Вот великий мастер дзэн (и философ, один из немногих великих философов в дзэн) Догэн говорил, что время течет от будущего к настоящему и от настоящего к прошлому. Причем, насколько я помню, это была вовсе не "фигура речи", а настоящее переживание времени.
Это еще покруче теории относительности...
это же просто себе представить: будущее событие (предопределённоер, для простоты) приближается к нам - в настоящее, потом свершается, и потом уезжает в прошлое..
Ага! Классно Вы описали.
А я обычно так это объяснял студентам, читая лекции по теории вероятностей. Есть такая знаменитая теорема Бейеса (Байеса). Не вдаваясь в математические детали, в чем там суть? В том, что будущее (настоящее) изменяет прошлое! Идея вот в чем. Скажем, есть коробка с конфетами. Одни - мятные, другие - шоколадные. Какая вероятность, что вы наугад (в темноте) вытащите шоколадную конфету? Ну, какая-то... Теперь представьте, что вы взяли да и вытащили шоколадную. После этого, с учетом дополнительной информации (свершившегося в прошлом факта) вероятности пересчитываются и изменяются! Таким образом, будущее изменяет прошлое в каком-то плане!
К сожалению, я совершенно безграмотен в плане буддистской философии, но, возможно, более умные люди, чем я (КИ, Тест, Чайник 2) смогли бы найти нечто подобное у средневековых буддистских мудрецов...
Моя идея такая. Прошлого (настоящего, будущего) как чего-то самостоятельного, независимого от наблюдателя (и друг от друга), просто не существует. Это - иллюзии нашего несовершенного, непросветленного ума. Как оно там у философов, интересно послушать...
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10842 Откуда: Москва
№212571Добавлено: Пн 11 Авг 14, 18:44 (10 лет тому назад)
Дмитрий С
Цитата:
Моя идея такая. Прошлого (настоящего, будущего) как чего-то самостоятельного, независимого от наблюдателя (и друг от друга), просто не существует. Это - иллюзии нашего несовершенного, непросветленного ума. Как оно там у философов, интересно послушать...
1) как буддист, Вы должны были бы сказать: прошлое, настоящее, будущее - иллюзии МОЕГО ума (про другие умы - отказ от рассуждений).
2) Потом Вам задают вопрос о том, почему на свете есть такое, что не подвластно Вашему воображению - ну, не можете Вы силой своего ума переместить Луну на небе.
3) Тут, как буддист, Вы отвечаете про "одинаковость карм живых существ" (вот он - источник инертности Луны).
4) А на следующий вопрос о том, что это вдруг за живые существа взялись в Вашей картине мира, противореча пункту (1) - можете ответить самостоятельно _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Достаточно понять одну очень простую вещь. Все гении от философии подвели к этому.
Ключ в слове "существовать".
Это слово не является аругментом. Ни как.
То есть разницы между "корова" и "корова существует" нет никакой.
Почувствуйте разницу. "Корова" и "корова плывет". Разница есть.
Глагол существовать не добавляет качества, не добавляет сути к сущности.
Но возникает такая иллюзия.
а есть разница между фантазией о падающем на ногу утюге и действительно падающем на ногу утюге ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
ПРОСТРАНСТВО
Параллелизм в понимании пространства и времени. Особая
роль пространства, как носителя звука. Взгляды на akaga и
dig в упанишадах. Учение о пространстве в системах ве-
данта, миманса, санкхья, ньяя и вайшешика. Понятие о
пространстве в палийской абхидхарме. Роль пространства у
Нагарджуны и буддистов идеалистического направления.
Но ведь постранство и время ни фига не параллельны! Я бы тут верил Эйнштейну и Пуанкарэ куда больше, чем всем этим уважаемым средневековым философам...
Я читал очень мало, но нигде (даже в очень уважаемом мной ПК) никогда не видел этих хитрых эйнштейновских связок между пространством и временем. Правда, ПК, в отличие от более поздних систем, никогда и не претендовал на объективную картину мира. Есть путь избавления от страданий - и этого хватало. Это уже позже (Нагарджуна и другие уважаемые мудрецы) начались эти исследования "мироустройства".
Достаточно понять одну очень простую вещь. Все гении от философии подвели к этому.
Ключ в слове "существовать".
Это слово не является аргументом. Ни как.
То есть разницы между "корова" и "корова существует" нет никакой.
Почувствуйте разницу. "Корова" и "корова плывет". Разница есть.
Глагол существовать не добавляет качества, не добавляет сути к сущности.
Но возникает такая иллюзия.
Коллега, тут есть буддизм и буддизм. Сейчас наши уважаемы коллеги Вам объяснят, что "рога у зайца" и "рога у зайца существуют" - это разные вещи...
А я считаю, что "существование" - это сложнейшая категория, которую в некоторых школах вводят аксиматически (мне кажется, глубоко ошибочно) через "верное познание", тем самым самим себе облегчая жизнь .
Зарегистрирован: 03.09.2010 Суждений: 680 Откуда: Москва
№212581Добавлено: Пн 11 Авг 14, 19:01 (10 лет тому назад)
Я считаю, что "существование" имеет область применения, а именно область пространства и времени.
Нет здесь, нет сейчас, но есть в другом месте, и может быть в другом времени. _________________ Вообще молчу...
2) Потом Вам задают вопрос о том, почему на свете есть такое, что не подвластно Вашему воображению - ну, не можете Вы силой своего ума переместить Луну на небе.
Это - даже в основаниях ПК. Не то что Луну на небе, а даже сделать элементарные вещи со своим телом Вы не можете.
3) Тут, как буддист, Вы отвечаете про "одинаковость карм живых существ" (вот он - источник инертности Луны).
Не помню, чтобы я говорил про "одинаковость". Не только Луна инертна, а также множество других вещей. Поэтому никто и не говорит про "всемогущество Будды". Будда - не бог. И Луна в Благородных Истинах играет весьма небольшую (никакую) роль .
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы