Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Этика Будды

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> От Будды до наших дней
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
MeERROR



Зарегистрирован: 15.08.2016
Суждений: 398
Откуда: Отсюда

612792СообщениеДобавлено: Пт 04 Ноя 22, 13:22 (2 года тому назад)    Этика Будды Ответ с цитатой

Тема этой беседы никак не тянет на то, чтобы посвящать ей целую книжку, но всё же она значительна в том плане, что без её раскрытия сложно правильно понять базовую прагматическую установку всего Учения Будды,  которая с первого же знакомства западных умов с этой философией не осталась незамеченной и более того — была практически единодушно принята как специфическую характеристику этого Учения.
Нередко именно на прагматичность буддийской философии указывают наиболее прямо, когда сталкиваются с необходимостью объяснить или даже расшифровать некоторые высказывания буддийских учителей. Прямо говорится, что для того, чтобы правильно понимать высказывание данного учителя, нужно понимать, что он, как и все остальные буддийские учителя, основывается на принципе прагматизма.
В чём же, собственно, состоит этот философский принцип прагматизма — или базовый принцип философского прагматизма, что по сути одно и то же.

Отцы-основатели философского прагматизма — американцы Вильям Джемс, философ и знаменитый психолог, и Джон Дьюи, философ, педагог и плодовитый писатель, человек, которого в Америке называют лучшим американским философом.
И тот, и другой постулировали очень важную для нашей темы позицию.
Вот цитата из энциклопедической статьи про Джемса (Прагматизм - философия и идеи американского прагматизма - grandars.ru)
Цитата:
Согласно Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джемс превратил успех не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины: у мыслителя истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания.
Прагматисты, не исключая Джемса, обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности. Философия, по мнению Джемса, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий.
Цитата:
По словам Джемса, мы действительно имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное.
Любые объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления — это выбор средств, которые необходимы для достижения успеха.
Я выделил все главные мысли, который, будучи увязанными в одну, так сказать, сутру, дают вполне точно понимание: смысловая задача мыслительной деятельности человека — поиск истины — истина (истинность) состоит в нравственной добродетели — философия помогает человеку находить эту истину; поскольку задача мышления есть поиск истины, то его цель — выбор правильных средств для этого — эти средства состоят в том, чтобы внимательно относиться к тому, что формируется нашими познавательными усилиями.
То есть, наблюдая и взаимодействуя с объектами мира, мы должны хорошо понимать, что на самом деле мы взаимодействуем с объектами, сформированными в нашем уме. Реальный мир недоступен нашему пониманию, и поэтому единственная наша реальность — это мир, сформированный нашими познавательными усилиями, и все без исключения объекты этого мира таковы — они тоже сформированы нашими, то есть человеческими и даже общечеловеческими познавательными усилиями — they are mere formations of human and inter-human mental activity.
И ещё одна цитата оттуда же:
Цитата:
Согласно Дьюи, познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории — ее практическая целесообразность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.
Опять выделил самое главное. И здесь Дьюи, автор более чем 30 книг, явно повторяет мысли Джемса, который жил на полвека ранее.
И не заметили ли вы, что если заменить имена Джемса и Дьюи какими-нибудь сложными индийскими именами, типа Чандракирти или Махабодхипандита, то у нас едва ли возникнет сомнение в том, что мы читаем отрывок из какого-то буддийского трактата.
Именно поэтому совершенно нормально, что философия буддизма определена как философский прагматизм — это действительно его суть и то, как она выражена Джемсом и Дьюи, нисколько не расходится с тем, что говорится в древних трактатах, понимая, что слова нравственность, добродетель, мораль, этика — терминологические синонимы.
Итак, высшая цель философа-прагматиста — истина, которая суть высшая нравственность.
А теперь давайте просто заменим главные слова их индийскими эквивалентами: Парамартха буддийского пандита — сатья, которая суть Дхарма.
Действительно, Дхарма, и это знают даже небуддисты, представляет собой Высший Принцип Добродетели. То добродетельно, что соответствует Дхамре, и наоборот, что ей не соответствует, то едва ли можно назвать добродетельным.
Как известно, буддисты свято держатся правила: каждое слово Будды — Дхарма. А как записано в одной из сутт, где Мастера Готаму просят изложить его учение в двух словах, он отвечает: это карма и Дхарма; я учу лишь этому. Буквально это значит, что Учение Будды — оно о действиях и их результатах, их соответствии Дхарме.
Именно такими беседами, переданными в суттах, заполнены корзины Закона как палийских, так и санскритских учительских школ буддизма. Поэтому любая беседа и всякое слово Будды — это Дхарма, в том смысле, что это парам-артха — то, что указывает на истину и выражает истину, сатья; Парам-артха Сатья Дхарма – Paramartha-satyadharma.
То есть во всех наставлениях буддийских учителей следует в первую очередь видеть их этическую составляющую, вернее, их этический базис. Любое из наставлений Будды и их интерпретация буддийскими учителями — это в первую очередь Этика. Причём Этика как философское понятие.
Цитата:
В своей книге «Этика в философии» Ричард Уильям Пол и Линда Элдер определяют этику как «набор понятий и принципов, которые дают возможность нам определить, какое поведение помогает или вредит разумным существам». Кембриджский словарь философии утверждает, что слово «этика» обычно используется как синоним слова «мораль», а иногда применяется более узко, чтобы обозначать моральные принципы конкретной традиции, группы или индивида. - https://fb.ru/article/426725/etika-v-filosofii-osnovnyie-printsipyi-kategorii-primeryi[/b]
Определение вполне ясное и позволяющее нам прямо свести его к тому, что нам известно в Учении Будды как кусала/акусала-дхамма, то есть буквально «всё, что полезно или вредно», и тут важно понимать, что это полезно или вредно как для самого человека, так и для его окружения. Не будем забывать, что Будда учил своих последователей пребывать в гармонии не только с самим собой, но и со своим окружением. Такая гармония и есть Дхарма, Высший этический принцип, Высшая Этика.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

612957СообщениеДобавлено: Вс 06 Ноя 22, 13:35 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Дхарма как Гармония (в отношениях с самим собой и с окружающими) - есть в этом что-то эллинистическое.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12795

612964СообщениеДобавлено: Вс 06 Ноя 22, 16:07 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

>> истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков

>> Действительно, Дхарма, и это знают даже небуддисты, представляет собой Высший Принцип Добродетели. То добродетельно, что соответствует Дхамре, и наоборот, что ей не соответствует, то едва ли можно назвать добродетельным.

У вас сова натянута на глобус.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

612974СообщениеДобавлено: Вс 06 Ноя 22, 17:48 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ
Почему же, если успешность понимается как соответствие нравственному принципу?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12795

612989СообщениеДобавлено: Вс 06 Ноя 22, 20:10 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Потому что это прагматизм.

У него же в статье прямо имена указаны.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

612993СообщениеДобавлено: Вс 06 Ноя 22, 22:35 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ
Да, и там указано, что имеется в виду под успешностью.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12795

612996СообщениеДобавлено: Пн 07 Ноя 22, 01:25 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

И что там имеется ввиду под успешностью?
_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2292
Откуда: Пантикапей

613005СообщениеДобавлено: Пн 07 Ноя 22, 07:06 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Совершенно точно - сова натянута на глобус, чрезмерно натянутый, неприхотливый и неказистый акт компаративистского изнасилования, прямо в стиле косного, мормонообразного Дьюи. Джеймсу-Дьюи надолго (если не навсегда) удалось закрепиться в гуманитарном секторе американского минобороны и заглушить всяческие попытки мыслить по ту сторону "текущих, чисто капиталоёмких интересов американца" (апофеоз успеха - периодические попытки Джо Байдена пожать руку отсутствующему Другому - Великому Займу из Пустоты).

Незначительно дело поправлял привычный американский покус - привлечение интеллектуалов со стороны за хорошие бабки, плюс - некоторое противоречие между линией партии и автономизмом - поэтому некоторые (полумаргинальные) университеты могли себе позволить роскошь притащить какого француза или немца и дать ему относительную свободу курса (гуманитарная контрабанда, бюрократическая издержка). Приспособление к "окружающей среде", что есть одновременно - приспособление "окружающей среды" (степень насилия определяется мерой успеха, насильно снявшего различие между этическими понятиями) - это агрессивная гальваника роста - прямо противоположная "прагматике" буддизма.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

613014СообщениеДобавлено: Пн 07 Ноя 22, 12:41 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

И что там имеется ввиду под успешностью?
Моральность

Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

613015СообщениеДобавлено: Пн 07 Ноя 22, 12:43 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья
Ой, как вас от слова "американский" колбасит-то... Триггернуло нипадецки. Передозировка у вас.


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2292
Откуда: Пантикапей

613018СообщениеДобавлено: Пн 07 Ноя 22, 13:11 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Экалавья
Ой, как вас от слова "американский" колбасит-то... Триггернуло нипадецки. Передозировка у вас.

Это чисто ваше поспешное, крайне несдержное приписывание, никак меня америнканцы не триггерят, единственное что меня пока ещё беспокоит - это гуманитарный упадок. Честно говоря, даже странно, чего это вас так на аффект пробило, не ожидал от вас (видимо какой-то свой травматизм на американскую тему), вроде нет оснований, обычная культурологическая характеристика на основе предложенного в топе материала.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

613019СообщениеДобавлено: Пн 07 Ноя 22, 14:00 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Горсть листьев пишет:
Экалавья
Ой, как вас от слова "американский" колбасит-то... Триггернуло нипадецки. Передозировка у вас.

Это чисто ваше поспешное, крайне несдержное приписывание, никак меня америнканцы не триггерят, единственное что меня пока ещё беспокоит - это гуманитарный упадок. Честно говоря, даже странно, чего это вас так на аффект пробило, не ожидал от вас (видимо какой-то свой травматизм на американскую тему), вроде нет оснований, обычная культурологическая характеристика на основе предложенного в топе материала.
Культурологический высер русского политологического плебея с комплексом нереализованного веоичия духа, если выражаться точнее.Wink

Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2292
Откуда: Пантикапей

613020СообщениеДобавлено: Пн 07 Ноя 22, 14:18 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Культурологический высер русского политологического плебея с комплексом нереализованного веоичия духа, если выражаться точнее.Wink

Жесть, ну как угодно.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

613021СообщениеДобавлено: Пн 07 Ноя 22, 14:35 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Горсть листьев пишет:
Культурологический высер русского политологического плебея с комплексом нереализованного веоичия духа, если выражаться точнее.Wink
Жесть, ну как угодно.
Это просто эхо такое.
От себя же скажу лишь: ну, не знаю, мне статья понравилась.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12795

613026СообщениеДобавлено: Пн 07 Ноя 22, 17:35 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
И что там имеется ввиду под успешностью?
Моральность

Цель моральности - успешность, а успешность - это моральность?  Laughing Ничего вас не напрягает?


Вот есть следование, даже во вред своему телу, установленным нормам поведения. Как те монахи, которых убивали, а они не давали отпор. Не копили денег и имущественных благ. Вызвано это тем, что истина установлена, и в более широком масштабе, нескольких жизней, проще ничего не делать в ответ на проявленную агрессию или бедность. Пренебречь "практической целесообразностью".

У прагматизма в этой статье "практическая целесообразность" является критерием и истинности и моральности. Я так понимаю и "успешности". Какой прагматизм, скажите мне, рассматривал следующие жизни? Да никакой. Там, скорее всего, аморально быть нищебродом и не иметь негров-рабов. А в кругу белых господ, понятно, показывать свои добродетели, получая, опять же, практические профиты.    

Две концепции не натягиваются друг на друга ну никак.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> От Будды до наших дней Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 1 из 10

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.034 (0.284) u0.014 s0.003, 18 0.018 [263/0]