Да, в этом аспекте совершенно с Вами согласен. Дхамма задаёт очень здравую (и практически применимую) систему ценностных ориентиров.
Совершенно верно. Об этом хорошо сказано в СН 1.3: Дэва: "Жизнь протекла, жизни короток срок. Старым коль стал, то убежища нет. В смерти угрозу вот эту узрев, Свершай заслуги, что счастье несут". Благословенный отвечает: "Жизнь протекла, жизни короток срок. Старым коль стал, то убежища нет. В смерти угрозу вот эту узрев, Ищущий, мира приманку отбрось". (перевод theravada.ru)
У мирян - перед отшельниками, у отшельников - перед мирянами, которые их кормят.
А где именно говорится, что монах что-то должен мирянину?
Чтобы был ясен контекст, приведу обширный фрагмент из DN31. Ответ на Ваш вопрос - в его последней, шестой части:
«И как, молодой домохозяин, благородный ученик охватывает шесть сторон света?
Вот что нужно считать шестью сторонами света.
Родителей нужно считать Востоком,
учителей Югом,
жену и детей Западом,
друзей и партнеров Севером,
слуг и работников Надиром,
отшельников и браминов Зенитом.
1. Обязанности детей и родителей
Пятью способами, молодой домохозяин, ребенок должен служить своим родителям как Востоку:
я буду поддерживать их, поддержавших меня,
я буду выполнять их обязанности,
я буду сохранять семейную традицию,
я буду стараться быть достойным своего наследства,
кроме того, я буду раздавать милостыню в память моих умерших родственников.
Пятью способами, молодой домохозяин, родители, которым дети служат как Востоку, проявляют свое сочувствие к детям:
они удерживают их от порока,
они поощряют их делать добро,
они обучают их профессии,
они устраивают подходящий брак,
в надлежащее время они вручают им их наследство.
Этими пятью способами дети служат своим родителям как Востоку, и родители проявляют сострадание к своим детям. Так они охватывают Восток, делая его безопасным и надежным.
2. Обязанности учеников и учителей
Пятью способами, молодой домохозяин, ученик должен служить учителю как Югу:
вставая с места в приветствии,
заботясь о нем,
рвением учиться,
собственными услугами,
почтительным вниманием при обучении.
Пятью способами, молодой домохозяин, учителя, которым так служат как Югу их ученики, проявляют свое сострадание:
они обучают их самому лучшему,
они следят за хорошим усвоением знаний,
они обучают их искусствам и наукам,
они знакомят их с друзьями и партнерами,
они обеспечивают их безопасность повсюду.
Такими пятью способами учителя, которым так служат как Югу их ученики, проявляют свое сострадание к ним. Так они охватывают Юг, делая его безопасным и надежным.
3. Обязанности супругов
Пятью способами, молодой домохозяин, должен муж служить жене как Западу:
быть вежливым с ней,
не презирать ее,
быть верным ей,
передавать ей полномочия,
обеспечивая ее украшениями.
Жена, которой ее муж так служит как Западу, проявляет состраданию к своему мужу пятью способами:
она хорошо исполняет свои обязанности ,
она гостеприимна к родственникам и окружающим
она верна,
она сберегает то, что он приносит,
она искусна и трудолюбива в исполнении своих обязанностей.
Этими пятью способами жена проявляет сострадание к своему мужу, который служит ей как Западу. Так он охватывает Запад, делая его безопасным и надежным.
4. Обязанности друзей
Пятью способами, молодой домохозяин, должен член рода служить своим друзьям и партнерам как Северу:
щедростью,
вежливой речью,
быть полезным,
быть беспристрастным,
искренностью.
Друзья и партнеры, которым член рода так служит как Северу, проявляют к нему сострадание пятью способами:
они защищают его, когда он беспечен,
они защищают его имущество, когда он беспечен,
они дают убежище, когда он в опасности,
они не оставляют его в беде,
они оказывают внимание его семье.
Такими пятью способами друзья и партнеры, которым член рода так служит как Северу, проявляют к нему сострадание. Так он охватывает Север, делая его безопасным и надежным.
5. Обязанности работников и хозяев
Пятью способами должен хозяин служить своим слугам и работникам как Надиру:
назначая им работу согласно их способностям,
обеспечивая их пищей и заработной платой,
ухаживая за ними в болезни,
делясь с ними любыми лакомствами,
время от времени предоставляя им отпуск.
Слуги и работники, которым их хозяин так служит как Надиру, проявляют свое сострадание к нему пятью способами:
они поднимаются раньше него,
они ложатся спать после него,
они берут только то, что им дают,
они хорошо исполняют свои обязанности ,
они поддерживают его доброе имя и славу.
Такими пятью способами служащие и работники, которым их хозяин служит как Надиру, проявляют к нему свое сострадание. Так он охватывает Надир, делая его безопасным и надежным.
6. Обязанности мирян и духовных
Пятью способами должен домохозяин служить отшельникам и браминам как Зениту:
приятными делами,
приятными словами,
приятными мыслями,
держа дом открытым для них,
обеспечивая их материальные потребности.
Отшельники и брамины, которым домохозяин так служит как Зениту, проявляют к нему свое сострадание шестью способами:
они удерживают его от порока,
они убеждают его делать добро,
они добросердечно любят его,
они побуждают его услышать то, чего он не слышал,
они разъясняют то, что он уже слышал,
они указывают путь к небесному состоянию.
Такими шестью способами отшельники и брамины проявляют свое сострадание к домохозяину, который служит им как Зениту. Так он охватывает Зенит, делая его безопасным и надежным».
У мирян - перед отшельниками, у отшельников - перед мирянами, которые их кормят.
А где именно говорится, что монах что-то должен мирянину?
Чтобы был ясен контекст, приведу обширный фрагмент из DN31. Ответ на Ваш вопрос - в его последней, шестой части:
«И как, молодой домохозяин, благородный ученик охватывает шесть сторон света?
Вот что нужно считать шестью сторонами света.
Родителей нужно считать Востоком,
учителей Югом,
жену и детей Западом,
друзей и партнеров Севером,
слуг и работников Надиром,
отшельников и браминов Зенитом.
1. Обязанности детей и родителей
Пятью способами, молодой домохозяин, ребенок должен служить своим родителям как Востоку:
я буду поддерживать их, поддержавших меня,
я буду выполнять их обязанности,
я буду сохранять семейную традицию,
я буду стараться быть достойным своего наследства,
кроме того, я буду раздавать милостыню в память моих умерших родственников.
Пятью способами, молодой домохозяин, родители, которым дети служат как Востоку, проявляют свое сочувствие к детям:
они удерживают их от порока,
они поощряют их делать добро,
они обучают их профессии,
они устраивают подходящий брак,
в надлежащее время они вручают им их наследство.
Этими пятью способами дети служат своим родителям как Востоку, и родители проявляют сострадание к своим детям. Так они охватывают Восток, делая его безопасным и надежным.
2. Обязанности учеников и учителей
Пятью способами, молодой домохозяин, ученик должен служить учителю как Югу:
вставая с места в приветствии,
заботясь о нем,
рвением учиться,
собственными услугами,
почтительным вниманием при обучении.
Пятью способами, молодой домохозяин, учителя, которым так служат как Югу их ученики, проявляют свое сострадание:
они обучают их самому лучшему,
они следят за хорошим усвоением знаний,
они обучают их искусствам и наукам,
они знакомят их с друзьями и партнерами,
они обеспечивают их безопасность повсюду.
Такими пятью способами учителя, которым так служат как Югу их ученики, проявляют свое сострадание к ним. Так они охватывают Юг, делая его безопасным и надежным.
3. Обязанности супругов
Пятью способами, молодой домохозяин, должен муж служить жене как Западу:
быть вежливым с ней,
не презирать ее,
быть верным ей,
передавать ей полномочия,
обеспечивая ее украшениями.
Жена, которой ее муж так служит как Западу, проявляет состраданию к своему мужу пятью способами:
она хорошо исполняет свои обязанности ,
она гостеприимна к родственникам и окружающим
она верна,
она сберегает то, что он приносит,
она искусна и трудолюбива в исполнении своих обязанностей.
Этими пятью способами жена проявляет сострадание к своему мужу, который служит ей как Западу. Так он охватывает Запад, делая его безопасным и надежным.
4. Обязанности друзей
Пятью способами, молодой домохозяин, должен член рода служить своим друзьям и партнерам как Северу:
щедростью,
вежливой речью,
быть полезным,
быть беспристрастным,
искренностью.
Друзья и партнеры, которым член рода так служит как Северу, проявляют к нему сострадание пятью способами:
они защищают его, когда он беспечен,
они защищают его имущество, когда он беспечен,
они дают убежище, когда он в опасности,
они не оставляют его в беде,
они оказывают внимание его семье.
Такими пятью способами друзья и партнеры, которым член рода так служит как Северу, проявляют к нему сострадание. Так он охватывает Север, делая его безопасным и надежным.
5. Обязанности работников и хозяев
Пятью способами должен хозяин служить своим слугам и работникам как Надиру:
назначая им работу согласно их способностям,
обеспечивая их пищей и заработной платой,
ухаживая за ними в болезни,
делясь с ними любыми лакомствами,
время от времени предоставляя им отпуск.
Слуги и работники, которым их хозяин так служит как Надиру, проявляют свое сострадание к нему пятью способами:
они поднимаются раньше него,
они ложатся спать после него,
они берут только то, что им дают,
они хорошо исполняют свои обязанности ,
они поддерживают его доброе имя и славу.
Такими пятью способами служащие и работники, которым их хозяин служит как Надиру, проявляют к нему свое сострадание. Так он охватывает Надир, делая его безопасным и надежным.
6. Обязанности мирян и духовных
Пятью способами должен домохозяин служить отшельникам и браминам как Зениту:
приятными делами,
приятными словами,
приятными мыслями,
держа дом открытым для них,
обеспечивая их материальные потребности.
Отшельники и брамины, которым домохозяин так служит как Зениту, проявляют к нему свое сострадание шестью способами:
они удерживают его от порока,
они убеждают его делать добро,
они добросердечно любят его,
они побуждают его услышать то, чего он не слышал,
они разъясняют то, что он уже слышал,
они указывают путь к небесному состоянию.
Такими шестью способами отшельники и брамины проявляют свое сострадание к домохозяину, который служит им как Зениту. Так он охватывает Зенит, делая его безопасным и надежным».
они указывают путь к небесному состоянию. - рождению дэвами. Эриксон объясняет эти слова Будды, но мало кто их понимает. В этих словах Будды ясно видно различие между монахами и мирянами. Наши же миряне - нет, давай нирвану и всё, хотя даже не понимают - а что же говорил Будда?
6. Обязанности мирян и духовных
Пятью способами должен домохозяин служить отшельникам и браминам как Зениту:
приятными делами,
приятными словами,
приятными мыслями,
держа дом открытым для них,
обеспечивая их материальные потребности.
Отшельники и брамины, которым домохозяин так служит как Зениту, проявляют к нему свое сострадание шестью способами:
они удерживают его от порока,
они убеждают его делать добро,
они добросердечно любят его,
они побуждают его услышать то, чего он не слышал,
они разъясняют то, что он уже слышал,
они указывают путь к небесному состоянию.
Такими шестью способами отшельники и брамины проявляют свое сострадание к домохозяину, который служит им как Зениту. Так он охватывает Зенит, делая его безопасным и надежным».
6. Обязанности мирян и духовных
Пятью способами должен домохозяин служить отшельникам и браминам как Зениту:
приятными делами,
приятными словами,
приятными мыслями,
держа дом открытым для них,
обеспечивая их материальные потребности.
Отшельники и брамины, которым домохозяин так служит как Зениту, проявляют к нему свое сострадание шестью способами:
они удерживают его от порока,
они убеждают его делать добро,
они добросердечно любят его,
они побуждают его услышать то, чего он не слышал,
они разъясняют то, что он уже слышал,
они указывают путь к небесному состоянию.
Такими шестью способами отшельники и брамины проявляют свое сострадание к домохозяину, который служит им как Зениту. Так он охватывает Зенит, делая его безопасным и надежным».
Спасибо. Вы уверены, что речь здесь идет о буддийских монахах?
Не вижу в тексте никаких указаний, что именно здесь буддийские бхиккху исключаются из числа "отшельников и брахманов", о которых идёт речь. _________________ Границы мира - это границы языка
Не вижу в тексте никаких указаний, что именно здесь буддийские бхиккху исключаются из числа "отшельников и брахманов", о которых идёт речь.
Не совсем понятно, почему вы пишите "именно здесь". Вроде бы во многих суттах отшельники и брахманы (представители других учений) отдельно, а буддийские монахи отдельно. Сутт, в которых они бы шли через запятую (отшельники, брахманы и буддийские монахи), я не припомню.
Не вижу в тексте никаких указаний, что именно здесь буддийские бхиккху исключаются из числа "отшельников и брахманов", о которых идёт речь.
Не совсем понятно, почему вы пишите "именно здесь". Вроде бы во многих суттах отшельники и брахманы (представители других учений) отдельно, а буддийские монахи отдельно. Сутт, в которых они бы шли через запятую (отшельники, брахманы и буддийские монахи), я не припомню.
Они и не перечисляются "через запятую". "Брахманы и отшельники" - это общее наименование всех людей, посвятивших свою жизнь практикам очищения разного рода. Наименование социальной группы, другими словами. Будда, когда с ним общаются не его ученики (для которых он Благословенный, и т.п.), а просто какие-то внешние люди, тоже называется этими внешними людьми "отшельник Готама" - потому что тоже принадлежит к этой социальной группе. И Будда вполне мог говорить своим монахам, что брахманы и отшельники практикующие неправильно, не достигают освобождения, а вот брахманы и отшельники, практикующие правильно (то есть, следующие Дхамме Будды) - достигают освобождения. Первое, что приходит в голову из таких сутт - SN22.56, MN25, можно, конечно, ещё найти, если тратить на это время. _________________ Границы мира - это границы языка
№447955Добавлено: Чт 25 Окт 18, 14:28 (6 лет тому назад)
В Сигловада сутте, речь идет о небуддийских брахманах и саманах, предел которых - свита Брахмы. Татхагата и ученики Татхагаты, ведут не только к небесным мирам, но и за пределы мира.
№447956Добавлено: Чт 25 Окт 18, 14:29 (6 лет тому назад)
Верно ли полагать, что для мирянина и правильно освобождающиеся, и неправильно практикующие брахманы и саманеры равно ценны в Зените? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В Сигловада сутте, речь идет о небуддийских брахманах и саманах, предел которых - свита Брахмы. Татхагата и ученики Татхагаты, ведут не только к небесным мирам, но и за пределы мира.
Добродетели и достижению небесных миров Татхагата и его ученики тоже учат. Так что они тоже подпадают под это описание. _________________ Границы мира - это границы языка
Верно ли полагать, что для мирянина и правильно освобождающиеся, и неправильно практикующие брахманы и саманеры равно ценны в Зените?
В суттах, Будда, когда обращается к сторонним людям, не являющихся его последователем, довольно часто не превозносит свое Учение перед учениями иных учителей в явном виде, в духе: "Лишь я один говорю правду, а все остальные пути несовершенны, следуйте только за мной, оставив своих прошлых наставников, жрецов и богов", так как такой подход мог бы отпугнуть некоторых людей, да и это просто было не учтиво. Он действовал более умело. Давая большому собранию небуддийских мирян лишь наставления общего характера о пользе нравственности и щедрости, ведущих к небесным мирам. Но тем, кто принимал Прибежище в его учении, или сразу был готов услышать более глубокие наставления, он уже обучал 4БИ. И при подробных наставлениях своих последователей, он уже явно превозносил Татхагату и его учеников Арьев, перед другими учителями, а Дхамму - перед всеми иными учениями.
Верно ли полагать, что для мирянина и правильно освобождающиеся, и неправильно практикующие брахманы и саманеры равно ценны в Зените?
Подозреваю, что нет. Ср. описание отшельников и брахманов, материальная помощь которым не будет зряшной растратой средств, в AN4.61. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Чт 25 Окт 18, 15:23), всего редактировалось 1 раз
Верно ли полагать, что для мирянина и правильно освобождающиеся, и неправильно практикующие брахманы и саманеры равно ценны в Зените?
В суттах, Будда, когда обращается к сторонним людям, не являющихся его последователем, довольно часто не превозносит свое Учение перед учениями иных учителей в явном виде, в духе: "Лишь я один говорю правду, а все остальные пути несовершенны, следуйте только за мной, оставив своих прошлых наставников, жрецов и богов", так как такой подход мог бы отпугнуть некоторых людей, да и это просто было не учтиво. Он действовал более умело. Давая большому собранию небуддийских мирян лишь наставления общего характера о пользе нравственности и щедрости, ведущих к небесным мирам. Но тем, кто принимал Прибежище в его учении, или сразу был готов услышать более глубокие наставления, он уже обучал 4БИ. И при подробных наставлениях своих последователей, он уже явно превозносил Татхагату и его учеников Арьев, перед другими учителями, а Дхамму - перед всеми иными учениями.
Можно согласиться, что молодому домохозяину Сигале Будда не стал говорить то, что сказал верному последователю Анатхапиндике - то есть, что не являются зряшной тратой расходы именно на таких отшельников и брахманов, которые практикуют для достижения полного угасания (ekamattānaṃ parinibbāpenti; train themselves for nibbāna - Бодхи; extinguish themselves - Суджато). Возможно, что в разговоре с Сигалой он не стремится оспорить "полезности" и "почтенности" других, небуддийских брахманов и отшельников. Но совершенно невероятно, чтобы он при этом исключил из числа брахманов и отшельников, которых следует почитать, своих собственных учеников и самого себя.
Не странно ли - учить человека добродетели и пути к небесным мирам, сказать, в этом же разговоре, что отшельников и брахманов, которые учат добродетели и пути к небесным мирам, следует почитать и материально поддерживать - но себя и своих учеников при этом не иметь в виду (но ни словом об этом не упомянуть). _________________ Границы мира - это границы языка
Не странно ли - учить человека добродетели и пути к небесным мирам, сказать, в этом же разговоре, что отшельников и брахманов, которые учат добродетели и пути к небесным мирам, следует почитать и материально поддерживать - но себя и своих учеников при этом не иметь в виду (но ни словом об этом не упомянуть).
Вполне уместно тут было своих учеников не упомянуть, а говорить только о ведийских брахманах. Это вполне укладывалось в рамки приличия для великого духовного Учителя, который не навязывает своего Учения и не навязывается сам и своей Сангхой в получатели подаяний от иноверцев, давая им наставления общего характера о социальных правилах и о пользе нравственности и щедрости. Но безмерность даров Сангхе Благословенного, становилась темой для бесед с теми мирскими последователями, кто заявил о принятии Прибежища, т.е. о признании Будды своим учителем, Дхаммы своим жизненным ориентиром, а Сангхи - как лучшего поля для обретения заслуг. Такие беседы укрепляли понимание ценности Арьясангхи у последователей.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы