"Технически" буддизм, конечно, изначально плоть от плоти санкхьи. Но Будду, у которого учителя были из этой школы, санкхья, как мы знаем, не удовлетворила. Насколько можно понять, именно из-за того, что то состояние, которое эта школа считала высшим, с точки зрения Будды было в конечном счёте обусловленным и конечным, как и все остальные.
Так то была ПРОТОсанкхья.
"Йога - это буддизм, лишенный своей религиозной бароковости."
Пламен Градинаров.
"Технически" буддизм, конечно, изначально плоть от плоти санкхьи. Но Будду, у которого учителя были из этой школы, санкхья, как мы знаем, не удовлетворила. Насколько можно понять, именно из-за того, что то состояние, которое эта школа считала высшим, с точки зрения Будды было в конечном счёте обусловленным и конечным, как и все остальные.
Так то была ПРОТОсанкхья.
"Йога - это буддизм, лишенный своей религиозной бароковости."
Пламен Градинаров.
Я бы всё же пользовался более аутентичными источниками. Или г-н Градинаров (при всём к нему уважении) является признанным учителем Дхармы?
№186152Добавлено: Пн 03 Фев 14, 11:28 (11 лет тому назад)
plot
Не принимайте близко сердцу. Специально кощунственно ворошу муравейник, чтобы оттянуть сюда садхаков из общественно-политических тем
Есть что-то аутентичное о связи и различиях йоги с буддизмом?
Арупа-дхьяны - в йоге и буддизме - разные? Чем отличаются?
plot
Не принимайте близко сердцу. Специально кощунственно ворошу муравейник, чтобы оттянуть сюда садхаков из общественно-политических тем
Есть что-то аутентичное о связи и различиях йоги с буддизмом?
Арупа-дхьяны - в йоге и буддизме - разные? Чем отличаются?
Насколько я знаю, исходя из всех этих лет изучения предмета (оставляя возможность для ошибки), могу сказать, что дхьяны и прочие состояния там и там одинаковы. Различие скорее в отношении к ним. То, что для йоги является целью, для буддизма таковой не является. Поэтому повторюсь -
Цитата:
в том, что касается нюансов дхьян и самадхи, пользоваться источниками санкхьи видимо вполне можно, но изучать буддизм по ним не получится.
Более того, система дхъян и самадхи, хоть и вербализуемая иначе, встречается и в других традициях.
Зарегистрирован: 31.01.2014 Суждений: 28 Откуда: Самара
№186156Добавлено: Пн 03 Фев 14, 11:38 (11 лет тому назад)
Человеку свойственно залипать в своих мирах, а если это какая-нибудь арупа-лока, то это залипание многократно сильнее. Цель йоги, грубо говоря, в достижении одного из высших миров (состояний сознания). Цель буддизма - в преодолении этой тенденции залипания в принципе. Поэтому в большинстве буддийских школ к арупа-локе вообще относятся настороженно. Там можно зависнуть надолго, а в деле спасения это не полезно.
"Идеал бодисаттвы выдвинут махаянистской философией, отрицавшей реальность всех индивидов как отдельных, особых феноменов и считавшей, что все они реально содержатся в единой трансцендентной реальности (алая-виджняна у некоторых йогачаров, шунья или татхата – у некоторых мадхьямиков), частичным или иллюзорным проявлением которой они являются. Эта философия отрицает индивидуальное я и утверждает всеобщее, абсолютное я (Махатман или Параматман) как реальное я человека. Стремление к освобождению всех, а не только маленького индивидуального я (хинатман) было поэтому логическим следствием этой философии единства всех существ."
"Восстановление я. Одним из устрашающих рядового человека положений раннего буддизма было отрицание я. Если меня нет, к чему тогда все труды? Философия махаяны учит, что маленькое отдельное ego – иллюзия, видимость. Но это видимое я имеет за собой реальность единого трансцендентного я (Махатмам), которое является Я всех созданий. Благочестивый махаянист, таким образом, находит себя восстановленным в еще более возвышенной и значительной форме."
С.Чаттерджи и Д.Датта
ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
"Все способы, которые применяются для того, чтобы помочь сознанию сосредоточиться на одной-единственной точке, более или менее одинаковы во всех философских системах. В них нет абсолютно ничего буддийского. Психологический факт сосредоточения, который лежит в их основе, очень прост. Если сосредоточение производить систематически, оно вызывает особые мистические состояния духа. Патанджали дал этому объяснение в соответствии с принципами философии санкхья. В хинаяническом буддизме это разъяснено с помощью системы радикального плюрализма, т.е. с теорией отдельных элементов (dharma), которые были классифицированы с точки зрения их постепенного угасания в нирване. Для буддизма очень характерна система небес или раев, где на своих средних и высших ступенях пребывают воображаемые существа, которые также называются богами, но являются на самом деле не чем иным, как врожденными мистиками, существами, у которых состояние транса является естественным. Это отличает буддизм от всех других религий и философских систем. Это неотделимо также от понятия хинаянической нирваны, или так называемой нирваны шраваков. Согласно учению некоторых школ, высшие каталептические состояния транса являются вечными (asanskrita), т.е. они не отличаются от нирваны37. Но, согласно учению большинства школ, нирвана даже выше этого. Это абсолютная граница жизни, угасание даже того вида тончайшего следа сознания, которое все еще остается в высшем из воображаемых миров каталептического транса. "
Ф.И.Щербатской
КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
Тоже небуддистский источник. "Буддологический" и "буддистский" - не синонимы.
Не все школы буддизма уделяют внимание именно "системе раёв". Те, кто уделяет внимание этой системе, предполагает, что практикующий получит перерождение только в одной из множества Чистых Земель (а не в нескольких Чистых Землях сразу и единовременно).
Также буддизм в принципе не может утверждать постулат о вечном существовании какого бы то ни было явления (сансара не вечна, ибо угаснет; нирвана не вечна, ибо Будды снисходят оттуда в Сансару).
Не очень понятно слово asanskrita. Быть может, подразумевается слово असंस्कृत [asamsrta] = "необработанное", "грубое"???
№186172Добавлено: Пн 03 Фев 14, 12:03 (11 лет тому назад)
Отождествление сансарного деятеля с отдельной традицией - это тоже самоидентификация (с учётом вашего "для буддиста вообще нет не превратных идентификаций"). Это похоже на умелые средства, имеющие своё поле для работы. Будда сейчас - какую линию преемственности избрал бы? Какой отдал бы предпочтение - из буддийских?
В Индии было принято знать свою традицию и основных оппонентов. Знать критику своей традиции по отношению к другим, и за что те критикуют эту. Сходства и различия.
Целеполагание - вообще вопрос, достойный отдельной темы. Как мы отличим буддийскую нирвану от йогической? Кто выбирает традицию, и есть ли в этом свобода воли?
Отождествление сансарного деятеля с отдельной традицией - это тоже самоидентификация (с учётом вашего "для буддиста вообще нет не превратных идентификаций"). Это похоже на умелые средства, имеющие своё поле для работы. Будда сейчас - какую линию преемственности избрал бы? Какой отдал бы предпочтение - из буддийских?
В Индии было принято знать свою традицию и основных оппонентов. Знать критику своей традиции по отношению к другим, и за что те критикуют эту. Сходства и различия.
Целеполагание - вообще вопрос, достойный отдельной темы. Как мы отличим буддийскую нирвану от йогической? Кто выбирает традицию, и есть ли в этом свобода воли?
Отождествление сансарного деятеля с отдельной традицией - это тоже самоидентификация (с учётом вашего "для буддиста вообще нет не превратных идентификаций"). Это похоже на умелые средства, имеющие своё поле для работы. Будда сейчас - какую линию преемственности избрал бы? Какой отдал бы предпочтение - из буддийских?
В Индии было принято знать свою традицию и основных оппонентов. Знать критику своей традиции по отношению к другим, и за что те критикуют эту. Сходства и различия.
Целеполагание - вообще вопрос, достойный отдельной темы. Как мы отличим буддийскую нирвану от йогической? Кто выбирает традицию, и есть ли в этом свобода воли?
Самоидентификация вообще никуда не девается, пока человек не становится архатом. )
В Индии было принято знать свою традицию и основных оппонентов. Знать критику своей традиции по отношению к другим, и за что те критикуют эту. Сходства и различия.
Чтобы быть способным на полноценную компаративистику, нужно в полной мере пройти путь А и путь Б. Либо же делать утверждения о чисто внешних признаках, очень осторожно.
К слову, Дхармакирти (если не ошибаюсь) в своё время именно из этих побуждений прошёл обучение у индуистского гуру.
Самоидентификация вообще никуда не девается, пока человек не становится архатом. )
Но к ней может меняться отношение. Понятие "человек" в буддизме - тоже умелое средство. Средства на пути - возможно, меняются. Человек в привычном понимании- распознаётся как превратная идентификация. Она и совершает восхождение по этапам пути. Который тоже может идентифицироваться так или иначе. В соответствии с картиной мира, учений - которая зависит от кармы. И понимание которой тоже на ходу меняется - вплоть до оставления плота. Чем дальше - тем больше видно обусловленностей. Вплоть до.. прекращения сансарного деятеля? Вплоть до превращения всего в сплошную Дхарму?
Самоидентификация вообще никуда не девается, пока человек не становится архатом. )
Но к ней может меняться отношение. Понятие "человек" в буддизме - тоже умелое средство. Средства на пути - возможно, меняются. Человек в привычном понимании- распознаётся как превратная идентификация. Она и совершает восхождение по этапам пути. Который тоже может идентифицироваться так или иначе. В соответствии с картиной мира, учений - которая зависит от кармы. И понимание которой тоже на ходу меняется - вплоть до оставления плота. Чем дальше - тем больше видно обусловленностей. Вплоть до.. прекращения сансарного деятеля? Вплоть до превращения всего в сплошную Дхарму?
Определённо можно говорить о "прекращении сансарного деятеля". Следующее Ваше предложение уже, на мой взгляд, лишнее. )
Так или иначе, арья - тот, кто деятельно идёт по пути избавления от "залипания" как принципа. Может ли он при этом придерживаться санкхьи или скажем суфийского тариката? Why not. Просто ни санкхья ни суфийские тарикаты подобную цель не декларируют, не рефлексируют и, соответственно, насколько можно судить, к ней не идут. Поэтому в них "арианство" будет личным открытием человека.
№186220Добавлено: Пн 03 Фев 14, 17:04 (11 лет тому назад)
Кто назовет пустоту буддийской.
А иллюзию йогийской.
Ваджраяну махаянской,
Хинаяну тхеравадинской,
тот не став виноградом
превратится в изюм.
А кто называет непонятное бредом,
А понятное неоспоримым,
Тот знает какие козыри на руках у Лукавого.
В игре без выигрыша. _________________ Из воды можно слепить что угодно.
Если добавить немного глины.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы