№443185Добавлено: Вс 30 Сен 18, 21:33 (5 лет тому назад)"Тайные виды на гору Фудзи", медитация и техника безопасности
Пару дней назад в другой теме завязался разговор о новом романе В.О. Пелевина. Прочитав его, написал о нём заметку, где говорю, в том числе и о буддийских аспектах "Тайных видов" (но, конечно, не только о них). На тот случай, если кому-то это окажется любопытным, даю здесь ссылку:
№443211Добавлено: Вс 30 Сен 18, 22:22 (5 лет тому назад)
Как и зачем можно всерьёз анализировать или критиковать творчество Пелевина? Это же стёб по обкуровке, психоделический юмор. Почему бы тогда не поанализировать продукцию Камеди Клаб?
№443214Добавлено: Вс 30 Сен 18, 22:29 (5 лет тому назад)Re: "Тайные виды на гору Фудзи", медитация и техника безопасности
Пелевин пишет в одном тексте и о мистических вещах, и стебется над злободневными темами. Так как если писать только о мистицизме, то у книг будет довольно узкий круг читателей, а если только лишь стебаться и писать на злобу дня, то книга затеряется в мутном потоке подобного чтива. И если раньше он склеивал эти вещи более плотно, то в последнем романе - жестко разделил на две сюжетные линии, так сказать, на мирское и надмирское. То, что надмирское, по сюжету, было поглощено мирским - это тоже вполне в духе времени.
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Вс 30 Сен 18, 22:33), всего редактировалось 1 раз
Как и зачем можно всерьёз анализировать или критиковать творчество Пелевина? Это же стёб по обкуровке, психоделический юмор. Почему бы тогда не поанализировать продукцию Камеди Клаб?
Я прочитал все произведения Пелевина по 2-3 раза, и скажу вам, что вы ошибаетесь. Он пишет о довольно глубоких, философских вещах, заворачивая их в популярную обертку.
Я думал, вы про пелевинские джханы написали, а вам интереснее оказался феминизм.
То, что Пелевин пишет о джханах - в общих чертах соответствует каноническим (и традиционным постканоническим) описаниям. А обсуждать не "общие черты", а нюансы, не исследовав эти самые джханы в личном опыте, я полагаю более или менее бессмысленным. Тем не менее, больше половины моего текста посвящено именно буддийской линии романа, а отнюдь не феминистической. И, ИМХО, главный буддийский аспект там не в описании джхан, а в этической стороне дела: в том видении, и в той оценке всего происходящего, которая здесь (не слишком частая у Пелевина ситуация) воплощается в конкретном образе - в образе бирманского саядо. _________________ Границы мира - это границы языка
Пару дней назад в другой теме завязался разговор о новом романе В.О. Пелевина. Прочитав его, написал о нём заметку, где говорю, в том числе и о буддийских аспектах "Тайных видов"
как все ваши посты, эмириокотик, отзыв слишком затянут, и говорит больше о ваших личных эээ представлениях о буддизме, чем о рецензируемом романе
меня так описания незадачливых олигархов, попавших с корабля на карусель випассаны, весьма позабавили. боюсь только, что 85% читателей комичности ситуации оценить не смогут. а споры олигархов о джханах так и вовсе копируют разговоры последних месяцев на дорге
что касается феминизма в романе... ну это еще самый безобидный вариант из всех пелевенских шовинистических фантазий
№443227Добавлено: Вс 30 Сен 18, 23:05 (5 лет тому назад)
Мне понравилось про ссору из-за бельевых веревок, и прерывающий ее рев, взлетающего реактивного самолета. Люблю такие вещи в книгах, когда автор приводит настоящие воспоминания из собственного детства. Также в романе много тонкого юмора, который при чтении заставлял улыбаться.
№443236Добавлено: Вс 30 Сен 18, 23:27 (5 лет тому назад)
Цитата:
Как и тренировка мышц, тренировка внимания может привести к чрезвычайно негативным последствиям, если усердствовать не по разуму. Сейчас, когда и в западных странах, и в России буддийские техники медитации широко распространились (чаще всего, под названием «випассана», или, в несколько усеченном варианте, под названием «Снижение стресса на основе осознанности», MBSR), и часто используются в оздоровительных и психотерапевтических целях, появились случаи, когда человек, не имеющий намерения переходить к монашеской жизни, тренировался с интенсивностью, уместной для монаха – и, в итоге, терял интерес к мирской жизни. Так результат его практики входил в противоречие с его же собственными жизненными установками; вместо снятия психологических проблем такие усердные не по разуму медитаторы получают глубокий внутренний конфликт и экзистенциальный кризис, сталкивающий их в депрессию.
Хорошо подметили. Это, на мой взгляд, главный посыл автора, для его подкованных в буддизме читателей. Практика должна быть последовательной и правильно выстроенной http://www.theravada.ru/Teaching/Works/model-buddiiskoi-praktiki-1-sv.htm Без фундамента (правильные воззрения, правильные устремления, нравственность, осознанность) - дом неизбежно рухнет, и погребет под обломками практика, который вдруг решил, что практика - это только медитация, и берется сразу за нее, порою с неправильными намерениями, достичь иддхи или наслаждений.
Самое смешное для меня - это использование терминологии наших переводчиков, и то, как автора от нее корежит.
? Прямо вот корежит? Мне показалось, что он терминологией оперирует довольно изящно и уверенно. Прямых эквивалентов (то, что у нас применяют, как эквиваленты) витакки и вичары не использует, но просто объясняет, о чём идёт речь, и, ИМХО, неплохо объясняет ("постоянное стремление к безусильности"). Пити и сукха передаёт вполне обычным образом (восторг, счастье, блаженство). За упеккху не берется; просто о "покое" пишет. Неточность, конечно, но ладно.
Когда он говорит далее о "нематериальных джханах" - то это, конечно, неточно; но так переводят, не он это придумал. Видимо, этот вариант избран в связи с его большим благозвучием, по сравнению с "бесформенной джханой". Единственно, где я его не понимаю - зачем аятаны называть "основами". Чем ему "сфера" не угодила? _________________ Границы мира - это границы языка
Как и тренировка мышц, тренировка внимания может привести к чрезвычайно негативным последствиям, если усердствовать не по разуму. Сейчас, когда и в западных странах, и в России буддийские техники медитации широко распространились (чаще всего, под названием «випассана», или, в несколько усеченном варианте, под названием «Снижение стресса на основе осознанности», MBSR), и часто используются в оздоровительных и психотерапевтических целях, появились случаи, когда человек, не имеющий намерения переходить к монашеской жизни, тренировался с интенсивностью, уместной для монаха – и, в итоге, терял интерес к мирской жизни. Так результат его практики входил в противоречие с его же собственными жизненными установками; вместо снятия психологических проблем такие усердные не по разуму медитаторы получают глубокий внутренний конфликт и экзистенциальный кризис, сталкивающий их в депрессию.
Хорошо подметили. Это, на мой взгляд, главный посыл автора, для его подкованных в буддизме читателей. Практика должна быть последовательной и правильно выстроенной http://www.theravada.ru/Teaching/Works/model-buddiiskoi-praktiki-1-sv.htm Без фундамента (правильные воззрения, правильные устремления, нравственность, осознанность) - дом неизбежно рухнет, и погребет под обломками практика, который вдруг решил, что практика - это только медитация, и берется сразу за нее, порою с неправильными намерениями, достичь иддхи или наслаждений.
В романе-то там ещё проще, ИМХО. Не надо брать то, что не дано - во-первых. Если жил ты как свинья, останешься свиньей - во-вторых. Вообще, характерная особенность Пелевина (во многих романах заметная) что он себя соотносит со Львом Толстым. В "Тайных видах" Толстой, с которым он соотносится - это автор "Много ли человеку земли нужно". То есть, поздний Толстой, ригорист, проповедник морали, автор нравоучительных сказок и притч. Поэтому и "Тайные виды" - это тоже, ИМХО, нравоучительная притча с очень простой моралью.
А по поводу "поэтапности" мы уже неоднократно говорили. Я бы это назвал скорее не "поэтапностью", а "внутренней согласованностью". Нет смысла даже браться за бхавану, если не принимаешь хотя бы "за основу" этику Дхаммы, и не понимаешь, что бхавана - это инструмент для развития благих качеств, и отстранения неблагих. Если этого понимания нет, то практика быстро окажется в тупике. Допустим, научился ты достигать вспышек экстатического восторга. Но если в них и видеть цель практики, то удовлетворения не будет - потому что они быстро исчезают. И будет только новое разочарование, новая неудовлетворенность. Или, допустим, человек взял период интенсивной практики, пошёл дальше "вспышек", научился делать восторг и следующее за ним спокойное блаженство более устойчивыми и продолжительными. Но потом он возвращается к мирской жизни, и так интенсивно практиковать, как раньше, не может. И по восторгу/блаженству скучает, и оставить мирскую жизнь не хочет/не может. Опять разочарование. Так что развитие нравственности, сосредоточенности и мудрости должно быть взаимоувязанным. Не так (как иногда утверждают), что сначала надо развить нравственность, а потом переходить к бхаване - но так, что развитие нравственности, сосредоточенности и мудрости должно идти рука об руку, не обгоняя друг друга. _________________ Границы мира - это границы языка
№443323Добавлено: Пн 01 Окт 18, 14:02 (5 лет тому назад)
https://vk.com/fem_school?w=wall-27506840_316533%2Fall
Есть и другие мнения об этом произведении. Но, пока не читала, с выводами торопиться не буду. Хотя то, что Пелевин отнюдь не сторонник феминизма, сомнению не подлежало и раньше.
https://vk.com/fem_school?w=wall-27506840_316533%2Fall
Есть и другие мнения об этом произведении. Но, пока не читала, с выводами торопиться не буду. Хотя то, что Пелевин отнюдь не сторонник феминизма, сомнению не подлежало и раньше.
Да, есть и такое мнение - и я его читал, прежде чем написать свою заметку. Говоря о критиках в нескольких первых абзацах, имел в виду и эту статью тоже. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы