Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Причастия пяти скандх

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 30826

263802СообщениеДобавлено: Вс 06 Дек 15, 13:52 (2 года тому назад)    Причастия пяти скандх Ответ с цитатой

Упадана-скандхи есть пять групп предметов или видов осебячивания.

Можно представить это в форме причастий, как то, что (ложно) думаем о том, что же есть мы (я):

(Я есть...)
1. Воспринимающий (в смысле эмпирических чувств). "Я есть тело" тут редуцировано до чувств.
2. Переживающий (в смысле переживания приятного-нейтрального-неприятного).
3. Думающий.
4. Волящий.
5. Сознающий.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать." (Ф. Бэкон)


Последний раз редактировалось: КИ (Пн 07 Дек 15, 12:08), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
xormx



Зарегистрирован: 19.05.2012
Суждений: 2714

263810СообщениеДобавлено: Вс 06 Дек 15, 14:35 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

А по другому и быть не могло. Ведь основная посылка - мир произошел из ничего. И даже то ничего не совсем их удовлетворяло и добавляют - шунья. Ничего ничего. Это не противоречит учению 3 Кармапы  Very Happy
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 11849

263870СообщениеДобавлено: Вс 06 Дек 15, 23:27 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Да, в формулировке "я есть тот, кто воспринимает... чувствует... думает... хочет... сознаёт" возникает обманчивое разделение, в результате и появляется "осебячивание" - возникает идея некого отдельного от всего "я".
_________________
The Right Speech is true, kind and beneficial, in time and in place.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 11849

263871СообщениеДобавлено: Вс 06 Дек 15, 23:46 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Надо, конечно, сказать, что в языке Будды в таком построении местоимения не использовалось. Там это выражается глаголом с личным окончанием, например "я даю, ты даёшь" - dademi, dadesi. Впрочем, в русском языке мы тоже можем обходиться без местоимений, используя лишь личную форму глагола. Собственно, наши предки так и делали - в старорусском местоимения использовались редко. Впрочем, суть, конечно, не в грамматике, а в том, что возникает "за" личной формой глагола.
_________________
The Right Speech is true, kind and beneficial, in time and in place.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 30826

263889СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 12:08 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Заменил "чувствующий" на "переживающий" - чтобы убрать путаницу с чувственным восприятием.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать." (Ф. Бэкон)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 11849

263897СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 13:38 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Удачный пример с использованием причастий. Ведь "причастие" - это присоединение или то, что присоединяется. В английском participle выражает ту же идею. И пример наглядно показывает: когда возникает это присоединение одного к другому, уже возникло разъединение на одно и другое.
_________________
The Right Speech is true, kind and beneficial, in time and in place.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 30826

263901СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 13:44 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Если понять, что все скандхи различны (а различать дхармы - главная практика), то станет ясна и иллюзорность "Я", ведь оно в одинаковой мере может казаться тождественным любой из них.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать." (Ф. Бэкон)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 11849

263918СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 14:14 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Да, во всех этих причастных оборотах "Я", образно говоря, является таким же причастием - тем, что причтено, присоединено к... И тождественность возникает как раз при наличии этой связывающей "причастности". Мы никогда в действительно не "только воспринимаем, "только переживаем", "только думаем" и т.д. Это всегда происходит в комплексе. Анализ дхарм - это абстрактное построение, выполняемое всё в тех же рамках сознания.
_________________
The Right Speech is true, kind and beneficial, in time and in place.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 30826

263927СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 15:52 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Анализ конкретен, когда он является практикой.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать." (Ф. Бэкон)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 11849

263934СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 18:23 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Абстрактное построение не исключает конкретики. Теория проверяется в практике, практика развивает теорию. Абстрактное построение, например, дхармический анализ - просто инструмент теории.
_________________
The Right Speech is true, kind and beneficial, in time and in place.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 30826

263936СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 18:34 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Инструмент освобождения.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать." (Ф. Бэкон)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 11849

263938СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 18:59 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Освобождения чего от чего?
_________________
The Right Speech is true, kind and beneficial, in time and in place.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 30826

263941СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 19:37 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Если хочется придираться к словам, делайте это сразу к слову "ниродха".
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать." (Ф. Бэкон)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 11849

263946СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 15, 20:08 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Инструмент теории и практики освобождения. Ok. А пример с причастиями удачен, спасибо.
_________________
The Right Speech is true, kind and beneficial, in time and in place.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8801
Откуда: Москва

264077СообщениеДобавлено: Ср 09 Дек 15, 01:00 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

"4. Волящий" как то не очень точно. Разве самскара-скандха выражается по-преимуществу волей ?
Нужно какое-то другое слово, без черезмерного упора на волю. "Претерпевание" , например.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.
Страница 1 из 12
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.055 (0.065) u0.032 s0.001, 19 0.022 [243/0]