Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Пустота и Нирвана

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

360280СообщениеДобавлено: Сб 02 Дек 17, 21:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Читал, конечно. Не верите мне, вот Эмпириокритик недавно писал, что сложность не в их достижении, а в том чтобы они устойчиво переживались.

Вряд ли Эмпириокритик имел в виду достижение полной джханы, с хорошо развитыми всеми факторами.

В любом случае, под чтением я не имела в виду чтение форума.
Очевидно, что сутты я тоже читал. И Вам спасибо за беседу.

Понятно.
Возможно, я преувеличиваю сложность достижения джхан. На форуме есть разные мнения по этому поводу.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

360328СообщениеДобавлено: Сб 02 Дек 17, 23:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Думаю, понять пустоту - это понять буддизм.

Просматриваю в текстах тибетского буддизма (например, о Махамудре) места, где пустота и нирвана находятся в какой-то связке.
Часто встречается: "Нирвана - пустота ума". Нередко затем идет уточнение: "ума, свободного от омрачений".

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Гость 12
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Закон
Гость





360370СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 11:06 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Нирвана и пустота - одно и то же. Если рассматривать это с точки зрения Махаяны. С точки зрения Тхеравады не знаю,но есть как минимум одна сутра про пустоту.

Ответы на этот пост: Android, Ктото
Наверх
Android



Зарегистрирован: 23.09.2012
Суждений: 4030
Откуда: South Indiana

360374СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 11:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Закон пишет:
Нирвана и пустота - одно и то же. Если рассматривать это с точки зрения Махаяны. С точки зрения Тхеравады не знаю,но есть как минимум одна сутра про пустоту.

в тх. нирвана  - это тоже суннната, анимитта дхамма = пустой и беззнаковый феномен

_________________
सर्वधर्मशून्यता


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Гость 12
Гость


Откуда: Kuban


360393СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 12:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Думаю, понять пустоту - это понять буддизм.

 Это как? Например, взять камень и сказать - если я тебя пойму, то пойму весь мир? Не бросайте бессмысленных фраз.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

360399СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 13:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гость 12 пишет:
Ктото пишет:
Думаю, понять пустоту - это понять буддизм.

 Это как? Например, взять камень и сказать - если я тебя пойму, то пойму весь мир? Не бросайте бессмысленных фраз.

Как раз нашла подходящую цитату на этот счет.
Далай-лама: "Постигнув учение Будды о пустоте, вы получите ключ к другим его учениям".
Но такое отношение к пустоте - особенность Махаяны.

А насчет камня и всего мира, то об этом есть дзенская притча (только там не камень, а посох):

Цитата:
Кто-то спросил у Мастера Риндзая:
— Как прийти к познанию Изначального?
Риндзай совершал утреннюю прогулку с посохом в руке. Он поднял посох перед глазами вопрошающего и сказал:
— Наблюдайте! Это посох. Если вы можете его наблюдать, нет никакой нужды никуда идти.
Человек, должно быть, был слегка озадачен. Он посмотрел на посох и спросил:
— Как можно достичь просветления простым наблюдением посоха? Риндзай сказал:
— Вопрос не в том, что ты наблюдаешь, а в том, что ты наблюдаешь!

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

360402СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 13:26 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Android пишет:
Закон пишет:
Нирвана и пустота - одно и то же. Если рассматривать это с точки зрения Махаяны. С точки зрения Тхеравады не знаю,но есть как минимум одна сутра про пустоту.

в тх. нирвана  - это тоже суннната, анимитта дхамма = пустой и беззнаковый феномен

То, что в тхераваде нирвана пуста - это я знаю.
Но верен ли обратный переход, которые нужен для тождества терминов: пустота - нирвана.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

360404СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 13:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Закон пишет:
Нирвана и пустота - одно и то же. Если рассматривать это с точки зрения Махаяны. С точки зрения Тхеравады не знаю,но есть как минимум одна сутра про пустоту.

Спасибо.
Теперь насчет точки зрения Махаяны я уже более-менее разобралась Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


360415СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 13:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пратьякша пустоты ведет к ануттара самьяк самбодхи, согласно сутре Сердца.
Пока пратьякша невозможна, делается анумана - логическое размышление о природе дхарм.

Над отсутствием свабхавы у дхарм размышляют при помощи 4-х частного анализа - рассмотрение возникновения дхармы из себя, другого, обоих и без причины. Также надо рассматривать дхармы с учетом их причин, условий, агента, действия, следствия и активности.

Если хотите вникнуть в тему, то делайте ежедневно упражнение анализа скандх - берете свою рупа скандху и рассматриваете по Пратитьясамутпаде её причины, условия... и так далее. Потом попробуйте рассмотреть скандхи других существ таким же образом.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

360421СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 14:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

шинтанг пишет:
Над отсутствием свабхавы у дхарм размышляют при помощи 4-х частного анализа - рассмотрение возникновения дхармы из себя, другого, обоих и без причины.

шинтанг, ваше отстаивание методов прасангики (в том числе в других темах) вызывает уважение.
Но я так не мыслю Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

360424СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 14:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

У нирваны три аспекта (это есть даже в палийском каноне)

Ученик прозревающий дукха, впервые видит нирвану как ненаправленность (в махаяне - нирвана прекращения)
Ученик прозревающий анитья, впервые видит нирвану как безобъектность (в махаяне - нирвана пустотности)
Ученик прозревающий анатман, впервые видит нирвану как бессущностность (в махаяне - нирвана непребывания)

Это все лишь аспекты прозрения в нирвану, а не разные нирваны.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Максим Фурин



Зарегистрирован: 01.05.2017
Суждений: 798

360425СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 14:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

1.МН 43 и почти идентичная ей в этом моменте СН 41.7:
Цитата:
«Безмерное освобождение ума, освобождение ума отсутствием всего, пустотное освобождение ума, беспредметное освобождение ума: есть способ объяснения, когда эти качества различны и в сути, и в обозначении, и есть способ объяснения, когда эти качества имеют одну суть, но различны лишь в названии.
И каков способ объяснения, когда эти качества различны и в сути, и в обозначении? Вот монах распространяет в первом направлении, как и во втором направлении, в третьем, четвёртом, сознание, насыщенное доброжелательностью. Он продолжает распространять [такой ум] вверх, вниз, вокруг и вовнутрь [себя] во всех отношениях, всецело охватывая мир умом, насыщенным доброжелательностью: обильным, обширным, безмерным, лишённым враждебности, свободным от недоброжелательности. Он продолжает распространять в первом направлении, как и во втором направлении, в третьем, четвёртом, сознание, насыщенное состраданием… сознание, насыщенное сорадованием… Он продолжает распространять в первом направлении, как и во втором направлении, в третьем, четвёртом, сознание, насыщенное невозмутимостью. Он продолжает распространять [такой ум] вверх, вниз, вокруг и вовнутрь [себя] во всех отношениях, всецело охватывая мир умом, насыщенным невозмутимостью: обильным, обширным, безмерным, лишённым враждебности, свободным от недоброжелательности. Это называется безмерным освобождением ума.
И что такое освобождение ума отсутствием всего? Вот монах с полным преодолением сферы безграничного сознания, [воспринимая]: «Здесь ничего нет» входит и пребывает в сфере отсутствия всего. Это называется освобождением ума отсутствием всего.
И что такое пустотное освобождение ума? Вот монах, уйдя в безлюдную местность, к подножию дерева, в пустое жилище, рассуждает: «Это пусто от «я» или чего-либо, присущего «я». Это называется пустотным освобождением ума.
И что такое беспредметное освобождение ума? Вот монах перестаёт уделять внимание всем объектам и входит и пребывает в беспредметном сосредоточении ума. Это называется беспредметным состоянием освобождённого ума
Таков способ объяснения, когда эти качества различны и в сути, и в обозначении.
И каков способ объяснения, когда эти качества одинаковы в сути, но различны только в названии?
Страсть, друг, это создание границ. Злость – это создание границ. Заблуждение – это создание границ. В монахе, чьи загрязнения окончились, эти [три корня] были отброшены, уничтожены, сделаны подобными обрубку пальмы, лишены всяческих условий для развития, не могут возникнуть в будущем. Если говорить о безмерном освобождении ума, то непровоцируемое освобождение ума считается самым наилучшим. И это непровоцируемое освобождение ума лишено страсти, лишено злости, лишено заблуждения.
Страсть – это что-то. Злость – это что-то. Заблуждение – это что-то. В монахе, чьи загрязнения окончились, эти [три корня] были отброшены, уничтожены, сделаны подобными обрубку пальмы, лишены всяческих условий для развития, не могут возникнуть в будущем. Если говорить об освобождении ума отсутствием всего, то непровоцируемое освобождение ума считается самым наилучшим. И это непровоцируемое освобождение ума лишено страсти, лишено злости, лишено заблуждения.
Страсть – это сотворение объектов. Злость – это сотворение объектов. Заблуждение – это сотворение объектов. В монахе, чьи загрязнения окончились, эти [три корня] были оставлены, уничтожены, сделаны подобными обрубку пальмы, лишены всяческих условий для развития, не могут возникнуть в будущем. Если говорить о беспредметном освобождении ума, то непровоцируемое освобождение ума считается самым наилучшим. И это непровоцируемое освобождение ума лишено страсти, лишено злости, лишено заблуждения.
Таков, друг, способ объяснения, когда эти качества одинаковы в сути, но различны только в названии».


2. Есть так же МН 122 и МН 121. Большая и Малая лекция о пустотности. Где речь опять идёт о медитативных погружениях.
Цитата:
Ананда, подобно тому, как этот дворец матери Мигары пуст от слонов, рогатого скота, коней и кобыл, пуст от золота и серебра, пуст от собраний мужчин и женщин, и здесь наличествует только эта не-пустотность, то есть, единственность, зависящая от Сангхи монахов, то точно также, монах – не обращая внимания на восприятие деревни, не обращая внимание на восприятие людей – обращает внимание на единственность, зависящую от восприятия леса. Его ум входит в это восприятие леса и обретает уверенность, устойчивость, решительность. Он понимает так: «Любые возмущения, которые могли бы зависеть от восприятия деревни, не присутствуют здесь. Любые возмущения, которые могли бы зависеть от восприятия людей, не присутствуют здесь. Здесь наличествует только вот такое-то количество возмущения, то есть, единственность, зависящая от восприятия леса». Он понимает: «Это поле восприятия пусто от восприятия деревни. Это поле восприятия пусто от восприятия людей. Здесь наличествует только эта не-пустотность, то есть, единственность, зависящая от восприятия леса». Так он считает это пустым от того, чего здесь нет, а что касается того, что остаётся, он понимает, что это наличествует: «Это наличествует». Ананда, это его подлинное, неискажённое, чистое погружение в пустотность.
Заканчивается малая лекция о пустотности вхождением в беспредметное сосредоточение ума после сферы ни восприятия, ни не-восприятия. Там обретается прозрение и контр прозрение которое приводит к переживанию ниббаны:
Цитата:
Он понимает так: «Это беспредметное сосредоточение ума обусловлено и порождено волевым намерением. Но всё обусловленное и порождённое волевым намерением является непостоянным, подвержено прекращению». Когда он знает так, когда он видит так, его ум освобождён от пятна чувственного желания, от пятна существования, от пятна невежества. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён»

3. В МН 44\СН 41.6 Есть такой момент:
Цитата:
«Друг Висакха, когда монах вышел из достижения прекращения восприятия и чувствования, три контакта касаются его: пустотный контакт, беспредметный контакт, безжеланный контакт»
Комментарий объясняет это как контакт с Ниббаной: "созерцая характеристику безличностности (анатта) в феноменах, то он постигает ниббану вначале как пустотность. Если он созерцает характеристику непостоянства (аничча) в феноменах, то он постигает ниббану вначале как беспредметность. Если он созерцает характеристику страдательности (дуккха) в феноменах, то он постигает ниббану как безжелательность."

4. СН 35.85
Цитата:
В Саваттхи. И тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал: «Учитель, «мир пуст, мир пуст» – так говорят. В каком смысле, Учитель, говорится, что «мир пуст»?
«Ананда, поскольку он пуст от «я» и того, что принадлежит «я», то и говорится, что «мир пуст». И что пусто от «я» и того, что принадлежит «я»? Глаз, Ананда, пуст от «я» и того, что принадлежит «я». Формы… сознание глаза… контакт глаза… любое чувство, которое возникает, имея в качестве причины контакт глаза – приятное, болезненное или же ни-приятное-ни-болезненное – тоже пусто от «я» и того, что принадлежит «я». Ухо… нос… язык… тело… ум… ментальные феномены… сознание ума… контакт ума… любое чувство, которое возникает, имея в качестве причины контакт ума… – тоже пусто от «я» и того, что принадлежит «я».
Ананда, поскольку он пуст от «я» и того, что принадлежит «я», то и говорится, что «мир пуст».

5. Знаменитая Пхена пиндупама сутта: Комок пены СН 22.95 Где все пять совокупностей видятся монаху "пустыми, полыми, неосновательными, так как может ли разве внутри формы\чувства\восприятия\формаций\сознания быть какая-то сущность?"

«Форма как пена,
Чувство – пузырь,
Восприятие точно мираж.
Формации – словно банановый ствол,
Ум подобен иллюзии мага,
Вот так объяснял нам Сын Солнца.

Но можно осмыслить,
Исследовать можно.
Предстанут пустыми они,
Коль рассмотришь внимательно их.

...Без остановки идёт череда,
Как иллюзия, для дураков.
Говорится, что это – убийца,
Не имеющий внутренней сути."

5. Пояснения от Тханиссаро Бхиккху

6. Тема на "зелёном форуме"

_________________
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

360429СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 14:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Я бы сказал, что это похоже как раз на многократно обсуждавшуюся сферу безграничного пространства.

Слишком насыщенный эмоциями текст для сферы безграничного пространства. Уже в четвертой джхане нет ни пити (восторг), ни сукхи (блаженство).

Да, это скорее первая дхьяна, причём в первый раз испытанная, а потом возведённая в фетиш.


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

360431СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 14:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Максим Фурин
Спасибо за такой информативный пост! Кое-что уже читала, но есть и новое. МН 43 - необыкновенно красива и глубока!
Эти сутты подтверждают, что в Тхераваде понятию пустоты (пустотности) отводится важное место и что оно связано не только с процессом очищения ума, но и с Нирваной (комментарий к МН 44).

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

360434СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 17, 14:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В Пояснения от Тханиссаро Бхиккху пустотность рассматривается с трёх позиций:

Цитата:
1) как медитативное состояние
2) как атрибут объектов
3) как вид освобождения ума

То есть ваджраянское "Нирвана - это пустота ума, свободного от омрачений" относится к третьей позиции рассмотрения пустотности - "вид освобождения ума".

Возвращаясь к:

Ктото пишет:
Анабхогин пишет:
Ясно.

Восприятие всего как "пустотного", умеренно-отстранённое восприятие, приводит к исчерпанию духкхи/тришны, т. е. к нирване. Такое вот соотношение.

Здесь пустота выступает как средство достижения чего-то.
Как видим из приведенной выше цитаты, пустота может выступать и как завершающее состояние (пустотность ума).
Первый подход к пустоте общий для всех направлений буддизма. А вот второй подход свойственен Махаяне.

можно сказать, что второй подход есть не только в Махаяне, но и в Тхераваде.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Вс 03 Дек 17, 17:21), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 5 из 10

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.650) u0.017 s0.001, 18 0.017 [264/0]