"Чувственные переживания" и "чувственный элемент" - это "чувственное"?
Ожегов:
чувственный Ч’УВСТВЕННЫЙ , -ая, -ое; -вен, -венна. 1. Воспринимаемый органами чувств (видимый, слышимый, осязаемый, обоняемый, воспринимаемый на вкус), относящийся к такому восприятию. Чувственное восприятие. 2. Плотский, с сильно выраженным половым влечением. Чувственные удовольствия. Ч. взгляд.
Последний раз редактировалось: test (Пн 12 Мар 12, 22:35), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
№112308Добавлено: Пн 12 Мар 12, 22:41 (13 лет тому назад)
Там нужно по контексту смотреть. Это две разные рупы (одна только видимое обозначает) и в АС вроде было в сносках уточнение про это.
Цитата:
Rūpa is ‘matter’ in rūpaskandha (aggregate of matter), but it is ‘visible form’ in the list rūpa, śabdha. gandha, etc. To avoid confusion, I [Walpola] usually give the original Sanskrit in parentheses.
Последний раз редактировалось: ТМ (Пн 12 Мар 12, 22:52), всего редактировалось 2 раз(а)
По мне очень неудачный перевод, чувственное отражает рупу более точно
Чего же он не удачный? мы же говорим про "длинное" и пр. как объект зрения.
Цитата:
10. видимое (rupa) — [существует]
в двух аспектах,
[то есть как] цвет и форма. Что касается цвета, то существует четыре
[основных его] вида: синий и другие . Остальные [цвета представляют]
видоизменения основных.
Форма — восьми видов : длинная и другие, вплоть до неровной.
№112311Добавлено: Пн 12 Мар 12, 23:35 (13 лет тому назад)
Вот именно, как объект зрения, а рупа больше имеет значений чем объект зрения, так же и сам орган зрения и пр.
Я не говорил что видимое не входит в рупу, а только то что , чувственное наиболее полно
отражает термин рупа.
№112312Добавлено: Пн 12 Мар 12, 23:46 (13 лет тому назад)
"Рупа" в узком смысле обозначает первую из 11 разновидностей, элемент "видимый" ("рупа-дхату"); в эту категорию входят и цвет, и свет, и форма, как, например, длинное, круглое и т.д
Возникает вопрос: как понимать термин "рупа" в тех случаях, где он употребляется в связи с описанием потока сознания, а не тела человеческой личности? В таком случае, как мы видели, "рупа" является самостоятельным элементом наряду с сознанием и с процессами психическими и непсихическими.
Рупа-дхармы не отрываются от других категорий дхарм, от сознания, эмоций и т.д., а рождаются и исчезают ежемгновенно, как и они, и входят как самостоятельные корреляты в состав мимолетных комбинаций, из которых слагается поток сознательной жизни.
К рупа-дхармам относится все то, что и к другим дхармам, подверженным бытию; все они мгновенны, все они направлены к достижению покоя-нирваны. Наконец, рупа-дхармы в классификациях баз и элементов рассматриваются как нечто, тесно связанное с сознанием: они, как мы видели, являются "воротами" или "опорами" для сознания. Если мы попытались бы приложить популярное значение термина "рупа" к толкованию только что указанного положения о рупа-дхармах, мы получили бы ряд совершенно непонятных положений: действительно, возможно ли понять, например, утверждение, что "глаза" и "уши" рождаются и исчезают ежемгновенно; что на них опирается сознание и с сознанием – психические процессы; что глаза, уши и материальные части человеческого тела или вообще материальные предметы внешнего мира, цвета, звуки и т.д. стремятся к спасению. Совершенно очевидно, что рупа в таких контекстах имеет иное значение.
При установлении эквивалента для термина "рупа" следует иметь в виду, что категории дхарм являются коррелятами, дополняющими друг друга, т.е. дающими вместе сознание и его содержание.
Необходимо поэтому для передачи буддийских терминов, обозначающих категории дхарм, найти такие эквиваленты, которые были бы координированными. Коррелятом сознания и психических процессов является чувственное; все эти элементы вместе создают поток сознания, или континуум, живое существо.
"Friends, just as when — in dependence on timber, vines, grass, & clay — space is enclosed and is gathered under the term 'house,' in the same way, when space is enclosed in dependence on bones, tendons, muscle, & skin, it is gathered under the term, 'form.'
"Now if internally the eye is intact but externally forms do not come into range, nor is there a corresponding engagement, then there is no appearing of the corresponding type of consciousness. If internally the eye is intact and externally forms come into range, but there is no corresponding engagement, then there is no appearing of the corresponding type of consciousness. But when internally the eye is intact and externally forms come into range, and there is a corresponding engagement, then there is the appearing of the corresponding type of consciousness.
"The form of what has thus come into being is gathered under the form clinging-aggregate. The feeling of what has thus come into being is gathered under the feeling clinging-aggregate. The perception of what has thus come into being is gathered under the perception clinging-aggregate. The fabrications of what has thus come into being are gathered under the fabrication clinging-aggregate. The consciousness of what has thus come into being is gathered under the consciousness clinging-aggregate. ...
"Now if internally the ear is intact...
"Now if internally the nose is intact...
"Now if internally the tongue is intact...
"Now if internally the body is intact...
"Now if internally the intellect is intact ...
Возникшая видимая форма (или звук, запах, вкус, прикосновение и даже мысль), группируется в рупа скандху. Не просто любая материя, а только возникшая [в сознании]. И не только чувственное, но и мышление.
Возникшая видимая форма (или звук, запах, вкус, прикосновение и даже мысль), группируется в рупа скандху. Не просто любая материя, а только возникшая [в сознании]. И не только чувственное, но и мышление.
В сутте говориться только о возникшей рупе. Там ничего не сказано что это создано сознанием. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№112324Добавлено: Вт 13 Мар 12, 02:07 (13 лет тому назад)
Познание появляется при сближении личного неповрежденного глаза, наружной рупы и концентрации (саманнахары).
Что рупа так возникшего (татхабхутасса), то собирается в рупа-упадана-скандху.
Познание появляется при сближении личного неповрежденного глаза, наружной рупы и концентрации (саманнахары).
Что рупа так возникшего (татхабхутасса), то собирается в рупа-упадана-скандху.
Правильно. Но это не опровергает то что рупа может быть до сознания или познания. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Возникшая видимая форма (или звук, запах, вкус, прикосновение и даже мысль), группируется в рупа скандху. Не просто любая материя, а только возникшая [в сознании]. И не только чувственное, но и мышление.
В сутте говориться только о возникшей рупе. Там ничего не сказано что это создано сознанием.
Я тоже не говорил, что "это создано сознанием". Процесс возникновения там описан в целом абзаце.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы