Есть такая, крайне сложная для понимания, и бытовавшая в Индии, метафизическая модель, как проявляющаяся вечная сущность. Бхава, в этом случае - сущность проявлена. Абхава - она не проявлена. Почти эта же модель, например, у сарвастивадинов в отношении трех времен дхарм.
Так вот, в рамках этой модели, действительно нельзя сказать ни бхава, ни абхава, ни любые их комбинации, про то, что совсем исчезло.
Почему в этом случае они не говорили просто "исчезло", а изобретали сложное отрицание возможности высказывания?
Что такое "исчезло" в метафизике, где всё проявленное есть игра вечных субстанций (гун)? _________________ Буддизм чистой воды
Есть такая, крайне сложная для понимания, и бытовавшая в Индии, метафизическая модель, как проявляющаяся вечная сущность. Бхава, в этом случае - сущность проявлена. Абхава - она не проявлена. Почти эта же модель, например, у сарвастивадинов в отношении трех времен дхарм.
Так вот, в рамках этой модели, действительно нельзя сказать ни бхава, ни абхава, ни любые их комбинации, про то, что совсем исчезло.
Почему в этом случае они не говорили просто "исчезло", а изобретали сложное отрицание возможности высказывания?
Что такое "исчезло" в метафизике, где всё проявленное есть игра вечных субстанций (гун)?
Где ничего не исчезает? Сарва асти? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Есть такая, крайне сложная для понимания, и бытовавшая в Индии, метафизическая модель, как проявляющаяся вечная сущность. Бхава, в этом случае - сущность проявлена. Абхава - она не проявлена. Почти эта же модель, например, у сарвастивадинов в отношении трех времен дхарм.
Так вот, в рамках этой модели, действительно нельзя сказать ни бхава, ни абхава, ни любые их комбинации, про то, что совсем исчезло.
Почему в этом случае они не говорили просто "исчезло", а изобретали сложное отрицание возможности высказывания?
Что такое "исчезло" в метафизике, где всё проявленное есть игра вечных субстанций (гун)?
Где ничего не исчезает? Сарва асти?
Да, ничего реального не исчезает, а только что-то меняется. _________________ Буддизм чистой воды
Есть такая, крайне сложная для понимания, и бытовавшая в Индии, метафизическая модель, как проявляющаяся вечная сущность. Бхава, в этом случае - сущность проявлена. Абхава - она не проявлена. Почти эта же модель, например, у сарвастивадинов в отношении трех времен дхарм.
Так вот, в рамках этой модели, действительно нельзя сказать ни бхава, ни абхава, ни любые их комбинации, про то, что совсем исчезло.
Почему в этом случае они не говорили просто "исчезло", а изобретали сложное отрицание возможности высказывания?
Что такое "исчезло" в метафизике, где всё проявленное есть игра вечных субстанций (гун)?
Где ничего не исчезает? Сарва асти?
Да, ничего реального не исчезает, а только что-то меняется.
Возникает-пребывает-изменяясь-исчезает только нереальное - то, что трилакшана. Реальное не входит в трилакшана. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Есть такая, крайне сложная для понимания, и бытовавшая в Индии, метафизическая модель, как проявляющаяся вечная сущность. Бхава, в этом случае - сущность проявлена. Абхава - она не проявлена. Почти эта же модель, например, у сарвастивадинов в отношении трех времен дхарм.
Так вот, в рамках этой модели, действительно нельзя сказать ни бхава, ни абхава, ни любые их комбинации, про то, что совсем исчезло.
Почему в этом случае они не говорили просто "исчезло", а изобретали сложное отрицание возможности высказывания?
Что такое "исчезло" в метафизике, где всё проявленное есть игра вечных субстанций (гун)?
Где ничего не исчезает? Сарва асти?
Да, ничего реального не исчезает, а только что-то меняется.
Возникает-пребывает-изменяясь-исчезает только нереальное - то, что трилакшана. Реальное не входит в трилакшана.
При чем тут трилакшана? Речь шла о небуддийском воззрении. И трилакшана - общие качества реального. _________________ Буддизм чистой воды
Есть такая, крайне сложная для понимания, и бытовавшая в Индии, метафизическая модель, как проявляющаяся вечная сущность. Бхава, в этом случае - сущность проявлена. Абхава - она не проявлена. Почти эта же модель, например, у сарвастивадинов в отношении трех времен дхарм.
Так вот, в рамках этой модели, действительно нельзя сказать ни бхава, ни абхава, ни любые их комбинации, про то, что совсем исчезло.
Почему в этом случае они не говорили просто "исчезло", а изобретали сложное отрицание возможности высказывания?
Что такое "исчезло" в метафизике, где всё проявленное есть игра вечных субстанций (гун)?
Где ничего не исчезает? Сарва асти?
Да, ничего реального не исчезает, а только что-то меняется.
Возникает-пребывает-изменяясь-исчезает только нереальное - то, что трилакшана. Реальное не входит в трилакшана.
При чем тут трилакшана? Речь шла о небуддийском воззрении. И трилакшана - общие качества реального.
То есть, в буддийском воззрении реально сущего нет? Есть лишь трилакшана. Тогда о чём говорит сарва асти? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
То есть, в буддийском воззрении реально сущего нет?
Невнимательно читаете?
Возможно. Что я упустил?
Три качества реально существующего - оно непостоянно, от этого не удовлетворительно и даже мучительно, и к тому же бессущностно. Бессущностно - то есть не имеет самостоятельного существования, только зависимое.
Таким образом буддийское воззрение отрицает существование... того, что за пределами воспринимаемого мира? Реально Сущего? Того, что уходит туда, где оно не поддаётся никаким описаниям? То есть - попросту исчезает, прекращая всякое существование? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Сб 25 Янв 20, 13:58), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ, КИ
Таким образом буддийское воззрение отрицает существование... того, что за пределами воспринимаемого мира? Реально Сущего? Того, что уходит туда, где оно не поддаётся никаким описаниям? То есть - Татхагата попросту исчезает, прекращая всякое существование? Или даже - Татхага вообще не существует. Почему же не говорится об этом так просто, а придумывается сложный уход от ответа? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№525497Добавлено: Сб 25 Янв 20, 14:04 (5 лет тому назад)
Хотя... "Есть, монахи, то, что за пределами всего этого - бессмертное, бесконечное, не возникающее и не прекращющееся... Если бы его не было, то не было бы и выхода из сансары, и я не говорил бы, что он есть" _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№525502Добавлено: Сб 25 Янв 20, 14:15 (5 лет тому назад)
Гомбрич в одной из статей о Брахмаджаласутте, приводит воззрение предшествоваших Будде брахманов (референс к упанишадам), согласно которому сансара - это закрытая система, и души никуда не могут деться из неё, но только лишь могут работать над искуплением грехов и заслугами во имя лучшего перерождения в бесконечном круговороте жизней. Будда же явно отрицает это воззрение, провозглашая нирвану - прекращение сансары. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
То есть, в буддийском воззрении реально сущего нет?
Невнимательно читаете?
Возможно. Что я упустил?
Три качества реально существующего - оно непостоянно, от этого не удовлетворительно и даже мучительно, и к тому же бессущностно.
Почему же "бессущностно"? Свабхава - атрибут каждой дхармы. Та свабхава, мысля о которой, вы мыслите о дхарме, как о том, в чем нет атмана, есть у каждой дхармы. Точно так же с отсутствием свабхавы - если вы об этом мыслите как об отсутствии атмана, то значит правильно это. _________________ Буддизм чистой воды
То есть, в буддийском воззрении реально сущего нет?
Невнимательно читаете?
Возможно. Что я упустил?
Три качества реально существующего - оно непостоянно, от этого не удовлетворительно и даже мучительно, и к тому же бессущностно.
Почему же "бессущностно"? Свабхава - атрибут каждой дхармы. Та свабхава, мысля о которой, вы мыслите о дхарме, как о том, в чем нет атмана, есть у каждой дхармы. Точно так же с отсутствием свабхавы - если вы об этом мыслите как об отсутствии атмана, то значит правильно это.
Свабхава = атман. No svabhava, no atman. По-вашему, нет? Тут что-то не так? Я могу ошибаться в этом определении. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы