Есть ощущения, которые дискретны (моменты сознания), когда один такой квант ощущения полностью прекращается - то сознание прерывается (ниродха), затем возникает следующий квант ощущения и т.д. Про некое метафизическое время тут лучше вообще забыть, оно в данной теории отсутствует.
А где излагается именно такая теория?
Насколько я понимаю в буддизме, а особенно в Тхераваде, постулируется дискретность сознания, то есть поток опыта состоит из отдельных моментов сознания/ума, которые возникают и прекращаются.
То, что поток опыта состоит из моментов - да. Но вот вывода, что между этими моментами наступает ниродха, как Вы это формулируете - не припоминаю. _________________ Границы мира - это границы языка
Есть ощущения, которые дискретны (моменты сознания), когда один такой квант ощущения полностью прекращается - то сознание прерывается (ниродха), затем возникает следующий квант ощущения и т.д. Про некое метафизическое время тут лучше вообще забыть, оно в данной теории отсутствует.
А где излагается именно такая теория?
Насколько я понимаю в буддизме, а особенно в Тхераваде, постулируется дискретность сознания, то есть поток опыта состоит из отдельных моментов сознания/ума, которые возникают и прекращаются.
То, что поток опыта состоит из моментов - да. Но вот вывода, что между этими моментами наступает ниродха, как Вы это формулируете - не припоминаю.
Ниродха – это прекращение, в данном случае это прекращение момента сознания, то есть прекращение сознания.
То что сознание, как его понимает человек (ощущения, восприятия...) прекращается это понятно. Просто нет оснований утверждать, что там нет нечто более великого, которое заменяет ментальное сознание и карикатурой на что пока что является ментальное сознание. В веданте например, говорят о СатЧитАнанде как о Высшем. И там Чит - отражает качество условно которое можно назвать "сознанием", но это не ментальное сознание даже в его наивысших пределах (богов, любые джханы), а нечто несопоставимое (пока что) с человеческим опытом. Поэтому для человека считалось, что это состояние достижимо только в трансе, самадхи.
1. Если это состояние достижимо в самадхи, то почему Вы говорите, что пребывание в джханах - это не оно? Джханы - это же ведь и есть уровни самадхи.
2. Если же это Чит вообще никак не соотносится с реально известным человеческим опытом, это означает, что нет никаких оснований считать его чем-то реальным. _________________ Границы мира - это границы языка
Есть ощущения, которые дискретны (моменты сознания), когда один такой квант ощущения полностью прекращается - то сознание прерывается (ниродха), затем возникает следующий квант ощущения и т.д. Про некое метафизическое время тут лучше вообще забыть, оно в данной теории отсутствует.
А где излагается именно такая теория?
Насколько я понимаю в буддизме, а особенно в Тхераваде, постулируется дискретность сознания, то есть поток опыта состоит из отдельных моментов сознания/ума, которые возникают и прекращаются.
То, что поток опыта состоит из моментов - да. Но вот вывода, что между этими моментами наступает ниродха, как Вы это формулируете - не припоминаю.
Ниродха – это прекращение, в данном случае это прекращение момента сознания, то есть прекращение сознания.
Я понимаю Вашу логику. Но спрашивал-то я не о логике - не о том, как Вы делаете вывод - а о том, в каких текстах именно этот вывод делался до Вас. _________________ Границы мира - это границы языка
Есть ощущения, которые дискретны (моменты сознания), когда один такой квант ощущения полностью прекращается - то сознание прерывается (ниродха), затем возникает следующий квант ощущения и т.д. Про некое метафизическое время тут лучше вообще забыть, оно в данной теории отсутствует.
А где излагается именно такая теория?
Насколько я понимаю в буддизме, а особенно в Тхераваде, постулируется дискретность сознания, то есть поток опыта состоит из отдельных моментов сознания/ума, которые возникают и прекращаются.
То, что поток опыта состоит из моментов - да. Но вот вывода, что между этими моментами наступает ниродха, как Вы это формулируете - не припоминаю.
Ниродха – это прекращение, в данном случае это прекращение момента сознания, то есть прекращение сознания.
Я понимаю Вашу логику. Но спрашивал-то я не о логике - не о том, как Вы делаете вывод - а о том, в каких текстах именно этот вывод делался до Вас.
Не знаю, в каких текстах этот вывод делался, но он как мне кажется, прямо выходит из теории дискретного сознания.
Есть ощущения, которые дискретны (моменты сознания), когда один такой квант ощущения полностью прекращается - то сознание прерывается (ниродха), затем возникает следующий квант ощущения и т.д. Про некое метафизическое время тут лучше вообще забыть, оно в данной теории отсутствует.
А где излагается именно такая теория?
Насколько я понимаю в буддизме, а особенно в Тхераваде, постулируется дискретность сознания, то есть поток опыта состоит из отдельных моментов сознания/ума, которые возникают и прекращаются.
То, что поток опыта состоит из моментов - да. Но вот вывода, что между этими моментами наступает ниродха, как Вы это формулируете - не припоминаю.
"Между ними" не ниродха, а бхаванга. Таково абхидхармическое объяснение, насколько я помню. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Есть ощущения, которые дискретны (моменты сознания), когда один такой квант ощущения полностью прекращается - то сознание прерывается (ниродха), затем возникает следующий квант ощущения и т.д. Про некое метафизическое время тут лучше вообще забыть, оно в данной теории отсутствует.
А где излагается именно такая теория?
Насколько я понимаю в буддизме, а особенно в Тхераваде, постулируется дискретность сознания, то есть поток опыта состоит из отдельных моментов сознания/ума, которые возникают и прекращаются.
То, что поток опыта состоит из моментов - да. Но вот вывода, что между этими моментами наступает ниродха, как Вы это формулируете - не припоминаю.
Ниродха – это прекращение, в данном случае это прекращение момента сознания, то есть прекращение сознания.
Я понимаю Вашу логику. Но спрашивал-то я не о логике - не о том, как Вы делаете вывод - а о том, в каких текстах именно этот вывод делался до Вас.
Не знаю, в каких текстах этот вывод делался, но он как мне кажется, прямо выходит из теории дискретного сознания.
Такой вывод неправилен, так как ниродха - намеренное прекращение, и к тому же временное, если разговор о джханах - все джханы есть производные состояния, временные. Именно поэтому Готама указывал на их утилитарный смысл в буддийской практике. К тому же представление о дискретности сознания как о некой вкл/выкл последовательности моментов ума (дхарм) - это уже какая-то современная самодеятельность. Во всяком случае я такого в старых текстах нигде не встречал. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Есть ощущения, которые дискретны (моменты сознания), когда один такой квант ощущения полностью прекращается - то сознание прерывается (ниродха), затем возникает следующий квант ощущения и т.д. Про некое метафизическое время тут лучше вообще забыть, оно в данной теории отсутствует.
А где излагается именно такая теория?
Насколько я понимаю в буддизме, а особенно в Тхераваде, постулируется дискретность сознания, то есть поток опыта состоит из отдельных моментов сознания/ума, которые возникают и прекращаются.
То, что поток опыта состоит из моментов - да. Но вот вывода, что между этими моментами наступает ниродха, как Вы это формулируете - не припоминаю.
"Между ними" не ниродха, а бхаванга. Таково абхидхармическое объяснение, насколько я помню.
Бхаванга – это ведь тоже момент ума, а, следовательно, он не может находиться между моментами, так как является элементом ряда моментов ума.
Такой вывод неправилен, так как ниродха - намеренное прекращение, и к тому же временное, если разговор о джханах - все джханы есть производные состояния, временные.
В дискретной теории сознания насколько я понимаю, нет некого метафизического времени; время здесь наличествует только как «ощущение времени» (это и в Абхидхамме вроде бы так).
Цитата:
Именно поэтому Готама указывал на их утилитарный смысл в буддийской практике. К тому же представление о дискретности сознания как о некой вкл/выкл последовательности моментов ума (дхарм) - это уже какая-то современная самодеятельность. Во всяком случае я такого в старых текстах нигде не встречал.
Такое представление совершенно логично выходит из теории дискретного сознания, согласно которой моменты ума возникают и прекращаются.
Вот даже С. Гроф то же самое пишет:
"Продолжив наше исследование, мы при более подробном изучении процесса проецирования обнаружим, что воспринимаемые нами плавные и непрерывные движения фактически состоят из быстрых последовательностей мелькающих дискретных изображений. Здесь снова напрашиваются параллели с прозрениями необычных состояний сознания относительно природы реальности. Я неоднократно слышал об этом от людей, прошедших через различные формы холотропных переживаний. Такие же прозрения можно найти в традиционных духовных источниках. Например, согласно учению тибетского буддизма, реальность в корне лишена непрерывности. Мир то появляется, то исчезает, подобно вспышкам света. В один миг он растворяется, в другой - воссоздается вновь. Аналогично этому наша жизнь от рождения до смерти не есть непрерывное существование: мы все время умираем и рождаемся. Современная научно обоснованная версия этой концепции содержится в философии Альфреда Норта Уайтхеда (Whitehead 1929)."
Есть ощущения, которые дискретны (моменты сознания), когда один такой квант ощущения полностью прекращается - то сознание прерывается (ниродха), затем возникает следующий квант ощущения и т.д. Про некое метафизическое время тут лучше вообще забыть, оно в данной теории отсутствует.
А где излагается именно такая теория?
Насколько я понимаю в буддизме, а особенно в Тхераваде, постулируется дискретность сознания, то есть поток опыта состоит из отдельных моментов сознания/ума, которые возникают и прекращаются.
То, что поток опыта состоит из моментов - да. Но вот вывода, что между этими моментами наступает ниродха, как Вы это формулируете - не припоминаю.
"Между ними" не ниродха, а бхаванга. Таково абхидхармическое объяснение, насколько я помню.
Бхаванга – это ведь тоже момент ума, а, следовательно, он не может находиться между моментами, так как является элементом ряда моментов ума.
Есть ощущения, которые дискретны (моменты сознания), когда один такой квант ощущения полностью прекращается - то сознание прерывается (ниродха), затем возникает следующий квант ощущения и т.д. Про некое метафизическое время тут лучше вообще забыть, оно в данной теории отсутствует.
А где излагается именно такая теория?
Насколько я понимаю в буддизме, а особенно в Тхераваде, постулируется дискретность сознания, то есть поток опыта состоит из отдельных моментов сознания/ума, которые возникают и прекращаются.
То, что поток опыта состоит из моментов - да. Но вот вывода, что между этими моментами наступает ниродха, как Вы это формулируете - не припоминаю.
"Между ними" не ниродха, а бхаванга. Таково абхидхармическое объяснение, насколько я помню.
Бхаванга – это ведь тоже момент ума, а, следовательно, он не может находиться между моментами, так как является элементом ряда моментов ума.
Это именно "между". Смотрите хрестоматию по медитации. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Не знаю, в каких текстах этот вывод делался, но он как мне кажется, прямо выходит из теории дискретного сознания.
Во-первых, исчезновение, прекращение дхамм в ментальном потоке - это, в абхидхаммической терминологии, не ниродха, а бханга (bhanga). Во-вторых (и это главное) в Абхидхамме нет "теории дискретного сознания" в том виде, как Вы это себе представляете - чтобы моменты сознания возникали, исчезали, а между ними были промежутки, когда нет вообще ничего. Нет там никаких промежутков, а следующие друг за другом читты непосредственно друг к другу примыкают. Поэтому предшествующая читта называется «смежным условием» (anantara paccayo) и «непосредственным условием» (samanantara paccayo) для последующей. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы