Вообще то буддизм тем и приколен, что в нём как бы нет аксиом
В логике всегда есть аксиомы. Нет аксиом - нет логики.
В логике - да,
В буддизме - нет.
Буддизм не логичен - он феноменален
Без логики и аксиом никакое рассуждение невозможно вообще. Есть даже аксиома силлогизма.
Из учебника логики:
"Аксиома силлогизма. Силлогистическое умозаключение таково, что раз мы допустили посылки, то из них необходимо будет вытекать заключение. Но почему же происходит то, что при наличности известных посылок заключение вытекает из них необходимо? Такого рода отношение между посылками и заключением объясняется следующим положением: «если одна вещь находится в другой, а эта другая находится в третьей, то первая находится в третьей», или «если одна вещь находится в другой, а эта другая находится вне третьей, то и первая также находится вне третьей». Это положение, которое называется аксиомой силлогизма, можно, иллюстрировать при помощи следующей схемы:"
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/uchebnik-logiki-chelpanov/13#source
Нагуглили слово, но не поняли, что оно тут употребляется в другом смысле, и просто название очевидного правила?
"очевидное правило" и есть аксиома. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
"Аксиома" - это для формализованной теории. Можно по-разному понимать высказывание "квадратный круг". Или это два вечно противоречащих друг другу понятия в вакууме (формализованная теория) или же просто глупость, бессмысленность, кем-то подуманная или сказанная.
Так работает человеческий разум - он все формализует. Даже в быту - дотронусь до горячего чайника - обожгусь. Сначала это было единичным опытом, потом формализовалось в бытовую аксиому или если хотите бытовой закон. И еще раз подчеркну, что в "духовной" сфере обсуждается тоже опыт и он также может обобщаться в аксиомы или законы. Просто этот опыт более редкий в отличии от для всех привычного опыта чувственного восприятия. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
"Там где дым - там огонь" - посылка, но не "аксиома", а результат прошлого опыта. В математике нет опыта, нет чувственного, поэтому там аксиомы, чтобы из одних абстракций выводить другие. И даже если вдруг длявсех посылок использовать слово "аксиома", раз это привычно математикам, это просто будет другое, новое, значение слова. Не будет означать "аксиому" в обычном смысле.
Не "там где дым - там огонь" - обобщение прошлого опыта, а "Дым возможен только от огня" есть результат обобщения прошлого опыта. Например человек видел, что дым всегда образуется только от огня, потом принял это как закон или аксиому. "там где дым - там огонь" это уже применение ранее обобщенного к новому наблюдению дыма.
И я не веду речь про математику и абстрактные аксиомы математики. Физические законы тоже аксиомы для построения теории, но да они построены на обобщении опыта. Законы Ньютона это тоже аксиомы для классической физики и основываются на результате обобщения наблюдений за движением тел из этих аксиом/законов дальше строятся следствия. Аналогично я использовал понятие аксиом для наблюдений в "духовной" сфере. Просто там более сложные условия для воспроизведения эксперимента. Поэтому те кто не может повторить этот эксперимент вольны считать утверждения имевших эти эксперименты или догмой или аксиомой какой-то абстрактной философской системы.
Аксиома - это или просто "очевидное", тогда нет проблем использовать слово. Или это аксиома в математическом смысле, где это уже не обязательно очевидное, а декларируемое в рамках системы. Спор начался, когда с первого значения перешли на второе - мол, аксиома не обязательно очевидное. У вас же всё вперемешку - обосновываете использование второго значения, аргументируя первым. Когда я пишу, что "в буддизме чувственное вместо аксиом", я ведь не имею в виду, что чувственное не очевидное, так ведь? То есть, обсуждался термин во втором значении - когда это декларируемая абстракция, как в современной математике. _________________ Буддизм чистой воды
"Там где дым - там огонь" - посылка, но не "аксиома", а результат прошлого опыта. В математике нет опыта, нет чувственного, поэтому там аксиомы, чтобы из одних абстракций выводить другие. И даже если вдруг длявсех посылок использовать слово "аксиома", раз это привычно математикам, это просто будет другое, новое, значение слова. Не будет означать "аксиому" в обычном смысле.
Не "там где дым - там огонь" - обобщение прошлого опыта, а "Дым возможен только от огня" есть результат обобщения прошлого опыта. Например человек видел, что дым всегда образуется только от огня, потом принял это как закон или аксиому. "там где дым - там огонь" это уже применение ранее обобщенного к новому наблюдению дыма.
И я не веду речь про математику и абстрактные аксиомы математики. Физические законы тоже аксиомы для построения теории, но да они построены на обобщении опыта. Законы Ньютона это тоже аксиомы для классической физики и основываются на результате обобщения наблюдений за движением тел из этих аксиом/законов дальше строятся следствия. Аналогично я использовал понятие аксиом для наблюдений в "духовной" сфере. Просто там более сложные условия для воспроизведения эксперимента. Поэтому те кто не может повторить этот эксперимент вольны считать утверждения имевших эти эксперименты или догмой или аксиомой какой-то абстрактной философской системы.
Аксиома - это или просто "очевидное", тогда нет проблем использовать слово. Или это аксиома в математическом смысле, где это уже не обязательно очевидное, а декларируемое в рамках системы. Спор начался, когда с первого значения перешли на второе - мол, аксиома не обязательно очевидное. У вас же всё вперемешку - обосновываете использование второго значения, аргументируя первым. Когда я пишу, что "в буддизме чувственное вместо аксиом", я ведь не имею в виду, что чувственное не очевидное, так ведь? То есть, обсуждался термин во втором значении - когда это декларируемая абстракция, как в современной математике.
У меня не вперемешку, а как в физике. Первый закон Ньютона это уже редукция жизненного (очевидного) опыта в идеальные условия (нет воздействующих на тело сил). В реальной жизни не найти предмета который с постоянной скоростью будет двигаться бесконечно. Поэтому это аксиома и тоже абстракция. Но из трех законов (аксиом) Ньютона выводится теория классической механики, которая позволяет рассчитывать движение тел.
В буддизме тоже по сути используется аксиоматический метод только там аксиома не такая что как Вы пишите: "Например "есть осязание, зрение, слух, вкус, обоняние" - это не аксиома, а продукт анализа и редукции жизненного данного." - такое утверждение банальность, это как если бы Ньютон сказал есть тела которые движутся. )
Аксиомы в буддизме это 4БИ. Но "очевидны" они только араханту. Так же как,например существование Всевышнего сознания Кришны было "очевидно" Арджуне. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 863 Откуда: New Moscow, Old Russia
№648613Добавлено: Сб 11 Янв 25, 15:36 (17 дней назад)
Там где появляются аксиомы, там уже можно говорить и о формальной системе аксиом. Ну от формальной системы аксиом до известной теоремы Геделя о неполноте всего один шаг. Выходит, что если буддизм описывать в качестве системы формальных аксиом, то буддизм как учение ограничено и всегда есть нечто за пределами буддизма - скажем так Брахман?
С религиозными догмами такой фокус не получится. Догмы - это вера.
Относительно логики, направленной вовне, - недоказуемое, как и ваш ум.
Перерождение полосатого зайца получить исключено догматом. Размытость формы "или еще какого" недоказуемого но все же франкейнштейн жив - с чего чудеса , т.к. недолго и попадающего действия присовокупить к несвойсвенному , их еще уравнивает догма, но учесть разность потенциалов направленно складывающейся кармы , теперь размыто , задающую аксиому придется. _________________ достаточнее предположенных
ПАРАДИ́ГМА, -ы, ж. Грамм. Система форм изменяющегося слова, конструкции как образец склонения или спряжения. _________________ достаточнее предположенных
Предлагаете все догматы называть аксиомами, религии - науками, а верующих - учеными?
Йогов вполне можно назвать учеными. Просто они исследуют не только физическое как, например, физики. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Предлагаете все догматы называть аксиомами, религии - науками, а верующих - учеными?
Йогов вполне можно назвать учеными. Просто они исследуют не только физическое как, например, физики.
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
....
Предлагаете все догматы называть аксиомами, религии - науками, а верующих - учеными?
Йогов вполне можно назвать учеными. Просто они исследуют не только физическое как, например, физики.
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
....
Впадаете в детство?
Ученые и йоги различаются только предметом поисков.
МН 26
"Вот некий человек, будучи сам подвержен рождению, ищет то, что тоже подвержено рождению."
"Вот некий человек будучи сам подвержен рождению, поняв опасность в том, что подвержено рождению, ищет нерождённую наивысшую защиту от подневольности – ниббану." _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№648686Добавлено: Ср 15 Янв 25, 19:52 (13 дней назад)
Догмы....аксиомы.....,все это апофения.Ибо чем же еще может быть вера например в перерождения или в некую нирвану,которую ни увидеть,ни почувствовать,ни замерить,ни......
Это универсальное свойство человеческого ума,все подгонять под что то.Как обрел человек "разум" так и понеслось.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы