М.б. первый плод практики это идущие за счет Дхаммы и идущие за счет веры, тем более что они в момент смерти вроде бы непременно станут сотапаннами?
Это более позднее деление.
Чем позднее - тем хуже?
В данном случае я просто факт исторический привел, без оценки. Но если брать период, после ухода Будды, то да: чем позднее - тем больше искажений, и соотвественно - хуже.
поэтому джхана невозможна при обычной мирской жизни - это удел аскетов, отшельников, йогинов, монахов, отвернувшихся от мира чувственных удовольствий.
Можно отвернуться от чувственных удовольствий, но в тоже время вести обычную мирскую жизнь.
Нельзя.
То что Вам кажется невозможным, может быть возможным для другого сознания. Да и подумайте просто логически. Почему человек имеющий более высокую ананду от происходящего не может получать эту ананду действий, игнорируя при этом чувственные удовольствия? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Уже были в нескольких темах разговоры о плоде сотаппаны (вступлении в Поток [Дхаммы]). Хотелось бы завести отдельную тему.
КИ, в одной из тем, некоторое время назад, помог мне окончательно понять (за что ему огромный респект ), что плод сотапанны - это первый из плодов практики, к реализации которого нужно стремиться в первую очередь, в плане правильно выстраеваемой стратегии практики, а отнюдь не к джханам, на попытки достижения которых делают упор многие практики. Это идет уже позже, т.к. для них нужен базис из развитой нравственности и очищения ума, до определенного уровня.
Плод сотапанны - не так труднодостижим, как многие думают.
Надо отделять плевна от зерен. В плоде сотаппаны единственно ценно переживание соприкосновения с Ниббаной. Реально только это имеет значение и это определяет последующую эволюцию человека (или если хотите безличного ментального процесса). _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
М.б. первый плод практики это идущие за счет Дхаммы и идущие за счет веры, тем более что они в момент смерти вроде бы непременно станут сотапаннами?
Это более позднее деление.
Чем позднее - тем хуже?
В данном случае я просто факт исторический привел, без оценки. Но если брать период, после ухода Будды, то да: чем позднее - тем больше искажений, и соотвественно - хуже.
Всё современное - еще в 100 хуже? За 2500 лет искажений ведь накопилось больше, чем за 500 или 1000? _________________ Буддизм чистой воды
поэтому джхана невозможна при обычной мирской жизни - это удел аскетов, отшельников, йогинов, монахов, отвернувшихся от мира чувственных удовольствий.
Можно отвернуться от чувственных удовольствий, но в тоже время вести обычную мирскую жизнь.
Нельзя.
То что Вам кажется невозможным, может быть возможным для другого сознания. Да и подумайте просто логически. Почему человек имеющий более высокую ананду от происходящего не может получать эту ананду действий, игнорируя при этом чувственные удовольствия?
Смотрим Канон и пытаемся найти хоть одного обычного мирянина, достигшего джхан. Нет таких. Почему так, это из сутт явно видно: потому что человек должен очистить ум от помех, загрязняющих ум, и одной из самых сильных помех является жажда чувственных удовольствий. Зато есть несколько примеров (единичные), когда миряне достигали джхан и плодов анагамина - и это как раз были не обычные миряне, а миряне, ведущие образ жизни приближенный к монашескому (йогины), соблюдавшие 8 обетов, отказавшиеся от чувственных удовольствий на постоянной основе. А в 8 обетов, если кто не знает, помимо отказа от убийства, воровства, насилия, лжи и неблагой речи, употрбления алкоголя, также входит полный отказ от сексуальной активности, принятие пищи только один раз в день, до полудня, отказ от любых увеселений, танцев, музыки, зрелищ (в наше время это ТВ, фильмы, интернет), отказ от высоких и мягких постелей (сон на земле или полу). Т.е. это образ жизни, весьма близкий к отшельническому/монашескому.
М.б. первый плод практики это идущие за счет Дхаммы и идущие за счет веры, тем более что они в момент смерти вроде бы непременно станут сотапаннами?
Самое первое достижение - чула сотапанна. Это тот, кто практикуя випассану, достиг "уддаябайя ньяна" (знание возникновения и исчезновения обусловленных дхамм), но еще не добрался до знаний пути и плода.
М.б. первый плод практики это идущие за счет Дхаммы и идущие за счет веры, тем более что они в момент смерти вроде бы непременно станут сотапаннами?
Самое первое достижение - чула сотапанна. Это тот, кто практикуя випассану, достиг "уддаябайя ньяна" (знание возникновения и исчезновения обусловленных дхамм), но еще не добрался до знаний пути и плода.
Это коментаторская или даже современная трактовка. В суттах, випассана - это куда как более высокий плод, чем плод сотапанны. Сотапанна - видит Дхамму в том смысле, что понимает Дхамму, но еще не медитирует и не видит прямо (в джханах) явления. В суттах сотапанны - это как правило миряне, имеющие веру в Три Драгоценности, хорошую нравственность, не имеющие или отбросившие ложные воззрения, и понявшие, о чем говорится в 4БИ, многие из них никогда не медитировали и даже Дхамму в первый раз слышали.
В суттах, випассана - это куда как более высокий плод, чем плод сотапанны. Сотапанна - видит Дхамму в том смысле, что понимает Дхамму, но еще не медитирует и не видит прямо (в джханах) явления. В суттах сотапанны - это как правило миряне, имеющие веру в Три Драгоценности, хорошую нравственность, не имеющие или отбросившие ложные воззрения, и понявшие, о чем говорится в 4БИ, многие из них никогда не медитировали и даже Дхамму в первый раз слышали.
Это ваша личная трактовка, я предпочитаю комментарии ))
миряне, ведущие образ жизни приближенный к монашескому (йогины), соблюдавшие 8 обетов, отказавшиеся от чувственных удовольствий на постоянной основе. А в 8 обетов, если кто не знает, помимо отказа от убийства, воровства, насилия, лжи и неблагой речи, употрбления алкоголя, также входит полный отказ от сексуальной активности, принятие пищи только один раз в день, до полудня, отказ от любых увеселений, танцев, музыки, зрелищ (в наше время это ТВ, фильмы, интернет), отказ от высоких и мягких постелей (сон на земле или полу). Т.е. это образ жизни, весьма близкий к отшельническому/монашескому.
Почему Вы думаете, что таких мирян не может быть и что они не могут вести внешний образ жизни, то есть даже заниматься бизнесом, общаться с людьми, что-то создавать для мира и людей? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Это более позднее деление. Эти два вида идущих - те, кто вплотную подошел к плоду сотапанны.
В смысле, более поздние сутты?
Я уже сказал, что написал это без оценки хуже/лучше. Сначала было просто деление на Арахантов и путхуджан, потом предварительный путь был разбит на стадии, потом эти стадии разбили на подстадии. Это деление условно, в том смысле что это оценка умом положения на Пути. Т.е. человек видит, что его вера в Три Драгоценности непоколебима, а поведение очистилось от скверны - он понимает, что больше не родиться в мирах ниже человеческого. Всякие "волшебства", связанные с достижением того или иного этапа, были придуманны в комментаторской литературе.
Почему Вы думаете, что таких мирян не может быть и что они не могут вести внешний образ жизни, то есть даже заниматься бизнесом, общаться с людьми, что-то создавать для мира и людей?
Бизнесом в современном смысле - нет, так как это связано с сильной вовлеченностью в мирское. Но определенной деятельностью заниматься могут, хоть это даже сложнее, чем стать монахом, так как они ведут образ жизни приближенный к монашескому, но при этом еще какие-то мирские обязательтства выполняют. В Каноне хорошо описан такой мирянин, который не ушел в монахи только лишь потому, что поддерживал своих слепых родителей:
"«Так оно, великий царь. Есть торговый город под названием Вебхалинга, и там проживает гончар по имени Гхатикара. Он мой жертвователь, мой главный жертвователь. И теперь, великий царь, ты подумал: «Благословенный Кассапа, совершенный и полностью просветлённый, не соглашается принять моё приглашение провести сезон дождей в Варанаси», и ты стал весьма расстроенным и опечаленным. Но гончар Гхатикара не стал бы, и не станет. Гончар Гхатикара принял прибежище в Будде, Дхамме, и Сангхе. Он воздерживается от убийства живых существ, от взятия того, что не было дано, от неблагого поведения в чувственных удовольствиях, от лжи, от вина, спиртного, и одурманивающих веществ, что являются основой для беспечности. Он имеет непоколебимое доверие к Будде, Дхамме, и Сангхе, и он обладает нравственными качествами, которые дороги благородным. Он не имеет сомнений в отношении страданий, в отношении источника страданий, в отношении прекращения страданий, и отношении пути к прекращению страданий. Он ест только один раз в день, он соблюдает целомудрие, он нравственный, обладает хорошим характером. Он отложил самоцветы и золото, оставил золото и серебро. Он не копает землю ради добычи глины киркой или же своими руками. [Ту глину], что отломилась с берегов реки, или же выброшена [на поверхность земли] крысами, он собирает и несёт домой в коробе. Когда [из этой глины] он изготовил горшок, он говорит: «Пусть тот, кто хочет, положит отборный рис, или отборные бобы, или отборную чечевицу, и пусть заберёт любой [горшок], который пожелает». Он содержит своих слепых состарившихся родителей. Уничтожив пять нижних оков, он является тем, кто переродится спонтанно [в мире Чистых Обителей], и там достигнет окончательной ниббаны, никогда более не возвращаясь [обратно] из того мира [в этот]". МН 81
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы