№243897Добавлено: Пт 29 Май 15, 21:37 (10 лет тому назад)Сознание в буддизме и квантовой физике - дискуссия в ИФ РАН
Событие - точка соприкосновения науки и буддизма - произошло в ИФ РАН и было инициировано благодаря М.Б. Менскому (1939-2015), физику-теоретику из института им Лебедева, но актуально оно может быть, конечно, только в развитых странах...
"10 сентября 2010 года в Москве, в зале заседаний Учёного совета Института философии РАН известные российские учёные обсудили с буддистами проблему сознания и реальности. На уровне академиков – руководителей ведущих научных учреждений страны - такая встреча произошла впервые. Что же свело за круглым столом с буддистами крупных российских физиков, нейрофизиологов и философов?
…
Доложить обзор темы попросили известного американского буддолога, имеющего, кстати, и докторскую степень по физике, Алана Уоллеса (B. Alan Wallace), Президента Института изучения сознания в Санта-Барбаре (США). Алан назвал свой доклад "The Role of Consciousness in the Natural World: Buddhist and Scientific Views".
Второй доклад, "Параллельные реальности в квантовом мире и квантовая концепция сознания" сделал Михаил Борисович Менский.
В качестве ведущих экспертов по теме согласились выступить
Е.П. Велихов - академик РАН, президент Российского Научного центра Курчатовский институт;
А.А. Гуссейнов - академик РАН, директор Института философии РАН,
В. В. Иванов - академик РАН, директор Института мировой культуры МГУ, директор Русской антропологической школы РГГУ;
С. В. Медведев - член-корр. РАН, директор Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН;
О. В. Руденко - академик РАН, зам. гл. ред-ра журнала «Успехи физических наук»);
В. С. Стёпин - академик РАН, научный руководитель Института Философии РАН);
Тэло Ринпоче - верховный лама Калмыкии;"
очень интересным в его концепции мне кажется то, что он, как физик-теоретик, исходя из своего видения и решения сугубо внутридисцплинарной проблемы (проблема измерения в квантовой механике) приходит не только к сознанию, но и к буддизму
восточные мистические учения в целом он рассматривает как экспериментальный подход и традиции исследования индивидуального сознания, буддизм особенно ценит за то, что а) его положения надо проверять на практике и б) в медитации буддисты стремятся достичь невербализуемого состояния на грани сознания и не-сознания (это его понимание и это ему очень важно в его концепции,)
то, что Менский оказался рядом с Уоллесом не случайно, т.к. Уоллес в своем проекте Шаматха как раз и реализует тот подход, за необходимость которого для физики в содружестве с гуманитариями ратует Менский
№243940Добавлено: Пт 29 Май 15, 23:30 (10 лет тому назад)
Да согласен. Менский, с совершенных на сей день научных высот прорывается туда, где бодхисатвы, по определению чуждые науке и рационалистичному(виджняна) мировозрению, разрабатывают и реализуют методы дальнейшего продвижения Человека к истинной реальности, конечно же не могут помочь или подсказать, или просто пообщаться с ним, исключительно по причине отсутствия согласованной, общей, хоть минимально конвенционализированной платформы философских ценностей.
То есть, буддистов представляли только Alan Wallace и высший священник Калмыкии? Поъоже, что в основномтам говорилось о квантовом сознании физиков.
Судя по списку ведущих экспертов по теме, которые согласились выступить, буддистов представлял еще и Тэло Тулку Ринпоче. Мне кажется, что шаджин-лама Калымкии как эксперт интересен не только тем, что он сказал на этой дискуссии, но и тем, что он дружен с Уоллесом и поддерживает его, как учителя буддийской медитации, приглашая его в Калмыкию
http://khurul.ru/?p=11108
Да согласен. Менский, с совершенных на сей день научных высот прорывается туда, где бодхисатвы, по определению чуждые науке и рационалистичному(виджняна) мировозрению, разрабатывают и реализуют методы дальнейшего продвижения Человека к истинной реальности, конечно же не могут помочь или подсказать, или просто пообщаться с ним, исключительно по причине отсутствия согласованной, общей, хоть минимально конвенционализированной платформы философских ценностей.
Философия и философские ценности – это, конечно, здорово, но Менский, исходя из проблемы квантового измерения, ставил проблему сознания в квантовой механике как междисциплинарную и призывал продвигать ее в содружестве с гуманитариями
Как именно, мне не очень понятно
Возможно, что какие-то конкретные импульсы могут исходить из тех практических направлений, которые, по его мнению, нуждаются в более глубоком осмыслении проблемы квантового измерения. Одно из них, если мне не изменяет память, это будущие квантовые компьютеры
То есть, буддистов представляли только Alan Wallace и высший священник Калмыкии? Поъоже, что в основномтам говорилось о квантовом сознании физиков.
Судя по списку ведущих экспертов по теме, которые согласились выступить, буддистов представлял еще и Тэло Тулку Ринпоче. Мне кажется, что шаджин-лама Калымкии как эксперт интересен не только тем, что он сказал на этой дискуссии, но и тем, что он дружен с Уоллесом и поддерживает его, как учителя буддийской медитации, приглашая его в Калмыкию
http://khurul.ru/?p=11108
вот это приятно, да, что верховный буддист калмыков водит дружбу с Эланом Уоллесом, профессором Стэнфорда, популярным лектором и пропагандистом тантрического буддизма. это даже удивительно, особенно в виду нынешней российской моды борьбы с западным влиянием.
http://www.alanwallace.org/
вот это приятно, да, что верховный буддист калмыков водит дружбу с Эланом Уоллесом, профессором Стэнфорда, популярным лектором и пропагандистом тантрического буддизма. это даже удивительно, особенно в виду нынешней российской моды борьбы с западным влиянием.
http://www.alanwallace.org/
в 2010 г Уоллес приехжал в Россиию после 25-летнего перерыва, ретрит в Калмыкии он проводил в 2012 г, до начала новой холодной войны с США и ЕС, а на плане Созерцательных Обсерваторий Россия, увы, пока белое пятно ...
№243980Добавлено: Сб 30 Май 15, 09:57 (10 лет тому назад)
Значит феномен Туринской плащаницы вполне обьясним с точки зрения квантовой физики?
Или речь идет сугубо только о буддийских артефактах, на другие конфессии квантовая физика не распространяется?
Значит феномен Туринской плащаницы вполне обьясним с точки зрения квантовой физики?
Или речь идет сугубо только о буддийских артефактах, на другие конфессии квантовая физика не распространяется?
Я не дочитал еще до конца книгу Менского (ссылка выше), в которой он полностью изложил свою модель, но, во-первых, он в целом принимает религиозные чудеса, в т.ч. и библейские, это его принципиальная позиция, во-вторых, он формулирует свое отношение к религиозным чудесам в самом общем плане: намерение человека может изменить вероятность появления событий, существенно увеличить ее – для очень маловероятных событий это выглядит как чудо и Менский вводит для таких событий спецтермин «вероятностное чудо». Однако он не приводит список вероятностных чудес (или я еще не дочитал до этого места, но думаю, что не приводит ), но подчеркивает, что если вероятность события ноль с точки зрения физики, то такое событие человек не может реализовать в принципе. Он также не приводит список религиозных чудес, физическая вероятность которых ноль, по его мнению (или я еще не дочитал до этого места, но думаю, что не приводит ).
Не надо слишком много хотеть от физика: объяснить сразу все или хотя бы какие-то серьезные религиозные чудеса – это через чур.
Обращаю внимание на то, что сказал в заключительном слове ведущий этой дискуссии В.А.Лекторский: поиск точек сопряжения современных исследований сознания и буддизма идет и приветствуется, более того, в лице Ф. Варелы, одного из отцов-основателей института ЕСДЛ (mindandlife.org), и в терминах соотнесения описаний от третьего (естественнонаучная традиция) и первого (интроспективная, в т.ч. и буддийская традиции) лица. Интересно, что именно этим занимается институт ЕСДЛ и Уоллес в своем проекте Шаматха
Цитата:
Могу сказать только то, что сама тема, как она была сформулирована: соотношение буддийской концепции сознания с тем, что делается в современной науке, очень интересна. Такого у нас не было, и в этой связи, я хочу продолжить то, что сказала здесь Виктория Лысенко. Я об этом сказал в начале, но может быть, меня не услышали. Что в самом деле очень много сделано в изучении сознания, и в нейронауках в частности. Это не просто "то, что никакого отношения не имеет к пониманию проблемы сознания", как было сказано одним из высупавших. Так я не думаю. И в самих этих науках тоже большие сдвиги идут, в том числе революционные. Многие специалисты считают, что в развитии когнитивной науки, которая уже существует три- десятка лет, был ряд этапов, и последний этап многие связывают с тем, что называется, "embodied mind"- то, что начал делать Ф. Варела. Вышла книга, написанная тремя авторами: Варела, Томпсоном, и Рош –- нейробиологом, философом и специалистом по когнитивной психологии. Это попытка принципиально нового понимания познания и сознания. И самое интересное, на что я хочу обратить внимание, -- это попытка сопрячь то, что делается в изучении сознания с позиции первого лица – с позиций феноменологии, в частности, -- с тем, что делается в когнитивной науке, т.е. рот изучении познания и сознания с позиции третьего лица, и вместе с тем с буддийским пониманием сознания.
Оказывается всё это можно совместить. Феноменология – это не совсем традиционная интроспекция, это попытка особого описания феномена сознания с позиции первого лица. И в рамках теории “embodied cognition” даётся совершенно новое понимание познания , используя ту концепцию, которую Варела сам изобрел и назвал "теория аутопоэзиса". То есть это не просто повторение того, что делалось в когнитивной науке раньше или в психологии ещё раньше. пятьдесят лет назад. Это новое понимание самих нервных процессов. Ф. Варела работал последние годы своей жизни во Франции. Сейчас эта концепции весьма популярна и в других странах. В частности, в США, где философ и специалист в области когнитивной науки Э. Кларк разработал собственную версию “embodied cognition”.
Это новый подход к пониманию познания, сознания, и самое интересное, что некоторые авторы (в частности, сам Варела) пытаются найти точки соприкосновения с буддийским пониманием сознания. Такого раньше не было. И вместе с тем, это интересно в другом отношении, -- это смыкание нейронауки, -- на новом этапе, -- с тем, что делалось в другой традиции -- в традиции связанной с интроспекцией, с феноменологией, чего не было на протяжении многих десятков лет.
Об этом можно много говорить, но, во всяком случае – это новый этап в исследовании познания и сознания. Как можно совместить, в самом деле, изучение сознания с позиции первого лица, и с позиции третьего лица? Поэтому, в самом деле, это очень интересно, и я вижу большие перспективы в обсуждении всего этого круга вопросов.
То, что сделано в буддизме, тоже открывает какой-то новый способ понимания субъективной реальности. И то, что мы здесь сегодня сделали за эти часы нашей работы, по-моему, это очень важный шаг. Надо продолжать об этом размышлять.
Проблема сознания -- одна из центральных проблем современной науки в целом, а главное, ее исследование может изменить в корне традиционные представления, сложившиеся и в философии, и в специальных науках: Это точка роста современной науки, философии и и культуры в целом.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы