Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Причастия пяти скандх

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Росс
Гость





264202СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 09:16 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

"Как это себе представить наподобие рупы-не-моего-тела ?"
Как вообще можно представить рупу(материю, вещество, совокупность стихий) моей или не моей?
Наверх
Frithegar



Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 1177
Откуда: Украина

264225СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 11:33 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Уточнение к первому сообщению.

Если более дословно к оригиналу, то вместо "волящий" надо было написать "делающий". Но смысл такой, что делающий по воле и осознанно.

Цитата:
Самьютта Никая XXII.56
Упадана-парипаватта сутта

http://dhamma.ru/canon/sn/sn22.056.kual.html

– Монахи, а что такое воления? Есть такие шесть видов намерений – намерения в отношении образов, намерения в отношении звуков, намерения в отношении запахов, намерения в отношении вкусов, намерения в отношении прикосновений, намерения в отношении явлений умственной природы. Они называются, монахи, волениями. При возникновении ощущения – возникновение волений, от прекращения ощущения – прекращение волений.

‘‘Katame ca, bhikkhave, saṅkhārā? Chayime, bhikkhave, cetanākāyā – rūpasañcetanā, saddasañcetanā, gandhasañcetanā, rasasañcetanā, phoṭṭhabbasañcetanā, dhammasañcetanā.

интересно, что тут санкхара объясняется через санчетана. Санкхара от "сан" - "со", "совместно"; и "кхара" - "действие", "творение". Т.е. - "сотворение" образов, намерений. В общем внутренние воления. Эти внутренние воления называются тут "санчетана". От, опять-таки "сан" - "совместно" и "четана" - "воления". Мне лично термин "санчетана" очень сильно напоминает наше слово "сочетание". Встречается уже у Пушкина, но это не старославянское слово. Кто-то значит, принес. Потому, что индусские слова несомненно присутствуют в русском языке. Даже взять хоть "ведана" - вторая скандха - что означает по-нашему "ведать".

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Фикус
Nowhere.Man


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 9535

264234СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 12:45 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

не индусские слова в русском, а общие корни/основы в обоих языках. Впрочем, как и в других языках индо-европейской группы.
Замечание о созвучии слова sancetana и "сочетание" интересно. Хотя делать далекоидущие выводы на основе лишь созвучия в корне не верно, но в данном случае мысль интересная.

_________________
Trust me or try me
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Frithegar



Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 1177
Откуда: Украина

264236СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 12:52 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

дело в том, что индусы были намного раньше.

Кстати, изначально слово "сочетание" использовалось в случае брака, насколько я понял.
Когда мужчина и женщина сочетались законным браком в церкви.
Оттуда и пошло. А вот как туда пришло, это вопрос

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ammunraa
заблокирована


Зарегистрирован: 05.12.2006
Суждений: 149

264238СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 12:58 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Росс пишет:
"Как это себе представить наподобие рупы-не-моего-тела ?"
Как вообще можно представить рупу(материю, вещество, совокупность стихий) моей или не моей?

ну вы легко это узнаете, росся, если попробуете на улице снять шапку с какого-нибудь сеньки
(-:
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 3680

264253СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 13:56 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Ammunraa пишет:
Росс пишет:
"Как это себе представить наподобие рупы-не-моего-тела ?"
Как вообще можно представить рупу(материю, вещество, совокупность стихий) моей или не моей?

ну вы легко это узнаете, росся, если попробуете на улице снять шапку с какого-нибудь сеньки
(-:

) ) )

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 3680

264254СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 13:56 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Касательно самскары именно как скандхи ("волевые импульсы" у Щербатского) перевести на "простонародный" можно образно:"тараканы в голове" (которые, как известно, у каждого свои)
Самскара - самое трудно понимаемое понятие для европейского/русского ума из древнеиндийской философии. Лучше оставлять слово непереведенным, так как это комбинация (сочетание) европейских смыслов "инерция", "эластичность" и даже не всем понятных (средневековых) терминов "вега" и "импетус".
Прямой перевод - "самовоспроизведение". Строго говоря, это не только скандха, вообще самскара подразделяется на три вида: вега - самовоспроизведение скорости или интенсивности движения; бхавана - самовоспроизведение ментальных состояний; стхитистхапака - самовоспроизведение прежней формы
Таким образом сам термин "самскара" может быть понят как сохранение определенного состояния (движения, впечатлений, формы)
Изучать понятие наглядней на примере "атлета, пустившего стрелу из лука", где присутствуют все три вида самскар.
Само желание атлета возникает в связи комбинаций внешних импульсов среды и внутренних самскар атлета (желание вызревает при непосредственном участии его скандхи "самскара", будь в которой "другие тараканы" он бы вместо стрельбы пытался б сдаться/убежать/прочее)
В момент отпускания натянутой до предела тетивы вступает в действие самскара, произведенная соединением лука и тетивы: лук возвращается в первоначальное (свое обычное) состояние/положение, что вызывает движение (по буддийски правильней - серию состояний до отделения стрелы) в тетиве, толчок которой порождает след. ("последнюю") самскару уже в стреле, полет которой (след. серия состояний) продолжается пока действует эта "последняя" самскара.
Самскары присутствуют даже в простом падении тела: "...первое дижение [падающего тела] обязано тяжести, а второе и последующие - тяжести и самскаре"
В самом широком смысле самскары - это силы перехода между мгновениями - кшанами. Не забываем, что в буддизме есть отличия от "школьной" физики (классической/неядерной) которая "не понимает", что нет не только движения, но и собственно движущихся предметов, в силу несовершенства наших органов чувств, не улавливающих дробность времени - кшан, весь мир для нас - обман эффекта "бегущих огней", где движение - лишь серия моментов неподвижности


P.S. Обширные толкования приведены не для спора; быть может они просто покажутся кому-то интересными

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Чт 10 Дек 15, 14:12), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Фикус
Nowhere.Man


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 9535

264258СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 14:08 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
дело в том, что индусы были намного раньше.

Кстати, изначально слово "сочетание" использовалось в случае брака, насколько я понял.
Когда мужчина и женщина сочетались законным браком в церкви.
Оттуда и пошло. А вот как туда пришло, это вопрос
Издавна семейную пару называли "четой" - от корня "чёт", который также в словах "учёт, отчётный" и т.д. Если пара сочеталась браком, это означало, что теперь община их считала семейной парой, т.е. учитывала их статус как новой хозяйственной единицы.
Выражение "индусы были намного раньше" не засчитывается, так как развитие современных языков шло точно, как и всё у людей в разных семьях, параллельно от общих предков, а не один и от другого.

_________________
Trust me or try me
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Фикус
Nowhere.Man


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 9535

264263СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 14:14 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон
Спасибо. Это можно сравнить с объяснением инерции как передающихся остаточных импульсов?

_________________
Trust me or try me
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 3680

264264СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 14:15 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Frithegar пишет:
дело в том, что индусы были намного раньше.

Кстати, изначально слово "сочетание" использовалось в случае брака, насколько я понял.
Когда мужчина и женщина сочетались законным браком в церкви.
Оттуда и пошло. А вот как туда пришло, это вопрос
Издавна семейную пару называли "четой" - от корня "чёт", который также в словах "учёт, отчётный" и т.д. Если пара сочеталась браком, это означало, что теперь община их считала семейной парой, т.е. учитывала их статус как новой хозяйственной единицы.
Выражение "индусы были намного раньше" не засчитывается, так как развитие современных языков шло точно, как и всё у людей в разных семьях, параллельно от общих предков, а не один и от другого.

Четаны общества по поводу [четан] четы?

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Чт 10 Дек 15, 14:18), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 3680

264265СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 14:17 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Си-ва-кон
Спасибо. Это можно сравнить с объяснением инерции как передающихся остаточных импульсов?

Вы очень удачно сказали

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Фикус
Nowhere.Man


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 9535

264267СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 14:18 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
Фикус пишет:

Издавна семейную пару называли "четой" - от корня "чёт", который также в словах "учёт, отчётный" и т.д. Если пара сочеталась браком, это означало, что теперь община их считала семейной парой, т.е. учитывала их статус как новой хозяйственной единицы.

Четаны общества по поводу четы?
Это тоже удачно сказано. Wink
_________________
Trust me or try me
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Frithegar



Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 1177
Откуда: Украина

264273СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 14:34 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:

Выражение "индусы были намного раньше" не засчитывается, так как развитие современных языков шло точно, как и всё у людей в разных семьях, параллельно от общих предков, а не один и от другого.

От Адама, он был первым)
Индийская цивилизация намного древнее даже египетской.
И во всем есть преемственность. К примеру, "книга бытия" - от халдеев. А христиане от "книги бытия" и от гностиков

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Фикус
Nowhere.Man


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 9535

264279СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 14:41 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Frithegar
Адам и сейчас живее всех живых?

_________________
Trust me or try me
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 3680

264292СообщениеДобавлено: Чт 10 Дек 15, 15:07 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Frithegar
Адам и сейчас живее всех живых?

)
Скорей "браткайны" (потомки брата Каина)

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.
Страница 4 из 12
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.089 (0.963) u0.076 s0.004, 18 0.010 [242/0]