Сравнение с семенем и плодом было бы уместно, если бы карма "переходила" бы по наследству только в конкретном виде живых существ.
Но в буддийской модели больше похоже на другое. Допустим, созрело яблоко, потом упало на землю, сгнило, а из его семян выросла груша. Ведь в буддийской модели навозный червь "перерождается" токарем Федей.
События, по теории кармы, не просто развиваются, а каким-то образом запрограммированы. В духе "в одной из прошлых жизней на охоте поранил газель, получи перелом ноги через 234 воплощения".
Ну если сансара, это что-то типа матрицы, а живые существа, что-то типа ботов, то нет никаких проблем в "хранении" несозревших плодов каммы, ведь существа - это не нечто отдельное от сансары, а все лишь один массив программного кода. Такое рассмотрение, ИМХО не противоречит суттам.
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Ср 29 Янв 20, 18:21), всего редактировалось 1 раз
Тут был вопрос, типа где хранится карма, но как я понимаю, в Тхераваде есть такое примерно объяснение
"Так в тхераваде" - это то, что сказал кто угодно, сказав, что "так в тхераваде"?
Во-первых, я не написал "так в тхераваде", а написал "в тхераваде есть такое примерно объяснение". Первая, ваша фраза говорит что это "официальная" и может быть единственная позиция в тхераваде, мои слова говорят, что в тхераваде есть такое объяснение. Я просто читал такое объяснение, оно мне представляется разумным и понятным.
Например в "Вопросах Милинды" досточт. Нагасена говорит:
Цитата:
Царь молвил: «Почтенный Нагасена, существо совершает образно-знаковым благие и неблагие деяния; где находятся эти деяния?»
– Эти деяния следуют за ним «неотступно, как тень», государь.
– Но возможно ли, почтенный Нагасена, показать эти деяния: вот там-то и там-то эти деяния находятся?
– Нет, государь. Невозможно показать эти деяния: вот там-то, мол, и там-то эти деяния находятся.
– Приведи пример.
– Как ты полагаешь, государь: можно ли показать плоды тех растений, которые еще не плодоносят,– вот там-то и там-то эти плоды находятся?
– Нет, почтенный.
– Вот так же, государь, невозможно показать деяния в непрервавшейся последовательности – вот там-то, мол и там-то эти деяния находятся.
– Прекрасно, почтенный Нагасена.
Он тут, в частности, цитирует Дхаммападу.
Здесь Нагасена говорит, что "невозможно показать эти деяния: вот там-то, мол, и там-то эти деяния находятся". Здесь же есть сравнение с растениями и плодами.
И где же тут "вот так и камма - кто-то совершает поступок, и затем события развиваются так, что потом приходят последствия этого поступка"?
Где же тут теория, что камма находится в некоем "развитии событий"?
Это не теория, а то, что мы наблюдаем. Кто-то совершает поступок, а потом события происходят так, что он пожинает плоды этого поступка. Украл - попал в тюрьму. По крайней мере часть плодов каммы можно описать так. Рождение в каком-то месте и с какими-то качествами - тут не очевидно, что это так.
Во-вторых это есть в сравнениях с созреванием плода растения и с броском камня.
А какой объяснение предлагаете вы, КИ?
Последний раз редактировалось: Wu (Ср 29 Янв 20, 18:31), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
Сравнение с семенем и плодом было бы уместно, если бы карма "переходила" бы по наследству только в конкретном виде живых существ.
Но в буддийской модели больше похоже на другое. Допустим, созрело яблоко, потом упало на землю, сгнило, а из его семян выросла груша. Ведь в буддийской модели навозный червь "перерождается" токарем Федей.
Камма-нияма не о том - кем ты переродился, а о том, что благие/умелые действия могут принести благой результат (сопровождается приятным чувством), когда для этого появятся условия, а неблагие - неблагой (сопровождается неприятным чувством).
И где же тут "вот так и камма - кто-то совершает поступок, и затем события развиваются так, что потом приходят последствия этого поступка"?
Где же тут теория, что камма находится в некоем "развитии событий"?
Это не теория, а то, что мы наблюдаем. Кто-то совершает поступок, а потом события происходят так, что он пожинает плоды этого поступка. Украл - попал в тюрьму. По крайней мере часть плодов каммы можно описать так. Рождение в каком-то месте и с какими-то качествами - тут не очевидно, что это так.
Во-вторых это есть в сравнениях с созреванием плода растения и с броском камня.
"Вот так и камма - кто-то совершает поступок, и затем события развиваются так, что потом приходят последствия этого поступка" - эту фразу не следует читать так, что поступок инициировал последовательность событий, которая неминуемо и приводит к каммическому плоду? _________________ Буддизм чистой воды
"Вот так и камма - кто-то совершает поступок, и затем события развиваются так, что потом приходят последствия этого поступка" - эту фразу не следует читать так, что поступок инициировал последовательность событий, которая неминуемо и приводит к каммическому плоду?
И когда совершен какой-то поступок, то это оказывает определенное воздействие, такое, что потом явления происходят, эволюционируют таким образом, что закономерно созревает результат.
Можно наверное заменить "закономерно созревает результат" на что-нибудь вроде "закономерно приводит к результатам" (процесс, если не ошибаюсь, называется созреванием и потом пожинанием плодов поступков).
"Вот так и камма - кто-то совершает поступок, и затем события развиваются так, что потом приходят последствия этого поступка" - эту фразу не следует читать так, что поступок инициировал последовательность событий, которая неминуемо и приводит к каммическому плоду?
И когда совершен какой-то поступок, то это оказывает определенное воздействие, такое, что потом явления происходят, эволюционируют таким образом, что закономерно созревает результат.
Можно наверное заменить "закономерно созревает результат" на что-нибудь вроде "закономерно приводит к результатам" (процесс, если не ошибаюсь, называется созреванием и потом пожинанием плодов поступков).
То есть, вы утверждаете, что в тхераваде издревле придерживаются теории, что камма "хранится" в самой последовательности событий - верно? _________________ Буддизм чистой воды
Сравнение с семенем и плодом было бы уместно, если бы карма "переходила" бы по наследству только в конкретном виде живых существ.
Но в буддийской модели больше похоже на другое. Допустим, созрело яблоко, потом упало на землю, сгнило, а из его семян выросла груша. Ведь в буддийской модели навозный червь "перерождается" токарем Федей.
Камма-нияма не о том - кем ты переродился, а о том, что благие/умелые действия могут принести благой результат (сопровождается приятным чувством), когда для этого появятся условия, а неблагие - неблагой (сопровождается неприятным чувством).
Да ну?! Карма - это и о том кем ты переродился, где ты переродился, и даже с какой внешностью ты родился. Полно в сутрах и про это.
То есть, вы утверждаете, что в тхераваде издревле придерживаются теории, что камма "хранится" в самой последовательности событий - верно?
Нет, в приведенной мной цитате из ВМ говорится:
Цитата:
– Но возможно ли, почтенный Нагасена, показать эти деяния: вот там-то и там-то эти деяния находятся?
– Нет, государь. Невозможно показать эти деяния: вот там-то, мол, и там-то эти деяния находятся.
А я в своем сообщении написал:
Цитата:
Но не так, что плоды, последствия поступка где-то хранятся.
То есть, вы утверждаете, что в тхераваде издревле придерживаются теории, что камма "хранится" в самой последовательности событий - верно?
Нет, в приведенной мной цитате из ВМ говорится:
Цитата:
– Но возможно ли, почтенный Нагасена, показать эти деяния: вот там-то и там-то эти деяния находятся?
– Нет, государь. Невозможно показать эти деяния: вот там-то, мол, и там-то эти деяния находятся.
А я в своем сообщении написал:
Цитата:
Но не так, что плоды, последствия поступка где-то хранятся.
Вы путаете камму, которая есть нечто между поступком и его плодом, и уже готовый плод. Мы говорим о том, где камма находится в промежутке, а вы продолжаете повторять, что плод нельзя найти.
То есть, вы не беретесь утверждать, что в тхераваде считают, что камма содержится только лишь в последовательности событий, инициированных поступком? _________________ Буддизм чистой воды
№526364Добавлено: Ср 29 Янв 20, 18:53 (5 лет тому назад)
А вот идея, что карма хранится в каком-то сознании-хранилище (алая-виджняна) вот это мне как раз представляется придумкой по поводу. Ну типа на вопрос, где хранится карма, нужно найти ответ. Где она хранится? - В хранилище (логично? ). А хранилище это материальное или нематериальное? - Нематериальное наверное. - Типа сознания что ли? - Ну где-то наверное да. - Ну, значит сознание-хранилище, алая-виджняна. Ответ готов.
№526365Добавлено: Ср 29 Янв 20, 18:55 (5 лет тому назад)
Самое ужасное в общении с называющими себя "тхеравадинами" - то, что они никогда не могут четко сформулировать свою позицию. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы