Три лакшаны буддизма или три характерных признака существования это: анатта, аничча, дукха.
Может ли анатта (не-я) существовать без атты (я); Аничча (непостояноство) без ниччи (постоянства); Дукха (страдание) без сукха (удовольствия)?
Анатта - это отрицание атта, аничча - отрицание ниччи, дукха - отрицание, как получается, сукха.
Просто вопрос. Это как следствие всех разговоров в последнее время
Анатта это не отрицание атты. Анатта означает "не я". "Не я" это не объект, это принцип (то, как следует рассматривать все вещи: "это не моё, я не таков, это не моё «я»" (СН 22.59)), которому необходимо следовать существам. Таким образом говорить "существует не-я" - не правильно.
Есть два признака по которым Будда определяет что что-то не является я. К слову сказать, это совершенно не "вечное, постоянное, неизменное" как многие пишут в темах про анатту. Так как такова как раз ниббана. А признаки эти: невозможность повелевать и приводимость к недугу (СН 22.59). Таким образом если чем-то нельзя повелевать и/или оно приводит к недугу - то это не следует считать я.
Именно поэтому ниббана тоже анатта - так как нет возможности повелевать ниббаной. У людей иногда возникают вопросы почему ниббана вроде постоянна и не-страдательна, но тоже анатта. А в ответ получают просто что "так сказал Будда"
Аничча это не отрицание ниччи. Будда не говорит что все не-постоянно. Он говорит что нужно "оставить желание к тому, что непостоянно" (СН 22.66).
Дукха это не отрицание сукхи. Дукхи без сукхи нет. Будда говорит что если бы была только дукха, то существа не очаровывались бы, например, формой (СН 22.60).
Последний раз редактировалось: Adzamaro (Вт 25 Июл 17, 15:51), всего редактировалось 4 раз(а) Ответы на этот пост: Frithegar
№337027Добавлено: Вт 25 Июл 17, 14:32 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Очень, очень, очень трудно при исследовании восприятия отделаться от дуализма воспринимаемого/воспринимающего. Для разрыва этого шаблона может быть полезным понимание недвойственности всякого дуализма. Однако это может заводить, как в данном случае Фридегара, в парадоксальное утверждение двойственности: раз есть анатман, значит есть атман. То есть, играя с адвайтой, не понята самая суть игры - нет никакого Анатмана, который бы существовал - никак - ни в виде противоположности Атману, ни в качестве его отрицания - вообще никак. Анатман - это НЕ какой-то "анти-атман". Анатман - это пратитья самутпада. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
empiriocritic_1900
Очень, очень, очень трудно при исследовании восприятия отделаться от дуализма воспринимаемого/воспринимающего. Для разрыва этого шаблона может быть полезным понимание недвойственности всякого дуализма. Однако это может заводить, как в данном случае Фридегара, в парадоксальное утверждение двойственности: раз есть анатман, значит есть атман. То есть, играя с адвайтой, не выявления самая суть игры - нет никакого Анатмана, который бы существовал - никак - ни в виде противоположности Атману, ни в качестве его отрицания - вообще никак. Анатман - это какой-то "анти-атман". Анатман - это пратитья самутпада.
Не так уж и трудно Трудность создается рассуждениями. Рассуждения не охватывают предмет, предмет не знаком, оттого и трудность.
Однако, в то же время, любой человек помимо рассудочного двойственного дуализма, гораздо большее время никак этого дуализма не воспринимает (и не создает).
Пока не активировано рассудочное мышление, поведение вполне автономно от него и оттого не наполнено каким-либо дуализмом.
Организм производит множество действий, в которых нет прямого участия рассудка. Рассудок вмешивается, если происходит сбой в обычных действиях.
В том числе, есть и другая сторона. В психологии говорят о непроизвольном, произвольном и постпроизвольном внимании. Постпроизвольное похоже на непроизвольное, что можно продемонстрировать так.
Непроизвольно организм совершает вдохи и выдохи. Обращаяя внимание на дыхание, рассудок вмешивается в управление дыханием и необходимо произвольно совершать вдохи и выдохи, определяя их начало и конец. Долгое время практикуя сознательное произвольное дыхание, вырабатывается привычка лишь наблюдать за вдохами и выдохами организма, не вмешиваясь, не принимая решения. Это и есть постпроизвольное внимание. Позволяющее происходить чему-то без усилий.
Здесь может быть когнитивный диссонанс со словами произвольно-непроизвольно, поскольку они в быту могут иметь целиком противоположные значения. В данном контексте значение расшифровывается как происходящее из сознательной воли и не происходящее из сознательной воли. Значение произвольного как случайного или независимого от желания (произведенной чужой волей) в данном случае отбрасывается. Сравните "непроизвольно вздрогнул" как вздрогнул не желая того.
Этот дисклеймер не для обсуждения, поскольку в данном случае важно точное значение, а не все богатство возможного использования слов. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
"Существует" - некорректный термин для отрицания, так как это сугубо умственная (идеальная) категория. Правильно говорить: "возможно отрицание того, что не существует".
нет, именно может ли существовать анатта без атта или аничча без ничча? В этом смысле.
При том, что аничча, анатта и дукха - это то, что существует. Как три лакшаны или признака существования.
Существование - метафизическая категория. Умственные, общие, идеальные предметы - не существуют. Но о них можно говорить, думать о них, использовать идеи о них с пользой. _________________ Буддизм чистой воды
№337032Добавлено: Вт 25 Июл 17, 14:57 (7 лет тому назад)
Won Soeng
Вы очень уместно привели выражение "когнитивный диссонанс". Именно это я имел в виду под словами "Очень, очень, очень трудно при исследовании восприятия отделаться от дуализма воспринимаемого/воспринимающего". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Заметьте: заблуждение. Но не отсутствие вообще существования. Заблуждение - это существование в виде иллюзии. Вот что я хочу прежде всего сказать, чтобы вы поняли
... тогда как анатта - это часто познанное заблуждение и отделение от себя как объект познания.
Вы неправильно применяете термин "существование". Существует вообще все. Поскольку все, что мы различаем возникает при условии существования. Однако что-то мы считаем существующим реально, а что-то существующим лишь в воображении. Именно поэтому возникает термин не существует (реально). То есть существует только в воображении.
Реальность от воображения существами определяется лишь силой цепляния. То, за что цепляние сильно воспринимается существующим реально. То, за что цепляние слабо - воспринимается существующим лишь в воображении.
И никаких тут философских заморочек. Все конкретно и элементарно. Главное - выпрямить ум Дхармой (12-звенной цепью). Исправить закорюки фантазий о мироздании в уме.
Вроде бы я усвоил этот момент о реальности и воображении. Тело и его отражение в зеркале реальны, но сила цепляния к ним разная. Поэтому тело кажется более реальным, чем отражение. Однако не вполне ясно, что подразумевается под силой цепляния.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№337034Добавлено: Вт 25 Июл 17, 15:27 (7 лет тому назад)
В шести сферах чувств дуализм прекрасно присутствует и это не иллюзия какая-то - это сознание (винняна), как познающий субъект ("оно познает, оно познает": МН 43), и познаваемый объект. Другое дело что этот познающий субъект не следует считать собой, как и все остальное.
В шести сферах чувств дуализм прекрасно присутствует и это не иллюзия какая-то - это сознание (винняна), как познающий субъект ("оно познает, оно познает": МН 43), и познаваемый объект. Другое дело что этот познающий субъект не следует считать собой, как и все остальное.
Я бы уточнил "распознает" или еще точнее "узнает". И прямо совсем точно "оно отличает, оно отличает"
И тогда проще увидеть, что нет никакого субъекта. Виджняна это собственно и есть отличительный признак. Не что-то вокруг него, не что-то владеющее или обладающее признаком, не что-то его получающее, не что-то изменяющееся при получении признака, а собственно - признак.
Познаваемый объект - намарупа. Отличительный признак - виджняна. Группа признаков/намарупа - опора восприятия (ворота). Признак восприятия в группе объекта по отличительному признаку - спарша, контакт. Чувствование (ведана) по отношению к познаваемому объекту в контексте памяти/опыта - соединение между собой нескольких актов восприятия. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Последний раз редактировалось: Won Soeng (Вт 25 Июл 17, 15:57), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Frithegar
Заметьте: заблуждение. Но не отсутствие вообще существования. Заблуждение - это существование в виде иллюзии. Вот что я хочу прежде всего сказать, чтобы вы поняли
... тогда как анатта - это часто познанное заблуждение и отделение от себя как объект познания.
Вы неправильно применяете термин "существование". Существует вообще все. Поскольку все, что мы различаем возникает при условии существования. Однако что-то мы считаем существующим реально, а что-то существующим лишь в воображении. Именно поэтому возникает термин не существует (реально). То есть существует только в воображении.
Реальность от воображения существами определяется лишь силой цепляния. То, за что цепляние сильно воспринимается существующим реально. То, за что цепляние слабо - воспринимается существующим лишь в воображении.
И никаких тут философских заморочек. Все конкретно и элементарно. Главное - выпрямить ум Дхармой (12-звенной цепью). Исправить закорюки фантазий о мироздании в уме.
Вроде бы я усвоил этот момент о реальности и воображении. Тело и его отражение в зеркале реальны, но сила цепляния к ним разная. Поэтому тело кажется более реальным, чем отражение. Однако не вполне ясно, что подразумевается под силой цепляния.
Чувствование соединяет между собой предметы/образы намарупа. Чем больше соединено с каким-то образом других образов - тем значимее возникающее чувство (глубже, шире, мощнее). Пренебрежение слабыми связями по сравнению с сильными - это жажда, танха. Получающаяся избирательность восприятия - цепляние. Склонность к этой избирательности - существование. Чем сильнее избирательность, тем сильнее цепляние, тем реальнее существование. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№337038Добавлено: Вт 25 Июл 17, 15:57 (7 лет тому назад)
Won Soeng
Да, оно "субъект" в том смысле что просто познает что-то, и только в этом. Я, вообще, предпочитаю преимущественно называть это словом "наблюдать", а непосредственно узнает наблюдаемое/познаваемое у меня сання/восприятие.
№337039Добавлено: Вт 25 Июл 17, 16:00 (7 лет тому назад)
Цитата:
И тогда проще увидеть...
Вот подход этот заметно бесит тех, кто давно привык "видеть" что-либо исключительно в текстах, а не наблюдать в уме. Отсюда эпитеты, выдающие раздражение: "идиотизм", "маразматический" и т.п.
Won Soeng
Да, оно "субъект" в том смысле что просто познает что-то, и только в этом. Я, вообще, предпочитаю преимущественно называть это словом "наблюдать", а непосредственно узнает наблюдаемое/познаваемое у меня сання/восприятие.
Сання это совокупность цепляния, рожденная. Ее не сопоставить прямо с санскара-виджняна-намарупа-шадаятана-спарша-ведана.
Сання, словно трафарет. Вот есть весь универсальный опыт распознавания в самых разных сочетаниях-целях, и этот опыт бесконечно многообразен. Сання накладывает на этот опыт трафарет лишь определенной ценности и тем самым придается значение лишь некоторым образам и их отличительным признакам.
В этом смысле субъект это лишь рожденные пять совокупностей, а нахождение субъекта в других звеньях - это лишь проекция рассудком. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10349 Откуда: Москва
№337041Добавлено: Вт 25 Июл 17, 16:12 (7 лет тому назад)
непостоянство и постоянство можно представлять себе в воображении.
А вот то, бывают ли они в реальности - это вопрос уже другой.
Где-то бывает постоянное, а где-то его не бывает.
Это зависит от того, кто, что, на каком временном отрезке и с какой точностью наблюдает.
Зайцы с рогами и без рогов одинаково возможны в воображении.
А в реальности - своя история. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№337042Добавлено: Вт 25 Июл 17, 16:14 (7 лет тому назад)
Опыт распознавания - это и есть сання. Сання входит в имя-и-форму (СН 12.2): чувство, [восприятие], намерение, контакт, внимание. Сання это распознавание/идентификация объектов по уже ранее виденному. Субъект в философии это то что познает, в отличие от того что познают. Таким субъектом является винняна - "оно познает, оно познает": МН 43. Нет никакой проблемы находить субъект. Проблемы начинается тогда, когда вы начинаете этот субъект мыслить собой или своим.
Опыт распознавания - это и есть сання. Сання входит в имя-и-форму (СН 12.2): чувство, [восприятие], намерение, контакт, внимание. Сання это распознавание/идентификация объектов по уже ранее виденному. Субъект в философии это то что познает, в отличие от того что познают. Таким субъектом является винняна - "оно познает, оно познает": МН 43. Нет никакой проблемы находить субъект. Проблемы начинается тогда, когда вы начинаете этот субъект мыслить собой или своим.
Нет проблем, в терминах западной философии пусть это будет субъект, пока он не мыслится собой, своим или в какой-либо другой форме - атманом, источником побуждений, желаний и т.п. Если такое уточнение все еще не выхолащивает смысл термина субъект, возражений нет. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы