Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Ниродха - не уничтожение

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

607619СообщениеДобавлено: Сб 20 Авг 22, 04:17 (2 года тому назад)    Ниродха - не уничтожение Ответ с цитатой

В лекции о "Восьмёрках" - Аттхака-вагга Суттанипаты - лектор из Перадении, Университет Маханувары (Кэнди), рассказывая о первой сутте этой вагги, Камасутте, сообщает два понятия:
Anurodha (attraction/compliance) and virodha (repulsion/antipathy) are natural psychological effects of the way in which the psycho-physical organism and the objects of the external world interact.
Ануродха (влечение к приятному) и виродха (отвращение от неприятного) - естественные психологические реакции нашей психофизиологической системы на объекты внешнего мира, с которыми мы вступаем во взаимодействие.
An object which at one moment was the basis of a person‘s utmost delight becomes at the next moment the basis of his utmost grief. The doctrine of tilakkhaṇa (‘the three fundamental characteristics of phenomena‘) which form one of the supreme insights of Buddhism, points out that all phenomena, mental and physical, have a fleeting and evanescent existence.
Объект, в один момент служащий источником удовольствия, в следующий момент становится источником сильнейшего огорчения. Доктрина трёх фундаментальных характеристик, представляющая одно из главных прозрений буддизма, указывает на преходящую, изменчивую сущность всех, как ментальных, так и физических феноменов.
When a person mindfully cultivates detachment towards pleasures of the senses (nirodha) he overcomes his bondage to afflictions which are rooted in the activity of his own mind (Sn 771).
Сознательно развивая неподверженность чувственным удовольствиям ({и я бы сказал от себя: не только удовольствия, но и вообще чувственным стимулам} ниродха[/i]), человек преодолевает свою причастность к несчастности, глубоко укоренённую в деятельности ума.
The Kāmasutta shows that the ultimate aim of the Buddhist way of life is not something pertaining to the pleasures of the senses but something attainable only by their renunciation.
Камасутта показывает высшую цель буддийского жизненного пути - она достигается не удовлетворением чувственного восприятия, а наоборот - добровольным отказом от чувственных удовольствий.

Таким образом, ниродха - это не "уничтожение" чувственной сферы восприятия в буквальном смысле, а полное отстранение от всякого чувственного восприятия и подавление соответствующего реагирования. Ниродха - это праксис развития упеккхи - состояния невозмутимости, неподверженности влияниям внутреннего или внешнего характера. Вспоминаются слова, приписываемые учителю Бодхидхармы (легенда гласит, что он из южной Индии): "каждый мой вдох - независимость от внутреннего, каждый мой выдох - независимость от внутреннего".


Ответы на этот пост: Рената Скот, Экалавья, Helios, КИ, СлаваА, Vital, aurum, Wu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12516

607622СообщениеДобавлено: Сб 20 Авг 22, 11:05 (2 года тому назад)    Re: Ниродха - не уничтожение Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:


Таким образом, ниродха - это не "уничтожение" чувственной сферы восприятия в буквальном смысле, а полное отстранение от всякого чувственного восприятия и подавление соответствующего реагирования. .
Не очень понятно, чем "полное отстранение" отличается от "уничтожения". Скажем, мою приятельницу бесят диковатые люди, не умеющие ездить в метро. Она на них сначала страшно раздражается, а потом подавляет "соответствующее реагирование". Т.е. никакого "отстранения" нет и в помине. Ну а те, кто ездит в метро каждый день, просто перестают замечать диковатых людей, принимают их как данность, как погоду и никак эмоционально на них не реагируют. Соответственно и подавлять при таком подходе нечего.

Ответы на этот пост: миг37, MeERROR
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37



Зарегистрирован: 17.11.2018
Суждений: 1624

607624СообщениеДобавлено: Сб 20 Авг 22, 11:41 (2 года тому назад)    Re: Ниродха - не уничтожение Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Скажем, мою приятельницу бесят диковатые люди, не умеющие ездить в метро. Она на них сначала страшно раздражается, а потом подавляет "соответствующее реагирование".
В любом случае в Москве пропорции дичи к адекватам более-менее нормальные.
Она ещё не видела, как выглядят по-настоящему "дикие" и в больших количествах, так что пусть радуется , что живёт в Москве, ибо всё относительно.)


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
MeERROR



Зарегистрирован: 15.08.2016
Суждений: 398
Откуда: Отсюда

607626СообщениеДобавлено: Сб 20 Авг 22, 12:32 (2 года тому назад)    Re: Ниродха - не уничтожение Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:


Таким образом, ниродха - это не "уничтожение" чувственной сферы восприятия в буквальном смысле, а полное отстранение от всякого чувственного восприятия и подавление соответствующего реагирования. .
Не очень понятно, чем "полное отстранение" отличается от "уничтожения". Скажем, мою приятельницу бесят диковатые люди, не умеющие ездить в метро. Она на них сначала страшно раздражается, а потом подавляет "соответствующее реагирование". Т.е. никакого "отстранения" нет и в помине. Ну а те, кто ездит в метро каждый день, просто перестают замечать диковатых людей, принимают их как данность, как погоду и никак эмоционально на них не реагируют. Соответственно и подавлять при таком подходе нечего.
Nirodha означает срединное состояние, когда не возникает ни anurodha, ни virodha. Подавление реагирования на приятное или неприятное следует понимать как начальный уровень освоения этой дисциплины. Но привычка к чему-то, в результате чего привычное стало вызывать равнодушие, не следует понимать как такую психологическую практику. Привычное равнодушие есть бытовой, бессознательный навык. Подобно тому, как жители шумных городов становятся равнодушными к такому постоянному раздражителю, как городской шум.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12516

607636СообщениеДобавлено: Сб 20 Авг 22, 18:11 (2 года тому назад)    Re: Ниродха - не уничтожение Ответ с цитатой

миг37 пишет:

В любом случае в Москве пропорции дичи к адекватам более-менее нормальные.
Она ещё не видела, как выглядят по-настоящему "дикие" и в больших количествах, так что пусть радуется , что живёт в Москве, ибо всё относительно.)
Я ведь только о том, что "соответствующее реагирование" может быть исключительно в том случае, если человек полностью не отстранился, не уничтожил свою тягу (отторжение) к предмету (явлению). Скажем, если вы когда-то курили, а теперь абсолютно равнодушны к курению, то при виде курящего вам подавлять ничего не приходится.

Ответы на этот пост: миг37
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37



Зарегистрирован: 17.11.2018
Суждений: 1624

607637СообщениеДобавлено: Сб 20 Авг 22, 19:32 (2 года тому назад)    Re: Ниродха - не уничтожение Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
миг37 пишет:

В любом случае в Москве пропорции дичи к адекватам более-менее нормальные.
Она ещё не видела, как выглядят по-настоящему "дикие" и в больших количествах, так что пусть радуется , что живёт в Москве, ибо всё относительно.)
Я ведь только о том, что "соответствующее реагирование" может быть исключительно в том случае, если человек полностью не отстранился, не уничтожил свою тягу (отторжение) к предмету (явлению). Скажем, если вы когда-то курили, а теперь абсолютно равнодушны к курению, то при виде курящего вам подавлять ничего не приходится.
При виде курящего сознанием глаза подавлять ничего не приходится, тут вы правы.
Но, находясь вблизи курящего, сознание носа почему-то сигнализирует о неприязни к сигаретному дыму и опасности засорения васан, которое может негативно повлиять на правильное формирование биджа, полностью закрыв доступ к последующему перерождению в мире богов.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12516

607642СообщениеДобавлено: Сб 20 Авг 22, 21:14 (2 года тому назад)    Re: Ниродха - не уничтожение Ответ с цитатой

миг37 пишет:

При виде курящего сознанием глаза подавлять ничего не приходится, тут вы правы.
Но, находясь вблизи курящего, сознание носа почему-то сигнализирует о неприязни к сигаретному дыму и опасности засорения васан, которое может негативно повлиять на правильное формирование биджа, полностью закрыв доступ к последующему перерождению в мире богов.
Не уверена, что васаны можно засорить, находясь рядом с курящим человеком.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48656

607648СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 09:54 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ниродха - не-рождение. Уничтожается всё и так каждое мгновение.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

607654СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 14:01 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ниродха - не-рождение. Уничтожается всё и так каждое мгновение.
Еать ещё подходящий термин "невозникновение", хотя он слишком искусственный, конечно.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

607655СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 14:15 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Вообще, у слова ниродха интересная этимология. В нём тот же корень, что и в глаголе рудхати - удерживает, сдерживает, препятствует. И есть слово родха, означающее, опять же, препятствие.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

607659СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 14:50 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Продолжение:
Учитывая, что предлоги ану- и ви- задают символическое направление (ану- к объекту, ви- от него), можно заключить, что корень слова означает не просто удержание, а сватывание. Тут уместно вспомнить известную метафору Будды про огонь, который схватывается с топливом. Сухая древесина хорошо схватывается огнём, в то время как влажная, пропитанная водой, вообще не схватывается.
Ануродха в таком разрезе понимания означает схватывание-притяжение, и виродха схватывание-отбрасывание.
Ниродха, соответственно, это "несхватывание", в смысле отсутствия какого-либо схватывания.
Тут припоминается еще одна каноническая аллегория, гласящая, что медитатор в высших стадиях вдохновения полностью пропитан блаженством и пребывает в покое и свободе.
Таким образом становится понятно глубинное значение термина ниродха, как обозначения состояния, в котором не возникает схватывания огнём влечений, желаний.
Но есть еще одно важное отличие этого состояния от состояния тупого равнодушия - это присутствие ясного и чёткого  сознания-восприятия, свободной читты, не захваченной силами желаний.


Ответы на этот пост: Рената Скот, Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2268
Откуда: Пантикапей

607665СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 19:11 (2 года тому назад)    Re: Ниродха - не уничтожение Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Объект, в один момент служащий источником удовольствия, в следующий момент становится источником сильнейшего огорчения. Доктрина трёх фундаментальных характеристик, представляющая одно из главных прозрений буддизма, указывает на преходящую, изменчивую сущность всех, как ментальных, так и физических феноменов.
When a person mindfully cultivates detachment towards pleasures of the senses (nirodha) he overcomes his bondage to afflictions which are rooted in the activity of his own mind (Sn 771).
Сознательно развивая неподверженность чувственным удовольствиям ({и я бы сказал от себя: не только удовольствия, но и вообще чувственным стимулам} ниродха[/i]), человек преодолевает свою причастность к несчастности, глубоко укоренённую в деятельности ума.
The Kāmasutta shows that the ultimate aim of the Buddhist way of life is not something pertaining to the pleasures of the senses but something attainable only by their renunciation.
Камасутта показывает высшую цель буддийского жизненного пути - она достигается не удовлетворением чувственного восприятия, а наоборот - добровольным отказом от чувственных удовольствий.

Таким образом, ниродха - это не "уничтожение" чувственной сферы восприятия в буквальном смысле, а полное отстранение от всякого чувственного восприятия и подавление соответствующего реагирования. Ниродха - это праксис развития упеккхи - состояния невозмутимости, неподверженности влияниям внутреннего или внешнего характера. Вспоминаются слова, приписываемые учителю Бодхидхармы (легенда гласит, что он из южной Индии): "каждый мой вдох - независимость от внутреннего, каждый мой выдох - независимость от внутреннего".

И ненавижу её и люблю. Почему же? — ты спросишь.
Сам я не знаю, но так чувствую я, и томлюсь.


Вариация: Ниродха - не столько отношение к неким "загадочным" энергетическим (тамасараджасаттвическим) "стимулам", сколько способность сворачивать спонтаническую стремительность сюжетов в любой драматический момент, на каких-то продвинутых этапах - срезать ускользающую развилку в момент её ускользания от предыдущего срезания, т.е. ниродха как техника достижения синхронизации срезания и развилки, что в пределе даёт точку омега (нирваническую сингулярность) - пресечение всех возможных сюжетных развилок непрестанно вызываемых и производимых (в том числе/уже и) самим понимающим как прозревающим срезанием. Образно, хоть и не очень удачно - это как заткнуть мириады рвущихся на поверхность ростков разом, имея всего один палец.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

607666СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 19:50 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья
Делая этимологическое изыскание значения термина, я обнаружил, что истинным значением может быть не затыкание, а незатыкание. Bugaga


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12619

607670СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 20:25 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Ануродха (влечение к приятному) и виродха (отвращение от неприятного)

Не было у них "влечения" или "отвращения" в отрыве от бэкграунда познающего сознания. Иначе можно зеркалить превозмогание и бесконечно всех тыкать ПРИВЯЗАННОСТЬЮ. Что у нас на форумах очень любят делать и это даже есть в тхеравада-стартерпак - сутта про Дхамму-плот.

Лама, насилующий пастушку, - Будда Амогхасиддхи. Пастух, насилующий пастушку, - животное.

Я это без сарказма пишу. История из прошлых жизей ЕС Богдо Гегена. Он пытался спасти из антарабхавы другого ламу, засмотревшегося на совокупление ослов.

У архата, например, другое "отвращение", когда он наступает на гвоздь. Не как у плотника Васи в той же ситуации. Хотя обоим неприятно.

ЗЫ Имхо, "кама" - это не чувственные удовольствия.

Пример: анагамину приятно есть рис. А Васе противен стекломой. Хотя у второго "кама", а у первого может быть "ниродха".


Т.о. вопрос из плоскости подавления и отстранения от чувственности выпадает. Имеется ввиду непрямое подавление и отстранение.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2268
Откуда: Пантикапей

607671СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 21:05 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Экалавья
Делая этимологическое изыскание значения термина, я обнаружил, что истинным значением может быть не затыкание, а незатыкание. Bugaga

Сюда бы некместно к месту подошёл схожий образ "затыкания" из исторических анекдотов, правда, - страстного желания - Калигула, крылатящий в цирке - "О, если бы у римского народа была только одна шея! Одна шея – чтобы можно было разом перерубить ее". Ну а что, почти коан про хлопок одной ладонью)

Тоже из тёмной вегетативной сферы чувствилища.

Горсть листьев пишет:
не затыкание, а незатыкание

Задним числом стоит отметить удачную игру слов)


Последний раз редактировалось: Экалавья (Пн 22 Авг 22, 03:35), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269  След.
Страница 1 из 269

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
1.481 (1.651) u0.017 s0.000, 18 1.466 [274/1]