Во-первых, исчезновение, прекращение дхамм в ментальном потоке - это, в абхидхаммической терминологии, не ниродха, а бханга (bhanga).
Тогда выходит что «бханга» - это синоним ниродхи?
Цитата:
Во-вторых (и это главное) в Абхидхамме нет "теории дискретного сознания" в том виде, как Вы это себе представляете - чтобы моменты сознания возникали, исчезали, а между ними были промежутки, когда нет вообще ничего. Нет там никаких промежутков, а следующие друг за другом читты непосредственно друг к другу примыкают.
Значит поток сознания по Абхидхамме – это непрерывный континуум?
Во-первых, исчезновение, прекращение дхамм в ментальном потоке - это, в абхидхаммической терминологии, не ниродха, а бханга (bhanga).
Тогда выходит что «бханга» - это синоним ниродхи?
Цитата:
Во-вторых (и это главное) в Абхидхамме нет "теории дискретного сознания" в том виде, как Вы это себе представляете - чтобы моменты сознания возникали, исчезали, а между ними были промежутки, когда нет вообще ничего. Нет там никаких промежутков, а следующие друг за другом читты непосредственно друг к другу примыкают.
Значит поток сознания по Абхидхамме – это непрерывный континуум?
1. Нет, ниродха и бханга - это разное. Причины Вам уже Горсть листьев объяснил выше. Ниродха (идёт ли речь о медитативном состоянии, достигаемом после восьми джхан - о сан'ня-ведаита-ниродха, или о синониме ниббаны - дуккха ниродха) - это то, что достигается в результате определенной практики, и является настоящим прекращением (чего именно - зависит от того, о чём идёт речь). А бханга - это прекращение в рамках обычного порядка вещей; прекращение, за которым сразу следует возникновение нового.
2. Он состоит из элементов, отличимых друг от друга, но следующих друг за другом без промежутков. _________________ Границы мира - это границы языка
1. Нет, ниродха и бханга - это разное. Причины Вам уже Горсть листьев объяснил выше. Ниродха (идёт ли речь о медитативном состоянии, достигаемом после восьми джхан - о сан'ня-ведаита-ниродха, или о синониме ниббаны - дуккха ниродха) - это то, что достигается в результате определенной практики, и является настоящим прекращением (чего именно - зависит от того, о чём идёт речь). А бханга - это прекращение в рамках обычного порядка вещей; прекращение, за которым сразу следует возникновение нового.
Ну, так ведь после выхода из сан'ня-ведаита-ниродха феноменальная реальность тоже опять начинает разворачиваться.
Ну, так ведь после выхода из сан'ня-ведаита-ниродха феноменальная реальность тоже опять начинает разворачиваться.
При достижении сан'ня-ведаита-ниродха поток сознания действительно временно прекращается. В то время как при исчезновении (бханга) определенной дхаммы поток отнюдь не прекращается - ни постоянно, ни временно, а сразу же возникает новая. _________________ Границы мира - это границы языка
Ну, так ведь после выхода из сан'ня-ведаита-ниродха феноменальная реальность тоже опять начинает разворачиваться.
При достижении сан'ня-ведаита-ниродха поток сознания действительно временно прекращается. В то время как при исчезновении (бханга) определенной дхаммы поток отнюдь не прекращается - ни постоянно, ни временно, а сразу же возникает новая.
Но ведь одна дхамма должна полностью прекратиться, чтобы другая возникла? Если да, то в тот момент, когда эта дхамма полностью прекратилась и наступает прерывание (ниродха). При этом в данной модели насколько я понимаю, времени как такового не существует, есть лишь ощущения, которые возникают и прекращаются.
Конечно, если согласно теории Абхидхаммы сознание является непрерывным потоком, то ничего подобного не происходит, но мне такая теория кажется не особо реалистичной, так что я, пожалуй, продолжу придерживаться дискретной теории.
№440444Добавлено: Сб 15 Сен 18, 20:17 (7 лет тому назад)
Относительльно бханги: в своей энциклопедии по джханам в тхеравадинской традиции ув.Гунаратана даёт примерно такую схему:
...abcdef,x,x,x,x,bcdef,x,x,x,...
где "abcdef" аспекты самадхи, а "х" бханга. _________________ нео-буддист
То что сознание, как его понимает человек (ощущения, восприятия...) прекращается это понятно. Просто нет оснований утверждать, что там нет нечто более великого, которое заменяет ментальное сознание и карикатурой на что пока что является ментальное сознание. В веданте например, говорят о СатЧитАнанде как о Высшем. И там Чит - отражает качество условно которое можно назвать "сознанием", но это не ментальное сознание даже в его наивысших пределах (богов, любые джханы), а нечто несопоставимое (пока что) с человеческим опытом. Поэтому для человека считалось, что это состояние достижимо только в трансе, самадхи.
1. Если это состояние достижимо в самадхи, то почему Вы говорите, что пребывание в джханах - это не оно? Джханы - это же ведь и есть уровни самадхи.
2. Если же это Чит вообще никак не соотносится с реально известным человеческим опытом, это означает, что нет никаких оснований считать его чем-то реальным.
1. Состояния пребывания в джханах (вплоть до джханы безграничного сознания), на мой взгляд достижимо не только в самадхи, а может быть сделано частью обычного бодрствующего сознания и должно быть сделано, чтобы можно было пойти дальше ума. Но принципиально то что, эти уровни сознания, хотя они и велики для сознания обычного человека, все еще ментальны, умственные, а ум работает дискретно, постигает дискретно. Через них ум достигает своего предела пытаясь выйти за свои границы. А следующий уровень сознания принципиально другой и различие намного более кардинальное чем различие между животным и человеком.
2. Имеется ввиду сравнение с обычным человеческим и даже духовным, религиозным опытом. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№440482Добавлено: Вс 16 Сен 18, 12:07 (7 лет тому назад)
СлаваА
Вы по своему опыту говорите, что следующий (не человеческий, пост-человеческий) уровень мышления принципиально другой? Или делаете это на основе теоретических выкладок о переходе мышления с до-человеческого (то есть не вербального) к человеческому (вербальному) способу мышления?
Если второе, то принципиальное отличие заключается в вербальной "надстройке" (в начале человечества было Слово).
Какое принципиально новое дополнение вы считаете фактором перехода к следующему уровню мышления. По идее, это будет Невербальное+Вербальное+Ещё какое-то. Какое же? Что говорит ваша теория? _________________ нео-буддист
СлаваА
Вы по своему опыту говорите, что следующий (не человеческий, пост-человеческий) уровень мышления принципиально другой? Или делаете это на основе теоретических выкладок о переходе мышления с до-человеческого (то есть не вербального) к человеческому (вербальному) способу мышления?
Если второе, то принципиальное отличие заключается в вербальной "надстройке" (в начале человечества было Слово).
Какое принципиально новое дополнение вы считаете фактором перехода к следующему уровню мышления. По идее, это будет Невербальное+Вербальное+Ещё какое-то. Какое же? Что говорит ваша теория?
Это уже не дополнение, а принципиально другое основание любой активности - супраментальное. Понятно, что рассудку соответствует нечто, что может быть названо Божественным Разумом и можно говорить о том, что начало, выступающее как Божественный Разум, происходит из активности супраментала. Но он (божественный разум) уже является чем-то совершенно иным, отличным от супраментала.
Поэтому понятно, что понять умом супраментал не возможно. Можно лишь представить некоторые образы в уме. Например, в разуме мысли движутся от одной точки к другой, затем к третьей и так далее. Затем разум суммирует и связывает их отношениями причины и следствия. А теперь представьте себе, что одновременно возникает сотня этих мыслей, объемлющих собой все и вся, до малейших деталей, и все это возникает практически мгновенно. Можете ли вы себе это представить? Это образ "мысли" Супраментала. Или абсолютный покой и абсолютная активность в одно и то же время. Сможете это вообразить? Или примирение противоположностей: скажем, абсолютного молчания и абсолютного изъяснения, или Единого и множественного. Вы смогли бы выразить это в терминах разума? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№440490Добавлено: Вс 16 Сен 18, 15:41 (7 лет тому назад)
СлаваА
По-моим наблюдениям, в определённых случаях в определённой мере моё мышление именно таково, как вы предлагаете его представить. Когда мысль не формируется путём суждения, а проявляется во всей полноте сразу, но при этом являясь лишь частью большего, которое в свою очередь является составным элементом в своей системе, которая сопричастна, "со-участна" другим системам, и так эта взаимосвязь и иерархия смыслов и сути видится практически безмерной. И при этом мне ясно, что эта безмерность, безграничность является одномоментно и "Великим страхом" и "Великим искушением".
Вам знакомо это? _________________ нео-буддист
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы