Я же не против. Наверно, поэтому процесс распознавания и называют - схватыванием. Распознание объекта может идти исходя из его сущностных свойств, а если не помогает для рассудка, то и по специфическим свойствам. Но имеем ли мы право, приравнивать "санджня" - различение, к работе рассудка, ума? Ведану же не приравниваем и отделяем её при рассмотрении потока ума.
Собствено я понял так. Если к примеру я плотник или дровосек, кто там спец по дереву. И я вижу на земле два одинаковых бревна. Совсем одинаковых. Вот чтобы их отличить, я заранее нарисовал краской крест на нем и вот только по этой нимите, отличительному признаку я смогу опознать необходимое мне дерево. Никаких идей, смыслов я тут не нахожу....
Вы берете очень узкий пример. Но он хорош, потому что на практике он важен. Когда Вы впервые сознательно обнаруживаете вхождение в дхьяну, Вы "якорите" для себя некое переживание, чтобы в дальнейшем снова к нему возвращаться.
Идея и смысл этого - различать то, что еще не различимо. Бревна одинаковые и нет разницы, какое использовать. Но они различны. То, что Вы "не находите" идей и смыслов показывает лишь то, что на слова "идея" и "смысл" Вы возлагаете слишком много. Смысл - это умение оперировать чем-то, использовать это. Идея - рассудочное вовлечение в смысл, вместо прямого использования.
Это слишком распространенные понятия, чтобы как-то узко их ограничивать и "искать". Тем более - "не находить". _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Так я и вижу это смешение работы рассудка и распознание объекта. Я же не против. Наверно, поэтому процесс распознавания и называют - схватыванием. Распознание объекта может идти исходя из его сущностных свойств, а если не помогает для рассудка, то и по специфическим свойствам. Но имеем ли мы право, приравнивать "санджня" - различение, к работе рассудка, ума? Ведану же не приравниваем и отделяем её при рассмотрении потока ума.
Нет, не может ничего идти от сущностных свойств, потому что последовательность обратная. Сначала схватывается образ, и это отпечатывается ситуативно, и к этому возникает чувствование, а затем и жажда, и цепляние, и лишь вследствие цепляния выкристализовывается некая сущность, а уже от сущности порождаются рассудком сущностные свойства.
Все происходит именно из когнитивных различий. И даже взаимная обусловленность возникновения внимания от некоего предполагаемого образа не возникает, если нет когнитивных различий. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вы берете очень узкий пример. Но он хорош, потому что на практике он важен. Когда Вы впервые сознательно обнаруживаете вхождение в дхьяну, Вы "якорите" для себя некое переживание, чтобы в дальнейшем снова к нему возвращаться.
Плохой пример, лучше другой. Если я к примеру дровосек. Меня запустили в лес. Какие деревья мне нужно срубить? Те что помечены краской. Деревья то различны, но не совсем. В любом случае, по моему это все не относится к скандхе различения. Одно от другого важно отличать, иначе все бы казалось одинаковым. И не важно уже есть в этом идеи, смыслы или нет. Розенберг конечно хитер...но и крут.
№314195Добавлено: Пн 13 Фев 17, 19:35 (8 лет тому назад)
Пока Вы только сам себя запутываете. Различение не относится к скандхе различения Важность отличать - это уже привязанность, упадана. Никакой самозначимой важности отличения нет.
А Розенберг - это ученый, который жил 200 лет назад. Сейчас он без Вашей помощи и пикнуть не сможет.
Вы спросили про нимитту, поскольку посчитали, что это важный вопрос в контексте другой дискуссии.
А это всего лишь крохотный фрагмент более общего вопроса.
Можно коллекционировать знания и идеи и восхищаться крутостью тех, кто собрал большую, чем у Вас, коллекцию.
Но если инструменты не используются, они просто лежат и пылятся. Так обесценивается Дхарма.
Как Вам сейчас применить Ваше понимание нимитты? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№314197Добавлено: Пн 13 Фев 17, 19:39 (8 лет тому назад)
Won Soeng
Тут на форуме, я приводил картинку, где изображен некто (объект, образ). Лично я так и не смог определить женщина это или мужчина. Нехватает каких то свойств у объекта мысли...а провести тщательное дознание, для выяснения более частных свойств того человека я не мог. Хотя он мне и понравился (ведана).
Тут на форуме, я приводил картинку, где изображен некто (объект, образ). Лично я так и не смог определить женщина это или мужчина. Нехватает каких то свойств у объекта мысли...а провести тщательное дознание, для выяснения более частных свойств того человека я не мог. Хотя он мне и понравился (ведана).
Внимание направляется знанием о том, что "можно различить точнее". Когда Вы садитесь в медитацию, чтобы успокоить ум, Вам противостоит именно функция этого самого блуждающего внимания. Вам не нужно, но психика продолжает "уточнять".
А отдельные элементы обобщения интересны психике (приятное умственное чувство), потому что дает сильный отличительный признак для большой совокупности образов, что позволяет уточнять быстрее. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Но если инструменты не используются, они просто лежат и пылятся. Так обесценивается Дхарма.
Всё чаще и чаще начинает заходить речь о обесценивании и исчезновении подлинной Дхармы. И по моему, это как-то связано с системой Ашрам, в каком бы смысле мы это не понимали. Так что, резюмировать всё сказанное и не сказанное, можно интерпретацией слов, из одного художественного произведения:
"Глаза их были живыми, лица же непроницаемыми; они дожидались конца урока и в молчании расходились."
Так что спасибо за интересный диалог уважаемый Won Soeng и всех благ Вам.
№314251Добавлено: Вт 14 Фев 17, 10:51 (8 лет тому назад)
Когда кругом тупик
И нет просвета
Они вдруг опустились
Но не на колени
А совсем _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Нимита, это умственный образ. Воображение объекта - сначала так как его увидели глаза. Посмотрите на что-то. А теперь представьте это же в воображении. Это нимита. _________________ живите больше
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы