Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

К вопросу о "неконцептуальном знании"

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по праманаваде
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48649

557331СообщениеДобавлено: Чт 03 Дек 20, 20:05 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон, разговор шел о том, что имеете вы в виду, говоря о том, что "конструктов нет" . А в ответ вы публикуете некие списки со множеством мнений. То есть, когда вы до этого писали, вы в виду ничего конкретного не имели? Это всё пустая болтовня, так ничего обсуждать нельзя.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

557341СообщениеДобавлено: Чт 03 Дек 20, 22:01 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

4eJIOBEK пишет:
Историк пишет:
Си-ва-кон пишет:
Историк, спасибо, но почему "VS"?
Не потому ли, что в буддизме они генетически различны и имеют разные объекты, чему есть специальный термин ("прамана- вьявастха").

Вне буддизма у них один объект, в познании которого пратьякша и анумана сотрудничают (термин - "самплава").

Но для целенаправленной деятельности в эмпирической реальности ("держать корову и продавать молоко") это "генетическое различие" праман некритично. Скорее даже наоборот - без ануманы в ПС-ряде никак.

Ваш "практический смысл" - это помощь в целенаправленной деятельности, думаю я Вас правильно понял
Полагаю, что правильно. Я с трудом понимаю, что значит ваше 'в буддизме vs. вне буддизма'. Насколько я знаю, буддийский взгляд на мир - это взгляд с точки зрения практического применения правильных средств, направленное на достижение желательных и благоприятных результатов. Звучит, конечно, очень общё, но суть большинства сутт именно об этом. Когда к Багавату пришёл некий спорщик, заявлявший, что нет ни своей воли, ни чужой, Багават лишь спросил его - сам ли он своими ногами пришёл к нему, чтобы об этом поговорить?
Возможно, КИ сочтёт этот поворот ловким софизмом, но в буддийской традиции это называется умелым средством приведения человека к осознанию Правды Жизни - т.е. Дхармы.
Если бы спорщик был достаточно квалифицирован  буддийской же логикой,он бы легко доказал самому же Будде что он не мог своими ногами придти,как какой нибудь Нагарджуна.Вот бы Будде стало бы неловко.Да даже не буддийской,а например греческой в стиле какого нибудь Зенона.
Полагаю, что в этом эпизоде демонстрируется общебуддийское неприятие чисто схоластических споров. Хотя в позднейшие времена буддийские мыслители и участвовали в такого рода действах, в палийском буддизме много раз подчёркивается, что подобного рода "развлечений" следует сторониться.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

557770СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 20, 20:37 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Историк, позвольте обратить Ваше внимание на то, что "здравый смысл" - понятие относительное и что целесообразная деятельность всегда сансарна и самскарна VS Абсолютная Истина (нирвана).

Под целесообразную деятельность подпадают создания "калаша", ядерного оружия и т.п. - вплоть до конструирования кови-19, т.к. все это требует предварительного безукоризненного понимания, "правильного познания".

Взгляните (это пали-канон):
the Tds describes:
'Absolute truth is the definitive cessation of all activities of speech (vac) and of all thoughts (citta) ... bodily action (kayakarman)...
If these thiee (actions) cease definitively, that is absolute truth which is Nirvana


Если для Вас понимание постулатов инд философии окажется важнее совершенствования собственных полемических изысканий,
постарайтесь непредвзято, "с нуля" рассмотреть что такое самкары, которые определяют условия будущего рождения.

Попросту говоря стремление к активности предопределяет новые рождения. Стремления к "неблагой" активности (создание кови-19) дарует рождение в неблагих мирах, а стремление к "благой" (создание вакцины) - в благих; тотальное же отсутствие любой активности - нирвана, она же АИ.

Лысенко формулирует это так (речь о буддистах):
"... употребление слов основано не на соответствии слов вещам, а на целесообразной деятельности. Деятельность же определяется мысленным целеполаганием, намерением (четана), которое является главным кармическим фактором, определяющим и слова, и действия, т. е. тем, что создает предпосылки для будущего существования в сансарной вселенной".

И буддисты в этом не оригинальны, взгляните, например на "йога-сутры":
Нечистота [сознания], окрашенного не имеющей начала бессознательной предрасположенностью к деятельности и аффектам...
(Комментарий на 1-й стих II главы "Йога сутр" - перевод Рудого)


К сожалению в ближайшие пару недель у меня не будет никакой возможности продолжить наш спонтанный диалог, но позже мы к нему вернемся (если будет на то Ваш каприз) и поточечно начнем рассматривать палийские сутты, в которых Будда разъясняет первый момент восприятия свалакшаны и последующую цепочку мыслительных моментов, в которой "прячется" прапанча (пали - papañca).

Пжлст, поймите, я уважаю Ваши личные взгляды и не пытаюсь учить Вас "как оно должно быть", просто почему-то уверен что Вам самому будет интересно сравнить, что из выстраданного Вами на сегодняшний день совпадает с буддизмом (пали-каноном, который Вы ставите выше санскритского), а что близко его идейным оппонентам.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

557800СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 20, 21:58 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ, я приводил буддийское определение нирваны "неподверженность изменениям", т.е. в нирване нет изменений (т.к. любое из них требует причины, которые в нирване в тотальном дефиците - их нет)
Вы заметили, что
Си-ва-кон, нирвана, даже в вашем заявлении -  это отсутствие. Отсутствие в буддизме - это концепт. Значит, вы не можете считать нирвану не концептом, не впадая в маразм.

Но в Махаяне "нирвана", "пустота", "дхармата", "татхата" - концепты.
Вы (надо отдать Вам честь) согласились с тем что "марга" (путь) - тоже концепт.
Это означает что и три оставшиеся "благородные истины" - также концепты, в т.ч. и 3-я истина (ниродха = нирвана).
Концепты существуют только в воображении, в абсолютном смысле не существуют, более того, их полное отсутствие, вообще - полное подавление мыслительной, речевой и телесной деятельности, активности и есть нирвана, которая АИ.

Я понимаю Ваш взгляд (сарвастивада, вайбхашика), согласно которому некоторые смыслы "правильные", а оставшиеся - измышления.
Но Вы отказываетесь рассматривать другие варианты, которые возникли в буддизме позже, в результате полемики с идейными оппонентами, без чего было уже невозможно противостоять их критике.

Повторюсь: через пару недель, мы вернемся к этой "разнице".

Концептуальное - вся анумана, полностью. ее false и true - лишь для ПС-ряда, вне которого (для нирваны) анумана - всегда false.
Это - главное, что я хотел Вам сказать.

Извините меня за многословие, надеюсь далее с Вами будет получаться "пошагово", но начинать необходимо с того, что нами принимается одинаково, а с ануманой у нас, как понимаю - очень большие разночтения.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48649

557820СообщениеДобавлено: Пн 07 Дек 20, 22:36 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Зафиксирован софизм - приписывание позиции (про вайбхашиков). https://dharma.org.ru/board/topic9681.html
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12607

557978СообщениеДобавлено: Вт 08 Дек 20, 04:38 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
ПС-ряда

Так ПС не останавливают. Ее разворачивают в другую сторону. Факторы-анги ее разворота - факторы пробуждения, которые согласуются с прекращением омрачений (нирваной).

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

561250СообщениеДобавлено: Сб 02 Янв 21, 14:07 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ, нирвана - продолжение ПС-ряда? Нирвана без остатка = продолжение приятия кармических воздаяний?
_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

561251СообщениеДобавлено: Сб 02 Янв 21, 14:14 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Зафиксирован софизм - приписывание позиции (про вайбхашиков).

У Вас своя позиция, несовпадающая с вайбхашикой?

А как же референты слов? Объекты парамартхи. Со свабхавой или нет?

Между приписыванием и "похоже" существует тонкая разница. Ваша позиция во многом похожа, а в чем нет - известно только Вам, нигде не опубликовано, так что обвинение в приписывании слишком оптимистично

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Сб 02 Янв 21, 14:18), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48649

561252СообщениеДобавлено: Сб 02 Янв 21, 14:16 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Продолжение того же софизма.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

561255СообщениеДобавлено: Сб 02 Янв 21, 14:21 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Похоже на серъезные претензии вайбхашике. Невозможно просто пообщаться, повод нововведен
_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Пламен
Ph.D., D.Sc.


Зарегистрирован: 03.03.2005
Суждений: 1056

609945СообщениеДобавлено: Вс 18 Сен 22, 17:08 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Полосатик пишет:

"Неконцептуальное" - так часто переводят avikalpa. Противоречия особого не замечаю, так как слово vikalpa многозначное.
Вот его определение в самом старом источнике, какой нашёлся:
Цитата:
Йога-сутры I, 19:
śabdajñānānupātī vastuśūnyaḥ vikalpaḥ
"викалпа лишена референта, происходит из словесного знания"

Перевод скажем так себе, потому что очень трудно передать смысл сутры, исходя лишь из текста самой сутры. Тут нужно сопоставить комментарии к сутре и разъяснения к комментариям, где, чаще всего, все и проясняется (или же окончательно запутывается).

Но прежде всего речь идет не о ЙС I.19, а о сутре I.9. Я бы перевел ее так:

Лишенная объективного содержания викальпа тянется за словесным знанием.

Нагоджи Бхатта например считает, что викальпа всегда следует за и в этом смысле порождается словесным знанием. Бходжараджа допускает, что викальпа следут за словесным познанием, но не всегда порождается им, как например образ в зеркале, представление об единстве временного потока, а следовательно и фикция о процессуальном единстве действующего субъекта, представление о небытии (абхАва), апофатические определения и т.д. Поэтому более существенной характеристикой фикции (викальпы) является тот факт, что независимо от ее происхождения, она всегда ТЯГОТЕЕТ (апупАтИ) к выражению в словесном знании. На этом основании Виджняна Бхикшу заключает, что именно словесное знание следует за фикцией, а не наоборот.

Далее в СамАдхи-пАда, в сутре о савитарка-самАпатти, уже точно определяются формы викальп, с которыми расправляется аналитическая редукция превратных представлений, а именно викальп, связанных со словом, знанием и объектом.

Что касается термина авикальпа, то это чересчур общее понятие, охватывающее (вЯпака) все то, что не является викальпой. В то время как целью савитарка-самАпатти является достижение такой степени медитации, в которой грубые объекты (стхула-бхУта) схватываются в своей собственной форме, без викальп. Эта медитация называется уже нирвикальпа-самАпатти.

Являтся ли она неконцептуальной?

Нет, потому что в ней господствуют правильные концепты (самяг-пратъяя).

То же самое относится и к медитации над тонкими объектами (сУкШма-бхУта), сфера предметности (виШаятва) коих распространяется аж до Непризнака (Алинга), т.е. до праматериаьлной субстанции, начиная с атомов.

Неконцептуальным является только нирбИджа-самАдхи. И это потому, что отрезается в корень сама интенциональность сознания, т.е. его направленность на объект, а следовательно и способность порождать кармические семена.

Больше об этом см. здесь.

_________________
सत्यमेव जयते ||


Ответы на этот пост: Си-ва-кон, Си-ва-кон, Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

631653СообщениеДобавлено: Вт 18 Июл 23, 00:28 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Пламен пишет:
правильные концепты (самяг-пратъяя).

Оригинальный перевод: нигде не встречал пратъяя как "концепт", всегда как "условие".
Интересно было бы глянуть на пару-тройку предложений санскритского текста, если, конечно, возможно.


Пламен пишет:
Неконцептуальным является только нирбИджа-самАдхи. И это потому, что отрезается в корень сама интенциональность сознания, т.е. его направленность на объект, а следовательно и способность порождать кармические семена.

Допустимо ли говорить о пребывании в этом самадхи:
"Остался только 'чистый Атман' "?
По идее это ведь представление в "технических" терминах конечной изоляции Пуруши от Пракрити.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

631795СообщениеДобавлено: Вт 18 Июл 23, 23:36 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Пламен пишет:

Являтся ли она неконцептуальной?

Нет, потому что в ней господствуют правильные концепты (самяг-пратъяя).


Чтобы не захламлять здесь тему, открыл новую
http://dharma.org.ru/board/post631793.html#631793
О концепте с самяг-пратъяя

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по праманаваде Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Страница 10 из 10

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.059 (0.760) u0.016 s0.003, 18 0.041 [258/0]