№61162Добавлено: Пт 09 Янв 09, 10:55 (16 лет тому назад)Re: Раз есть действие, то должен быть деятель?
КИ пишет:
Это та логика, которой брахманисты пытались критиковать буддийскую анатмаваду. А те, в свою очередь, создали логику обходящуюся без подобного деятельного субъекта. Если признается обязательность деятеля для действия, то автоматически признается и атман. От этого никак не уйти, если специально не закрывать глаза.
В буддийской теории не деятель, а обсулавливающие факторы (самскары).
В адвайта-веданте Шанкарачарьи Атман хоть и существует, но не является деятелем.
Все учение и религии можно поделить по этому принципу предположения деятеля или же признания существования только самого процесса. Отсюда и персонализм и имперсонализм. Собственно доказать факт наличия самого деятеля никому пока, насколько мне известно, не удалось, т.к. мы можем видеть, чувствовать, воспринимать только действия... Теория о том, что за совокупностью действий стоит деятель основана лишь на предположении о его существовании... _________________ Те, кого труднее всего любить, больше всего в этом нуждаются.
№61163Добавлено: Пт 09 Янв 09, 11:03 (16 лет тому назад)
[quote="КИ"]
Цитата:
Если субъект обязателен, то он обязателен и для всего прочего - но только для того, что относится к относительной истине. В том числе и к ситуации обладания - обладаемое, обладание и обладатель. А на абс. уровне нет этих трех, поэтому нет и субъекта (не устанавливаются конечной, абсолютной праманой).
С позиции классического буддизма (любая абхидхарма - хинаянская и махаянская) атман не признается и на относительном уровне (паратантра-свабхва), а относится к полностью ложному (парикальпита-свабхава) - ведь нет такого феномена в опыте, и он не выводится логикой. Странно, откуда признание атмана на относительном уровне взялось в тибетской мадхьямике? Кто автор этого?
Напомню, что Майтрейа в Махаянасутраланкаре говрит о существовании "Высшего Я" или Махатмана. Чем это не Атман?
Что мешает Атману единому существовать на абсолютном уровне? _________________ Те, кого труднее всего любить, больше всего в этом нуждаются.
№61165Добавлено: Пт 09 Янв 09, 11:11 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
От использования терминов не меняется смысл.
Иногда один и тот же термин употребляется в различном значении.
Так например Шантидева в "Бодхичарья-аватаре" разносит тезис о существовании Атмана, но мало кто замечает, что он делает это в отношении концепции школы Вайшешика, а ведь понятие Атмана в Адвайта-веданте, например, совсем иное и тезисы, высказанные Шантидевой к нему неприменимы. _________________ Те, кого труднее всего любить, больше всего в этом нуждаются.
№61167Добавлено: Пт 09 Янв 09, 11:26 (16 лет тому назад)
Рауха
Некто (Н) сказал: Если нечто является умом, оно охватывается тем, основа чего не существует.
А: Верное познание; его основа не существует, так как оно является умом
Н: Согласен
А: Верное познание; его основа явления не существует, так как его основа не существует
Н: Не охватывается
А: Охватывается, так как основа явления является частным основы
Н: Согласен в вышестоящем заключении
А: Опосредованное верное познание (умозаключение) и непосредственное верное познание - оба; не существуют, так как являются основой явления верного познания
Н: Довод не обоснован (Опосредованное верное познание (умозаключение) и непосредственное верное познание - оба; не являются основой явления верного познания)
А: Опосредованное верное познание (умозаключение) и непосредственное верное познание - оба; являются основой явления верного познания, так как в "Сутре о верном познании" Дигнаги сказано: "Непосредственное [восприятие] и опосредованное [познание] - верное познание определяется двумя предметами рассмотрения". И в третьем разделе "Праманаварттики" Дхармакирти сказано: "Так как два предмета рассмотрения, то и верных познаний также два". И в этом же разделе говорится: "Поскольку видим, что верных познаний [только] два, исключаем одно, три и так далее". И в "Языке логики" Таржун Вепы сказано: "Слово "два" является отсекающим принятие одного [верного познания], трех, четырех, пяти, шести, семи и так далее".
Н: Согласен в вышестоящем заключении (Опосредованное верное познание (умозаключение) и непосредственное верное познание - оба; не существуют)
А: Если так, тогда: всеведение не существует, так как является верным познанием
А: Кроме того: Будда не существует, так как является верным познанием, приходим к этому, так как в «Сутре о верном познании» Дигнаги сказано: "Ставший верным познанием и стремящийся принести пользу живым существам".
Некто (Н) сказал: Если существует факт признания наличия знания, обязательно не существует его основы.
А: Факт признания наличия знания о мониторе; его основа не существует, так как он существует
Н: Согласен
А: Факт признания наличия знания о мониторе; его основа признания не существует, так как его основа не существует
Н: Не обязательно
А: Обязательно, так как основа признания является частным основы
Н: Согласен в вышестоящем заключении
А: Факт признания наличия знания о мониторе; он существует, но при этом знания о мониторе не существует, так как его (факта признания) основа признания не существует
Н: Не обязательно
А: Обязательно, так как знание о мониторе является основой признания факта признания наличия знания о мониторе
Н: Согласен в вышестоящем заключении
№61169Добавлено: Пт 09 Янв 09, 11:37 (16 лет тому назад)
Рауха
А: Опосредованное верное познание (умозаключение) и непосредственное верное познание - оба; не существуют, так как являются основой явления верного познания
Н: Согласен
А: Если так, тогда: всеведение не существует, так как является одним из видов непосредственного верного познания
№61171Добавлено: Пт 09 Янв 09, 11:55 (16 лет тому назад)
Цитата:
"Охватывается" означает второе свойство правильного довода. Вы, конечно, его знаете, но другим напомню на основе примера: понятие "елка" охватывается понятием "дерево".
То есть, я правильно предположил - "входит в общую категорию "атманы". Только тут другое отношение понятий - "обладатель" есть характеристика атмана (дерево есть характеристика березы). То есть, атман входит в общее "обладатели". _________________ Буддизм чистой воды
№61172Добавлено: Пт 09 Янв 09, 12:05 (16 лет тому назад)
Кайвасату пишет:
В адвайта-веданте Шанкарачарьи Атман хоть и существует, но не является деятелем.
Зато является абсолютным "обладателем".
Обладание есть свойство омраченное, прямо связанное с тришной. Поэтому, Атман-обладатель есть абсолютизированная омраченность, то есть понятие вредное и не ведущее к освобождению. _________________ Буддизм чистой воды
№61173Добавлено: Пт 09 Янв 09, 12:08 (16 лет тому назад)
Цитата:
Напомню, что Майтрейа в Махаянасутраланкаре говрит о существовании "Высшего Я" или Махатмана. Чем это не Атман?
В буддизме текст не является источником познания. И если нечто в некоем тексте противоречит системе, то этому никто не обязан следовать. Скорее всего, имеет место просто неверно понятая метафора (место из того текста я не помню). _________________ Буддизм чистой воды
№61174Добавлено: Пт 09 Янв 09, 12:23 (16 лет тому назад)
КИ
Вы пишете: "То есть, я правильно предположил - "входит в общую категорию "атманы". Только тут другое отношение понятий - "обладатель" есть характеристика атмана (дерево есть характеристика березы). То есть, атман входит в общее "обладатели"."
Правильно ли я понимаю, что существует тетралемма: 1. является атманом и не является обладателем, 2. является обладателем и не является атманом, 3. является и тем и другим, 4. не является ни тем, ни другим? - С этим я согласен.
Основы признаков: 1. Например, грубый атман - постоянный, единичный (не обладающий частями), самостоятельный, 2. "Просто обладатель" - как он понимается в Прасангике (после обоснования несуществования атмана умозаключением), 3. Обладатель, являющийся атманом (наделенный атманом) - как он понимается у атмавадинов, 4. Не относящееся к предыдущим трем.
№61175Добавлено: Пт 09 Янв 09, 12:28 (16 лет тому назад)
Цитата:
Правильно ли я понимаю, что существует тетралемма: 1. является атманом и не является обладателем, 2. является обладателем и не является атманом, 3. является и тем и другим, 4. не является ни тем, ни другим? - С этим я согласен.
Нет, про чатушкоти не было даже намека. Обладатель есть характеристика атмана. Абсолюный обладатель есть атман. Тезис "раз есть обладание, то должен быть обладатель", который выводится из "раз есть действие, то должен быть деятель", если принимается за верный, легко ведет к выводу о наличии абсолютного обладателя. То есть, этим тезисом доказывается атман.
Цитата:
"Просто обладатель" - как он понимается в Прасангике
Непонятно, что это такое. _________________ Буддизм чистой воды
№61176Добавлено: Пт 09 Янв 09, 12:30 (16 лет тому назад)
КИ
В первой основе признака: атман - постоянный (не обладающий действиями, в т.ч. и действием обладания), единичный (не обладающий частями), самостоятельный.
В третьей основе признака: Обладатель, являющийся атманом (наделенный атманом) или атман, обладающий и действиями (в т.ч. и действием обладания), и частями (в любом варианте - "как Девадатта ушами или как Девадатта коровой").
№61177Добавлено: Пт 09 Янв 09, 12:32 (16 лет тому назад)
Цитата:
В первой основе признака: атман - постоянный (не обладающий действиями, в т.ч. и действием обладания), единичный (не обладающий частями), самостоятельный.
"Единичный" - да, это характеристика атмана у атмавадинов. То, что постоянный не может обладать это недоказаный тезис, не более. Так как с ним атмавадины не соглашаются. _________________ Буддизм чистой воды
№61178Добавлено: Пт 09 Янв 09, 12:34 (16 лет тому назад)
КИ
То есть, Вы считаете, что помимо атмана обладатель не существует? И помимо обладателя атмана не существует? Т.е. любой атман обязательно является обладателем, а любой обладатель обязательно является атманом? Т.е. атман и обладатель являются взаимоохватывающими? И при этом атман не существует?
№61181Добавлено: Пт 09 Янв 09, 12:47 (16 лет тому назад)
КИ
А я, в свою очередь, не понимаю, что значит "Абсолютный обладатель"... Если это связано с абсолютной истиной, то не может быть речи об обладателе, обладаемом и обладании... Если это понятие из иных, не буддийских, учений, то затрудняюсь даже представить, что это может значить...
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы