Спасибо за добрые слова о Банкэе. Я удивляюсь, как мало современные школы дзен (чань) уделяют внимания учению этого великого Мастера.
Часто я слышал, как люди восхваляли его (Банкея) аскетизм, его нечеловеческие усилия в попытках достичь истины. Но, как правило, все забывают о том, что он признал все эти методы ошибочными. Он много раз повторял ученикам, что "не нужно делать так, как я". О том же говорил и Будда Гаутама. Но проблема в том, что насилие живет в наших мозгах, и человеку гораздо проще по 20 часов в день "умерщвлять плоть", чем просто один раз "врубиться" в Нерожденное.
Без труда не выловишь и рыбки из пруда. Прорыв может наступить в одно мгновение, но ему будет предшествовать 24 часа практики самоотверженной тренировки изо дня в день. Переход количественных изменений в качественные.
Иначе нерождённое - это просто лень и самообман.
№143175Добавлено: Чт 28 Мар 13, 05:13 (12 лет тому назад)
Камни или высохшие деревья не осознаЮт Нерожденное, и даже рожденное не осознаЮт. Можно привести пример с душевнобольным человеком в кататоническом ступоре. Он подобен камню или высохшему дереву. Он даже не знает, что такое "рожденное", а уж Нерожденное тем более .
Без труда не выловишь и рыбки из пруда. Прорыв может наступить в одно мгновение, но ему будет предшествовать 24 часа практики самоотверженной тренировки изо дня в день. Переход количественных изменений в качественные.
Иначе нерождённое - это просто лень и самообман.
Много лет назад я придумал такой вариант этой пословицы (потом через 10 лет услышал это в КВН): "Без пруда не выловишь и рыбки"
Нужно найти пруд, тогда и рыбка будет поймана. И для этого не нужно ничего особенного. А вот пытаться ловить рыбу там, где ее никогда и не было, это - самообман .
Если бы в дзенской практике количество всегда переходило в качество, то мы бы сейчас имели целую толпу просветленных. Но этого нет, потому что люди десятилетиями ловят рыбу там, где ее никогда не водилось .
№143238Добавлено: Чт 28 Мар 13, 18:16 (12 лет тому назад)
"Занимаясь учёбой, каждый день увеличивают (знания).
Занимаясь Дао, каждый день уменьшают (желания).
Уменьшают и уменьшают пока не придут к Недеянию.
Пребывая в Недеянии, тем не менее, не будет того, к чему бы не было приложено деяние.
Поэтому обретают Поднебесную, всегда не имея дел.
Когда есть дела, не сможешь обрести Поднебесную".
№143286Добавлено: Пт 29 Мар 13, 13:04 (12 лет тому назад)
При жизни, насколько мне известно, Банкэя критиковали за то, что его учение как бы не связано с традицией (он не получил конфирмации), и во многом похоже на атмаваду. Этот привкус там действительно есть, не правда ли? _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№143336Добавлено: Сб 30 Мар 13, 00:43 (12 лет тому назад)
Здесь можно войти в сложные дискуссии по поводу терминологии, традиций и т д. Махаяну вообще обвиняют в атмаваде. Меня же не столько интересуют термины, сколько то, что за ними стоит. Более прямое указание на природу ума, чем у Банкэя, вряд ли можно где-то найти после Линь-цзы. В принципе, последнего тоже можно обвинить в атмаваде. Но кто обвинял? Философы, которые даже отдаленно не понимали, что такое буддизм. Термины "атман", "анатта" и пр. нужны для того, чтобы сокрушить фиксированные установки ума. Сами по себе они значения не имеют. Это - просто слова.
№143346Добавлено: Сб 30 Мар 13, 15:00 (12 лет тому назад)
Верно. Я ощутил поразительный эффект от чрезвычайно простой практики раскрытия Ума Будды, о котором он постоянно говорил. По сути это и был весь его метод: просто пребывать в осознании всего, без думания об этом. Поразительно просто и эффективно, и наверно это тоже явилось причиной неприятия - уж слишком просто. _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№143352Добавлено: Сб 30 Мар 13, 18:18 (12 лет тому назад)
В этой связи интересен такой диалог:
Некий монах сказал:
— В прошлом году я спросил Вас о том, как мне справиться с хаотичными мыслями, омрачающими мое сознание, и Вы посоветовали мне просто позволить им приходить и уходить. Я сделал все, что было в моих силах, чтобы последовать Вашему совету, но обнаружил, что сделать это почти невозможно.
Банкэй:
— Для тебя это представляет трудность только потому, что ты думаешь, будто бы существует некий метод, который позволит твоим мыслям возникать и исчезать [не омрачая при этом твое сознание].
№143354Добавлено: Сб 30 Мар 13, 19:16 (12 лет тому назад)
Это как раз пример, демонстрирующий свободу сознания человека, перешагнувшего за грань знаковости и не-знаковости. Это совершенно ясно. Именно подобные примеры и способны показать степень продвинутости практикующего . Недаром в джнянских беседах Манжушри, Субхути, Вималакирти, Будды и т.д. и преподаётся такое мышление, где якобы спорящие просто демонстрируют
своё постижение беззнаковости.
№143380Добавлено: Вс 31 Мар 13, 08:41 (12 лет тому назад)
Да, Вы правы. Особенно мне нравится Ваше соображение по поводу перехода грани "знаковости и не-знаковости". А то все современные последователи чань-дзен зациклились на "не-знаковой передаче учения", но опять же, это - просто слова, которые манят, много обещают, но мало дают.
Мне очень близки некоторые высказывания Банкэя, напр.:
"Те, кто пытаются проповедовать Дхарму, только ослепляют других людей... Что до меня, то я не проповедую буддизм. Я всего лишь указываю вам на те ложные представления, что вы приносите с собой."
То же делал и Будда Гаутама. Все мои любимые сутты из Палийского Канона говорят не о том, как надо поступать, а о том, как не надо. Будда никогда не говорил, что такое "я". Он всегда говорил о том, что не есть "я". Такой подход был уникальным во времена Гаутамы и остался таковым до сих пор. Бодхидхарма, Сосан, Шестой Патриарх, Линь-цзы и Банкэй как раз, как Вы отметили, переходят эту грань "знаковости и не-знаковости".
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы