№362144Добавлено: Вс 10 Дек 17, 11:35 (6 лет тому назад)
СлаваА
Безусловно, психоделический опыт - непосредственное переживание "этого", а не размышление о чём-то "эдаком". На это указывает слово "опыт". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ниббана это не только прекращение.
Вот, например, понятное мне описание, которое полностью согласуется с описанием опыта нирваны Шри Ауробиндо.
Бхиккху Бодхи https://dhamma.ru/lib/authors/bodhi/nibbana.html - "Ниббана – это существующая реальность
а сами сможете что нибудь сказать без оглядки на существующие чужие тескты?
СлаваА
Безусловно, психоделический опыт - непосредственное переживание "этого", а не размышление о чём-то "эдаком". На это указывает слово "опыт".
Тогда и Ниббана это психоделический опыт, судя по описанию Бхиккху Бодхи: "реальность запредельная миру обыденного опыта, всем сферам феноменального бытия"?
СлаваА
Безусловно, психоделический опыт - непосредственное переживание "этого", а не размышление о чём-то "эдаком". На это указывает слово "опыт".
Тогда и Ниббана это психоделический опыт, судя по описанию Бхиккху Бодхи: "реальность запредельная миру обыденного опыта, всем сферам феноменального бытия"?
Конечно же, ниббану можно характеризовать словом "опыт", и даже словами "психоделический опыт" - особенно, если мы говорим о "проблеске нирваны", сатори.
Бхикку Бодхи, будучи знатоком текстов, приводит в этом своём эссе, следующие указания Будды:
1. The Buddha refers to Nibbana as a 'dhamma' - Будда говорит о ниббане как о дхамме. Дхаммы - это факты реальности, явления (феномены), а не мысленные построения. Дхаммы различаются на conditioned and unconditioned. Первые - something which arises through the workings of various conditions - то, что возникает в силу действия каких-либо причин-условий (обусловленные явления). The conditioned dhammas do not remain static - обусловленные феномены не статичны, они постоянно изменяются согласно трём стадиям функционирования.
Необусловленная дхамма - the unconditioned dhamma is not produced by causes and conditions - не произведена в силу действия других дхамм. В противоположность обусловленным явлениям it undergoes no transformation - она не проходит три стадии бытия. Nevertheless, it is an actuality, and the Buddha refers to Nibbana as an unconditioned Dhamma - Тем не менее, эта необусловленная реальность и есть действительность (как тут не вспомнить Нагарджуну с его неразличимостью границ нирваны и сансары?), и Будда называет её Ниббаной.
Кроме того Бхикку Бодхи приводит указания Будды на ниббану как на:
- "аятану" - при этом говорится, что эта "сфера бытия" не имеет ничего общего с мирским представлением о бытности - бытии как житии.
- "дхату" - an element, the 'deathless element' - нам лучше назвать это стихией, так как поясняя эту мысль, Будда проводит аналогию с мировым океаном, который не убывает и не пребывает, сколько бы рек в него ни вливалось.
- опыт, переживаемый "в этом теле" - как совершенно ясное, ощутимое "прикосновение к бессмертию"
- "пада" - a state, состояние (pada), as 'amatapada' - бессмертное состояние - or ‘accutapada’, нерушимое состояние
- "сачча" - то есть Правда-Истина, что напрямую связано с понятием "татхата" - (передающееся неуклюжим словом "таковость") и понятием "татхагата" (о чём я смею говорить, как о прообразе позднейшего введения ведантийского понятия "атман" - но это сильно отдельная тема). Сачча и татхата, Правда-Истина и есть Реальность, поэтому Татхагата - Истинный, истинно сущий.
Бхикку Бодхи заключает: итак, все эти понятия в целом указывают нам, что ниббана - это сама Реальность, как она есть, а не только лишь очищение от скверны, и не полное прекращение бытия. С чем трудно не согласиться, с одним лишь дополнением в свете сказанного - все эти доводы ув. Б.Бодхи оставляют для искателей "высшего бытия" и "высшего существа" лазейку, в которую пытливый ум бросается без оглядки - и очень рискует попасть в "ловушку", застрять в этой лазейке, ведущей в никуда. Поэтому стоит всегда удерживать в уме, что "ниббана" - это Прекращение.
Конечно же, ниббану можно характеризовать словом "опыт", и даже словами "психоделический опыт" - особенно, если мы говорим о "проблеске нирваны", сатори.
Бхикку Бодхи заключает: итак, все эти понятия в целом указывают нам, что ниббана - это сама Реальность, как она есть, а не только лишь очищение от скверны, и не полное прекращение бытия. С чем трудно не согласиться, с одним лишь дополнением в свете сказанного - все эти доводы ув. Б.Бодхи оставляют для искателей "высшего бытия" и "высшего существа" лазейку, в которую пытливый ум бросается без оглядки - и очень рискует попасть в "ловушку", застрять в этой лазейке, ведущей в никуда. Поэтому стоит всегда удерживать в уме, что "ниббана" - это Прекращение.
Вот уже много раз слышу, что говорят о каких-то рисках и "ловушках", но как-то это похоже на страшилки без реальности внутри них. На любом пути важна мотивация. На мой взгляд у человека будет больше мотивации для практики, если он будет ментально понимать, что с прекращением низшей сферы реальности будет другая Реальность Ниббаны, очевидно намного лучше низшей реальности.
Кроме того, например, в ТБ вообще медитируют на богов и сливаются с ними, хотя они не обязательно высшая реальность. Или на пустоте, сияющей пустоте, пустоте сияния, и т.д. Или погружаются в звуки мантры. И тут тоже рисков какой-то ловушки на самом деле нет, если не останавливаться и не привязываться к возникающим состояниям.
На мой взгляд у человека будет больше мотивации для практики, если он будет ментально понимать, что с прекращением низшей сферы реальности будет другая Реальность Ниббаны, очевидно намного лучше низшей реальности.
Безусловно, это служит хорошим ощущением "подушки безопасности". Но в этом случае следует быть последовательным и честным и признать, что может быть как "лучше", так и "хуже", и что именно будет - никому не известно. Те, кто верят в бога, сваливают всё не него, остальные изобретают свой варианты объяснений, одним из которых является теория "неизбежной эволюции", предполагающей, что потом будет "только лучше" - слияние с Брахмой/брахманом, Кришной, вхождение в Царство Небесное и т.д. Это, конечно, беспроигрышный вариант - надо только оплатить входной билет.
Кстати, а что Ауробиндо говорил об этих альтернативах посмертия?
Кроме того, например, в ТБ вообще медитируют на богов и сливаются с ними, хотя они не обязательно высшая реальность. Или на пустоте, сияющей пустоте, пустоте сияния, и т.д. Или погружаются в звуки мантры. И тут тоже рисков какой-то ловушки на самом деле нет, если не останавливаться и не привязываться к возникающим состояниям.
Непривязанность - ключевое слово. Ещё это называется беспристрастностью, отсутствием устремлений, упеккха. Медитация на слияние с богами без привязанности к этому слиянию - прекрасная практика. Это позволяет осознать слитность того, что никогда не было разъединено.
Безусловно, это служит хорошим ощущением "подушки безопасности". Но в этом случае следует быть последовательным и честным и признать, что может быть как "лучше", так и "хуже", и что именно будет - никому не известно. Те, кто верят в бога, сваливают всё не него, остальные изобретают свой варианты объяснений, одним из которых является теория "неизбежной эволюции", предполагающей, что потом будет "только лучше" - слияние с Брахмой/брахманом, Кришной, вхождение в Царство Небесное и т.д. Это, конечно, беспроигрышный вариант - надо только оплатить входной билет.
Кстати, а что Ауробиндо говорил об этих альтернативах посмертия?
Немного не понял как может стать хуже в Ниббане, чем есть сейчас? Если до момента достижения освобождения, то да.
Я на самом деле тоже верю в эволюцию, в эволюцию сознания, но это не означает, что это всегда движение в одну сторону "только лучше" как это понимает наше эго.
У Шри Ауробиндо более сложная теория посмертия чем просто рай/ад. После развоплощения человек последовательно переживает какое-то время во всех планах сознания к которым была выработана привязанность - тонкое физическое, витальное (на низших уровнях животное, но там же и прекрасные планы жизни тоже), ментальное (в зависимости от уровня развития включает и планы богов - Брахма, Кришна и.т.п), "впитывает" эссенцию опыта и далее уходит на отдых в специфический мир психических существ (психическое это проекция дживы в эволюции - индивидуальный аспект единого божественного). Потом новая жизнь в зависимости от развитости психического почти сразу после развоплощения или через большой промежуток времени. В новую жизнь психическое берет из предыдущей кармы прошлых жизней то, что поможет отработать в новой жизни еще большее проявление изначального принципа своей индивидуальности в проявлении. Таким образом сознание все более становится способным проявлять единое божественное индивидуальным образом. Но это не линейный процесс, так как проходит в игре неведения и все возможные случайности происходят. Вплоть до полного разрушения сформированной индивидуальности и тогда надо начинать сначала. Но есть точки достижения необратимые по последствиям, то есть нечто, что уже не может быть уничтожено игрой случая.
№362182Добавлено: Вс 10 Дек 17, 14:45 (6 лет тому назад)
Концепция Гхоша в вашем изложении напоминает мне книгу "Бардо тодол", пересказанную сценаристом компьютерных игр
В этой концепции я вижу чёткую установку на двойственность "Я-Игрок" и "я-персонаж игры". Есть некая сущность, которая "вне игры" решает, каким будет её следующая партия / уровень, и какие скиллы с артефактами ей понадобятся для прохождения этого уровня. В общем, довольно увлекательная стратегическая игра, похоже. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Концепция Гхоша в вашем изложении напоминает мне книгу "Бардо тодол", пересказанную сценаристом компьютерных игр
В этой концепции я вижу чёткую установку на двойственность "Я-Игрок" и "я-персонаж игры". Есть некая сущность, которая "вне игры" решает, каким будет её следующая партия / уровень, и какие скиллы с артефактами ей понадобятся для прохождения этого уровня. В общем, довольно увлекательная стратегическая игра, похоже.
Ну изложено в линейной логике интеллекта, так как по другому интеллект не умеет, а тем более в словах это не выразить. Но в целом, да это вытекает из логики единого существования. Я-игрок, и я-игра, и я-персонаж. Плюс еще надо наложить сюда, что Я-необусловленный игрок (Ниббана-игрок) или игрок в Пустоте, то есть свободный игрок.
№362203Добавлено: Вс 10 Дек 17, 17:15 (6 лет тому назад)
Так никакой игрок не свободен. Есть игра, есть и игрок. Есть игрок, есть и игра, в которую он играет. Не играющий игрок - это не игрок
А если проводить дальнейшее сравнение с компьютерной игрой, то единственным "участником" игры, который не "играет в игру", есть лишь сама Игра - алгоритм стимулов и реакций. И этот алгоритм следует признать "безличным, бузличностным" - анатта. И глупо было бы не признавать его таковым. не правда, ли? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Так никакой игрок не свободен. Есть игра, есть и игрок. Есть игрок, есть и игра, в которую он играет. Не играющий игрок - это не игрок
А если проводить дальнейшее сравнение с компьютерной игрой, то единственным "участником" игры, который не "играет в игру", есть лишь сама Игра - алгоритм стимулов и реакций. И этот алгоритм следует признать "безличным, бузличностным" - анатта. И глупо было бы не признавать его таковым. не правда, ли?
Почему никакой игрок не свободен? Будда, например, играл 40 лет после освобождения совершенно свободным (возможно кроме ограничений тела). Освободитесь и будете свободным игроком.
А про Я не-Я это Вы уже к другой проблеме перешли. Уже столько тут копий сломано. Я придерживаюсь точки зрения Алекса и Рыцаря, что Будда говорил, что Не Я, но не говорил Нет Я. Поэтому, что там в высшей природе можно узнать пережив ее непосредственно. В инт. йоге признается тройственный принцип который может переживаться трансцендентное (не проявленное) - космическое - истинное индивидуальное.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы