Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Хинаяна. Обидно или нет? Раунд 2

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48655

531576СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 12:31 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Raudex пишет:
Raudex пишет:
Давайте решим такой вопрос - библиотека признаваемых текстов меньшего размера, чем у других, это унизительно или нет?
Унизительно, если считать, что большая библиотека это не просто больший дом и больший набор книг, а это большее количество знаний.
Вы так считаете?
Конечно, ведь очевидно, что суть здесь не в физическом числе текстов, а в том, что библиотека потому называется "хина", что лишена существенной части мудрости, ущербна. Передаётся именно этот оттенок. Если б речь шла именно о физическом размере, или, скажем, о численности одинаковых книг, то вторая библиотека была бы "чула".

Я не спрашивал, что передается словом. А спрашивал, считаете ли вы сам факт наличия библиотеки меньшего размера чем-то унизительным или презренным.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Raudex
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Raudex



Зарегистрирован: 16.11.2013
Суждений: 5793
Откуда: Москва

531578СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 12:41 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Raudex пишет:
Raudex пишет:
Давайте решим такой вопрос - библиотека признаваемых текстов меньшего размера, чем у других, это унизительно или нет?
Унизительно, если считать, что большая библиотека это не просто больший дом и больший набор книг, а это большее количество знаний.
Вы так считаете?
Конечно, ведь очевидно, что суть здесь не в физическом числе текстов, а в том, что библиотека потому называется "хина", что лишена существенной части мудрости, ущербна. Передаётся именно этот оттенок. Если б речь шла именно о физическом размере, или, скажем, о численности одинаковых книг, то вторая библиотека была бы "чула".

Я не спрашивал, что передается словом. А спрашивал, считаете ли вы сам факт наличия библиотеки меньшего размера чем-то унизительным или презренным.
Я ответил - в зависимости от контекста.
_________________
t.me/raud_ex
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48655

531579СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 12:45 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рождение принцем - хина, божеством - маха.
Городская библиотека - хина, ленинка - маха.

В каком случае (при каком контексте) мы тут будем оскорблять принца и городскую библиотеку?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Raudex
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Raudex



Зарегистрирован: 16.11.2013
Суждений: 5793
Откуда: Москва

531581СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 13:21 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рождение принцем - хина, божеством - маха.
Сельская библиотека - хина, городская - маха.

В каком случае (при каком контексте) мы тут будем оскорблять принца и сельскую библиотеку?
В том, если принц находит основания считать себя равным богу, то называть его "хина" будет оскорблением.

В том, если одна библиотека содержит разные книги, мера их разнообразия является мерой ценности информации в них, другая библиотека считает что большая часть книг первой содержит ложь, а достойна хранения только малая часть книг, тогда малая библиотека в праве считать себя униженной самим фактом того, что её сравнивают с большой, где книг больше числом, но качество их, по мнению малой - ниже.

Вообще-то даже в обиходном смысле маленькая библиотека автоматически может быть названа убогой, в сравнении с большой. Это будет как минимум досадным фактом для сельчан, стремящимся к разнообразию литературы. Они будут осознавать, что большая библиотека очевидно лучше малой, это не будет случаем, когда "размер не имеет значения".

Остаётся загадкой зачем вы выбрали такую тактику доказательства своей правоты, ведь если вы найдёте даже 2, 3, 4 примера где слово "хина" не обидно, или вам кажется, что не обидно, это вовсе не отменит все те контексты, где оно таки обидно.

Если из десяти восемь человек говорят слово "сука" как ругательство, то эту картину не изменят 2 собаковода, которые понимают термин иначе (и то, они, скорее всего, иногда поругиваются).

Вообще не понятно, зачем спорить лично со мной, с человеком, который спокойно относится к слову "хинаяна", надо спорить с авторами статей, подобных этой, а также со словарями, содержащими многочисленные примерны употребления слова "хина" в уничижительном смысле, пусть даже и наряду с небольшим числом более нейтральных примеров.

Простите, но я устраняюсь из этой темы, потому что вокруг одного крутимся, мне тут нечего добавить, всё сказано, я лишь перефразирую уже сказанное раньше. Да и опыт прошлого обсуждения говорит о том, что вам это едва ли наскучит в обозримом будущем, вы продолжите искать "хорошие примеры хины", а значит так и будем продолжать пинг-понг одних и тех же доводов.

_________________
t.me/raud_ex
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48655

531582СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 13:33 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Махаянисты считают все канонические тексты словом Будды, и по определению не могут принижать тексты из других "библиотек". Да, меньшая библиотека хуже, беднее, в ней меньше мудрых книг. Это не относится к книгам. Это относится  к библиотеке. Если такая оценка оскорбительна - значит, это оскорбление, унижение, и т.п. Но я думаю, что это была просто оценка фактического положения, без попытки кого-либо оскорблять.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Raudex



Зарегистрирован: 16.11.2013
Суждений: 5793
Откуда: Москва

531583СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 13:42 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Первая часть спора, для желающих освежить память.
_________________
t.me/raud_ex
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

531585СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 14:52 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

О термине "хинаяна" в ранних источниках, и его китайских и тибетских соответствиях:

https://books.google.com/books?id=kl9RXSmfeZ0C&pg=PA172

A Few Good Men: The Bodhisattva Path According to the Inquiry of Ugra (Ugraparipṛcchā) : a Study and Translation

Jan Nattier
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
В.Н.



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 518

531587СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 15:19 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

В древности существовало понятие Малое- , напр. Малая Азия, Малая Греция, Малая Русь, и т.д.
В современном обществе значение вот этого Малое- мало уже кем понимается.

Тоже и со значением Хина-яна


Также и по иному понимается и противопоставильное этому  Большое- , что часто сейчас пытаются передать как "великое" но это не совсем так как это уже понимается в современном состоянии многих индоевропейских языков.
тут ещё такой пример: Большая Магадха

_________________
na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||


Ответы на этот пост: Wu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

531593СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 16:48 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

В.Н. пишет:
В древности существовало понятие Малое- , напр. Малая Азия, Малая Греция, Малая Русь, и т.д.
В современном обществе значение вот этого Малое- мало уже кем понимается.

Тоже и со значением Хина-яна

...
Тут уже писали, и не один раз, что хина - это не маленькое, а низкое. Маленькое - это чула.
Например есть Махакаммавибханга сутта и Чулакаммавибханга сутта - Большая сутта анализа деяний (поступков) и Малая сутта анализа деяний. Или Махаведалла сутта и Чулаведалла сутта, Махахаттхипадопама сутта и Чулахаттхипадопама сутта и т.д.

А вот хина - это "низкое". И противопоставляется, например, слову "панита" - возвышенное. Например, "грубые или тонкие, низкие или возвышенные, далекие или близкие" - "oḷārikaṃ vā sukhumaṃ vā hīnaṃ vā paṇītaṃ vā, yaṃ dūre santike vā"
https://dhamma.ru/canon/sn/sn22.059.kual.html

Hīna.


Ответы на этот пост: В.Н., Wu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
В.Н.



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 518

531597СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 17:13 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

В.Н. пишет:
В древности существовало понятие Малое- , напр. Малая Азия, Малая Греция, Малая Русь, и т.д.
В современном обществе значение вот этого Малое- мало уже кем понимается.

Тоже и со значением Хина-яна

...
Тут уже писали, и не один раз, что хина - это не маленькое, а низкое. Маленькое - это чула.
Например есть Махакаммавибханга сутта и Чулакаммавибханга сутта - Большая сутта анализа деяний (поступков) и Малая сутта анализа деяний. Или Махаведалла сутта и Чулаведалла сутта, Махахаттхипадопама сутта и Чулахаттхипадопама сутта и т.д.

А вот хина - это "низкое". И противопоставляется, например, слову "панита" - возвышенное. Например, "грубые или тонкие, низкие или возвышенные, далекие или близкие" - "oḷārikaṃ vā sukhumaṃ vā hīnaṃ vā paṇītaṃ vā, yaṃ dūre santike vā"
https://dhamma.ru/canon/sn/sn22.059.kual.html

Hīna.
Значение и употребление hīna  вполне соответствует именно значению и употреблению древнегреческого μικρός (микрос) - которое и переводиться в моих примерах Малое-
Что прекрасно ещё понимали во времена переводов на китайски и тибетский правильно передавая смысл Хинаяна.
А сейчас же большинство даже не понимает значения Малая Греция & Большая\Великая Греция и т.д.

_________________
na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||


Ответы на этот пост: Wu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

531599СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 17:32 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Raudex пишет:
Raudex пишет:
Давайте решим такой вопрос - библиотека признаваемых текстов меньшего размера, чем у других, это унизительно или нет?
Унизительно, если считать, что большая библиотека это не просто больший дом и больший набор книг, а это большее количество знаний.
Вы так считаете?
Конечно, ведь очевидно, что суть здесь не в физическом числе текстов, а в том, что библиотека потому называется "хина", что лишена существенной части мудрости, ущербна. Передаётся именно этот оттенок. Если б речь шла именно о физическом размере, или, скажем, о численности одинаковых книг, то вторая библиотека была бы "чула".
Этот разговор о книгах навевает прямую ассоциацию с Ветхим и Новым заветами христиан. Ветхий - звучит уничижительно, и не случайно большинство христиан его (собрание ветхих книг еврейского дохристианского предания) считают чем-то ущербным, неполным, убогим (так отцы русской справнославной церкви и учат, кстати), вплоть до того, что все протестантские конфессии его отвергли напрочь.
Если мы посиотрим на ту риторику, которую использовали и порой продолжают использовать ламы, мы вполне ясно увидим, что хинаяной называется вот точно такой же "ветхий завет", только буддийский. По своей сути употребление слова "хинаяна" по отношению к представителям палийского буддизма полностью идентично использованию православными христианами слова "евреи" - и глупо тут что-то говорить по поводу того, что это просто обозначение нации - да ладно! Евреи Христа распяли, иуды. Вот и весь сказ.
Так что слово "хинаяна" должно быть либо вычеркнуто из лексикона современного грамотного буддиста, либо коренным образом пересмотрено его назначение - например, вы вполне осознанно можете называть хинаяной всевозможные йога-фитнес-клубы или сообщества любителей медитации на досуге, leisure and pleasure spirituality.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Яреб



Зарегистрирован: 11.05.2017
Суждений: 1213
Откуда: Беларусь

531600СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 17:42 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Шашков воюет с махаяной и ваджраяной ровно по той же самой причине и с той же целью: обозначить право публично позиционировать себя выше и лучше лишь по факту принадлежности, безотносительно действительно личных достоинств и способностей. Ведь не столько представители южного буддизма обижаются на "хинаяну", сколько их оппоненты возмущаются тем, что им делают замечания и поправляют. Это лишь глупая защита собственного самомнения. Что верно и в обратную сторону, когда тхеравадины начинают крестовый поход на другие ветви буддизма, не имея при этом ни достаточных знаний, ни понимания ни в рамках своего течения, ни тем более в рамках чужого.
_________________
Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

531601СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 17:44 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Да что там Малая и Большая Греция! Великороссия vs. Малороссия - это нам куда понятнее. Найдите сейчас хоть одного человека, который бы с гордостью заявил "я - малоросс". Зато назваться великороссом - совсем другое дело.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

531602СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 17:45 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

В.Н. пишет:
Значение и употребление hīna  вполне соответствует именно значению и употреблению древнегреческого μικρός (микрос) - которое и переводиться в моих примерах Малое-
Что прекрасно ещё понимали во времена переводов на китайски и тибетский правильно передавая смысл Хинаяна.
А сейчас же большинство даже не понимает значения Малая Греция & Большая\Великая Греция и т.д.
Ваши слова противоречат значению слова хина в суттах, то, что я привел (эта пара встречается в ряде сутт),  и в словарной статье пали-английского словаря. Приведите, пожалуйста, какие-то обоснования своего утверждения, пока что голословного. Если у вас какие-то обоснования есть.

Ответы на этот пост: В.Н.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
В.Н.



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 518

531604СообщениеДобавлено: Вт 03 Мар 20, 17:52 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

В.Н. пишет:
Значение и употребление hīna  вполне соответствует именно значению и употреблению древнегреческого μικρός (микрос) - которое и переводиться в моих примерах Малое-
Что прекрасно ещё понимали во времена переводов на китайски и тибетский правильно передавая смысл Хинаяна.
А сейчас же большинство даже не понимает значения Малая Греция & Большая\Великая Греция и т.д.
Ваши слова противоречат значению слова хина в суттах, то, что я привел (эта пара встречается в ряде сутт),  и в словарной статье пали-английского словаря. Приведите, пожалуйста, какие-то обоснования своего утверждения, пока что голословного. Если у вас какие-то обоснования есть.
Переводы понятия Хинаяна китайскими и тибетскими образованными  буддистами Переводчиками осуществляемые часто совместно с образованными буддийскими Пандитами

(а в Суттах и термин Хинаяна не употребляется, как и вообщем в Тхераваде)

_________________
na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||


Ответы на этот пост: Wu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 2 из 10

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.041 (0.867) u0.024 s0.001, 18 0.017 [264/0]