|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№596973Добавлено: Вт 04 Янв 22, 03:42 (3 года тому назад) Читта -- Мано -- Винньяна |
|
|
|
Все мы знаем, что читта, манас, винньна -- это синонимы для того, что мы назваем психикой. Психика знает объект, материя не знает объект.
Теперь давайте поговорим о том чем они отличаются. Ведь если существует три термина, значит есть три смысловых оттенка? И это так.
Винньна обычно рассматривается как шесть типов сознаний возникающих по шести органах чувств, ответсвенные за начальную безоценочную регистрацию чувственного объекта. Манас - как шестой чувственный орган.
Читта рассматривается обычно как психика в целом, которая может быть загрязненна или очищена, освобожденна или скована, Сосредоточена или рассеяна, осознанна или бессознательна. То есть ум подверженый состояниям и конструированию со стороны самскар и загрязнений (или не подверженый, в случае будды).
Что еще можно сказать о природе читты, мано и винньяны?
Давайте обсудим. Желательно опираться на сутты, агамы, древние тексты других традиций, этимиологию слов и добротную логику. А так же личный медитативный опыт, если он есть.
Саддху! Саддху! Саддху!)🙏🏻🙏🏻🙏🏻
P. S. В суттах слово винньна используется и в других, более широких значениях:
1. Сознание перерождения и сознание как условие ума и тела в рамках схемы зависимого возникновения
2. Сознание без опоры (апатитхита) то же сознание из зависимого возникновения, только без семян для будущего рождения (синоним для очищенной читты). Или иначе - невозникающее сознание.
3. Сознание бесконечное (ананта), бесформенное (арупа) или невидимое (анидассана), сияющее (паббхам) или по другим прочтениям "отбросившее" (пахам). Сознание 2 арупа сферы, лишенное умственных помех и опоры на четыре великих элемента.
4. Винньяна как шестой элемент в последовательности: земля, вода, огонь, ветер, пространство, сознание.
Здесь она предстает видимо как ум вообще и этим приближается по значению к широкому термину читта и манас (шести сфер).
Последний раз редактировалось: Helios (Вт 04 Янв 22, 13:45), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: HazelPerez, ТМ |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№596983Добавлено: Вт 04 Янв 22, 10:29 (3 года тому назад) |
|
|
|
Да, я тоже вижу так, что читта - это наиболее общее понятие ума и умственного, в то время как виньяна соотносится с различными функциональными особенностями. А вот мано - это обозначение ума как некого "центра принятия решений".
Насчёт использования слова психика я не совсем согласен. Мой медитативный опыт подсказывает, что психика - это вся панчаскандха, а не только виньянаскандха. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Helios |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597001Добавлено: Вт 04 Янв 22, 13:47 (3 года тому назад) |
|
|
|
Да, я тоже вижу так, что читта - это наиболее общее понятие ума и умственного, в то время как виньяна соотносится с различными функциональными особенностями. А вот мано - это обозначение ума как некого "центра принятия решений".
Насчёт использования слова психика я не совсем согласен. Мой медитативный опыт подсказывает, что психика - это вся панчаскандха, а не только виньянаскандха.
Ну вот я ж говорю - то, что называют мано, винньяна, читта - это психика. Или Вы сюда и рупу включаете? Мне все-таки кажется, что тело не психика, а реальный объект, который воспринимается посредством психического процесса. 🤔
[Но это наверное уже другая тема: как определяются пять кхандх и дхаммы, что именно мы наблюдаем в медитации? Она мне тоже интересна. Возможно Будда разделял Кайя и Рупа-дхаммы. И таким образом из-за разных ракурсов дублирования созерцаний (4элемента в каянупассане и рупа-кхандха в дхамманупассане) не происходило. Здесь Кайя - это физическое тело и его анализировали анатомически, на природу разложения, на четыре физических элемента - которые однородны с внешней средой. Тело рождается и умирает, зависит от питания, формируется дыханием. Рупа же - это возможно более феноменальный образ материи, data чувств. Наверное, тогда и читту можно воспринимать как некое "психическое тело", в котором в свою очередь возникают феноменальные процессы как опыт, который впоследствии изучается в форме дхамм. Но это не точно. ]
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
HazelPerez
Зарегистрирован: 19.11.2021 Суждений: 150
|
№597002Добавлено: Вт 04 Янв 22, 14:06 (3 года тому назад) Re: Читта -- Мано -- Винньяна |
|
|
|
Что еще можно сказать о природе читты, мано и винньяны?
Давайте обсудим. Желательно опираться на сутты, агамы, древние тексты других традиций, этимиологию слова и добротную логику. А так же личный медитативный опыт, если он есть. Читта в тестах сутт, на сколько я знаю, нередко связана с сердцем и я предполагаю что наиболее вероятно это бытовое понятие (как собственно и все остальные) вроде русского "сердце болит", "сердце радуется", "сердце свободно" и пр.
Мано, предположительно, по аналогии с остальными органами в связке с которыми оно нередко упоминается, это орган мышления (мозг). Например, говорится "если глаз не поврежден", "если ухо не повреждено", ..., "если мано не повреждено". То есть, мано это то, что можно повредить как глаза и уши. Объектом мано в данном случае вероятно являются "вещи"/дхаммо (как неодушевленные, так и одушевленные). Например, объектом глаза является приятная, милая форма женщины; объектом уха является приятный, милый голос женщины; и т.д.; а объектом мано является сама милая, приятная женщина.
Виджняна, наиболее для меня вероятно, это нечто вроде наблюдателя. Связана с пространством (между наблюдаемым объектом и наблюдателем). В Милиндапаньхе, в переводе Парибка, приводится пример, для объяснения виджняны, со стражником наблюдающим людей приходящих с разных сторон света. В суттах сказано что виджняна "переживает плоды хороших и плохих поступков" и связана с глаголом "виджанати", что предположительно говорит о том, что это нечто выполняющее определенную функцию (то, что действует, что-то делает).
Ответы на этот пост: Горсть листьев, LS Сергей |
|
Наверх |
|
|
LS_rus78 LS Сергей
Зарегистрирован: 16.09.2021 Суждений: 2439 Откуда: Мартышкино
|
№597004Добавлено: Вт 04 Янв 22, 14:47 (3 года тому назад) |
|
|
|
Читта, как абсолютная реальность, - это минимальный элемент (квант, такт) [дискретного] сознания. Сознание - это непрерывный поток читт.
По крайней мере так в Абхиддхамме
Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Вт 04 Янв 22, 14:57), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Helios |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13366
|
№597006Добавлено: Вт 04 Янв 22, 14:56 (3 года тому назад) Re: Читта -- Мано -- Винньяна |
|
|
|
Все мы знаем, что читта, манас, винньна -- это синонимы для того, что мы назваем психикой
Все мы знаем, что молоток, камень и дубина - это синонимы когда нужно забить гвоздь. А в других ситуациях они вовсе не синонимы. Бхавангачитта, например, не психика. А без нее у вас все развалится. Не будет ни кармы ни перерождения ни смысла в буддизме. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: Helios |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597008Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:00 (3 года тому назад) |
|
|
|
Читта, как абсолютная реальность, - это минимальный элемент (атом, такт) [дискретного] сознания. Сознание - это непрерывный поток читт.
По крайней мере так в Абхиддхамме Да, так в абхидхамме, но абхидхамма известна тем, что переименовывает понятия. Например в ПК абхидхамме читта - это чистейший синоним для сознания. читта бывает по шести оргнанам чувств, тогда это шестиричная винньяна. То есть читта - это абстрактное сепарированное сознание, совозникающее со своими состояниями - четасиками. Четаски к слову в суттанте нет как термина.
А мне интересно больше изначальное понимание термина. Он слегка размыт. Почему-то.
Последний раз редактировалось: Helios (Вт 04 Янв 22, 15:25), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№597010Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:11 (3 года тому назад) |
|
|
|
Да, я тоже вижу так, что читта - это наиболее общее понятие ума и умственного, в то время как виньяна соотносится с различными функциональными особенностями. А вот мано - это обозначение ума как некого "центра принятия решений".
Насчёт использования слова психика я не совсем согласен. Мой медитативный опыт подсказывает, что психика - это вся панчаскандха, а не только виньянаскандха.
Ну вот я ж говорю - то, что называют мано, винньяна, читта - это психика. Или Вы сюда и рупу включаете? Мне все-таки кажется, что тело не психика, а реальный объект, который воспринимается посредством психического процесса. 🤔
[Но это наверное уже другая тема: как определяются пять кхандх и дхаммы, что именно мы наблюдаем в медитации? Она мне тоже интересна. Возможно Будда разделял Кайя и Рупа-дхаммы. И таким образом из-за разных ракурсов дублирования созерцаний (4элемента в каянупассане и рупа-кхандха в дхамманупассане) не происходило. Здесь Кайя - это физическое тело и его анализировали анатомически, на природу разложения, на четыре физических элемента - которые однородны с внешней средой. Тело рождается и умирает, зависит от питания, формируется дыханием. Рупа же - это возможно более феноменальный образ материи, data чувств. Наверное, тогда и читту можно воспринимать как некое "психическое тело", в котором в свою очередь возникают феноменальные процессы как опыт, который впоследствии изучается в форме дхамм. Но это не точно. ] Да, я понял из разных объяснений и собственной практики, что рупа - это общее наименование для любой воспринимаемой формы (хотя в первую очередь имеется в виду форма видимого).
Читта как психическое тело - по-моему, вполне нормальное понимание, во всяком случае вполне возможная интерпретация того, что именно про читту говорится как про то, что служит своеобразным буддийским эквивалентом души в нашем просторечии (подчёркиваю слово "своеобразный", так как этот эквивалент не буквальный). Так в сутте для принца Паяси Кассапа говорит о людях злобных и добродушных - в первом случае это byāpannacittā, а во втором аbyāpannacittā. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Вт 04 Янв 22, 15:13), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Helios |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597011Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:13 (3 года тому назад) |
|
|
|
Цитата: В суттах сказано что виджняна "переживает плоды хороших и плохих поступков" и связана с глаголом "виджанати", что предположительно говорит о том, что это нечто выполняющее определенную функцию (то, что действует, что-то делает). Как раз с виджняной в суттах более менее все понятно. С манасом тоже куда ни шло - понятно... (Хотя есть пару вопросов). А читта - это вообще непойми что. Извесно что читтой иногда называли мысль. Что читта создает множественность в мире и видовую множественность организмов. Читта - это то, что сосредотачивают, то что очищают и то что загрязнено загрязнениями. То есть, как я понял, это обобщенная психика.
Вы написали "переживает плоды хороших и плохих поступков". Тут хорошо бы привести "ссылочку", а-то я что-то такое не припоминаю... Наоборот Будда раскритиковал монаха Сати за такое пагубное воззрение, что винньяна это тот, кто переживает плоды плохих и хороших поступков.
На счет Манаса. Если это мозг, то почему он перечисляется в ряду с винньяной и читтой? Конечно это заманчивое объяснение, но мозг материальный. Скорее мозг - это та самая сердечная основа, в которой образуется мано-двара. Сердечная основа считается материальной.
Последний раз редактировалось: Helios (Вт 04 Янв 22, 15:36), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: HazelPerez |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№597012Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:19 (3 года тому назад) Re: Читта -- Мано -- Винньяна |
|
|
|
объектом уха является приятный, милый голос женщины; и т.д.; а объектом мано является сама милая, приятная женщина. Думаю, правильнее сказать не "сама милая женщина", а такое явление, представление как "милая женщина" (то есть "милая женщина" как цельное представление, дхамма) _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597014Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:19 (3 года тому назад) Откуда зажигание? |
|
|
|
Абхидхамма пояснет как поддерживается, не прерывается огонь психической деятельности, а в суттах это не ясно.
В суттах нет описания откуда проистекает винньяна в момент встречи глаза и формы? Самовозникает из материи? Если так, то это было бы весьма иниересно. Или она берет запал от манаса?
В абхидхамме этим запалом называется бхаванга читта. Которую Па Аук Саядо относит к процессу ума, пристствующему, когда шесть сознаний не функционируют, - он находится в сердечной основе, является мано-дварой (самим манасом), его объект - образ последнего момента смерти. То есть это можно было бы назвать мано-винньяной, которая берет за объект какое-то самое крайнее запасное состояние и держит его, пока все шесть сфер не активны. Таким образом бхаванга-читта либо сам манас либо мано-винньяна с утонченным объектом.
Но опять же откуда винньяны берут "запал" в суттах не ясно.
В схеме патиччасамупады винньяна опирается на нама-рупу и самскары.
Некоторые учителя приравнивают самскара-кхандху с потоком бхванги.
Но природа самскар еще более не ясна чем в случае с сознанием.
Это некий бессознательный ментальный процесс? Это сила, энергия, которая запускает причинные механизмы, формирует способность сознания возникать по шести вратам?
Возможно действительно в 5 Кхандхах наблюдается не "механизм" работы ума, а его поверхностное проявление, то есть то, как работа ума проявляется в опыте: вот есть объект и глаз, тут же является осознавание. Оно выпрыгивает из ниоткуда и уходит в никуда, оставляя шлейф эффектов - саннья, ведана, санчетана, манасикара и тд.
Но тогда мы теряем глубину учения, которое призвано объяснить механику ума, чтобы не придумывался атман.
Последний раз редактировалось: Helios (Вт 04 Янв 22, 15:21), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
HazelPerez
Зарегистрирован: 19.11.2021 Суждений: 150
|
№597015Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:21 (3 года тому назад) |
|
|
|
Вы написали "переживает плоды хороших и плохих поступков". Тут хорошо бы привести "ссылочку", а-то я что-то такое припоминаю. Наоборот Будда раскритиковал монаха Сати за такое пагубное воззрение, что винньяна это тот, кто переживает плоды плохих и хороших поступков. На мой взгляд, Будда критиковал Сати не за это, а за то, что Сати говорил что виджняна переживает поступки "здесь и там", то есть переходит в будущую жизнь. То есть, критиковал за часть "здесь и там", объясняя это тем, что "разве не говорил я, что виджняна возникает зависимо?". Зависимое возникновение по смыслу противопоставляется переходу в будущую жизнь "здесь и там". А часть фразы "переживает плоды поступков" не критикуется.
На счет Манаса. Если это мозг, то почему он перечисляется в ряду с винньяной и читтой. Конечнн это заманчивое объяснение, но мозг чисто материальный. Скорее мозг - это та самая сердечная основа, в которой образуется мано-двара. Сердечная основа считается материальной. В той сутте где они ставятся в один ряд, я так понимаю, говорится про точку зрения мирян, которые не разделяют понятия и употребляют их в бытовом плане как угодно. |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597018Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:24 (3 года тому назад) Re: Читта -- Мано -- Винньяна |
|
|
|
Все мы знаем, что читта, манас, винньна -- это синонимы для того, что мы назваем психикой
Все мы знаем, что молоток, камень и дубина - это синонимы когда нужно забить гвоздь. А в других ситуациях они вовсе не синонимы. Бхавангачитта, например, не психика. А без нее у вас все развалится. Не будет ни кармы ни перерождения ни смысла в буддизме. Ну так я и не спорю, что в общем одно, а если в тонкостях - разное. То есть мы уже знаем, что типа синонимы, так давайте определим как можно точнее чем различается.
А бхаванга читта - ну это абхидхамма. Я не против того, что такая штука есть, только как она в суттах называется. И можно ли вообще это узнать
Для меня есть две абхидхаммы. Есть абхидхамма комментария (абхидхамма-питака) и абхидхамма сутт (саньюта-никая).
Последний раз редактировалось: Helios (Вт 04 Янв 22, 15:32), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: ТМ |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№597019Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:30 (3 года тому назад) |
|
|
|
Читта, как абсолютная реальность, - это минимальный элемент (атом, такт) [дискретного] сознания. Сознание - это непрерывный поток читт.
По крайней мере так в Абхиддхамме Да, так в абхидхамме, но абхидхамма известна тем, что переименовывает понятия. Например в ПК абхидхамме читта - это чистейший синоним для сознания. читта бывает по шести оргнанам чувств, тогда это шестиричная винньяна. То есть читта - это абстрактное сепарированное сознанме, совозникающее со своими состояниями - четасиками. Четаски к слову в суттанте нет как термина.
А мне интересно больше изначальное понимание термина. Он слегка размыт. Почему-то. Абхидхамма, собственно, потому и называется так, что разбирает и систематизирует понятийный аппарат (дхаммы), чтобы сделать наиболее точным понимание того, что говорится в суттах. Это делается путём того, что от общеупотребительных слов типа читта "отшелушивается" всякий наносной культурный слой и остаётся только смысловое зерно - так читта из очень общего понятия, используемого в нарративах суттанты равнозначно нашему душа-сердце, ("доброе сердце; возвышенная душа и тп.) превращается в философский кристалл "мысль/мышление" как процесс, сформированный мысленными элементами - чайтасика (от читта + уменьшительный суффикс). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Вт 04 Янв 22, 15:35), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Helios |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597020Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:30 (3 года тому назад) |
|
|
|
Да, я тоже вижу так, что читта - это наиболее общее понятие ума и умственного, в то время как виньяна соотносится с различными функциональными особенностями. А вот мано - это обозначение ума как некого "центра принятия решений".
Насчёт использования слова психика я не совсем согласен. Мой медитативный опыт подсказывает, что психика - это вся панчаскандха, а не только виньянаскандха.
Ну вот я ж говорю - то, что называют мано, винньяна, читта - это психика. Или Вы сюда и рупу включаете? Мне все-таки кажется, что тело не психика, а реальный объект, который воспринимается посредством психического процесса. 🤔
[Но это наверное уже другая тема: как определяются пять кхандх и дхаммы, что именно мы наблюдаем в медитации? Она мне тоже интересна. Возможно Будда разделял Кайя и Рупа-дхаммы. И таким образом из-за разных ракурсов дублирования созерцаний (4элемента в каянупассане и рупа-кхандха в дхамманупассане) не происходило. Здесь Кайя - это физическое тело и его анализировали анатомически, на природу разложения, на четыре физических элемента - которые однородны с внешней средой. Тело рождается и умирает, зависит от питания, формируется дыханием. Рупа же - это возможно более феноменальный образ материи, data чувств. Наверное, тогда и читту можно воспринимать как некое "психическое тело", в котором в свою очередь возникают феноменальные процессы как опыт, который впоследствии изучается в форме дхамм. Но это не точно. ] Да, я понял из разных объяснений и собственной практики, что рупа - это общее наименование для любой воспринимаемой формы (хотя в первую очередь имеется в виду форма видимого).
Читта как психическое тело - по-моему, вполне нормальное понимание, во всяком случае вполне возможная интерпретация того, что именно про читту говорится как про то, что служит своеобразным буддийским эквивалентом души в нашем просторечии (подчёркиваю слово "своеобразный", так как этот эквивалент не буквальный). Так в сутте для принца Паяси Кассапа говорит о людях злобных и добродушных - в первом случае это byāpannacittā, а во втором аbyāpannacittā.
Тогда выходит читта - это как и кая поверхностный или конвенкциональный взгляд на психику. Ведь сатипаттхана это не чистая випассана. Сатипаттхана идеть перед джханами и призвана в первую очередь джханы развить. А объектом для джхан служат цельные концепции, а не детальный анализ. имхо.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Страница 1 из 23 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|