Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

"Тайные виды на гору Фудзи", медитация и техника безопасности

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Azaze11o
Гость


Откуда: Saint Petersburg


448766СообщениеДобавлено: Вс 28 Окт 18, 21:52 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Вы пишете, что Пелевин описывает джханы в соотвествии с каноном. Не подскажете где можно прочитать такое подробное, как у Пелевина, описание последствий или эффектов джхан?


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

448873СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 11:29 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Azaze11o пишет:
empiriocritic_1900
Вы пишете, что Пелевин описывает джханы в соотвествии с каноном. Не подскажете где можно прочитать такое подробное, как у Пелевина, описание последствий или эффектов джхан?

А какие у Пелевина описаны "последствия и эффекты" джхан? ИМХО, у него описаны факторы джхан - пити, сукха, витакка, вичара, упеккха, читасса экаггата; их появление и исчезновение расписано именно в том порядке, в каком они представлены в канонических (и в авторитетных постканонических, например, в Висуддхимагге) описаниях джхан. Сами факторы в той же Висуддхимагге (особенно в главе IV) описаны довольно подробно - и никаких существенных противоречий между этим авторитетным описанием, и описанием Пелевина, я не вижу (с учётом того, что это описание на разных языках - язык буддийской схоластики - это не язык художественной прозы).

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Azaze11o
Гость





448881СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 13:39 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Спасибо. Возможно я вас неправильно понял, совсем новичок в этой теме. Я спрашивал не о факторах, а о психических и психологических последствиях достижения джхан.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

448882СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 13:49 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Azaze11o пишет:
Спасибо. Возможно я вас неправильно понял, совсем новичок в этой теме. Я спрашивал не о факторах, а о психических и психологических последствиях достижения джхан.

Не за что Smile ИМХО, мы с Вами не совсем поняли друг друга. Поэтому прошу Вас вновь пояснить, что конкретно (из описанного в пелевинском тексте) Вы называете "психическими и психологическими последствиями достижения джхан"? Со своей стороны, повторю, что факторами джхан называются направление и удержание внимания на объекте медитации, восторг, блаженство, беспристрастие (по отношению к приятному и неприятному), собранность ума. Их и описывает Пелевин.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Azaze11o
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





448884СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 14:06 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Суперпереживания скучны, назойливы. Они ж заслоняют солнечность самой дхарматы.)
Наверх
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

448885СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 14:07 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А мне не понравился роман Пелевина. В конце концов, те олигархи не хотели прозрения, автор это преподал как психическое расстройство какое-то имхо, именно такое создается впечатление. Если бы они пережили опыт джхан, то наверное стремились бы наоборот покинуть мирскую жизнь, уйти от дел, а плюс еще по роману, они прозрели непостоянство вроде бы, но они наоборот всеми силами стремились вернуться к прежней жизни. Потом автор через своего героя Федора, сравнивает первую или вторую (не вспомню уже точно какую) джхану с оргазмом, какое-то грубое сравнение.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

448889СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 14:48 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А мне не понравился роман Пелевина. В конце концов, те олигархи не хотели прозрения, автор это преподал как психическое расстройство какое-то имхо, именно такое создается впечатление. Если бы они пережили опыт джхан, то наверное стремились бы наоборот покинуть мирскую жизнь, уйти от дел, а плюс еще по роману, они прозрели непостоянство вроде бы, но они наоборот всеми силами стремились вернуться к прежней жизни. Потом автор через своего героя Федора, сравнивает первую или вторую (не вспомню уже точно какую) джхану с оргазмом, какое-то грубое сравнение.

Вполне правдоподобно, что люди, которые вдруг прозрели непостоянство, но не умеют согласовать/сочетать/примирить это прозрение с остальными своими жизненными ценностями и планами, будут переживать это прозрение очень болезненно, и стараться от него избавиться. Тем паче, переживание джхан, если допустить, как это предполагает сюжет романа, что человек его получает не в результате практики и без знакомства с Дхаммой, будет восприниматься лишь как ещё одно очень приятное переживание. От него возникнет зависимость, и всё (она и так-то может возникнуть, на самом деле, даже у того, кто их "честно высиживал" в практике).

Что касается сравнения с оргазмом, которое там действительно есть (с тем выводом, что джхана интенсивнее), то для людей вполне естественно сравнивать одно сильное удовольствие с другим. И действительно - что ещё, кроме оргазма, можно хотя бы сопоставить с пити-боджханга?

А что Вам роман не понравился, это и не удивительно. Вы же писали когда-то, что из литературы любите нравоучительные благочестивые истории, вроде житий  старцев. А здесь, конечно, не житие старцев.

_________________
Границы мира - это границы языка


Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Пн 29 Окт 18, 15:34), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Анабхогин
Гость


Откуда: Rostov-na-donu


448894СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 15:19 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

На деле рупадхьяна всего одна, а не четыре. Просто она имеет четыре стадии, которые сменяются стремительно. Прити — это не оргазм, а тот момент процесса сосредоточения, когда возникает мимолётная возбуждённость, лёгкое изумление. Это даже отражается на дыхании: оно на мгновение приостанавливается. Четыре стадии можно отследить в любом акте сосредоточения.
Наверх
Анабхогин
Гость


Откуда: Rostov-na-donu


448898СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 15:27 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кстати, арупадхьяна — это рупадхьяна с опорой на аморфные (арупа) образы (рупа), нейтральные объекты.
Наверх
Azaze11o
Гость





448922СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 17:08 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Не за что Smile ИМХО, мы с Вами не совсем поняли друг друга. Поэтому прошу Вас вновь пояснить, что конкретно (из описанного в пелевинском тексте) Вы называете "психическими и психологическими последствиями достижения джхан"? Со своей стороны, повторю, что факторами джхан называются направление и удержание внимания на объекте медитации, восторг, блаженство, беспристрастие (по отношению к приятному и неприятному), собранность ума. Их и описывает Пелевин.

Видимо я воспринял ваш текст только в личном контекстеSmile я получил очень похожий результат от медитации, описанный Пелевиным, правда без спецэффектов и последовательных факторов(не было ни восторга, ни блаженства). Через 1,5 месяца после начала  практики (самадхи) одномоментно исчезли все страдания, тогда мне казалось, что просто пропали чувства. Ну и как следствие начались этические терзания (чисто интеллектуальные) по поводу такого состояния, страхи за психику, равнодушие к мирской жизни и т.д. Вот это я и назвал психологическими последствиями. Т.е. я про результат или побочку, а не способ достижения джхан.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

448938СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 17:56 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Azaze11o пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

Не за что Smile ИМХО, мы с Вами не совсем поняли друг друга. Поэтому прошу Вас вновь пояснить, что конкретно (из описанного в пелевинском тексте) Вы называете "психическими и психологическими последствиями достижения джхан"? Со своей стороны, повторю, что факторами джхан называются направление и удержание внимания на объекте медитации, восторг, блаженство, беспристрастие (по отношению к приятному и неприятному), собранность ума. Их и описывает Пелевин.

Видимо я воспринял ваш текст только в личном контекстеSmile я получил очень похожий результат от медитации, описанный Пелевиным, правда без спецэффектов и последовательных факторов(не было ни восторга, ни блаженства). Через 1,5 месяца после начала  практики (самадхи) одномоментно исчезли все страдания, тогда мне казалось, что просто пропали чувства. Ну и как следствие начались этические терзания (чисто интеллектуальные) по поводу такого состояния, страхи за психику, равнодушие к мирской жизни и т.д. Вот это я и назвал психологическими последствиями. Т.е. я про результат или побочку, а не способ достижения джхан.

Если не было "ни восторга, ни блаженства" - значит, Вы называете "самадхи" не совсем то (или совсем не то - тут уже нужно было бы с деталями разбираться), что так называется в буддийском контексте.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Azaze11o
Гость





448943СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 18:08 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Под практикой самадхи я имел ввиду медитацию сосредоточения, в моем случае, на мантре.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

448953СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 18:25 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Что касается сравнения с оргазмом, которое там действительно есть (с тем выводом, что джхана интенсивнее), то для людей вполне естественно сравнивать одно сильное удовольствие с другим. И действительно - что ещё, кроме оргазма, можно хотя бы сопоставить с пити-боджханга?

А вы уверены, что джхановые пити и сукха интенсивны, а не настолько тонки, что обычный человек их даже не заметит, как не заметит тончайших оттенков вкуса благородного вина, алкоголик, привыкший пить дешевый портвейн или даже одеколон? Wink Пардон за алко-пример, но он вполне в духе Пелевина.


Последний раз редактировалось: Antaradhana (Пн 29 Окт 18, 18:28), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

448958СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 18:32 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Azaze11o пишет:
empiriocritic_1900
Под практикой самадхи я имел ввиду медитацию сосредоточения, в моем случае, на мантре.

Концентрация внимания на одном объекте (в данном случае, на мантре) - это техника, способ, средство. Средство для чего? Для развития отстраненности от пяти препятствий - 1) алчности (влечения, интереса, желания), 2) недоброжелательности (недовольства, злобы, раздражения, и т.п.), 3) инертности (умственной лености, апатии) и сонливости, 4) беспокойности (неугомонности, суетливости) ума и сожалений, и 5) сомнений (растерянности, колебаний). Отстраненность от них - это (в контексте медитации - временно возникающая) способность не увлекаться ими, когда они возникают, не следовать за ними вниманием. Отстраненность от препятствий и вызывает восторг и блаженство. Восторг и блаженство делают ум собранным - не оцепеневшим, не сжатым в одну точку, а спокойным, уравновешенным, ясным, отчётливо воспринимающим.

А если понимать концентрацию внимания на одном объекте не как средство отстранения препятствий, а как суть практики, то можно, при большом усердии, добиться именно оцепенения ума. Но о таком оцепенении вряд ли можно сказать, что это правильное самадхи.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

448971СообщениеДобавлено: Пн 29 Окт 18, 19:06 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Что касается сравнения с оргазмом, которое там действительно есть (с тем выводом, что джхана интенсивнее), то для людей вполне естественно сравнивать одно сильное удовольствие с другим. И действительно - что ещё, кроме оргазма, можно хотя бы сопоставить с пити-боджханга?

А вы уверены, что джхановые пити и сукха интенсивны, а не настолько тонки, что обычный человек их даже не заметит, как не заметит тончайших оттенков вкуса благородного вина, алкоголик, привыкший пить дешевый портвейн или даже одеколон? Wink Пардон за алко-пример, но он вполне в духе Пелевина.

В данном случае могу сослаться на описание пити в Висуддхимагге - которого выделяется пять видов, из которых джхановым фактором является пятый: всепроникающий восторг, охватывающий всё тело ("как наполненный сосуд", "как пещера во время наводнения"). См. страницы 137-138 в этом издании:

https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/nanamoli/PathofPurification2011.pdf

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА, Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22  След.
Страница 18 из 22

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.047 (0.542) u0.015 s0.001, 18 0.031 [266/0]