Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Мнение о тхеравадинской Абхидхамме (теорема о бесконечных обезьянах и 1+7 жизней сотапанны)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

458627СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 13:44 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German
Правильно ли я понимаю, что, согласно вам, существует существо (индивид) с функцией свободы воли, который не является существующим условно (лишь признаваемым концептуально) в отношении скандх?
Существом условно называют поток дхарм, пудгала то же самое, что скандхи.
Тогда правильно ли я понимаю, что функция свободы воли имеется в потоке дхарм\в скандхах?
Поток дхарм обладает какой-то степенью свободы, есть свобода развиваться в ту или иную сторону.
Поток дхарм - это же тоже условное название причинносвязанных дхарм. Тогда правильно ли я понимаю, что свобода воли - это отдельная дхарма или синоним какой-то дхармы?
Поток дхарм реально функционирует, а не является названием для самосущих дхарм. Какая-то степень свободы есть у потока в целом, поэтому возможно выбирать развитие в том или ином направлении.

Каким образом "поток в целом" дан в опыте?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: German
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
German
заблокирован


Зарегистрирован: 31.05.2018
Суждений: 1308

458629СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 13:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
German пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
German пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
German пишет:
empiriocritic_1900

В чём разница между видджамана и авидджамана - если то и другое переживается?

Давайте сначала закончим с Вашим определением "реальности". А потом можно будет уже говорить о тхеравадинских категориях.
Это потом никогда не наступит: лучшего объяснения происходящему Вы не дадите. У Вас вообще объяснения нет.

Все объяснения как раз есть. Начнём с того, что есть "реальное". Реальное - это данные опыта, не опровергаемые другими данными опыта. Если бы человек, испуганный акулой, не обнаружил себя на суше, у себя дома, в собственной спальне на кровати - он бы так и не узнал, что акула есть иллюзия. Но проснувшись, и получив новые данные опыта, он акулу переквалифицировал из реальности в иллюзию. А те данные опыта, которые другими данными опыта не разоблачаются как иллюзия, или ошибка, или ещё какое искажение - так и остаются в статусе реальности.
Опыт изменчив, текуч, постоянно меняется.

Вы думаете, что это каким-то образом опровергает моё определение? Отнюдь. Вы не сможете предъявить никакой реальности, кроме данных опыта. Вы не сможете продемонстрировать, что какие-то данные опыта являются иллюзией, иначе чем как сославшись на какие-то другие данные опыта.
Проблема в том, что видджамана и авидджамана оказываются в таком подходе равнозначными, поскольку человек способен иметь длительный опыт пребывания в иллюзии, "опровергающий" всё остальное.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
German
заблокирован


Зарегистрирован: 31.05.2018
Суждений: 1308

458632СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 13:48 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German
Правильно ли я понимаю, что, согласно вам, существует существо (индивид) с функцией свободы воли, который не является существующим условно (лишь признаваемым концептуально) в отношении скандх?
Существом условно называют поток дхарм, пудгала то же самое, что скандхи.
Тогда правильно ли я понимаю, что функция свободы воли имеется в потоке дхарм\в скандхах?
Поток дхарм обладает какой-то степенью свободы, есть свобода развиваться в ту или иную сторону.
Поток дхарм - это же тоже условное название причинносвязанных дхарм. Тогда правильно ли я понимаю, что свобода воли - это отдельная дхарма или синоним какой-то дхармы?
Поток дхарм реально функционирует, а не является названием для самосущих дхарм. Какая-то степень свободы есть у потока в целом, поэтому возможно выбирать развитие в том или ином направлении.

Каким образом "поток в целом" дан в опыте?
Течёт себе и течёт, к самосущим дхармам не редуцируется (как и дхармы к потоку).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4015

458634СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 13:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German
Правильно ли я понимаю, что, согласно вам, существует существо (индивид) с функцией свободы воли, который не является существующим условно (лишь признаваемым концептуально) в отношении скандх?
Существом условно называют поток дхарм, пудгала то же самое, что скандхи.
Тогда правильно ли я понимаю, что функция свободы воли имеется в потоке дхарм\в скандхах?
Поток дхарм обладает какой-то степенью свободы, есть свобода развиваться в ту или иную сторону.
Поток дхарм - это же тоже условное название причинносвязанных дхарм. Тогда правильно ли я понимаю, что свобода воли - это отдельная дхарма или синоним какой-то дхармы?
Поток дхарм реально функционирует, а не является названием для самосущих дхарм. Какая-то степень свободы есть у потока в целом, поэтому возможно выбирать развитие в том или ином направлении.
Эта функция свободы воли у потока дхарм - его собственная функция, т. е. ее не нет ни у одной из дхарм, входящих в этот поток, и она не является лишь концептуальным обобщением функций этих дхарм (типа как «производство машин» как функция завода является лишь концептуальным обобщением функций отдельных элементов завода)?

Ответы на этот пост: German
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
amv



Зарегистрирован: 25.06.2017
Суждений: 107

458636СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 13:52 (6 лет тому назад)    Re: Мнение о тхеравадинской Абхидхамме (теорема о бесконечных обезьянах и 1+7 жизней сотапанны) Ответ с цитатой

German пишет:
Ниббана должна быть уже достигнута, поскольку первой жизни отыскать нельзя: просматривая все восьмёрки жизней, получаем бесконечность.
Увы мимо, потому что Будда никогда не говорил, что существа существуют бесконечно и безначально. Он говорил, что первого момента появления существа не увидеть (а он смотрел много и долго, и, наверняка, учитывал опыт прошлых Будда, которые также наверняка искали начало). То есть может и есть начало, а может и нет. Будда очень четко заявил: "нельзя увидеть".
Вы же решили, что начала нет и от этого пишете "школа тхеравада опровергнута". Гы, уж простите.


Ответы на этот пост: German
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
German
заблокирован


Зарегистрирован: 31.05.2018
Суждений: 1308

458638СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 13:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German
Правильно ли я понимаю, что, согласно вам, существует существо (индивид) с функцией свободы воли, который не является существующим условно (лишь признаваемым концептуально) в отношении скандх?
Существом условно называют поток дхарм, пудгала то же самое, что скандхи.
Тогда правильно ли я понимаю, что функция свободы воли имеется в потоке дхарм\в скандхах?
Поток дхарм обладает какой-то степенью свободы, есть свобода развиваться в ту или иную сторону.
Поток дхарм - это же тоже условное название причинносвязанных дхарм. Тогда правильно ли я понимаю, что свобода воли - это отдельная дхарма или синоним какой-то дхармы?
Поток дхарм реально функционирует, а не является названием для самосущих дхарм. Какая-то степень свободы есть у потока в целом, поэтому возможно выбирать развитие в том или ином направлении.
Эта функция свободы воли у потока дхарм - его собственная функция, т. е. ее не нет ни у одной из дхарм, входящих в этот поток, и она не является лишь концептуальным обобщением функций этих дхарм (типа как «производство машин» как функция завода является лишь концептуальным обобщением функций отдельных элементов завода)?
Нельзя редуцировать к дхармам (окажутся самосущими) или к функциям (то же самое). Какая-то степень свободы характеризует поток дхарм, а не его отдельные компоненты, которые тем самым превратились бы маленькие самосущие атманчики, коллегиально принимающие решения от лица исключительно номинального "человека". Самскары, обусловленные дхармы, не являются субъектами нравственного выбора.

Ответы на этот пост: чайник2
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4015

458642СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 14:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German пишет:
чайник2 пишет:
German
Правильно ли я понимаю, что, согласно вам, существует существо (индивид) с функцией свободы воли, который не является существующим условно (лишь признаваемым концептуально) в отношении скандх?
Существом условно называют поток дхарм, пудгала то же самое, что скандхи.
Тогда правильно ли я понимаю, что функция свободы воли имеется в потоке дхарм\в скандхах?
Поток дхарм обладает какой-то степенью свободы, есть свобода развиваться в ту или иную сторону.
Поток дхарм - это же тоже условное название причинносвязанных дхарм. Тогда правильно ли я понимаю, что свобода воли - это отдельная дхарма или синоним какой-то дхармы?
Поток дхарм реально функционирует, а не является названием для самосущих дхарм. Какая-то степень свободы есть у потока в целом, поэтому возможно выбирать развитие в том или ином направлении.
Эта функция свободы воли у потока дхарм - его собственная функция, т. е. ее не нет ни у одной из дхарм, входящих в этот поток, и она не является лишь концептуальным обобщением функций этих дхарм (типа как «производство машин» как функция завода является лишь концептуальным обобщением функций отдельных элементов завода)?
Нельзя редуцировать к дхармам (окажутся самосущими) или к функциям (то же самое). Какая-то степень свободы характеризует поток дхарм, а не его отдельные компоненты, которые тем самым превратились бы маленькие самосущие атманчики, коллегиально принимающие решения от лица исключительно номинального "человека". Самскары, обусловленные дхармы, не являются субъектами нравственного выбора.
«Нельзя редуцировать к дхармам» - нельзя найти функцию свободы воли у дхарм, входящих в этот поток, и она не является лишь концептуальным обобщением функций этих дхарм? Я правильно понял ваш ответ? Поэтому функция свободы воли у потока дхарм - его собственная функция, не редуцируемая к этим дхармам никаким образом?

Ответы на этот пост: чайник2
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Зумзум
Гость


Откуда: Mexborough


458643СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 14:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

EvgeniyF пишет:
German пишет:

Опыт изменчив, текуч, постоянно меняется. Возьмём Антарадхану за пример. Когда он был дзен-буддистом, очевидно, что считал свой религиозный опыт наиболее достоверным. А потом перешёл в Тхераваду, где опыт другой. А потом вообще отказался от веры, и снова был опыт какой-то. И снова вернулся в Тхераваду, опять у него некий опыт. Опыт может постоянно "опровергаться" новыми данными - в том смысле, что новое переживание человек считает более достоверным, чем предыдущее. Сон тоже "опровергает" ситуацию бодрствования, пока он снится.
Кстати, хороший аргумент. Ведь мы во сне не воспринимаем предыдущее состояние бодрствования как сон, как иллюзию. А вот при пробуждении мы отчётливо воспринимаем сон как иллюзию, нечто нереальное.

А еще просыпаясь помним вчерашние события.
Наверх
German
заблокирован


Зарегистрирован: 31.05.2018
Суждений: 1308

458645СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 14:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

German пишет:
Ниббана должна быть уже достигнута, поскольку первой жизни отыскать нельзя: просматривая все восьмёрки жизней, получаем бесконечность.
Увы мимо, потому что Будда никогда не говорил, что существа существуют бесконечно и безначально. Он говорил, что первого момента появления существа не увидеть (а он смотрел много и долго, и, наверняка, учитывал опыт прошлых Будда, которые также наверняка искали начало). То есть может и есть начало, а может и нет. Будда очень четко заявил: "нельзя увидеть".
Вы же решили, что начала нет и от этого пишете "школа тхеравада опровергнута". Гы, уж простите.
Там не существа, а жизни. "Нет начала" вводит математическую бесконечность (конструктивную, не актуальную): процесс разматывания жизней уходит в бесконечность прошлого. Поэтому, опровержение на месте. Ну а "гы" неофитов привлечь не получится: прежде, чем человек решит на что-то тратить свою жизнь, он должен разрешить имеющиеся противоречия (или смириться с ними). Религии бывают разные, но именно в буддизме веру вопреки противоречиям люди не ищут.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

458646СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 14:06 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

German пишет:

Проблема в том, что видджамана и авидджамана оказываются в таком подходе равнозначными, поскольку человек способен иметь длительный опыт пребывания в иллюзии, "опровергающий" всё остальное.

Если человек спит - он воспринимает сон как реальность. Если он бодрствует - то помнит о содержании сна, но понимает, что это не более чем сон.

Это можно отчасти применить и к саммути/параматтха. Есть представления, данные в обычном, повседневном, автоматически возникающем опыте. Это саммути. Однако с помощью правильной направленности внимания и неотступной бдительности распознаётся искаженный характер обычного опыта, и возникают более правильные, (полные, окончательные - это и есть "параматтха") представления, которые, при этом, тоже являются представлениями, данными в опыте.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: German, German
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
German
заблокирован


Зарегистрирован: 31.05.2018
Суждений: 1308

458647СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 14:11 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
German пишет:

Проблема в том, что видджамана и авидджамана оказываются в таком подходе равнозначными, поскольку человек способен иметь длительный опыт пребывания в иллюзии, "опровергающий" всё остальное.

Если человек спит - он воспринимает сон как реальность. Если он бодрствует - то помнит о содержании сна, но понимает, что это не более чем сон.
Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка! он весело порхал, был счастлив и не знал, что он — Чжоу. А проснувшись внезапно, даже удивился, что он — Чжоу. И не знал уже: Чжоу ли снилось, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу. Ведь бабочка и Чжоу — совсем не одно и то же. Или это то, что называют превращением?

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

458648СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 14:11 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

German пишет:
"Нет начала" вводит математическую бесконечность (конструктивную, не актуальную): процесс разматывания жизней уходит в бесконечность прошлого.

Никакая бесконечность в опыте не дана. Предметом рассмотрения в Абхидхамме бесконечность потока дхамм не является.

Так что это не тхеравадинские модели, а Ваши - которые Вы пытаетесь навязать Тхераваде. Пытаетесь, разумеется, безуспешно, потому что мыслить упорядоченную бесконечность/безначальность (как и не обусловленное начало), не впадая в противоречия, невозможно. Эти противоречия свидетельствуют, что интеллект не может и не должен выходить за пределы опыта. И в в буддизме (в отличие от Вашего философствования) ум за пределы опыта и не выходит.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

458652СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 14:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Читатель пишет:
Нет никакой свободы, так как свобода подразумевает самобытие.

Так же, как горшок подразумевает корову?

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
German
заблокирован


Зарегистрирован: 31.05.2018
Суждений: 1308

458653СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 14:17 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Это можно отчасти применить и к саммути/параматтха. Есть представления, данные в обычном, повседневном, автоматически возникающем опыте. Это саммути. Однако с помощью правильной направленности внимания и неотступной бдительности распознаётся искаженный характер обычного опыта, и возникают более правильные, (полные, окончательные - это и есть "параматтха") представления, которые, при этом, тоже являются представлениями, данными в опыте.
Одна из "истин" получается, в такой системе, заблуждением. (Так у нас и выходит, но только логически: Параматтха-сачча (школьная Абхидхамма) явно неверна, а Самутти-сачча (палийские Сутты) могут толковаться непротиворечиво.) Поскольку опыт текуч и обманчив, "истина" и "заблуждение" могут постоянно меняться местами.

Решение проблемы: опыт подлинной реальности не порождает противоречивых представлений.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

458655СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 14:19 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

German пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
German пишет:

Проблема в том, что видджамана и авидджамана оказываются в таком подходе равнозначными, поскольку человек способен иметь длительный опыт пребывания в иллюзии, "опровергающий" всё остальное.

Если человек спит - он воспринимает сон как реальность. Если он бодрствует - то помнит о содержании сна, но понимает, что это не более чем сон.
Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка! он весело порхал, был счастлив и не знал, что он — Чжоу. А проснувшись внезапно, даже удивился, что он — Чжоу. И не знал уже: Чжоу ли снилось, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу. Ведь бабочка и Чжоу — совсем не одно и то же. Или это то, что называют превращением?

Практически все люди, проснувшись, умеют отличить бодрствование от сна. Так что эта китайская притча была бы нелепостью, если бы не намекала на более глубокий смысл - вполне возможно, что мы все спим, находимся в Матрице, в компьютерной симуляции, в иллюзии, созданной "лукавым и злобным духом", и т.п.

Против такого предположения действительно возражений не существует. Но почему не существует? Именно потому, что никакой реальности, кроме того, что дано в опыте, мы не знаем и знать не можем. О том, что полностью за пределами нашего опыта, бессмысленно и пытаться думать. А предположения о "лукавом и злобном духе" или Матрице следует отметать не на том основании, что это невозможно, но на том основании, что эти предположения не основаны ни на чём (ни на каких данных опыта). Вот если появятся какие-то данные опыта в пользу таких предположений, тогда и тема для разговора появится.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 6 из 10

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.053 (0.129) u0.023 s0.001, 18 0.030 [267/0]