Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

"Тайные виды на гору Фудзи", медитация и техника безопасности

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

443185СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 21:33 (1 год тому назад)    "Тайные виды на гору Фудзи", медитация и техника безопасности Ответ с цитатой

Пару дней назад в другой теме завязался разговор о новом романе В.О. Пелевина. Прочитав его, написал о нём заметку, где говорю, в том числе и о буддийских аспектах "Тайных видов" (но, конечно, не только о них). На тот случай, если кому-то это окажется любопытным, даю здесь ссылку:

https://buddhismvevrope.wordpress.com/2018/09/30/%d1%82%d0%b0%d0%b9%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d1%8b-%d0%bd%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d1%80%d1%83-%d1%84%d1%83%d0%b4%d0%b7%d0%b8-%d1%81%d0%b2%d0%b8%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d1%81%d1%87%d0%b0/

P.S. Откровенных спойлеров старался избегать Smile

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: empiriocriti_19OO, фолл
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





443211СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 22:22 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Как и зачем можно всерьёз анализировать или критиковать творчество Пелевина? Это же стёб по обкуровке, психоделический юмор. Почему бы тогда не поанализировать продукцию Камеди Клаб? Smile

Ответы на этот пост: Antaradhana, Призрак рождества, Кассиус
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 37587

443213СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 22:25 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Я думал, вы про пелевинские джханы написали, а вам интереснее оказался феминизм.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 7592
Откуда: Саратов

443214СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 22:29 (1 год тому назад)    Re: "Тайные виды на гору Фудзи", медитация и техника безопасности Ответ с цитатой

Пелевин пишет в одном тексте и о мистических вещах, и стебется над злободневными темами. Так как если писать только о мистицизме, то у книг будет довольно узкий круг читателей, а если только лишь стебаться и писать на злобу дня, то книга затеряется в мутном потоке подобного чтива. И если раньше он склеивал эти вещи более плотно, то в последнем романе - жестко разделил на две сюжетные линии, так сказать, на мирское и надмирское. То, что надмирское, по сюжету, было поглощено мирским - это тоже вполне в духе времени.
_________________
Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению, все формации непостоянны.
А то, что непостоянно – то неудовлетворительно.
В отношении того, что является непостоянным и неудовлетворительным, нельзя сказать: «это мое, это есть я, это моя самость».


Последний раз редактировалось: Antaradhana (Вс 30 Сен 18, 22:33), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 7592
Откуда: Саратов

443215СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 22:32 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Росс пишет:
Как и зачем можно всерьёз анализировать или критиковать творчество Пелевина? Это же стёб по обкуровке, психоделический юмор. Почему бы тогда не поанализировать продукцию Камеди Клаб? Smile

Я прочитал все произведения Пелевина по 2-3 раза, и скажу вам, что вы ошибаетесь. Он пишет о довольно глубоких, философских вещах, заворачивая их в популярную обертку.

_________________
Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению, все формации непостоянны.
А то, что непостоянно – то неудовлетворительно.
В отношении того, что является непостоянным и неудовлетворительным, нельзя сказать: «это мое, это есть я, это моя самость».
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

443219СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 22:42 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Я думал, вы про пелевинские джханы написали, а вам интереснее оказался феминизм.

То, что Пелевин пишет о джханах - в общих чертах соответствует каноническим (и традиционным постканоническим) описаниям. А обсуждать не "общие черты", а нюансы, не исследовав эти самые джханы в личном опыте, я полагаю более или менее бессмысленным. Тем не менее, больше половины моего текста посвящено именно буддийской линии романа, а отнюдь не феминистической. И, ИМХО, главный буддийский аспект там не в описании джхан, а в этической стороне дела: в том видении, и в той оценке всего происходящего, которая здесь (не слишком частая у Пелевина ситуация) воплощается в конкретном образе - в образе бирманского саядо.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
фолл
Гость





443224СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 22:57 (1 год тому назад)    Re: "Тайные виды на гору Фудзи", медитация и техника безопасности Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Пару дней назад в другой теме завязался разговор о новом романе В.О. Пелевина. Прочитав его, написал о нём заметку, где говорю, в том числе и о буддийских аспектах "Тайных видов"

как все ваши посты, эмириокотик, отзыв слишком затянут, и говорит больше о ваших личных эээ представлениях о буддизме, чем о рецензируемом романе
меня так описания незадачливых олигархов, попавших с корабля на карусель випассаны, весьма позабавили. боюсь только, что 85% читателей комичности ситуации оценить не смогут. а споры олигархов о джханах так и вовсе копируют разговоры последних месяцев на дорге
что касается феминизма в романе... ну это еще самый безобидный вариант из всех пелевенских шовинистических фантазий
Наверх
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 7592
Откуда: Саратов

443227СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 23:05 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Мне понравилось про ссору из-за бельевых веревок, и прерывающий ее рев, взлетающего реактивного самолета. Люблю такие вещи в книгах, когда автор приводит настоящие воспоминания из собственного детства. Также в романе много тонкого юмора, который при чтении заставлял улыбаться.
_________________
Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению, все формации непостоянны.
А то, что непостоянно – то неудовлетворительно.
В отношении того, что является непостоянным и неудовлетворительным, нельзя сказать: «это мое, это есть я, это моя самость».
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 37587

443228СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 23:08 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Самое смешное для меня - это использование терминологии наших переводчиков, и то, как автора от нее корежит.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 7592
Откуда: Саратов

443236СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 23:27 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Как и тренировка мышц, тренировка внимания может привести к чрезвычайно негативным последствиям, если усердствовать не по разуму. Сейчас, когда и в западных странах, и в России буддийские техники медитации широко распространились (чаще всего, под названием «випассана», или, в несколько усеченном варианте, под названием «Снижение стресса на основе осознанности», MBSR), и часто используются в оздоровительных и психотерапевтических целях, появились случаи, когда человек, не имеющий намерения переходить к монашеской жизни, тренировался с интенсивностью, уместной для монаха – и, в итоге, терял интерес к мирской жизни. Так результат его практики входил в противоречие с его же собственными жизненными установками; вместо снятия психологических проблем такие усердные не по разуму медитаторы получают глубокий внутренний конфликт и экзистенциальный кризис, сталкивающий их в депрессию.

Хорошо подметили. Это, на мой взгляд, главный посыл автора, для его подкованных в буддизме читателей. Практика должна быть последовательной и правильно выстроенной http://www.theravada.ru/Teaching/Works/model-buddiiskoi-praktiki-1-sv.htm Без фундамента (правильные воззрения, правильные устремления, нравственность, осознанность) - дом неизбежно рухнет, и погребет под обломками практика, который вдруг решил, что практика - это только медитация, и берется сразу за нее, порою с неправильными намерениями, достичь иддхи или наслаждений.

_________________
Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению, все формации непостоянны.
А то, что непостоянно – то неудовлетворительно.
В отношении того, что является непостоянным и неудовлетворительным, нельзя сказать: «это мое, это есть я, это моя самость».


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

443239СообщениеДобавлено: Вс 30 Сен 18, 23:33 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Самое смешное для меня - это использование терминологии наших переводчиков, и то, как автора от нее корежит.

? Прямо вот корежит? Мне показалось, что он терминологией оперирует довольно изящно и уверенно. Прямых эквивалентов (то, что у нас применяют, как эквиваленты) витакки и вичары не использует, но просто объясняет, о чём идёт речь, и, ИМХО, неплохо объясняет ("постоянное стремление к безусильности"). Пити и сукха передаёт вполне обычным образом (восторг, счастье, блаженство). За упеккху не берется; просто о "покое" пишет. Неточность, конечно, но ладно.

Когда он говорит далее о "нематериальных джханах" - то это, конечно, неточно; но так переводят, не он это придумал. Видимо, этот вариант избран в связи с его большим благозвучием, по сравнению с "бесформенной джханой". Единственно, где я его не понимаю - зачем аятаны называть "основами". Чем ему "сфера" не угодила?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





443280СообщениеДобавлено: Пн 01 Окт 18, 08:06 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Ну, в принципе, "философия" в великом русском языке- весьма многозначное понятие. Smile
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

443314СообщениеДобавлено: Пн 01 Окт 18, 13:05 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Цитата:
Как и тренировка мышц, тренировка внимания может привести к чрезвычайно негативным последствиям, если усердствовать не по разуму. Сейчас, когда и в западных странах, и в России буддийские техники медитации широко распространились (чаще всего, под названием «випассана», или, в несколько усеченном варианте, под названием «Снижение стресса на основе осознанности», MBSR), и часто используются в оздоровительных и психотерапевтических целях, появились случаи, когда человек, не имеющий намерения переходить к монашеской жизни, тренировался с интенсивностью, уместной для монаха – и, в итоге, терял интерес к мирской жизни. Так результат его практики входил в противоречие с его же собственными жизненными установками; вместо снятия психологических проблем такие усердные не по разуму медитаторы получают глубокий внутренний конфликт и экзистенциальный кризис, сталкивающий их в депрессию.

Хорошо подметили. Это, на мой взгляд, главный посыл автора, для его подкованных в буддизме читателей. Практика должна быть последовательной и правильно выстроенной http://www.theravada.ru/Teaching/Works/model-buddiiskoi-praktiki-1-sv.htm Без фундамента (правильные воззрения, правильные устремления, нравственность, осознанность) - дом неизбежно рухнет, и погребет под обломками практика, который вдруг решил, что практика - это только медитация, и берется сразу за нее, порою с неправильными намерениями, достичь иддхи или наслаждений.

В романе-то там ещё проще, ИМХО. Не надо брать то, что не дано - во-первых. Если жил ты как свинья, останешься свиньей - во-вторых. Вообще, характерная особенность Пелевина (во многих романах заметная) что он себя соотносит со Львом Толстым. В "Тайных видах" Толстой, с которым он соотносится - это автор "Много ли  человеку земли нужно". То есть, поздний Толстой, ригорист, проповедник морали, автор нравоучительных сказок и притч. Поэтому и "Тайные виды" - это тоже, ИМХО, нравоучительная притча с очень простой моралью.

А по поводу "поэтапности" мы уже неоднократно говорили. Я бы это назвал скорее не "поэтапностью", а "внутренней согласованностью". Нет смысла даже браться за бхавану, если не принимаешь хотя бы "за основу" этику Дхаммы, и не понимаешь, что бхавана - это инструмент для развития благих качеств, и отстранения неблагих. Если этого понимания нет, то практика быстро окажется в тупике. Допустим, научился ты достигать вспышек экстатического восторга. Но если в них и видеть цель практики, то удовлетворения не будет - потому что они быстро исчезают. И будет только новое разочарование, новая неудовлетворенность. Или, допустим, человек взял период интенсивной практики, пошёл дальше "вспышек", научился делать восторг и следующее за ним спокойное блаженство более устойчивыми и продолжительными. Но потом он возвращается к мирской жизни, и так интенсивно практиковать, как раньше, не может. И по восторгу/блаженству скучает, и оставить мирскую жизнь не хочет/не может. Опять разочарование. Так что развитие нравственности, сосредоточенности и мудрости должно быть взаимоувязанным. Не так (как иногда утверждают), что сначала надо развить нравственность, а потом переходить к бхаване - но так, что развитие нравственности, сосредоточенности и мудрости должно идти рука об руку, не обгоняя друг друга.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Гостья
Гость





443323СообщениеДобавлено: Пн 01 Окт 18, 14:02 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

https://vk.com/fem_school?w=wall-27506840_316533%2Fall
Есть и другие мнения об этом произведении. Но, пока не читала, с выводами торопиться не буду. Хотя то, что Пелевин отнюдь не сторонник феминизма, сомнению не подлежало и раньше.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

443325СообщениеДобавлено: Пн 01 Окт 18, 14:13 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Гостья пишет:
https://vk.com/fem_school?w=wall-27506840_316533%2Fall
Есть и другие мнения об этом произведении. Но, пока не читала, с выводами торопиться не буду. Хотя то, что Пелевин отнюдь не сторонник феминизма, сомнению не подлежало и раньше.

Да, есть и такое мнение - и я его читал, прежде чем написать свою заметку. Говоря о критиках в нескольких первых абзацах, имел в виду и эту статью тоже.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22  След.
Страница 1 из 22
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.044 (0.414) u0.037 s0.002, 18 0.006 [260/0]