|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597021Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:35 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: А часть фразы "переживает плоды поступков" не критикуется.
А где она в суттах утверждается? Может я реально че забыл. Звучит субъективно, чтоли. То есть появляется как бы субъект. Кстати определение для атмана - он переживает плоды поступков.
Что есть в суттах, так это то, что винньяна переживает болезненное и приятное. Это есть.
Ответы на этот пост: HazelPerez |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№597022Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:38 (3 года тому назад) |
|
|
|
Да, я тоже вижу так, что читта - это наиболее общее понятие ума и умственного, в то время как виньяна соотносится с различными функциональными особенностями. А вот мано - это обозначение ума как некого "центра принятия решений".
Насчёт использования слова психика я не совсем согласен. Мой медитативный опыт подсказывает, что психика - это вся панчаскандха, а не только виньянаскандха.
Ну вот я ж говорю - то, что называют мано, винньяна, читта - это психика. Или Вы сюда и рупу включаете? Мне все-таки кажется, что тело не психика, а реальный объект, который воспринимается посредством психического процесса. 🤔
[Но это наверное уже другая тема: как определяются пять кхандх и дхаммы, что именно мы наблюдаем в медитации? Она мне тоже интересна. Возможно Будда разделял Кайя и Рупа-дхаммы. И таким образом из-за разных ракурсов дублирования созерцаний (4элемента в каянупассане и рупа-кхандха в дхамманупассане) не происходило. Здесь Кайя - это физическое тело и его анализировали анатомически, на природу разложения, на четыре физических элемента - которые однородны с внешней средой. Тело рождается и умирает, зависит от питания, формируется дыханием. Рупа же - это возможно более феноменальный образ материи, data чувств. Наверное, тогда и читту можно воспринимать как некое "психическое тело", в котором в свою очередь возникают феноменальные процессы как опыт, который впоследствии изучается в форме дхамм. Но это не точно. ] Да, я понял из разных объяснений и собственной практики, что рупа - это общее наименование для любой воспринимаемой формы (хотя в первую очередь имеется в виду форма видимого).
Читта как психическое тело - по-моему, вполне нормальное понимание, во всяком случае вполне возможная интерпретация того, что именно про читту говорится как про то, что служит своеобразным буддийским эквивалентом души в нашем просторечии (подчёркиваю слово "своеобразный", так как этот эквивалент не буквальный). Так в сутте для принца Паяси Кассапа говорит о людях злобных и добродушных - в первом случае это byāpannacittā, а во втором аbyāpannacittā.
Тогда выходит читта - это как и кая поверхностный или конвенкциональный взгляд на психику. Ведь сатипаттхана это не чистая випассана. Сатипаттхана идеть перед джханами и призвана в первую очередь джханы развить. А объектом для джхан служат цельные концепции, а не детальный анализ. имхо. Да, читта - это самый простой способ выражения идеи о мыслящем субъекте - ум-душа-сердце в одном слове. Кстати, то же самое и сати - тоже очень древнее и неоднозначное слово. У бх. Суджато об этом интересно и познавательно. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597023Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:40 (3 года тому назад) |
|
|
|
Читта, как абсолютная реальность, - это минимальный элемент (атом, такт) [дискретного] сознания. Сознание - это непрерывный поток читт.
По крайней мере так в Абхиддхамме Да, так в абхидхамме, но абхидхамма известна тем, что переименовывает понятия. Например в ПК абхидхамме читта - это чистейший синоним для сознания. читта бывает по шести оргнанам чувств, тогда это шестиричная винньяна. То есть читта - это абстрактное сепарированное сознанме, совозникающее со своими состояниями - четасиками. Четаски к слову в суттанте нет как термина.
А мне интересно больше изначальное понимание термина. Он слегка размыт. Почему-то. Абхидхамма, собственно, потому и называется так, что разбирает и систематизирует понятийный аппарат (дхаммы), чтобы сделать наиболее точным понимание того, что говорится в суттах. Это делается путём того, что от общеупотребительных слов типа читта "отшелушивается" всякий наносной культурный слой и остаётся только смысловое зерно - так читта из очень общего понятия, используемого в нарративах суттанты равнозначно нашему душа-сердце, ("доброе сердце; возвышенная душа и тп.) превращается в философский кристалл "мысль/мышление" как процесс, сформированный мысленными элементами - чайтасика (от читта + уменьшительный суффикс).
Дело в том, что мне кажется у Будды была своя абхидхамма. И частично она дошла до нас в виде абхидхамма-сутт (в санньюте много таких, немного в ангутаре и маджиме). А потом ее заново изобрели комментаторы на основе тех же сутт, своего некого (ограниченого) опыта и логики. Но хотя они вносят красоту и ясность, не веет от них крутостью Будды. Я подозреваю, что сам он видел как оно на самом деле, а не просто "как логично". И если хотя бы есть малая вероятность реконструировать по суттам хоть что-то - это уже хорошо.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597025Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:47 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: В той сутте где они ставятся в один ряд, я так понимаю, говорится про точку зрения мирян, которые не разделяют понятия и употребляют их в бытовом плане как угодно. Тут два момента. Шесть сфер - органы и объекты это как бы другая класификация шести элементов(земля, вода, огонь, ветер, пространство, сознание). Если материальные органы и обьекты - это рупа элементы, то манас скорее всего - элемент сознания. Тем более не понятно как из рупы винньяна возникнет - видимо она берет начало от манаса, который представляет винньяна-элемент...
У девов арупа-сфер есть один орган - манас, а мозга и тонко-материального тела нет. Следовательно манас может определяться как чисто психический орган.
Так ли это для мясных мешков? - надо думать...
Последний раз редактировалось: Helios (Вт 04 Янв 22, 15:55), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Горсть листьев, HazelPerez |
|
Наверх |
|
|
HazelPerez
Зарегистрирован: 19.11.2021 Суждений: 150
|
№597027Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:50 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: А часть фразы "переживает плоды поступков" не критикуется.
А где она в суттах утверждается? Может я реально че забыл. Звучит субъективно, чтоли. То есть появляется как бы субъект. Кстати определение для атмана - он переживает плоды поступков.
Что есть в суттах, так это то, что винньяна переживает болезненное и приятное. Это есть. Так монах Сати ее и говорит. Он же учился у Будды. А Будда с этим не спорит, на мой взгляд. Она не обязательно должна отдельно объясняться в таком виде самим Буддой, так как была вероятно обычным бытовым понятием известным каждому древнему индийцу.
Это гипотеза которую я считаю вероятной, я разумеется не говорю что это на сто процентов было так. "Субъект", да, возможно в каком-то смысле можно и так сказать, но "наблюдатель" я думаю будет точнее.
"Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует. А "атта" в суттах это бытовое "я".
Но действительно, в древней индии некоторыми, судя по текстам, виджняна считалась атманом (чтобы они под этим не подразумевали). Например, в Упанишадах. Соответственно, то что виджняна кем-то считается неким атманом, на мой взгляд не означает что виджняна не "переживает плоды". Просто то, что "переживает плоды" некоторыми считалось за атман.
"Болезненное и приятное" это в общем, насколько я знаю, и есть "плоды" поступков. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№597028Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:54 (3 года тому назад) |
|
|
|
Читта, как абсолютная реальность, - это минимальный элемент (атом, такт) [дискретного] сознания. Сознание - это непрерывный поток читт.
По крайней мере так в Абхиддхамме Да, так в абхидхамме, но абхидхамма известна тем, что переименовывает понятия. Например в ПК абхидхамме читта - это чистейший синоним для сознания. читта бывает по шести оргнанам чувств, тогда это шестиричная винньяна. То есть читта - это абстрактное сепарированное сознанме, совозникающее со своими состояниями - четасиками. Четаски к слову в суттанте нет как термина.
А мне интересно больше изначальное понимание термина. Он слегка размыт. Почему-то. Абхидхамма, собственно, потому и называется так, что разбирает и систематизирует понятийный аппарат (дхаммы), чтобы сделать наиболее точным понимание того, что говорится в суттах. Это делается путём того, что от общеупотребительных слов типа читта "отшелушивается" всякий наносной культурный слой и остаётся только смысловое зерно - так читта из очень общего понятия, используемого в нарративах суттанты равнозначно нашему душа-сердце, ("доброе сердце; возвышенная душа и тп.) превращается в философский кристалл "мысль/мышление" как процесс, сформированный мысленными элементами - чайтасика (от читта + уменьшительный суффикс).
Дело в том, что мне кажется у Будды была своя абхидхамма. И частично она дошла до нас в виде абхидхамма-сутт (в санньюте много таких, немного в ангутаре и маджиме). А потом ее заново изобрели комментаторы на основе тех же сутт, своего некого (ограниченого) опыта и логики. Но хотя они вносят красоту и ясность, не веет от них крутостью Будды. Я подозреваю, что сам он видел как оно на самом деле, а не просто "как логично". И если хотя бы есть малая вероятность реконструировать по суттам хоть что-то - это уже хорошо. Да, несомненно, Багават разъяснял кое-что, но многое осталось неразъяснённым (поскольку, полагаю, было и так понятно непосредственным слушателям), что и стало определённым "камнем преткновения" для новых поколений буддистов, когда буддизм вырос из набедренной повязки саманы и до размера трёх покрывал монаха. Совсем недавно вышла новая книга проф. Гомбрича (прочитал только критику, саму её ещё не приобрел), в которой он объясняет, что пали вполне можно считать характерным буддийским "общим языком", так как сформировался он на основе нескольких диалектов Магадхи и соседних земель и служил для людей разноязычных объединяющей речевым средством. Это я к тому, что уже через 150-200 лет после Паринирваны сообщество буддистов так разрослось, что многим требовалось объяснение того, что именно говорится в суттах и как следует правильно понимать смыслообразующие термины и понятия, как именно складывается единая структура медитативной практики из разбросанных по многим суттам объяснений и подсказок. Вот для этой цели - введения единого стандарта буддийского образования (как мы сейчас говорим) - и была развёрнута Абхидхамма во всей своей полноте. Но основы её, как вы верно догадались, её корни - в самой дхамма-винае, то есть наиболее ранних буддийских текстах (РБТ; Early Buddhist Texts - EBT). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Helios |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№597029Добавлено: Вт 04 Янв 22, 15:58 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: В той сутте где они ставятся в один ряд, я так понимаю, говорится про точку зрения мирян, которые не разделяют понятия и употребляют их в бытовом плане как угодно. Тут два момента. Шесть сфер - органы и объекты это как бы другая класификация шести элементов(земля, вода, огонь, ветер, пространство, сознание). Если материальные органы и обьекты - это рупа элементы, то манас скорее всего - элемент сознания. Тем более не понятно как из рупы винньяна возникнет - видимо она берет начало от манаса, который представляет винньяна-элемент...
У девов арупа-сфер есть один орган - манас, а мозга и тонко-материального тела нет. Следовательно манас может определяться как чисто психический орган.
Так ли это для мясных мешков? - надо думать... Насколько я знаю, манас как самостоятельный психический орган - это раздел воззрения самкхья-йоги. Возможно ли, что в буддийских текстах этот термин используется как заимствование из самкхья? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Helios |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597030Добавлено: Вт 04 Янв 22, 16:01 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует.
Это может показаться на первый взгляд, особенно если мы хотим встать в опозицию с сложившимся западным пониманием буддизма. Но внимательное прочтение сутт показывает, что атта - это как раз представление о душе, самости. И в брахмаджале сутте особенно много опровержений о такой душе. Есть в других маджима-суттах анализ типа - управляет ли атта совокупностями, или она в совокупностях или совокупности в ней. Тут речь идет не о простом возвратном местоимении указателе личности и не о представлении о себе как о Я, а о неком субстрате, субъекте, выходяще за рамки ума и тела и ими управляющего или, одержащего их в себе или находящегося в них. Как в нашей культууое обычно представляют - что душа в нашем теле. Ум служит душе.
Ответы на этот пост: HazelPerez |
|
Наверх |
|
|
HazelPerez
Зарегистрирован: 19.11.2021 Суждений: 150
|
№597031Добавлено: Вт 04 Янв 22, 16:04 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: В той сутте где они ставятся в один ряд, я так понимаю, говорится про точку зрения мирян, которые не разделяют понятия и употребляют их в бытовом плане как угодно. Тут два момента. Шесть сфер - органы и объекты это как бы другая класификация шести элементов(земля, вода, огонь, ветер, пространство, сознание). Если материальные органы и обьекты - это рупа элементы, то манас скорее всего - элемент сознания. Тем более не монятно как из рупы винньяна возникнет - видимо она берет начало от манаса...
И в девов арупа-сферя есть один орган - манас, а мозга и тонко-материального тела нет. Следовательно манас может определяться как чисто психический орган.
Так ли это для мясных мешков? - надо думать... Внутренние махабхуты в сутрах определяются так, на сколько я знаю: Земля - кости, волосы, ногти, кожа и пр. Вода - кровь, слюна, пот и пр. Огонь - все теплое и жгучее в теле, и то что переваривает пищу (кислота). Воздух - различные газы в теле и воздух в легких. Пространство - различные полости в теле. Иногда еще сюда добавляется виджняна.
Я не думаю что необходимо сводить друг к другу шесть сфер и шесть "элементов", это скорее всего про разное. "Сферы" это на мой взгляд "области мышления про себя". У девов арупа-локи только одна такая область, в которой они считают нечто собой - область метафизических объектов мышления (бесконечного пространства, бесконечного сознанпия и т.д.)
Цитата: Тем более не монятно как из рупы винньяна возникнет Поскольку виджняна определяется через глагол "виджанати", я предполагаю она вполне может быть функцией рупы (как и остальная "нама" - ведана, самджня и четана). Либо, например, некоторые другие индийские философии говорят про некий "манас" как точечный физический объект (атом), который скачет в теле быстро от органа к органу.
Последний раз редактировалось: HazelPerez (Вт 04 Янв 22, 16:13), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597033Добавлено: Вт 04 Янв 22, 16:07 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: В той сутте где они ставятся в один ряд, я так понимаю, говорится про точку зрения мирян, которые не разделяют понятия и употребляют их в бытовом плане как угодно. Тут два момента. Шесть сфер - органы и объекты это как бы другая класификация шести элементов(земля, вода, огонь, ветер, пространство, сознание). Если материальные органы и обьекты - это рупа элементы, то манас скорее всего - элемент сознания. Тем более не понятно как из рупы винньяна возникнет - видимо она берет начало от манаса, который представляет винньяна-элемент...
У девов арупа-сфер есть один орган - манас, а мозга и тонко-материального тела нет. Следовательно манас может определяться как чисто психический орган.
Так ли это для мясных мешков? - надо думать... Насколько я знаю, манас как самостоятельный психический орган - это раздел воззрения самкхья-йоги. Возможно ли, что в буддийских текстах этот термин используется как заимствование из самкхья?
Мне видится это деление удобным. Все что не относится к чувственномв опыту - все мано опыт. Вот и все. Весь опыт поделили. Раздробили (чтобы атманистой копактности не было). Все свели к уму и чувствам. Если к примеру какое-то состояние самадхи - то это не сфера трансцедентного сознания, а тонкая мано-винньяна.
Еще тогда было представление, что сознание не может возникать от материи. Следовательно манас как некая куча-сознания - это семя для всех вновь возникающих шести винньяна-дхату.
Опять же имхо - тут большая сфера догадок. |
|
Наверх |
|
|
HazelPerez
Зарегистрирован: 19.11.2021 Суждений: 150
|
№597034Добавлено: Вт 04 Янв 22, 16:09 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует.
Это может показаться на первый взгляд, особенно если мы хотим встать в опозицию с сложившимся западным пониманием буддизма. Но внимательное прочтение сутт показывает, что атта - это как раз представление о душе, самости. И в брахмаджале сутте особенно много опровержений о такой душе. Есть в других маджима-суттах анализ типа - управляет ли атта совокупностями, или она в совокупностях или совокупности в ней. Тут речь идет не о простом возвратном местоимении указателе личности и не о представлении о себе как о Я, а о неком субстрате, субъекте, выходяще за рамки ума и тела и ими управляющего или, одержащего их в себе или находящегося в них. Как в нашей культууое обычно представляют - что душа в нашем теле. Ум служит душе. Ну, я со своей стороны предполагаю иначе. Например, у современных материалистов нет представлений о душе. Однако, они считают тело собой (атта).
Ответы на этот пост: Helios, Helios |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597035Добавлено: Вт 04 Янв 22, 16:15 (3 года тому назад) |
|
|
|
Читта, как абсолютная реальность, - это минимальный элемент (атом, такт) [дискретного] сознания. Сознание - это непрерывный поток читт.
По крайней мере так в Абхиддхамме Да, так в абхидхамме, но абхидхамма известна тем, что переименовывает понятия. Например в ПК абхидхамме читта - это чистейший синоним для сознания. читта бывает по шести оргнанам чувств, тогда это шестиричная винньяна. То есть читта - это абстрактное сепарированное сознанме, совозникающее со своими состояниями - четасиками. Четаски к слову в суттанте нет как термина.
А мне интересно больше изначальное понимание термина. Он слегка размыт. Почему-то. Абхидхамма, собственно, потому и называется так, что разбирает и систематизирует понятийный аппарат (дхаммы), чтобы сделать наиболее точным понимание того, что говорится в суттах. Это делается путём того, что от общеупотребительных слов типа читта "отшелушивается" всякий наносной культурный слой и остаётся только смысловое зерно - так читта из очень общего понятия, используемого в нарративах суттанты равнозначно нашему душа-сердце, ("доброе сердце; возвышенная душа и тп.) превращается в философский кристалл "мысль/мышление" как процесс, сформированный мысленными элементами - чайтасика (от читта + уменьшительный суффикс).
Дело в том, что мне кажется у Будды была своя абхидхамма. И частично она дошла до нас в виде абхидхамма-сутт (в санньюте много таких, немного в ангутаре и маджиме). А потом ее заново изобрели комментаторы на основе тех же сутт, своего некого (ограниченого) опыта и логики. Но хотя они вносят красоту и ясность, не веет от них крутостью Будды. Я подозреваю, что сам он видел как оно на самом деле, а не просто "как логично". И если хотя бы есть малая вероятность реконструировать по суттам хоть что-то - это уже хорошо. Да, несомненно, Багават разъяснял кое-что, но многое осталось неразъяснённым (поскольку, полагаю, было и так понятно непосредственным слушателям), что и стало определённым "камнем преткновения" для новых поколений буддистов, когда буддизм вырос из набедренной повязки саманы и до размера трёх покрывал монаха. Совсем недавно вышла новая книга проф. Гомбрича (прочитал только критику, саму её ещё не приобрел), в которой он объясняет, что пали вполне можно считать характерным буддийским "общим языком", так как сформировался он на основе нескольких диалектов Магадхи и соседних земель и служил для людей разноязычных объединяющей речевым средством. Это я к тому, что уже через 150-200 лет после Паринирваны сообщество буддистов так разрослось, что многим требовалось объяснение того, что именно говорится в суттах и как следует правильно понимать смыслообразующие термины и понятия, как именно складывается единая структура медитативной практики из разбросанных по многим суттам объяснений и подсказок. Вот для этой цели - введения единого стандарта буддийского образования (как мы сейчас говорим) - и была развёрнута Абхидхамма во всей своей полноте. Но основы её, как вы верно догадались, её корни - в самой дхамма-винае, то есть наиболее ранних буддийских текстах (РБТ; Early Buddhist Texts - EBT).
Все может оказаться проще намного, ведь разные способы деления и классификации опыта равноценны:
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn35_245-kimsukopama-sutta-sv.htm
И главное - увидеть аниччу + идо-паччая-> анатту. А как смотреть смотреть на опыт, как делить - важно, но не на столько. Быть может Будда не сильно фиксировал внимание на деталях и учил в стиле У Ба Кхина: активизируйте аниччу ребята, активизированная аничча породит ниббана-дхату, который потушит все нафиг. ;)
Последний раз редактировалось: Helios (Вт 04 Янв 22, 16:52), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597036Добавлено: Вт 04 Янв 22, 16:18 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует.
Это может показаться на первый взгляд, особенно если мы хотим встать в опозицию с сложившимся западным пониманием буддизма. Но внимательное прочтение сутт показывает, что атта - это как раз представление о душе, самости. И в брахмаджале сутте особенно много опровержений о такой душе. Есть в других маджима-суттах анализ типа - управляет ли атта совокупностями, или она в совокупностях или совокупности в ней. Тут речь идет не о простом возвратном местоимении указателе личности и не о представлении о себе как о Я, а о неком субстрате, субъекте, выходяще за рамки ума и тела и ими управляющего или, одержащего их в себе или находящегося в них. Как в нашей культууое обычно представляют - что душа в нашем теле. Ум служит душе. Ну, я со своей стороны предполагаю иначе. Например, у современных материалистов нет представлений о душе. Однако, они считают тело собой (атта). Просто в данном случае душа - это тело. Вот такая материальная, целостная. Я имею ввиду представление древних индийских аннигиляционистов, котрые имели самые грубые представления.
И вот у них это тело - душа - длилось некоторое время, но не вечное.
Ответы на этот пост: Горсть листьев, HazelPerez |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597037Добавлено: Вт 04 Янв 22, 16:22 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует.
Это может показаться на первый взгляд, особенно если мы хотим встать в опозицию с сложившимся западным пониманием буддизма. Но внимательное прочтение сутт показывает, что атта - это как раз представление о душе, самости. И в брахмаджале сутте особенно много опровержений о такой душе. Есть в других маджима-суттах анализ типа - управляет ли атта совокупностями, или она в совокупностях или совокупности в ней. Тут речь идет не о простом возвратном местоимении указателе личности и не о представлении о себе как о Я, а о неком субстрате, субъекте, выходяще за рамки ума и тела и ими управляющего или, одержащего их в себе или находящегося в них. Как в нашей культууое обычно представляют - что душа в нашем теле. Ум служит душе. Ну, я со своей стороны предполагаю иначе. Например, у современных материалистов нет представлений о душе. Однако, они считают тело собой (атта).
Есть некоторые сутты самьюты, в кторых совокупности рассматриваются ка аничча, дуккха, анатта и это уничтожает самомнение я есть.
То есть видение совокупностей как напостоянных, неудовлетворителтных и бездушных в свою очередь уже уничтожает то самое чувство или мысль "Я", " Я есть", "Это мое". Если бы анатта рассматривалась как простое дублирование ощущения "это не-я", то думаю говорить так, что одно (осознание анатты) приводит к другому (искоренение чувства Я есть) было бы излишне. К тому же фактор не подконтрольности показывает, что нет внешнено контролирующего субъекта. |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№597039Добавлено: Вт 04 Янв 22, 16:26 (3 года тому назад) |
|
|
|
HazelPerez
Цитата: Поскольку виджняна определяется через глагол "виджанати", я предполагаю она вполне может быть функцией рупы (как и остальная "нама" - ведана, самджня и четана). Либо, например, некоторые другие индийские философии говорят про некий "манас" как точечный физический объект (атом), который скачет в теле быстро от органа к органу. Тогда не ясно как такая винньяна ака функция мозга, может включиться в процесс перерождения. И тем более как без мозга существуют дэвы тонких миров.
Тут мы заходим до того, что разрушаем весь буддизм на корню.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Страница 2 из 23 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|