№345802Добавлено: Сб 30 Сен 17, 18:37 (7 лет тому назад)
Гвоздь писал: "Да, в переводах. Но ведь с тем же успехом можно сказать и: Входил в размышления, погружался в размышления". Вчера наткнулась на перевод Ивахненко, где он переводит джханы как "сосредоточение". С этим ещё можно согласиться, раз уж непременно есть желание перевести слово "джхана". Но уж никак не "размышления". Обычно вхождение в джхану достигается после того, как в процессе медитации удалось хоть на какое-то время остановить мысли, т.е. достичь безмыслия. Это состояние обретается и удерживается сосредоточением, потому хоть с натяжкой, но слово "сосредоточение" подходит. А вот как у Гвоздя получилось безмыслие перевести как "размышления"?
А чем он плох? Разве что (поскольку применяется он к определенным медитативным состояниям), изменить форму, чтобы было не "сосредоточение", а "сосредоточенность". _________________ Границы мира - это границы языка
№346214Добавлено: Пн 02 Окт 17, 19:17 (7 лет тому назад)
Не совсем понятно, зачем вообще пытаться перевести слово "джхана". Мы же не паримся, пытаясь перевести слово "ниббана". В джхану входят путем сосредоточения, пребывание в джхане требует сосредоточения, но сама джхана ни сосредоточением, ни сосредоточенностью не является. Вдобавок разные джханы имеют разные характеристики.
Не совсем понятно, зачем вообще пытаться перевести слово "джхана". Мы же не паримся, пытаясь перевести слово "ниббана". В джхану входят путем сосредоточения, пребывание в джхане требует сосредоточения, но сама джхана ни сосредоточением, ни сосредоточенностью не является. Вдобавок разные джханы имеют разные характеристики.
Джханы, конечно, имеют разные характеристики. Но все они относятся (см. SN45.8) к sammāsamādhi. И вот samādhi логично переводить (ИМХО) как раз словом "сосредоточенность". При этом Канон предоставляет нам разные возможности говорить о том, как достигается и переживается сосредоточенность. Можно говорить о джханах, а можно явления, идентичные первым четырем джханам, описывать (см. самъютту SN46) с помощью "факторов пробуждения" (bojjhanga). Последний вариант, пожалуй, даже и лучше, потому что демонстрирует, как соединяются развитие paññā и развитие samādhi _________________ Границы мира - это границы языка
№346228Добавлено: Пн 02 Окт 17, 20:19 (7 лет тому назад)
Ребята, как вы думаете, можно ли витака и виччара - перевести как что-то относящееся к мысли, размышлению, анализу, глубокому обдумыванию о чем-либо?
Следовательно мышление уйдет только в джане второй.
Энергия ума будет тратиться и сосредотачиваться в привычном для него способе (размышление), а не отсекаться тут же, что приводит лишь к апатии и сонливости или напряженности.
И мышление, в такой способ, преодолевается не подавлением (как при отсечении в медитации не-мысли), а сублимацией -- когда энергия ума превращается в джхановые факторы, а затем утончается на столько, что вичара-витака отпадают сами собой.
№346230Добавлено: Пн 02 Окт 17, 20:27 (7 лет тому назад)
Читал, что витакка и вичара это формации речи и это мне помогло в свое время. Но речь не идет о размышлениях. Это всего лишь установленное на предмет внимание и поглощенное предметом внимание. Не обязательно это именно размышления, но и размышления тоже витакка и вичара, особенно поглощение ума загадкой или задачей. Однако же сейчас я полагаю идеальным предметом для вхождения в медитацию восторг, напитывание восторгом, погружение в восторг. И речь не идет о размышлениях на тему востога, речь идет о переживании восторга здесь и сейчас всем телом и всем умом. Если кто-то еще не умеет направлять внимание на восторг и отдаваться поглощению восторгом, тогда потребуются другие предметы для освоения джханы.
Все что я написал - лишь мое мнение, но я считаю полезным им здесь поделиться. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы