Тут хороший пример - школа. Ребёнок понятно что должен стараться хорошо учиться, собственно в этом и смысл образования, и именно этого от него ждут, однако он может быть как отличником, так и хорошистом, троечником. Все они являются школьниками, просто разными, а двоечник (параджичник) изгоняется.
Можно сказать что школьник обязан хорошо учиться? И да, и нет, смотря как посмотреть, а для начала не плохо выяснить кому именно обязан, кроме себя.
Школа здесь очень плохой пример. Школа подразумевает, что есть надзор и правила, за нарушение которых из школы исключают или накладывают те или иные санкции. Есть надзор, есть санкции сверху.
Монах же, как вы писали, человек вольный. Обязанностей у него никаких нет. И правил-то как таковых нет, а есть лишь рекомендации.
Ну окей, пусть будет ВУЗ.
В ВУЗах бальная оценка знаний, строгая программа, расписанная по неделям, семестрам, годам, на всём протяжении обучения постоянные проверочные экзамены, а несдача экзаменов грозит отчислением из ВУЗа. Плюс еще, конечно, дисциплинарные правила, за нарушение некоторых из них грозит тоже отчисление.
С вашей подачи, в монастырях у монахов всё выглядит так:
Монахи делают что хотят, как хотят и когда хотят, не обязаны вообще кому-то отчитываться. Правила Винаи — не более, чем дружеские рекомендации, несоблюдение их ничем не грозит, а главный критерий оценки — признание монаха в совершении какого-то "проступка", за который разве что пожурят. Разве что пяток поступков, за которые только при признании монах "отчисляется" и теряет статус монаха.
Как можно сравнивать учебные заведения с монастырём?!
№425820Добавлено: Вт 26 Июн 18, 08:55 (7 лет тому назад)
aurum
Да, и, кстати, школьное образование это именно обязанность, и если ребенок бросит школу, его родителям грозит административная ответственность.
В глобальном масштабе можно сказать, что никто ничего не должен никому, кроме себя. Но по факту любой нормальный человек понимает, что если он женится или выходит замуж - он принимает на себя ответственность. Если он заводит детей, идет работать, покупает черепаху - тоже принимает. А монах, как многократно подчеркивается в Каноне, вообще живет в долг до тех пор, пока не достигнет Ниббаны или хотя бы не разовьет метту.
aurum
Да, и, кстати, школьное образование это именно обязанность, и если ребенок бросит школу, его родителям грозит административная ответственность.
В глобальном масштабе можно сказать, что никто ничего не должен никому, кроме себя. Но по факту любой нормальный человек понимает, что если он женится или выходит замуж - он принимает на себя ответственность. Если он заводит детей, идет работать, покупает черепаху - тоже принимает. А монах, как многократно подчеркивается в Каноне, вообще живет в долг до тех пор, пока не достигнет Ниббаны или хотя бы не разовьет метту.
"Житьё в долг" — подразумевает обязанность. Заметьте, я в этой теме вёл речь про моральные обязательства, принятые на себя монахом. Статус монаха уже подразумевает моральные обязательства.
А Раудекс же твердит раз за разом, что обязанностей-то нет никаких
Раудексу не нравится слово "обязанность":
№425823Добавлено: Вт 26 Июн 18, 09:22 (7 лет тому назад)
Вообще, странно получается!
Если у монаха, по версии Раудекса, никаких обязанностей, а лишь рекомендации и дружеские советы плюс вольное расписание уроков, то чего же сами монахи иногда на форумах сетуют или намекают на ужасно сложную монашескую жизнь, а толпа народу этим монахам сочувствует и подбадривает?
№425824Добавлено: Вт 26 Июн 18, 09:25 (7 лет тому назад)
Имхо
Видимо заявления об обязанности давят на человека,а человеки не святые и иногда нарушают и потом начинается самобичевание от мысли что он должен,
в итоге это на мой взгляд мешает практике ,человек не довольствуется своей жизнью не спокоен и возможно из за этого еще нарушает.
сансара _________________ Будда истинно просветленный,совершенный в знании и поведении,возвышенный,самый почитаемый,достигший блага.
Имхо
Видимо заявления об обязанности давят на человека,а человеки не святые и иногда нарушают и потом начинается самобичевание от мысли что он должен,
в итоге это на мой взгляд мешает практике ,человек не довольствуется своей жизнью не спокоен и возможно из за этого еще нарушает.
сансара
Ну, это же просто показатель зрелости человека, бхиккху или мирянина - осознание, что невозможно жить без обязательств в социуме, от которого ты тут и там зависишь. Инфантильные люди подводят других, бросают своих близких и т.д.
А уж монахи, которые представляют Дхамму и почести которым воздаются, прежде всего из-за гения Будды - как они могут быть свободны от обязательств?
В ВУЗах бальная оценка знаний, строгая программа, расписанная по неделям, семестрам, годам, на всём протяжении обучения постоянные проверочные экзамены, а несдача экзаменов грозит отчислением из ВУЗа. Плюс еще, конечно, дисциплинарные правила, за нарушение некоторых из них грозит тоже отчисление.
наверное это в вашем так было, у нас относительно либерально было, хоть совсем не ходи, главное как потом экзамен сдашь. Ну так простая логика, хочешь сдать - прими регламент в той мере, в какой считаешь нужным, я, например, прогуливал некоторые лекции и учил по книжкам.
Цитата:
С вашей подачи, в монастырях у монахов всё выглядит так:
Монахи делают что хотят, как хотят и когда хотят, не обязаны вообще кому-то отчитываться. Правила Винаи — не более, чем дружеские рекомендации, несоблюдение их ничем не грозит, а главный критерий оценки — признание монаха в совершении какого-то "проступка", за который разве что пожурят. Разве что пяток поступков, за которые только при признании монах "отчисляется" и теряет статус монаха.
Да, всё так, конечно ват всегда определяет его настоятель, с долей личного произвола, и его власть в данном случае не регулируется Винайей, а регулируется местным законодательством. Но вы, утрируя, в-общем то удачно попали в цель.
Есть некоторый шаблон соблюдения, свойственный данному вату. Некоторые вещи соблюдаются строго, некоторые игнорируются. Если ты по убеждениям и способностям строгий бхиккху - ты находишь ват по-строже и по-леснее, если нет, то по-мягче. Выбор всегда есть. Ограничения на передвижение отсутствуют, разве что во время Ниссайа настоятель обычно старается контролировать передвижения, но также очень формально. Никому из нас не было отказано ни разу в каких либо переездах. Часто бывает что на Вассу монах едет в лесной ват и там втыкает камматхану, а потом по осени возвращаться в свой обычный и живёт без особых строгостей.
Наш был средней руки. Были обязательные чтения Патимоккхи (редкое дело) и признания, Тхамват не всегда, можно прогулять. Пиндапата обязательная и общий завтрак тоже обязателен, обед по желанию. За нарочитые нарушения могут замечание сделать, но если никто не видит - делай что хош, и многие делали. Сами замечания обычно сводились к тому что не ровно сели или криво оделся или совсем уж часто прогулял Тхамват, в общем - пустяки, в то время как ограничение в одежде и пользование деньгами было совершенной нормой, с нас даже принудительные поборы собирали деньгами и лишними чиварами, на какие то ритуальные цели. Я уж не говорю что монахи спокойно могли копать землю и пилить деревья, судя по всему даже не зная, что это запрещено.
В других ватах, где мне приходилось бывать, бывало строже, а попадались и ваты на полном расслабоне, где ужин и отсутствие формальных мероприятий, признаний и Упосатхи.
aurum
Да, и, кстати, школьное образование это именно обязанность, и если ребенок бросит школу, его родителям грозит административная ответственность.
Ну вот как то не правда.
Вообще то родители имеют полное право перевести ребенка на домашнее обучение.
Правда, не все это потянут. _________________ Sabbadānaṃ dhammadānaṃ jināti
КИ, спасибо за видео с песнопением Парибка! Посмеялся с утра, настроение подняли!
А меня ужаснуло ) Как то у него зловеще вышло.
Странно, я один такой, кого это вот вообще ну ни как не затронуло?
Ну спел человек в силу возможностей и желаний...
Может я не понимаю чего..? _________________ Sabbadānaṃ dhammadānaṃ jināti
Ну, это же просто показатель зрелости человека, бхиккху или мирянина - осознание, что невозможно жить без обязательств в социуме, от которого ты тут и там зависишь. Инфантильные люди подводят других, бросают своих близких и т.д.
А уж монахи, которые представляют Дхамму и почести которым воздаются, прежде всего из-за гения Будды - как они могут быть свободны от обязательств?
.
Не совсем понял смысла вашего комментария на мой)
Монах если не получил даны "не огорчается".
Миряне хотят подают хотят не подают,но Совершенный рекомендовал подавать что принесет мирянам же самим благо.
это не зависимость это благой симбиоз. _________________ Будда истинно просветленный,совершенный в знании и поведении,возвышенный,самый почитаемый,достигший блага.
"Житьё в долг" — подразумевает обязанность. Заметьте, я в этой теме вёл речь про моральные обязательства, принятые на себя монахом. Статус монаха уже подразумевает моральные обязательства.
А статус мирского последователя Будды не подразумевает моральных обязательств? Разве мы не берем на себя обязательств, принимая Прибежища и разве не нарушаем их после? Возможно кто-то и не нарушает, вы возможно не нарушаете, а вот я очень уважаю немножко пива с рыбкой, особенно летом. Тем не менее считаю себя буддисткой, хоть и не совершенной, потому как регулярно беру на себя обязательства не употреблять опьяняющих веществ, а потом так же регулярно (пусть и весьма умеренно) их употребляю.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы