Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Кураевский форум: "Мысли о буддизме". Диалог.


 
Новая тема   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Евгений В. Балакирев



Зарегистрирован: 11.04.2006
Суждений: 561

45970СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 07, 22:57 (18 лет тому назад)    Кураевский форум: "Мысли о буддизме". Диалог. Ответ с цитатой

http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=106422.0

В словах критика есть доля правды. Буддизм (как и любую религию) можно извратить. Но больше ли степень риска, чем с христианством? Нет. В буддизме критерий этичности поступка не просто мотивация ("что хочу, то ворочу"): конкретно, мотивация помощи другим. Но что полезно для другого - вопрос спорный. Будда завещал быть светильниками самим себе, и если из опыта ясно, что дело дрянь - не вовлекаться. Если в писаниях какая-то сомнительная информация (найдена, якобы, Сутра или Тантра, или фрагменты, явно не соответствующие духу Учения) - её отбрасывают. Не следуют слепо традиции: ни письменной, ни практической. Обязательно нужно точно понять: как конкретно то или иное действие служит благу другого, почему оно не противоречит нетварному нравственному закону (Дхарме). Будда не может призвать к нарушению Дхармы, не может произвольно изменить этические нормы.

Про следование Гуру (на примере Гелуг). Если Гуру требует совершить что-то неправедное, следует вежливо отказатся и объяснить, почему. В случае осложнений - уважительно перестать следовать Гуру: и в этом, согласно Гелуг, подлинное следование. Если Гуру вдруг заявит: "Убей, убей этих людей!" возможно и предположение, что в образе Гуру проявился злобный демон. Форма губ и носа, видимый облик (пусть даже уважаемого Гуру) - не причина слепо исполнять все указания. Всякое может быть.
Для того, чтоб знать, что кто-то намерен (да так, что нельзя разубедить) совершить неслыханное злодеяние, о котором никому не говорит, и почему-то единственный способ его остановить - это убийство, нужно обладать ясновидением. Такие сиддхи на дороге не валяются. Только безумец (и то - редкий безумец) начнёт убивать людей направо и налево, не имея ясновидения. Откуда бы такой идее появиться: что пора кого-то убивать? От Гуру? А Гуру ли это - может, злобный оборотень? То, что звучит как голос Гуру, может оказаться и галлюцинацией: вдруг в хлебе были примеси спорыньи, или сработала генетика, приступ шизофрении. Нет и не может быть призывов в духе: "Хотя неясно, почему это добро, так Будда повелел: иди и делай! Добрый Будда злого не прикажет!" Это важно.

Поскольку критерий нравственности поступка - благо для другого, а другой это Будда (пусть даже потенциальный) - другой вызывает уважение. Его мнение о том, что благо лично для него, не отвергается с порога. Пусть другой заблуждается. Но это - заблуждения спящего Будды.
Кто знает (опять же, у кого есть ясновидение?) что быстрее приведёт другого к Пробуждению, что надёжнее удержит от рождения в аду? Казалось бы, принятие Прибежища. Но это сильнейшее поле накопления заслуг: если человек принимает Прибежище, а потом распространяет идею, что Будда это Бог, и так далее, он ухудшает своё положение и перерождается в аду. Доброжелательный же к Дхарме иноверец закладывает предпослыки стать в следующей жизни искренним буддистом. Одним словом, даже такая бесспорная вещь, как польза Дхармы - понимается не в одностороннем порядке, а в ДИАЛОГЕ с другими. В Ваджраяне, с которой оппонент связывает наибольшие опасения, специально приучают себя  видеть в других Будд. А Будда - это ценность. Не пустое место, и не тот, кого сходу ставят перед фактом "заведомо истинных" благодеяний. Для буддизма совершенно естественен диалог, совместное выяснение, что нужно для друго, что именно ему полезно, в его особой ситуации. Если нет всеведения, это единственный путь точно узнать, что для другого благо, как правильно с ним поступить. А у кого из людей есть всеведение?

Василий Иванов, наш критик, пишет:
"Для буддийского мировоззрения характерна следующая черта. Для буддиста мотивация совершения поступка (например - убийства) важнее самого поступка, так как благая, с точки зрения буддиста, цель является оправданием средств ее достижения (даже с помощью убийства)."

То, что критерием нравственности служит благо другого, с которым (если нет всеведения) нужно вести ДИАЛОГ, чтоб понять, в чём конкретно оно заключается - мощный механизм защиты буддизма от крайностей. И этот механизм реально работает. Взять, например, Тибет. Политические противники Гелуг - Бон, Кагью - не были физически истреблены. А сделать это было, суровым горцам - раз плюнуть. Но не было мотивов. Да, в истории буддизма тоже была кровь. Но сколько крови? По историческим меркам, немного.

Защиту от крайностей обеспечивает необходимый ДИАЛОГ и нетварный НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН (Дхарма) как источник этики.

Отлучение от Церкви: да, это полезный механизм защиты. Но и в буддийских школах практикуется подобное, и в монашеской Сангхе - кто скажет, что Будда Шакьямуни не смог обозначить, что Девадатта - не буддист?! Другое дело, что сектантов-раскольников отлучения не останавливают: они только уменьшают количество их последователей. (Что тоже хорошо.)
Джа-"лама" был официально осуждён "своей" школой, школой Гелуг, в лице Далай-Ламы и Богдо-Гэгена. Чего не хватает? Чтоб высказался корейский орден Чоге? Ведь всем понятно: Джа-"лама" псевдо-буддист. Этого достаточно. Точно так же, когда Сёко Асахара провозгласил себя учеником Далай-Ламы - Его Святейшество это опроверг. Зачем, к примеру, решение Тхеравадин Шри-Ланки? Никому, кроме особо одарённых, не придёт в голову считать, что Асахара имел отношение к Тхераваде. Что в христианских Церквях, что в буддийских школах одинаково есть механизм официального отлучения. В буддизме, кроме этого:
1. Не нужно следовать за Гуру, если он вдруг начинает призывать к чему-то противному Дхарме.
2. Не обладая всеведением, обязательно приходится вести диалог с другими, чтоб понять, что именно для них полезно.
История показывает, что это хорошо работает. За историю буддизма, в целом - отнюдь не стыдно.

Буддизм не опасней христианства - такая же нормальная религия.
Практическая (обращённая в мир) этика буддизма почти на 100% совпадает с христианской.
Обе традиции учат "Золотому правилу" морали ("не делай другому то, чего не желаешь себе"), удерживающему от крайностей.


Последний раз редактировалось: Евгений В. Балакирев (Пт 21 Дек 07, 20:58), всего редактировалось 19 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 51598

45972СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 07, 23:23 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Благо для других в буддизме абсолютно конкретно - освобождение от сансары.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Бенито Анагарика
Гость


Откуда: Moscow


62165СообщениеДобавлено: Пт 23 Янв 09, 22:30 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вообще-то золотое правило морали Конфуций сформулировал. Но вы правы, буддизм такие воззрения тоже поддерживает. Так что буддизм, как я писал неоднократно и буду писать, - религия гуманизма, неизвестного на Западе.
Наверх
КILL not Вill



Зарегистрирован: 19.07.2008
Суждений: 995

62173СообщениеДобавлено: Сб 24 Янв 09, 04:43 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Бенито! Нормальный,такой гумманизм, молотком по голове(см.Дацан Сп.Б.) 8)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Бенито Анагарика
Гость


Откуда: Moscow


62192СообщениеДобавлено: Сб 24 Янв 09, 19:43 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это крайность, а норма иная.
Наверх
КILL not Вill



Зарегистрирован: 19.07.2008
Суждений: 995

62194СообщениеДобавлено: Сб 24 Янв 09, 21:30 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

За слова отвечать надо Wink
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
капитан Котов
заблокирован


Зарегистрирован: 09.02.2009
Суждений: 63
Откуда: хз

62875СообщениеДобавлено: Ср 11 Фев 09, 07:45 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Евгений, вы пишете о буддизме: "То, что критерием нравственности служит благо другого." Это неверно относительно буддизма, в котором единственный критерий нравственности - это твои обеты. "Его мнение о том, что благо лично для него, не отвергается с порога." В буддизме Махаяны его мнение отвергается сходу, т.к. вся необходимая Дхарма уже дана Буддой, т.е. потакание "ему"- метод, неприемлимый для буддизма - не получается практики. "Да, в истории буддизма тоже была кровь. Но сколько крови? По историческим меркам, немного." Вспомните все войны монголов. "А Будда - это ценность." Будда - это драгоценность для буддиста. "Ведь всем понятно: Джа-"лама" псевдо-буддист. Этого достаточно." Формы практики бывают различны. Тот, о ком Вы говорите, практиковал таким вот образом. И кучи трупов врагов Дхармы тому подтверждения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
капитан Котов
заблокирован


Зарегистрирован: 09.02.2009
Суждений: 63
Откуда: хз

62876СообщениеДобавлено: Ср 11 Фев 09, 07:52 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Благо для других в буддизме абсолютно конкретно - освобождение от сансары.
Так я слышал из Алмазной сутры :"Все бодхисаттвы-махасаттвы должны так
овладевать своим сознанием: сколько бы ни было существ, должны
они думать, рождающихся из яиц, рождающихся из утробы, рождаю-
щихся из сырости или вследствие превращений, имеющих цвето [фор-
му]  или не имеющих ее, мыслящих или не мыслящих или не-мыс-
лящих и не не-мыслящих, всех их должен я привести в нирвану без
остатка  и уничтожить их, даже если речь идет о несчетном, неиз-
меримом и бесконечном числе живых существ. Однако в действитель-
ности ни одно существо не может быть уничтожено."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КILL not Вill



Зарегистрирован: 19.07.2008
Суждений: 995

63206СообщениеДобавлено: Чт 19 Фев 09, 16:43 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Солгав,рискуешь стать тяжелее на 9 грамм(ов) Wink
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4470

63401СообщениеДобавлено: Вт 24 Фев 09, 13:36 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Благо для других в буддизме абсолютно конкретно - освобождение от сансары.

капитан Котов, это Вы к чему процитировали сутру, что Вы хотели сказать?

На всякий случай подмечу, что выражение это, про освобождение гот сансары, крайне условно и метафорично, разумеется, никакого освобождения от сансары нет как такового, т.к. освобождающегося нет, но есть только сансара. Так что всё несколько сложнее.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.947) u0.012 s0.000, 17 0.022 [252/0]