Судя по восторженности на пустом месте и нелаконичности, это — фантазирование. Чуйка йогина подсказывает.
Так фантазирование не исключает определенного подлинного опыта. Человек нечто видел, а потом пытается описать словами как может и умеет. Возможно, и домысливает - трудно от этого удержаться.
Хорошо. Это похоже на описание нирваны графоманом.
Только, конечно, не нирваны. А насчёт графоманства - очень может быть. Хотя не знаю, никогда не читал Ауробиндо. _________________ Границы мира - это границы языка
Какая разница, что я считаю? Буддизм - определенная система взглядов и классификаций (в том числе классификации джхан). Описаны 8 джхан, факторы джхан, описано, в каких джханах пити и сукха как факторы есть, а в каких этих факторов уже нет. Почитайте
Шаг влево, шаг вправо уже графоман. Очень как то догматично. Я предпочитаю гибкость, но это не означает непрочность.
Вот другое описание подхода к Нирване из "Савитри":
"Затем все стало тихо, ничто не двигалось больше:
Неподвижный, самоувлеченный, безвременный, уединенный,
Безмолвный дух пронизывал Пространство безмолвное.
В той абсолютной тиши, нагой и грозной,
Всеотрицающая Пустота промелькнула Верховная,
Что требовала своего мистического Ничто суверенного права
Вычеркнуть Природу и отменить душу.
Даже нагое ощущение себя стало бледным и тонким:
Имперсональное, без особенностей, признаков, форм,
Незаполненное чистое сознание разум сменило.
Ее дух казался субстанцией имени,
Мир - нарисованным символом, надетым на самость,
Греза образов, греза звуков
Подобие вселенной выстраивала
Или сообщала духу видимость мира1 .
Это было самовидением; в том нетерпимом молчании
Ни представление, ни понятие не могли принять форму,
Там не было чувства, чтобы вставить в каркас фигуру вещей,
Там было тонкое самозрение, но не мысль, что вставала бы.
Эмоции глубоко внизу спали в сердце безмолвном
Или лежали, похороненные на мирном кладбище:
Все чувства казались неподвижными, тихими или умершими,
Словно сердца струны протертые больше служить не могли,
Словно радость и горе никогда больше подняться не смогут.
Сердце продолжало стучать с бессознательным ритмом,
Но не шло из него ни ответа, ни крика.
Тщетны провокации были событий;
Ничего внутри не отвечало касанию внешнему,
Не возбуждался ни один нерв, реакции не было.
Но еще ее тело двигалось, говорило и видело;
Оно понимало без помощи мысли,
Оно говорило то, что было нужно сказать,
Оно делало то, что быть должно было сделано.
За действием не было личности,
Не было разума, что выбирал или пропускал подходящее слово:
Все работало, как безошибочная машина способная.
Словно продолжая старые обороты привычные,
И принуждаемое старой неисчерпавшейся силой,
Устройство выполняло работу, для которой оно было создано:
Ее сознание смотрело и не принимало участия;
Все поддерживало, ни в чем не участвовало.
Там не было могучей инициирующей воли;
Бессвязность, пустоту пересекая стабильную,
Скользила в порядок связного случая.
Чистое восприятие было единственной силой,
Что стояла позади ее действий и зрения."
Я бы сказал, что это похоже как раз на многократно обсуждавшуюся сферу безграничного пространства.
Слишком насыщенный эмоциями текст для сферы безграничного пространства. Уже в четвертой джхане нет ни пити (восторг), ни сукхи (блаженство).
Так текст-то он пишет не в этом состоянии, а постфактум. Эмоции - в момент написания текста, а не в сам момент пребывания в состоянии покоя и безграничного пространства.
В таком случае написанное больше говорит нам о состоянии ума во время написания, чем во время переживания.
Безусловно, говорит о состоянии во время написания. Но всё-таки о том, что он тогда (во время переживания) испытывал, тоже что-то говорит.
Он же ведь не пишет, что непосредственно во время того переживания испытывал пити и/или сукха. Наоборот, говорит, что ничего "восхитительного" там не было, а была реальность, "захлестывавшая и топившая" весь мир явлений, был покой, мир, безмолвие, и т.п.
А его восторженность - это уже то, что мы сами замечаем из используемой им лексики, ритма фраз и т.п. (кстати, ещё надо разбираться, что тут от него самого, а что от переводчика). То есть, в момент написания этого текста его автор или переводчик действительно мог находиться в состоянии восторженности (причём это не тот пити, что испытывается в джханах). _________________ Границы мира - это границы языка
Я бы сказал, что это голое восприятие без приписывания вещам своих оценок.
Если 250 человек считают актера хорошим, а 150 плохим, то, где здесь истина? Даже, если все 400 будут считать плохим - это просто воображение.
Там также снимается дуализм субъекта и объекта, например, "моё" и "чужое", т.к. "моё" - это воображаемое приписывание некой вещи характеристики.
Судя по восторженности на пустом месте и нелаконичности, это — фантазирование. Чуйка йогина подсказывает.
Так фантазирование не исключает определенного подлинного опыта. Человек нечто видел, а потом пытается описать словами как может и умеет. Возможно, и домысливает - трудно от этого удержаться.
Хорошо. Это похоже на описание нирваны графоманом.
Только, конечно, не нирваны. А насчёт графоманства - очень может быть. Хотя не знаю, никогда не читал Ауробиндо.
Интегральная йога Шри Ауробиндо - попытка компилировать знания из разных учений. Другая попытка - теософия. Еще одна попытка - агни-йога.
Основатели подобных учений обычно люди интересные, неординарные, талантливые. Но, имхо, их учениям не хватает глубины, потому что возможности умозрительной компиляции все же ограничены. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Судя по восторженности на пустом месте и нелаконичности, это — фантазирование. Чуйка йогина подсказывает.
Так фантазирование не исключает определенного подлинного опыта. Человек нечто видел, а потом пытается описать словами как может и умеет. Возможно, и домысливает - трудно от этого удержаться.
Хорошо. Это похоже на описание нирваны графоманом.
Только, конечно, не нирваны. А насчёт графоманства - очень может быть. Хотя не знаю, никогда не читал Ауробиндо.
Интегральная йога Шри Ауробиндо - попытка компилировать знания из разных учений. Другая попытка - теософия. Еще одна попытка - агни-йога.
Основатели подобных учений обычно люди интересные, неординарные, талантливые. Но, имхо, их учениям не хватает глубины, потому что возможности умозрительной компиляции все же ограничены.
В обсуждении, если уж что-то утверждаешь, обычно принято приводить аргументы.
Интегральная йога это конечно же не компиляция. В ней есть несколько новых идей. Например, идея эволюции сознания, идея возможности трансформации, в том числе физического тела. Очевидно, что интегральная йога не могла не использовать ценные идеи из предыдущего духовного опыта человечества. Она же возникла не из Пустоты.
№360189Добавлено: Сб 02 Дек 17, 18:58 (6 лет тому назад)
СлаваА
Я читала несколько книг - и самого Ауробиндо, и Сатпрема.
Что касается интегральной йоги - это мое имхо. Отстаивать свою позицию не буду, так как сегодня интегральная йога просто вне сферы моих интересов. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
СлаваА
Что касается интегральной йоги - это мое имхо. Отстаивать свою позицию не буду, так как сегодня интегральная йога просто вне сферы моих интересов.
Так мне понятно и такое утверждение считаю правильным.
Просто мой изначально вопрос был о другом, не в контексте обсуждения инт. йоги. Просто есть человек (пусть этот человек Шри Ауробиндо), есть его описанный им опыт Нирваны. Можно, конечно, сказать, что это поэтическая фантазия или компиляция. Это одна из позиций. Можно по другому отнестись. Например, считать это опытом недоНирваны и т.д. Насколько я понял, Вы считаете этот опыт фантазией.
№360194Добавлено: Сб 02 Дек 17, 19:07 (6 лет тому назад)
Впрочем, это оффтоп в теме.
Надеюсь, кто-то еще выскажет свои мысли по поводу Пустоты и Нирваны _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Насколько я понял, Вы считаете этот опыт фантазией.
Откуда вы это взяли? Я об этом не писала и даже предположила, что это один из видов самадхи.
Я читала много разной литературы и не раз встречалась с описанием подобных переживаний. Это духовные переживания, духовный опыт, который нередко влияет на дальнейшую жизнь человека. И в этом смысле описание Шри Ауробиндо не является для меня описанием какого-то уникального, особого опыта. Порой глубокие духовные переживания происходят в жизни вполне "обычных" людей.
Духовное переживание - это что-то вполне обычное, хоть и не обыденное _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Надеюсь, кто-то еще выскажет свои мысли по поводу Пустоты и Нирваны
Почему же офф топ. Про Нирвану же все.
Тема называется "Пустота и Нирвана", а не "Шри Ауробиндо и Нирвана" )))
Впрочем, на определенном уровне понимания я уже получила ответ на свой вопрос _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Насколько я понял, Вы считаете этот опыт фантазией.
Откуда вы это взяли? Я об этом не писала и даже предположила, что это один из видов самадхи.
Я читала много разной литературы и не раз встречалась с описанием подобных переживаний. Это духовные переживания, духовный опыт, который нередко влияет на дальнейшую жизнь человека. И в этом смысле описание Шри Ауробиндо не является для меня описанием какого-то уникального, особого опыта. Порой глубокие духовные переживания происходят в жизни вполне "обычных" людей.
Духовное переживание - это что-то вполне обычное, хоть и не обыденное
Не очень понятно, что Вы вкладываете в понятие самадхи. В буддизме это, как Ассаджи писал, это однонаправленность.
И Вы сами писали, что есть 8 джхан в буддизме и все переживания человека должны вписываться в эту классификацию. Поэтому, если это не фантазия, то по идее Вы должны сказать к какой из 8 джхан относится это переживание.
Надеюсь, кто-то еще выскажет свои мысли по поводу Пустоты и Нирваны
Почему же офф топ. Про Нирвану же все.
Тема называется "Пустота и Нирвана", а не "Шри Ауробиндо и Нирвана" )))
Впрочем, на определенном уровне понимания я уже получила ответ на свой вопрос
Забудьте про Шри Ауробиндо. Есть просто описание состояния, которое я условно назвал нирваной. Для меня она несет признаки нирваны как это описано Буддой. А что несет это описание для Вас, я пока не понял.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы