– Монахи, а что такое воления? Есть такие шесть видов намерений – намерения в отношении образов, намерения в отношении звуков, намерения в отношении запахов, намерения в отношении вкусов, намерения в отношении прикосновений, намерения в отношении явлений умственной природы. Они называются, монахи, волениями. При возникновении ощущения – возникновение волений, от прекращения ощущения – прекращение волений.
интересно, что тут санкхара объясняется через санчетана. Санкхара от "сан" - "со", "совместно"; и "кхара" - "действие", "творение". Т.е. - "сотворение" образов, намерений. В общем внутренние воления. Эти внутренние воления называются тут "санчетана". От, опять-таки "сан" - "совместно" и "четана" - "воления". Мне лично термин "санчетана" очень сильно напоминает наше слово "сочетание". Встречается уже у Пушкина, но это не старославянское слово. Кто-то значит, принес. Потому, что индусские слова несомненно присутствуют в русском языке. Даже взять хоть "ведана" - вторая скандха - что означает по-нашему "ведать". _________________ живите больше
№264234Добавлено: Чт 10 Дек 15, 12:45 (9 лет тому назад)
не индусские слова в русском, а общие корни/основы в обоих языках. Впрочем, как и в других языках индо-европейской группы.
Замечание о созвучии слова sancetana и "сочетание" интересно. Хотя делать далекоидущие выводы на основе лишь созвучия в корне не верно, но в данном случае мысль интересная. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№264236Добавлено: Чт 10 Дек 15, 12:52 (9 лет тому назад)
дело в том, что индусы были намного раньше.
Кстати, изначально слово "сочетание" использовалось в случае брака, насколько я понял.
Когда мужчина и женщина сочетались законным браком в церкви.
Оттуда и пошло. А вот как туда пришло, это вопрос _________________ живите больше
№264254Добавлено: Чт 10 Дек 15, 13:56 (9 лет тому назад)
Касательно самскары именно как скандхи ("волевые импульсы" у Щербатского) перевести на "простонародный" можно образно:"тараканы в голове" (которые, как известно, у каждого свои)
Самскара - самое трудно понимаемое понятие для европейского/русского ума из древнеиндийской философии. Лучше оставлять слово непереведенным, так как это комбинация (сочетание) европейских смыслов "инерция", "эластичность" и даже не всем понятных (средневековых) терминов "вега" и "импетус".
Прямой перевод - "самовоспроизведение". Строго говоря, это не только скандха, вообще самскара подразделяется на три вида: вега - самовоспроизведение скорости или интенсивности движения; бхавана - самовоспроизведение ментальных состояний; стхитистхапака - самовоспроизведение прежней формы
Таким образом сам термин "самскара" может быть понят как сохранение определенного состояния (движения, впечатлений, формы)
Изучать понятие наглядней на примере "атлета, пустившего стрелу из лука", где присутствуют все три вида самскар.
Само желание атлета возникает в связи комбинаций внешних импульсов среды и внутренних самскар атлета (желание вызревает при непосредственном участии его скандхи "самскара", будь в которой "другие тараканы" он бы вместо стрельбы пытался б сдаться/убежать/прочее)
В момент отпускания натянутой до предела тетивы вступает в действие самскара, произведенная соединением лука и тетивы: лук возвращается в первоначальное (свое обычное) состояние/положение, что вызывает движение (по буддийски правильней - серию состояний до отделения стрелы) в тетиве, толчок которой порождает след. ("последнюю") самскару уже в стреле, полет которой (след. серия состояний) продолжается пока действует эта "последняя" самскара.
Самскары присутствуют даже в простом падении тела: "...первое дижение [падающего тела] обязано тяжести, а второе и последующие - тяжести и самскаре"
В самом широком смысле самскары - это силы перехода между мгновениями - кшанами. Не забываем, что в буддизме есть отличия от "школьной" физики (классической/неядерной) которая "не понимает", что нет не только движения, но и собственно движущихся предметов, в силу несовершенства наших органов чувств, не улавливающих дробность времени - кшан, весь мир для нас - обман эффекта "бегущих огней", где движение - лишь серия моментов неподвижности
P.S. Обширные толкования приведены не для спора; быть может они просто покажутся кому-то интересными _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Чт 10 Дек 15, 14:12), всего редактировалось 2 раз(а)
Кстати, изначально слово "сочетание" использовалось в случае брака, насколько я понял.
Когда мужчина и женщина сочетались законным браком в церкви.
Оттуда и пошло. А вот как туда пришло, это вопрос
Издавна семейную пару называли "четой" - от корня "чёт", который также в словах "учёт, отчётный" и т.д. Если пара сочеталась браком, это означало, что теперь община их считала семейной парой, т.е. учитывала их статус как новой хозяйственной единицы.
Выражение "индусы были намного раньше" не засчитывается, так как развитие современных языков шло точно, как и всё у людей в разных семьях, параллельно от общих предков, а не один и от другого. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№264263Добавлено: Чт 10 Дек 15, 14:14 (9 лет тому назад)
Си-ва-кон
Спасибо. Это можно сравнить с объяснением инерции как передающихся остаточных импульсов? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Кстати, изначально слово "сочетание" использовалось в случае брака, насколько я понял.
Когда мужчина и женщина сочетались законным браком в церкви.
Оттуда и пошло. А вот как туда пришло, это вопрос
Издавна семейную пару называли "четой" - от корня "чёт", который также в словах "учёт, отчётный" и т.д. Если пара сочеталась браком, это означало, что теперь община их считала семейной парой, т.е. учитывала их статус как новой хозяйственной единицы.
Выражение "индусы были намного раньше" не засчитывается, так как развитие современных языков шло точно, как и всё у людей в разных семьях, параллельно от общих предков, а не один и от другого.
Четаны общества по поводу [четан] четы? _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Чт 10 Дек 15, 14:18), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Горсть листьев
Издавна семейную пару называли "четой" - от корня "чёт", который также в словах "учёт, отчётный" и т.д. Если пара сочеталась браком, это означало, что теперь община их считала семейной парой, т.е. учитывала их статус как новой хозяйственной единицы.
Четаны общества по поводу четы?
Это тоже удачно сказано. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Выражение "индусы были намного раньше" не засчитывается, так как развитие современных языков шло точно, как и всё у людей в разных семьях, параллельно от общих предков, а не один и от другого.
От Адама, он был первым)
Индийская цивилизация намного древнее даже египетской.
И во всем есть преемственность. К примеру, "книга бытия" - от халдеев. А христиане от "книги бытия" и от гностиков _________________ живите больше
)
Скорей "браткайны" (потомки брата Каина) _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы