№96065Добавлено: Вт 12 Июл 11, 00:23 (13 лет тому назад)
Dhammajoti, Sarvastivada Abhidharma пишет:
An object domain (visaya) is to be distinguished from a cognitive object (älambana): A dharma, y, is the object domain of another dharma, x, if x exercises its efficacy (seeing, etc.) in y. On the other hand, a cognitive object is a dharma grasped by a thought or thought-concomitant, (i.e., when the cognitive object is grasped, a consciousness is generated correspondingly to it).18 Accordingly, whereas thought and thought-concomitants have both an object domain and a cognitive object, the sense faculties have only object domains.
Я так понимаю тут различается (чисто) материальный объект и объект сознания. Первый называется вишая, а второй аламбана и вишая. Из-за этого возможна путаница что такое вишая. То ли это чисто материальный объект (атомы, группы атомов), то ли это объект сознания (что дано сознанию). А с рупа-дхармами ещё сложнее так как там есть и чисто феноменальные вещи типа цвета, так к рупам принадлежит и голая метафизика типа махабхут. И конечно рупа-скандха должна была включать вообще все варианты рупы (в том числе и невидимая умственная авиджняпти-рупа какая-нибудь).
И ниже там приводится вообще три рупности "по препятствию" (pratighäta):
Цитата:
(1) [âvarana-pratighäta] Obstruction qua hindrance: When one material dharma occupies a location, another material dharma cannot arise in the same space. Two material dharma-s are mutually resistant or obstructive in this sense to each other.
(2) [visaya-pratighäta] Obstruction qua object domain: When a sense faculty (e.g., the eye) meets with its corresponding object domain (e.g., a visible) and its efficacy (e.g., seeing) is exercised, then it is said to be obstructed by that object domain inasmuch as its sphere of vision is at that time confined to that object. An example is cited from the PjS: the eye of a fish is obstructed by encountering a visible in water, not on land; the eye of a human is obstructed by a visible on land, not in water.
(3) [älambana-pratighäta] Obstruction qua cognitive object: When thought and thoughtconcomitants are so obstructed by — confined to — their cognitive objects.19
Т.е. просто материя, объект органа и объект сознания.
Так вот, это второй критерий "по препятствию" (pratighäta), а первый "по видимости" — 1. sanidarsana (сопутствует глазу), 2. sa-älambana (показывается тут и там). Всё это может означать рупу.
№96089Добавлено: Вт 12 Июл 11, 11:17 (13 лет тому назад)
Локализация в пространстве, это свойство именно объекта (пространственного, а не познаваемого).
Но есть чувственное, которое не локализовано в пространстве, однако приписывается определенной аятане (головокружение, шум неизвестно откуда, темнота).
Следственно, познание этого чувственного локализовано по аятане.
Следственно, может быть объектом (не поространственным, но познания).
Пример: познание " у меня звон в ушах" приводит звукрежа к целесообразным действиям (лечить уши, а не менять аппаратуру).
№96090Добавлено: Вт 12 Июл 11, 11:31 (13 лет тому назад)
Как я понял, "чисто материальный", то есть внешне реальный, это васту (объективная реальность). А вишая это максимум репрезентация васту, а не собственно васту.
Цитата:
Следственно, может быть объектом (не поространственным, но познания).
Вопрос не в этом, а в том, считать ли это видом чувственного познания в понятиях абхидхармы. Или же отнести к умственному. _________________ Буддизм чистой воды
№96121Добавлено: Вт 12 Июл 11, 15:40 (13 лет тому назад)
КИ пишет:
Единичное зрительное должно иметь определенность в пространстве (у ДДД очень строго это так, и в более ранних школах это тоже есть).
У ДДД наверняка diz (субъективное пространство, направление), а у древних akaza (метафизическая пустота).
Гм.
Что такое определенность единичного зрительного в пространстве?
№96122Добавлено: Вт 12 Июл 11, 15:55 (13 лет тому назад)
Дхармакирти:
Единичною сущностью называется такой предмет, по-
знавательное представление о котором изменяется в
зависимости от его близости или отдаленности.
Это дает абсолютное различие между мыслительным и чувственным. Всё что в мышлении, не может меняться от расстояния. _________________ Буддизм чистой воды
№96123Добавлено: Вт 12 Июл 11, 16:32 (13 лет тому назад)
Применим этот критерий!
Воображаемое чёрное познаётся неясно, а чувственное чёрное (к нему "приближаются" идя в тёмную комнату и там закрывая глаза) - познаётся ясно.
№96124Добавлено: Вт 12 Июл 11, 16:36 (13 лет тому назад)
Тут характеристика не ясность или неясность, а изменение ясности в зависимости от расстояния. Реальную вещь можно лучше рассмотреть, подойдя поближе. Представление о ней соответсвенно меняется. _________________ Буддизм чистой воды
№96149Добавлено: Вт 12 Июл 11, 20:01 (13 лет тому назад)
Изменится ли представление о солнце в случае приближения к нему? Достаточно ведь потенциальной возможности, и понимания принципа. Не предлагается проверять все вещи ходя от них и к ним. _________________ Буддизм чистой воды
№96153Добавлено: Вт 12 Июл 11, 20:41 (13 лет тому назад)
Цитата:
В опыте солнце не меняется от моего движения, значит не установлено, вещь оно или понятие.
От вашего не меняется, а от своего меняется. Утром оно дальше, а в полдень ближе. И при этом разное. 8)
Цитата:
Тогда это не строгий критерий, скорее пример теста на единичное видимое
Критерий строгий. Только это именно критерий, а не тест. ЕСЛИ приблизитесь к солнцу, то представление о нем поменяется?Да. К солнцу можно приблизится в принципе, это было ясно и древним (см. разные сказки) а к абстракции нельзя приблизится не в силу физических трудностей, а нельзя это сделать в ПРИНЦИПЕ.
Цитата:
(а общее видимое почему-то Д не интересует).
Этот вывод сделан по одному предложению? _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы