«В йоге восемь степеней трансцендентальной медитации (самапатти). В силу методологического единства йоги и буддизма, они должны существовать и в буддийской медитативной практике – в более или менее превращённой форме. Сначала сформулируем йогические степени медитации, а потом поищем буддийские аналоги.
1. Савитарка-самапатти – существует смешение объекта, слова и знания трансцендентальной медитации (ТМ). Это смешение вызывает сомнения.
2. Нирвитарка—самапатти – сомнения преодолеваются.
3. Савичара-самапатти – существуют колебания относительно отчётливости нашего йогического восприятия тонкой сущности вещей, или выражаясь метафизически, сущности тонких вещей, что в принципе одно и от же.
4. Нирвичара-самапатти – колебания преодолеваются.
5. Сананда-самапатти - существует радостное убеждение по поводу «вайшарадя-дхармы», величайшего умения йогина улавливать тонкую сущность вещей и пребывать в просветлённом статусе осознавания (бодхи-саттва).
6. Нирананда-самапатти – радостное возбуждение преодолевается; йогин продвигается ещё дальше.
7. Сасмита-самапатти – йогин всё ещё подвержен ложным идентификациям в попытках определить свою собственную сущность. С чем и с кем он только не отождествляет себя – с атомами, субатомными элементами, тонкими психологическими конституентами сознания, с разными богами, и даже сам Брахма является таким йогином.
8. Нирасмита-самапатти – ложные идентификации преодолеваются; наступает полное отождествление с принципом сознательности, угасание (нирвана) всех самскар, окончательное воссоединение с Тем, кот Непоклатим и Безучастен (кутастха).
Это и есть восьмеричный путь тренсцендентально-медитирующего йогина к окончательной Йоге=самадхи.»
Йога-Даршана
Самадхи-Пада
Перевод с санскрита и комментарии
Пламен Градинаров.
Йога по определению не может рассматриваться как образец буддистского учения.
Йога по определению не может рассматриваться как образец буддистского учения.
Давайте пройдём по фазам самапатти. Я пока вижу только в
" 8. Нирасмита-самапатти – ложные идентификации преодолеваются; наступает полное отождествление с принципом сознательности, угасание (нирвана) всех самскар, окончательное воссоединение с Тем, кот Непоклатим и Безучастен (кутастха)." - полное отждествление с Пурушей (как безжизненным принципом сознательности). Почему меня это не слишком смущает? В меру моего понимания, медитация идёт своим ходом. И кого куда надо - туда и отождествит или разотождествит. К тому же. Если Пуруша - трансцендетален, то чем отличается отождествление с ним от прекращения превратных идентификаций? Ведь в пределах ума не остаётся объектов для отождествления. И в чём отличия буддийского аналога самапатти - по всем пунктам? Классно было бы посмотреть какой-нибудь буддийский текст на русском.
Йога по определению не может рассматриваться как образец буддистского учения.
Давайте пройдём по фазам самапатти. Я пока вижу только в
" 8. Нирасмита-самапатти – ложные идентификации преодолеваются; наступает полное отождествление с принципом сознательности, угасание (нирвана) всех самскар, окончательное воссоединение с Тем, кот Непоклатим и Безучастен (кутастха)." - полное отждествление с Пурушей (как безжизненным принципом сознательности). Почему меня это не слишком смущает? В меру моего понимания, медитация идёт своим ходом. И кого куда надо - туда и отождествит или разотождествит. К тому же. Если Пуруша - трансцендетален, то чем отличается отождествление с ним от прекращения превратных идентификаций? Ведь в пределах ума не остаётся объектов для отождествления. И в чём отличия буддийского аналога самапатти - по всем пунктам? Классно было бы посмотреть какой-нибудь буддийский текст на русском.
Пуруша = вечная трансцендентная личность. Термин "нирвана" здесь, по-видимому, также понимается несколько иначе, чем в буддизме.
"Самапатти" по сумме значений переводов в санскритском словаре даёт понятие "(само)сретение" ("встреча, единение, уступка, возможность, обретение изначальной формы"). То есть опять-таки не буддистская Нирвана (если вне контекста Татхагатагарбхи).
Последний раз редактировалось: Манджушри108 (Пн 03 Фев 14, 10:41), всего редактировалось 1 раз
№186140Добавлено: Пн 03 Фев 14, 10:54 (11 лет тому назад)
"Идеал бодисаттвы выдвинут махаянистской философией, отрицавшей реальность всех индивидов как отдельных, особых феноменов и считавшей, что все они реально содержатся в единой трансцендентной реальности (алая-виджняна у некоторых йогачаров, шунья или татхата – у некоторых мадхьямиков), частичным или иллюзорным проявлением которой они являются. Эта философия отрицает индивидуальное я и утверждает всеобщее, абсолютное я (Махатман или Параматман) как реальное я человека. Стремление к освобождению всех, а не только маленького индивидуального я (хинатман) было поэтому логическим следствием этой философии единства всех существ."
"Восстановление я. Одним из устрашающих рядового человека положений раннего буддизма было отрицание я. Если меня нет, к чему тогда все труды? Философия махаяны учит, что маленькое отдельное ego – иллюзия, видимость. Но это видимое я имеет за собой реальность единого трансцендентного я (Махатмам), которое является Я всех созданий. Благочестивый махаянист, таким образом, находит себя восстановленным в еще более возвышенной и значительной форме."
С.Чаттерджи и Д.Датта
ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
№186141Добавлено: Пн 03 Фев 14, 11:03 (11 лет тому назад)
"Все способы, которые применяются для того, чтобы помочь сознанию сосредоточиться на одной-единственной точке, более или менее одинаковы во всех философских системах. В них нет абсолютно ничего буддийского. Психологический факт сосредоточения, который лежит в их основе, очень прост. Если сосредоточение производить систематически, оно вызывает особые мистические состояния духа. Патанджали дал этому объяснение в соответствии с принципами философии санкхья. В хинаяническом буддизме это разъяснено с помощью системы радикального плюрализма, т.е. с теорией отдельных элементов (dharma), которые были классифицированы с точки зрения их постепенного угасания в нирване. Для буддизма очень характерна система небес или раев, где на своих средних и высших ступенях пребывают воображаемые существа, которые также называются богами, но являются на самом деле не чем иным, как врожденными мистиками, существами, у которых состояние транса является естественным. Это отличает буддизм от всех других религий и философских систем. Это неотделимо также от понятия хинаянической нирваны, или так называемой нирваны шраваков. Согласно учению некоторых школ, высшие каталептические состояния транса являются вечными (asanskrita), т.е. они не отличаются от нирваны37. Но, согласно учению большинства школ, нирвана даже выше этого. Это абсолютная граница жизни, угасание даже того вида тончайшего следа сознания, которое все еще остается в высшем из воображаемых миров каталептического транса. "
"Идеал бодисаттвы выдвинут махаянистской философией, отрицавшей реальность всех индивидов как отдельных, особых феноменов и считавшей, что все они реально содержатся в единой трансцендентной реальности (алая-виджняна у некоторых йогачаров, шунья или татхата – у некоторых мадхьямиков), частичным или иллюзорным проявлением которой они являются. Эта философия отрицает индивидуальное я и утверждает всеобщее, абсолютное я (Махатман или Параматман) как реальное я человека. Стремление к освобождению всех, а не только маленького индивидуального я (хинатман) было поэтому логическим следствием этой философии единства всех существ."
"Восстановление я. Одним из устрашающих рядового человека положений раннего буддизма было отрицание я. Если меня нет, к чему тогда все труды? Философия махаяны учит, что маленькое отдельное ego – иллюзия, видимость. Но это видимое я имеет за собой реальность единого трансцендентного я (Махатмам), которое является Я всех созданий. Благочестивый махаянист, таким образом, находит себя восстановленным в еще более возвышенной и значительной форме."
С.Чаттерджи и Д.Датта
ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
Вы изучаете буддийскую философию по писаниям индуистов? ) Это по меньшей мере странно.
Зарегистрирован: 31.01.2014 Суждений: 28 Откуда: Самара
№186146Добавлено: Пн 03 Фев 14, 11:15 (11 лет тому назад)
Относительно нирваны в разных школах буддизма существуют некоторые разночтения.
"Технически" буддизм, конечно, изначально плоть от плоти санкхьи. Но Будду, у которого учителя были из этой школы, санкхья, как мы знаем, не удовлетворила. Насколько можно понять, именно из-за того, что то состояние, которое эта школа считала высшим, с точки зрения Будды было в конечном счёте обусловленным и конечным, как и все остальные.
Будда пользовался йогическим дискурсом. Судя по всему, его терминология во многом была из санкхьи, но его нирвана определённо с традиционной не совпадала. Поэтому в том, что касается нюансов дхьян и самадхи, пользоваться источниками санкхьи видимо вполне можно, но изучать буддизм по ним не получится. )
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы