№134097Добавлено: Чт 20 Дек 12, 22:05 (12 лет тому назад)Моментальность в Сутрантике
Почитываю интересную статью.
Цитата:
Unique particulars are temporally determinate (kālaniyata / dus nges pa or dus ma ‘dres pa). They are only momentary instants. They spontaneously go out of existence the moment they have come into existence. link
Я не понимаю такую вещь, почему дхармы (уникальные частности) должны быть мгновенными? Почему они не могут длится краткое количество времени, например 100 лет? Аничча не обязательно должна равняться мгновенности, и даже 100 лет это аничча/дуккха/анатта. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Потому что длительность можно разложить на моменты.
И сколько длится момент? Если >0 то его можно делить дальше. Если что то длится 0, то это как будто этого нет. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Потому что длительность можно разложить на моменты.
И сколько длится момент? Если >0 то его можно делить дальше. Если что то длится 0, то это как будто этого нет.
Момент длится столько, что дальше нельзя разложить - когда не хватает чувств и сознания, чтобы уловить более мелкое различение. В ранних школах его вычисляли - у всех разный на порядки результат (точные цифры можно поискать). В позднем буддизме, моментальность это просто отрицание длительности. _________________ Буддизм чистой воды
- когда не хватает чувств и сознания, чтобы уловить более мелкое различение.
Если человек или существо видит объект который длится минуту, час, год, десятилетия, и.т.д. То что здесь неверно? Я не вижу чтобы машина возникала и исчезала миллиарды раз в секунду, или даже каждую секунду.
Я не вижу чтобы машина возникала и исчезала миллиарды раз в секунду, или даже каждую секунду.
Чувственные моменты всегда свежие - новые рупа-дхармы, новые фотоны попадают в глаз.
Это новые фотоны которые попадают в глаз или новые чувственные моменты . Но они это не Хонда и не Мерседес. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№134115Добавлено: Чт 20 Дек 12, 23:03 (12 лет тому назад)
100 лет делится много раз, много изменений можно зафиксировать. Хонда и мерседес это праджняпти - концепты. Они то как раз вечны - конечно в абстрактном смысле, а не как некие субстанции. _________________ Буддизм чистой воды
№134119Добавлено: Чт 20 Дек 12, 23:27 (12 лет тому назад)
Вообще вопрос моментальности, длительности и времени - это не один вопрос.
Время - это категория распознавания движения. Время обусловлено пространством и формами.
Дхармы - вне времени. У них нет длительности, поскольку их возникновение и прекращение распознается раньше распознавания категорий.
Более того, сферы и уделы существования измеряемые своим временем по сути замкнуты в эпохи, и у этих времен нет единого эквивалента. Времена камалоки охватываются временами рупалоки, и далее временами арупалоки. Однако охватываются они в рамках возникновения, расцвета, заката и распада эпох, отдельные категории времени камалоки не находят прямого отношения к категориям времени рупалоки.
Индивидуальное время существа от рождения до смерти выглядит последовательным, существа одного удела взаимодействуют в общем для них последовательном времени.
Пытаться уложить все это в одну модель крайне сложно. Моменты сознания следуют один за другим, но возникновение и прекращение в них дхарм (четасик) обусловлено не одним предыдущим моментом, а их огромным множеством (причем не только в прошлом, но и в будущем, поскольку камму создают устремления к чему-то, что еще не возникло)
Причем, моменты сознания могут содержать восприятие разных сфер и уделов в последовательных моментах. Вот Вы видите или слышите что-то в мире чувств, вот Вас охватила мысль мира форм, вот Вы восприняли бесконечное пространство мира не форм - весь вопрос в цеплянии за это восприятие. Дхармы возникают и прекращаются, но большинство из них упускаются в неведении, не создают чувств, восприятия, порывов и сознания, не возникает направления и удержания внимания.
Распознавание категорий (форм, образов, мыслей) - для человека процесс растянутый во времени. Когда глаз видит красное - это уже категория красного, которая подтверждается зрительным восприятием, дхармой цвета, формы, чувства, восприятия и сознания регулярно, но чередуясь при этом с огромным числом других возникающих дхарм.
Рупадхарма, на основании которой возникает чувство - возникла много мгновений до того, как на основании чувства возникло восприятие. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Было бы хорошо если бы моя Хонда была вечна. Но если влететь (как в 2008м, я тотально разбил Хонду CRV), или через несколько десятков лет... Конец. Все вещи непостоянны и подвержены распадению. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Там про момент различения сознанием. Если сознание не может различить - это для сознания один момент.
Если это не различение длится минуты, часы, а то и можно наблюдать (допустим памятник) который стоял и не изменялся существенно десятки а то и сотни лет?
Конкретная Хонда имеет местоположение (у меня в гараже). Имеет конкретную функцию, и срок существования.
А концепт не стоит в гараже. Даже после утилизации машины, он останется.
Такаето Хонда не концепт, я на ней езжу. А Машиность как абстрактное и универсальнов понятие, то это концепт, да. Это также универсалий без конкретного местоположения, и т.д. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Я не понимаю такую вещь, почему дхармы (уникальные частности) должны быть мгновенными? Почему они не могут длится краткое количество времени, например 100 лет? Аничча не обязательно должна равняться мгновенности, и даже 100 лет это аничча/дуккха/анатта.
Дхармы должны быть мгновенны для того, чтоб избавиться от длительности (времени). Мгновенное то, что не имеет времени.
Плюс, различаются позитивные реалии, феномены - дхармы, и конструкты, понятия - праджняпти. Для них разный подход.
Единичная дхарма не может изменяться, так как она квант сознания, и если она поменялась, то это уже другая дхарма. Дхарма должна быть минимальным элементом.
Я считаю, что одна дхарма может длиться по часам "100 лет", но для субъекта это будет, всё равно, одно мгновение. (Скажем в глубоком самадхи.)
Это не значит что такая дхарма длиться 0 и занимает только одну точку пространства.
Вода как emergent property например не может делиться на атом водорода (газ) или кислорода (газ). Вода не может делится меньше чем на молекулу (H20) которая имеет 3 атома. Да я думаю что даже вода в капле состоит из МНОГИХ таких молекул. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№134152Добавлено: Пт 21 Дек 12, 04:41 (12 лет тому назад)
Поэтому и говорят не столько о мгновениях, сколько о моментах сознания. Момент это вполне вневременная категория, в отличие от мига или мгновения.
Но все же я повторюсь, в отношении того, что время - это категория, возникающая на основе множества дхарм (признаков), большого числа моментов сознания. В рамках отдельных моментов никакого времени нет. Время распознается по признакам, интервалы времени распознаются по признакам, отметки времени распознаются по признакам.
Поэтому моменты сознания - вневременная категория, или, если угодно, довременная. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы