Alex пишет: "Сверх концентрация на одном предмете (допустим касина, или вдох-выдох) вообще препятствует инсайту." Про касину не скажу, а медитация на дыхании как раз-таки и подводит к переходу в иное состояние. Когда техника отработана на дыхании сосредоточиться легко, мысли отслеживаются, потом прекращаются и начинается самое интересное.
Тут вопрос в уровне концентрации. Если концентрация помогает отслеживать ум, то это хорошо. Если мы говорим о концентрации когда человек не видит, не слышит и не может ни о чем подумать, то эта концентрация мешает. Вообще я считаю что нужно развивать "панорамную" внимательность. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
не вижу в доступных источниках эти сутты:
СН 4.399. Kutuuhalasaalaasutta.m ... СН 3.167. Upaadaaniyasutta.m
тут другие номера для сутт: https://suttacentral.net/
конечно, это моя основная мысль. Что удовлетворяя жажду существо привязывается именно к такому виду жажды. И совокупность всех видов жажды и желание их удовлетворять в данном периоде времени образуют "бхава" - данное существование в данном виде. То есть в образе либо человека, либо дэвы либо еще кого-то, смотря в каком мире рождается существо...
Например, ребенок пробует игровую приставку, и она ему безумно нравится (сукха-ведана), появляется жажда (танха). Ребенок решает, что всё, теперь эта приставка его, он её страстно хочет, и он герой этой игры (упадана, присвоение), и сутками играет, находясь в виртуальном мире.
Цитата:
Но, а как же существование в адах или в мире голодных духов? Там ведь нет никакого удовлетворения или получения удовольствия, а следовательно и освобождения от страдания. Что есть причина для этих видов существования с вашей точки зрения?
Пока есть жажда, и соответственно присвоение (упадана), происходит перерождение. Чтобы выйти из заевшей игры, надо понять, что не являешься её героем, и не отождествляться с привычной страстью к игре.
Alex пишет: "Сверх концентрация на одном предмете (допустим касина, или вдох-выдох) вообще препятствует инсайту." Про касину не скажу, а медитация на дыхании как раз-таки и подводит к переходу в иное состояние. Когда техника отработана на дыхании сосредоточиться легко, мысли отслеживаются, потом прекращаются и начинается самое интересное.
Тут вопрос в уровне концентрации. Если концентрация помогает отслеживать ум, то это хорошо. Если мы говорим о концентрации когда человек не видит, не слышит и не может ни о чем подумать, то эта концентрация мешает. Вообще я считаю что нужно развивать "панорамную" внимательность.
Панорамная внимательность это широкий ум в памятовании ума. Сверхконцентрация на одном предмете - это узкий ум в памятовании ума. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Панорамная внимательность это широкий ум в памятовании ума. Сверхконцентрация на одном предмете - это узкий ум в памятовании ума.
В третьем способе установления памятования (сатипаттхана) под расширенным (махаггата) состоянием ума имеется в виду состояние в джханах:
Цитата:
mahaggata
lit., 'grown great', i.e. 'developed', exalted, supernormal. As mahaggata-citta, it is the state of 'developed consciousness', attained in the fine-material and immaterial absorptions (s. jhāna); it is mentioned in the mind-contemplation of the Satipatthāna Sutta (M. 10). -
As mahaggatārammana, it is the 'developed mental object' of those absorptions and is mentioned in the 'object triad' of the Abhidhamma schedule and Dhs. (s. Guide, p. 6).
То есть самадхи - это нечто противоположное одноточечной концентрации на одном предмете. Самадхи - это однонастроенность (экаггата), например, на воздухе - и при этом настройка идет на весь воздух, внутри и снаружи, "воздушностью" "окрашивается" всё тело и всё вокруг.
Панорамная внимательность это широкий ум в памятовании ума. Сверхконцентрация на одном предмете - это узкий ум в памятовании ума.
В третьем способе установления памятования (сатипаттхана) под расширенным (махаггата) состоянием ума имеется в виду состояние в джханах:
Цитата:
mahaggata
lit., 'grown great', i.e. 'developed', exalted, supernormal. As mahaggata-citta, it is the state of 'developed consciousness', attained in the fine-material and immaterial absorptions (s. jhāna); it is mentioned in the mind-contemplation of the Satipatthāna Sutta (M. 10). -
As mahaggatārammana, it is the 'developed mental object' of those absorptions and is mentioned in the 'object triad' of the Abhidhamma schedule and Dhs. (s. Guide, p. 6).
То есть самадхи - это нечто противоположное одноточечной концентрации на одном предмете. Самадхи - это однонастроенность (экаггата), например, на воздухе - и при этом настройка идет на весь воздух, внутри и снаружи, "воздушностью" "окрашивается" всё тело и всё вокруг.
Спасибо, это замечательное разъяснение. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Alex пишет: "Сверх концентрация на одном предмете (допустим касина, или вдох-выдох) вообще препятствует инсайту." Про касину не скажу, а медитация на дыхании как раз-таки и подводит к переходу в иное состояние. Когда техника отработана на дыхании сосредоточиться легко, мысли отслеживаются, потом прекращаются и начинается самое интересное.
Тут вопрос в уровне концентрации. Если концентрация помогает отслеживать ум, то это хорошо. Если мы говорим о концентрации когда человек не видит, не слышит и не может ни о чем подумать, то эта концентрация мешает. Вообще я считаю что нужно развивать "панорамную" внимательность.
Мы ведь говорим о попытках буддийской концентрации, а не о концентрации, скажем, на другом жс, когда человек "не видит, не слышит и не может ни о чем подумать", кроме этого жс. Что нам мешает увидеть суть вещей такой, какая она есть? Поскольку эта самая суть никуда не прячется, то понятно, что увидеть ее нам мешают собственные омрачения (эмоции, посторонние мысли, желания). Соответственно любой способ, помогающий достаточно успешно освобождаться от этих самых эмоций, мыслей и желаний (сначала на совсем короткий срок, потом на более продолжительный) хорош. Не понятно, чему же мешает концентрация, если человек при ее помощи может на какое-то время избавиться от омрачений?
Сосредоточение и поглощение - это одно и то же? Если джхановое сосредоточение - это то же самое, что и поглощение объектом сосредоточения - то тогда да, мы должны выйти из джханы, чтобы практиковать випассану. Однако когда мы становимся поглощёнными нашим объектом сосредоточения, то мы практикуем «неправильную» джхану. Когда мы практикуем «правильную» джхану, мы можем увидеть вещи в их истинном свете.
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
конечно, это моя основная мысль. Что удовлетворяя жажду существо привязывается именно к такому виду жажды. И совокупность всех видов жажды и желание их удовлетворять в данном периоде времени образуют "бхава" - данное существование в данном виде. То есть в образе либо человека, либо дэвы либо еще кого-то, смотря в каком мире рождается существо...
Например, ребенок пробует игровую приставку, и она ему безумно нравится (сукха-ведана), появляется жажда (танха). Ребенок решает, что всё, теперь эта приставка его, он её страстно хочет, и он герой этой игры (упадана, присвоение), и сутками играет, находясь в виртуальном мире.
Цитата:
Но, а как же существование в адах или в мире голодных духов? Там ведь нет никакого удовлетворения или получения удовольствия, а следовательно и освобождения от страдания. Что есть причина для этих видов существования с вашей точки зрения?
Пока есть жажда, и соответственно присвоение (упадана), происходит перерождение. Чтобы выйти из заевшей игры, надо понять, что не являешься её героем, и не отождествляться с привычной страстью к игре.
ну пусть так Хоть с моей точки зрения все немного не так. Но не буду повторяться, выше всё сказал. ... А вы не ответили на вот этот вопрос в том посте:
Но, а как же существование в адах или в мире голодных духов? Там ведь нет никакого удовлетворения или получения удовольствия, а следовательно и освобождения от страдания. Что есть причина для этих видов существования с вашей точки зрения?
многое может прояснить ответ на это. Чем обусловлено отсутствие упадана при наличии жажды в прета локе, к примеру. Там есть только жажда, без её удовлетворения и без возможности избавиться от неё. "Муки Тантала". Но не буду навязываться _________________ живите больше
№358908Добавлено: Сб 25 Ноя 17, 17:47 (6 лет тому назад)
При условии упадана возникает бхава. Всех лок и уделов. Исключений нет. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Но, а как же существование в адах или в мире голодных духов? Там ведь нет никакого удовлетворения или получения удовольствия, а следовательно и освобождения от страдания. Что есть причина для этих видов существования с вашей точки зрения?
Причина любого вида бывания - жажда. Она вызывает присвоение (упадана), а присвоение вызывает бывание.
Цитата:
многое может прояснить ответ на это. Чем обусловлено отсутствие упадана при наличии жажды в прета локе, к примеру. Там есть только жажда, без её удовлетворения и без возможности избавиться от неё.
Упадана прекращается благодаря прекращению жажды, об этом во многих суттах сказано.
То есть при полном и окончательном освобождении от страдания.
Не понятно, чему же мешает концентрация, если человек при ее помощи может на какое-то время избавиться от омрачений?
Одно дело войти в почти безсознательное состояние где омрачения просто не могут возникнуть на то время. Другое дело что бы омрачения никогда больше не возникали, даже если все органы чувств работают.
Далее, чем больше вы концентрируетесь на чём то, тем меньше внимания к тому что вокруг. А поэтому как можно развить випассану когда часть опыта отсекается? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Сосредоточение и поглощение - это одно и то же? Если джхановое сосредоточение - это то же самое, что и поглощение объектом сосредоточения - то тогда да, мы должны выйти из джханы, чтобы практиковать випассану. Однако когда мы становимся поглощёнными нашим объектом сосредоточения, то мы практикуем «неправильную» джхану. Когда мы практикуем «правильную» джхану, мы можем увидеть вещи в их истинном свете.
Вы наверное читали, тут обсуждали недавно, что никаких "неправильных" джан нету, а есть только недостаточное сосредоточение (недостаточное для обретения джханы). Если вы упустили эту тему и вам интересно, могу поискать. "Когда мы становимся поглощенным нашим объектом сосредоточения" - в моем понимании речь идет о том, что иногда человек чересчур зацикливается на дыхании, начинает вести счет, да еще и задом наперед (есть такие рекомендации). Тогда он никуда дальше этого самого дыхания не пойдет и чтобы обрести прямое видение ему нужно прекращать дышать и заняться другими видами медитации. Тем не менее медитация на дыхании является универсальной. И почему? Потому что в какой-то момент, без всякого специального усилия со стороны медитирующего, без счета вдохов-выдохов, только путем отслеживания мыслей и цепляния не за них, а за дыхание возможен переход в джхановое состояние.
№358941Добавлено: Сб 25 Ноя 17, 19:15 (6 лет тому назад)
Рената Скот
Я эту тему читала.
Видимо, мы с вами по-разному понимаем, что такое самадхи, випассана и джхана.
То, что вы называете джханой, - в моем понимании просто медитативный опыт.
Вы наверное читали, тут обсуждали недавно, что никаких "неправильных" джан нету, а есть только недостаточное сосредоточение (недостаточное для обретения джханы).
Есть "неправильные" джханы или нет - это просто слова. По вашему мнению - нет. По мнению бханте Хенеполы Гунаратаны, которого я процитировала, - есть. Важно понять, что человек имеет в виду, используя те или иные слова. Бханте Хенепола Гунаратана вполне ясно объяснил, что он имеет в виду. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 25 Ноя 17, 19:57), всего редактировалось 2 раз(а)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы