Пространство это не "вокруг вещей", а "отсутствие рупы". Так определяет Асанга. То есть, это дырки между вещами. Выводным это не у меня стало, а так у читтаматринов. В их книжках.
Если пространством называется акаша, то пространство это отсутствие всех санскрита дхарм. Отсутствие рупы приводится как иллюстрация, как пример: иначе акаша характеризовала бы арупалоку, а не нирвану без остатка.
Акаша - это дырки между рупами. Про другие дхармы там (у Асанги) нет ничего. Про нирвану - в этом контексте тоже ничего не написано.
Но ведь арупалока не характеризуется дхармой акаша. Хотя рупы в этом измерении нет.
Если бы дхарма акаша была дыркой между махабхутами (рупа-дхармами), то мир бесформенных богов характеризовался бы акашей.
С чего вдруг? Один из видов арупалоки - сознание бесконечного пространства. Больше вроде ничего общего.
У бесформенных богов нет рупа-скандхи (нет махабхут и прочего). Одна большая дырка между рупами: полное отсутствие всех рупа-дхарм. Но это не акаша.
Акаша это "не одна большая дырка", а пустоты между конкретными рупами. Это абстрактная дхарма, выводная - видим рупу не сплошняком, и делаем вывод о дырках. В арупа-локе нет пространства вообще. Сознание "бесконечного пространства" есть, а материального пространства - нет. Нет и координат (дешу), и прочего. _________________ Буддизм чистой воды
Если бы дхарма акаша была дыркой между махабхутами (рупа-дхармами), то мир бесформенных богов характеризовался бы акашей.
С чего вдруг? Один из видов арупалоки - сознание бесконечного пространства. Больше вроде ничего общего.
У бесформенных богов нет рупа-скандхи (нет махабхут и прочего). Одна большая дырка между рупами: полное отсутствие всех рупа-дхарм. Но это не акаша.
Акаша это "не одна большая дырка", а пустоты между конкретными рупами. Это абстрактная дхарма, выводная - видим рупу не сплошняком, и делаем вывод о дырках. В арупа-локе нет пространства вообще. Сознание "бесконечного пространства" есть, а материального пространства - нет. Нет и координат (дешу), и прочего.
Если акаша входит в рупа-скандху, она причинно зависима. Вопрос же был о причинно-независимой акаше. Очевидно, есть акаша как асанскрита дхарма, как специальный философский термин, и есть акаша как дырка в объяснениях на обиходном языке. Два разных значения "акаши" в текстах.
Если акаша входит в рупа-скандху, она причинно зависима.
Не входит.
Цитата:
Вопрос же был о причинно-независимой акаше. Очевидно, есть акаша как асанскрита дхарма, как специальный философский термин, и есть акаша как дырка в объяснениях на обиходном языке. Два разных значения "акаши" в текстах.
Причинно-независимая - то есть, абстракция. Акаша, которая дхарма из списка - одна, с одним значением. У Асанги, по крайней мере. _________________ Буддизм чистой воды
№217586Добавлено: Пн 29 Сен 14, 20:11 (10 лет тому назад)
Если акаша это дырки между рупами, которых нет, когда нет рупа-скандхи - такая акаша причинно-зависима, входит в рупа-скандху как дхарма (или входит в описание рупа-скандхи как слово в тексте). Есть рупа-скандха - есть акаша. Нет рупа-скандхи - нет акаши.
Но речь была о причинно не обусловленной акаше, об акаше как асанскрита дхарме.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы