Во-первых, исчезновение, прекращение дхамм в ментальном потоке - это, в абхидхаммической терминологии, не ниродха, а бханга (bhanga).
Тогда выходит что «бханга» - это синоним ниродхи?
Цитата:
Во-вторых (и это главное) в Абхидхамме нет "теории дискретного сознания" в том виде, как Вы это себе представляете - чтобы моменты сознания возникали, исчезали, а между ними были промежутки, когда нет вообще ничего. Нет там никаких промежутков, а следующие друг за другом читты непосредственно друг к другу примыкают.
Значит поток сознания по Абхидхамме – это непрерывный континуум?
Во-первых, исчезновение, прекращение дхамм в ментальном потоке - это, в абхидхаммической терминологии, не ниродха, а бханга (bhanga).
Тогда выходит что «бханга» - это синоним ниродхи?
Цитата:
Во-вторых (и это главное) в Абхидхамме нет "теории дискретного сознания" в том виде, как Вы это себе представляете - чтобы моменты сознания возникали, исчезали, а между ними были промежутки, когда нет вообще ничего. Нет там никаких промежутков, а следующие друг за другом читты непосредственно друг к другу примыкают.
Значит поток сознания по Абхидхамме – это непрерывный континуум?
1. Нет, ниродха и бханга - это разное. Причины Вам уже Горсть листьев объяснил выше. Ниродха (идёт ли речь о медитативном состоянии, достигаемом после восьми джхан - о сан'ня-ведаита-ниродха, или о синониме ниббаны - дуккха ниродха) - это то, что достигается в результате определенной практики, и является настоящим прекращением (чего именно - зависит от того, о чём идёт речь). А бханга - это прекращение в рамках обычного порядка вещей; прекращение, за которым сразу следует возникновение нового.
2. Он состоит из элементов, отличимых друг от друга, но следующих друг за другом без промежутков. _________________ Границы мира - это границы языка
1. Нет, ниродха и бханга - это разное. Причины Вам уже Горсть листьев объяснил выше. Ниродха (идёт ли речь о медитативном состоянии, достигаемом после восьми джхан - о сан'ня-ведаита-ниродха, или о синониме ниббаны - дуккха ниродха) - это то, что достигается в результате определенной практики, и является настоящим прекращением (чего именно - зависит от того, о чём идёт речь). А бханга - это прекращение в рамках обычного порядка вещей; прекращение, за которым сразу следует возникновение нового.
Ну, так ведь после выхода из сан'ня-ведаита-ниродха феноменальная реальность тоже опять начинает разворачиваться.
Ну, так ведь после выхода из сан'ня-ведаита-ниродха феноменальная реальность тоже опять начинает разворачиваться.
При достижении сан'ня-ведаита-ниродха поток сознания действительно временно прекращается. В то время как при исчезновении (бханга) определенной дхаммы поток отнюдь не прекращается - ни постоянно, ни временно, а сразу же возникает новая. _________________ Границы мира - это границы языка
Феноменальная реальность = субъективная действительность?
Различаете ли вы реальность и действительность? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ну, так ведь после выхода из сан'ня-ведаита-ниродха феноменальная реальность тоже опять начинает разворачиваться.
При достижении сан'ня-ведаита-ниродха поток сознания действительно временно прекращается. В то время как при исчезновении (бханга) определенной дхаммы поток отнюдь не прекращается - ни постоянно, ни временно, а сразу же возникает новая.
Но ведь одна дхамма должна полностью прекратиться, чтобы другая возникла? Если да, то в тот момент, когда эта дхамма полностью прекратилась и наступает прерывание (ниродха). При этом в данной модели насколько я понимаю, времени как такового не существует, есть лишь ощущения, которые возникают и прекращаются.
Конечно, если согласно теории Абхидхаммы сознание является непрерывным потоком, то ничего подобного не происходит, но мне такая теория кажется не особо реалистичной, так что я, пожалуй, продолжу придерживаться дискретной теории.
№440444Добавлено: Сб 15 Сен 18, 20:17 (6 лет тому назад)
Относительльно бханги: в своей энциклопедии по джханам в тхеравадинской традиции ув.Гунаратана даёт примерно такую схему:
...abcdef,x,x,x,x,bcdef,x,x,x,...
где "abcdef" аспекты самадхи, а "х" бханга. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
То что сознание, как его понимает человек (ощущения, восприятия...) прекращается это понятно. Просто нет оснований утверждать, что там нет нечто более великого, которое заменяет ментальное сознание и карикатурой на что пока что является ментальное сознание. В веданте например, говорят о СатЧитАнанде как о Высшем. И там Чит - отражает качество условно которое можно назвать "сознанием", но это не ментальное сознание даже в его наивысших пределах (богов, любые джханы), а нечто несопоставимое (пока что) с человеческим опытом. Поэтому для человека считалось, что это состояние достижимо только в трансе, самадхи.
1. Если это состояние достижимо в самадхи, то почему Вы говорите, что пребывание в джханах - это не оно? Джханы - это же ведь и есть уровни самадхи.
2. Если же это Чит вообще никак не соотносится с реально известным человеческим опытом, это означает, что нет никаких оснований считать его чем-то реальным.
1. Состояния пребывания в джханах (вплоть до джханы безграничного сознания), на мой взгляд достижимо не только в самадхи, а может быть сделано частью обычного бодрствующего сознания и должно быть сделано, чтобы можно было пойти дальше ума. Но принципиально то что, эти уровни сознания, хотя они и велики для сознания обычного человека, все еще ментальны, умственные, а ум работает дискретно, постигает дискретно. Через них ум достигает своего предела пытаясь выйти за свои границы. А следующий уровень сознания принципиально другой и различие намного более кардинальное чем различие между животным и человеком.
2. Имеется ввиду сравнение с обычным человеческим и даже духовным, религиозным опытом. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№440482Добавлено: Вс 16 Сен 18, 12:07 (6 лет тому назад)
СлаваА
Вы по своему опыту говорите, что следующий (не человеческий, пост-человеческий) уровень мышления принципиально другой? Или делаете это на основе теоретических выкладок о переходе мышления с до-человеческого (то есть не вербального) к человеческому (вербальному) способу мышления?
Если второе, то принципиальное отличие заключается в вербальной "надстройке" (в начале человечества было Слово).
Какое принципиально новое дополнение вы считаете фактором перехода к следующему уровню мышления. По идее, это будет Невербальное+Вербальное+Ещё какое-то. Какое же? Что говорит ваша теория? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
СлаваА
Вы по своему опыту говорите, что следующий (не человеческий, пост-человеческий) уровень мышления принципиально другой? Или делаете это на основе теоретических выкладок о переходе мышления с до-человеческого (то есть не вербального) к человеческому (вербальному) способу мышления?
Если второе, то принципиальное отличие заключается в вербальной "надстройке" (в начале человечества было Слово).
Какое принципиально новое дополнение вы считаете фактором перехода к следующему уровню мышления. По идее, это будет Невербальное+Вербальное+Ещё какое-то. Какое же? Что говорит ваша теория?
Это уже не дополнение, а принципиально другое основание любой активности - супраментальное. Понятно, что рассудку соответствует нечто, что может быть названо Божественным Разумом и можно говорить о том, что начало, выступающее как Божественный Разум, происходит из активности супраментала. Но он (божественный разум) уже является чем-то совершенно иным, отличным от супраментала.
Поэтому понятно, что понять умом супраментал не возможно. Можно лишь представить некоторые образы в уме. Например, в разуме мысли движутся от одной точки к другой, затем к третьей и так далее. Затем разум суммирует и связывает их отношениями причины и следствия. А теперь представьте себе, что одновременно возникает сотня этих мыслей, объемлющих собой все и вся, до малейших деталей, и все это возникает практически мгновенно. Можете ли вы себе это представить? Это образ "мысли" Супраментала. Или абсолютный покой и абсолютная активность в одно и то же время. Сможете это вообразить? Или примирение противоположностей: скажем, абсолютного молчания и абсолютного изъяснения, или Единого и множественного. Вы смогли бы выразить это в терминах разума? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№440490Добавлено: Вс 16 Сен 18, 15:41 (6 лет тому назад)
СлаваА
По-моим наблюдениям, в определённых случаях в определённой мере моё мышление именно таково, как вы предлагаете его представить. Когда мысль не формируется путём суждения, а проявляется во всей полноте сразу, но при этом являясь лишь частью большего, которое в свою очередь является составным элементом в своей системе, которая сопричастна, "со-участна" другим системам, и так эта взаимосвязь и иерархия смыслов и сути видится практически безмерной. И при этом мне ясно, что эта безмерность, безграничность является одномоментно и "Великим страхом" и "Великим искушением".
Вам знакомо это? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы