№379845Добавлено: Пн 05 Фев 18, 15:05 (7 лет тому назад)
У меня возник вопрос, надеюсь кто-нибудь знающий объяснит мне. Вопрос касается ментального сознания которое возникает в последний момент жизни и является как бы семенем перерождения. Можно ли предположить, что эфир или пятый элемент является той формой материи которая поддерживает это сознание пока еще нет физического тела с органами чувств и мозгом? Возможно я не правильно ставлю вопрос, прошу исправить если что.))
№379921Добавлено: Пн 05 Фев 18, 17:40 (7 лет тому назад)
Трактовка с "последним моментом" и первым момениом очень упрощеннная.
Просто умирание проявляет карму следующего рождения. Эта жизнь все более ограничена, следующая все более ясна. Как если широкая река втекает в узкую расщелину. Карма становится заметна без проявления в действии, вне отдельных ментальных феноменов. Если широкая спокойная вода дает много свободы, то узкая и бурная несет в зримом направлении. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
ye-shes это джняна, познание (если в контексте освобождения, то дхарм и 4БИ). Нирвана кстати тоже абстракция, в том числе и для тхеравады (именование для прекращения других дхарм)
Наконец-то это кто-то высказал _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
У меня возник вопрос, надеюсь кто-нибудь знающий объяснит мне. Вопрос касается ментального сознания которое возникает в последний момент жизни и является как бы семенем перерождения. Можно ли предположить, что эфир или пятый элемент является той формой материи которая поддерживает это сознание пока еще нет физического тела с органами чувств и мозгом? Возможно я не правильно ставлю вопрос, прошу исправить если что.))
в текстах сказано, что поддерживает жажда (форма намерения, карма). А жажда - это умственный фактор, умственная дхамма. Короче, этим вашим эфиром служит само сознание, одна из его форм.
Ум - слово собирательное, объединяющее всякие разные тонкие энергии.
Заморачиваться над тем, что это и из чего, не стоит.
Гдавное понять как все это связано с вашими нынешними субъективными переживаниями: гневом, апатией, замутненностью, рассеяностью, влечением... Поступками и Желаниями, Мыслями и Эмоциями. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
№379995Добавлено: Пн 05 Фев 18, 22:21 (7 лет тому назад)
Спасибо за разъяснения, но если по правде я мало чего понял.) Поясню, почему я задаю свой вопрос. Я немного ознакомился с буддизмом тэравады и понял, что материя и психика (рупа и нама) взаимообусловленны и взаимозависимы, а это как я понял означает, что сознание и ментальные конструкции не могут существовать сами по себе без физического тела , без ощущений и восприятия. Если умирает физическое тело , я имею ввиду мозг в первую очередь, то в чем находит опору сознание. Если это танха или жажда, карма или сознание, то на что тогда они опираются если нет тела, восприятия, ощущения? Я поэтому и предположил, что может быть существует еще более тонкая материя чем, например, земля, вода, огонь, воздух. Если предположить, что мысль мыслится в эфире или пространстве эфира, то наверное тогда можно было бы объяснить где как бы сохраняется "образ" или отпечаток сознания созданного в момент смерти последним всплывшим ментальным конструктом или санкхарой. Или буддизм об этом молчит и действительно не стоит заморачиваться на эту тему?
Спасибо за разъяснения, но если по правде я мало чего понял.) Поясню, почему я задаю свой вопрос. Я немного ознакомился с буддизмом тэравады и понял, что материя и психика (рупа и нама) взаимообусловленны и взаимозависимы, а это как я понял означает, что сознание и ментальные конструкции не могут существовать сами по себе без физического тела , без ощущений и восприятия. Если умирает физическое тело , я имею ввиду мозг в первую очередь, то в чем находит опору сознание. Если это танха или жажда, карма или сознание, то на что тогда они опираются если нет тела, восприятия, ощущения? Я поэтому и предположил, что может быть существует еще более тонкая материя чем, например, земля, вода, огонь, воздух. Если предположить, что мысль мыслится в эфире или пространстве эфира, то наверное тогда можно было бы объяснить где как бы сохраняется "образ" или отпечаток сознания созданного в момент смерти последним всплывшим ментальным конструктом или санкхарой. Или буддизм об этом молчит и действительно не стоит заморачиваться на эту тему?
Есть две точки зрения:
1. моментальное перерождение с промежутком-бхавангой.
Суть кратко: старые совокупности распадаются>сознание смерти>такт бхаванги>новый момент сознания в новом теле.
Сознание смерти - последнее яркое переживание в этой жизни связанное с ввергающей каммой, то есть каммой определяющей следующее рождение.
Такт бхаванги это момент когда сознание отсутствует, находится в потенциальном состоянии. Т.е. это пауза между отдельными читтами, фоновое непроявленное сознание.
В философии Абхидхаммы поток ума состоит из отжельных вспышек читт, сопровождаемых ментальными факторами (четанами). Вспышки очень короткие, по этому они называются кшанами - по сути это мгновение, точка во времени. Бхаванга тоже моментальна.
читта прошлого жизни и возникновение читты в новой жизни, а так же бхаванга находящаяся между ними формируются санкхарами - особой силой производимой волей живого существа (в данном случае волей существовать, воспринимать, чувствлвать и т д.).
В этом объяснении связь сознания и нама-рупы не разрывается. Просто сознание прошлой жизни прекращается со смертью тела, а сознание новой жизни появляется опять же в новом теле. между ними мгновение бхаванги. Бхаванга точно такая же как и в обычном состоянии: наш ум состояит из вспышек сознания сменяющихся бхавангой.
2. старые совокупности распадаются: тело, чувства, контакты, и сознания этих контактов.
Но сознание как поток не уничтожается, оно продолжает генерировать себя в промежуточном состоянии (антарабхава). Питается жаждой. Возможно оно генерирует новую групу нама и даже своеобразную рупу.
Нама состояит из таких факторов: контакт, воспрятие, чувство, намерение и внимание.
Контакт бывает шести видов в зависимости от чувственной опоры. Есть контакт ума и дхамм. Ум (манас) в учении сутт - это по сути сама винньяна, сознание. Т.е. сознание служит чувственной опорой, продолжает познавать объекты (это уже не старое сознание, так как прошлое разрушилось), рождать контакты, производить чувство и восприятие, генерировать намерение и т.д.
Вот так отделившись от тела и отбросив прошлый ум, новый ум ищет рождения, пока не подсешится в новое тело. Там он опять исчезнет ( к слову, он возникает и исчезает каждый момент), зародится сознание уже существующее в теле и т.д. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Спасибо за подробные объяснения. Все это надо хорошенько обдумать.))
Тут есть люди, которые объясняют более понятным и простым языком.
К сожалению я косноязычен, извините. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
№381331Добавлено: Сб 10 Фев 18, 12:45 (7 лет тому назад)
Обдумал и понял, что" ответ" на этот вопрос находится в сфере спекулятивных размышлений и бесконечных споров и по сути порождает еще большую неудовлетворенность и беспокойство. Как оно там на самом деле никто не знает, да и Будда , как я понял, об этом ничего не говорил. ))
№381357Добавлено: Сб 10 Фев 18, 13:59 (7 лет тому назад)
Цитата:
и бесконечных споров и по сути порождает еще большую неудовлетворенность и беспокойство.
Это справедливо только по отношению к так называемым "не утверждённым вопросам". На которые Будда хранил молчание.
...(2) «Татхагата существует после смерти» – это вовлечённость в жажду...
(3) «Татхагата существует после смерти» – это вовлечённость в восприятие...
(4) «Татхагата существует после смерти» – это вовлечённость в нечто измышляемое...
(7) «Татхагата существует после смерти» – это [основа] для сожаления. «Татхагата не существует после смерти» – это [основа] для сожаления. «Татхагата и существует и не существует после смерти» – это [основа] для сожаления. «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти» – это [основа] для сожаления.
Монах, необученный заурядный человек не понимает сожаления, его источника, его прекращения, и пути, ведущего к его исчезновению. У него это сожаление возрастает. Он не освобождён от рождения, старости и смерти, от печали, стенания, боли, уныния и отчаяния. Он не освобождён от страданий, я говорю тебе.
Но обученный ученик Благородных понимает сожаление, его источник, его прекращение, и путь, ведущий к его исчезновению. У него это сожаление прекращается. Он освобождён от рождения... освобождён от страданий, я говорю тебе.
Ваш вопрос не в ходит в их число. Но Будда отвечал на него довольно поэтично.
«Мастер Готама, когда пламя подхвачено ветром и перемещается, то что Мастер Готама считает его топливом в этом случае?»
«Когда, Ваччха, пламя подхвачено ветром и перемещается, то я утверждаю, что оно питается ветром. В этом случае ветер является его топливом».
«Мастер Готама, когда существо оставило это тело, но ещё не переродилось в другом теле, то что Мастер Готама считает его топливом в этом случае?»
«Когда, Ваччха, существо оставило это тело, но ещё не переродилось в другом теле, то я утверждаю, что оно питается жаждой. В этом случае жажда является его топливом».
СН 44.9 _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
Последний раз редактировалось: Максим Фурин (Сб 10 Фев 18, 15:53), всего редактировалось 1 раз
Обдумал и понял, что" ответ" на этот вопрос находится в сфере спекулятивных размышлений и бесконечных споров и по сути порождает еще большую неудовлетворенность и беспокойство. Как оно там на самом деле никто не знает, да и Будда , как я понял, об этом ничего не говорил. ))
Правильно! Словесный ответ на этот вопрос - пустышка. Здесь на форуме его все знают, но никто не достиг. Ответ на вопрос должен быть получен через прямое видение. При медитации все само увидится и познается.
"Вон там – подножья деревьев, там – пустые хижины. Медитируйте, ...., не откладывайте на потом, иначе будете позже сожалеть об этом."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы