№59103Добавлено: Сб 25 Окт 08, 10:52 (16 лет тому назад)
Цитата:
Противоречить должен смысл, а не перевод.
Смысл и противоречит. Вот подумай, почему дришти про атмана вредное воззрение? По какой причине? Как оно связано с жаждой? А как жажда связана с обладанием и владением? Не понимаешь все равно?
И обладает всегда некий владелец. Реальны в теории дхарм только дхармы. Значит, какая-то (какие-то) из дхарм у тебя выступают владельцем, обладателем других дхарм (ужос, все пандиты буддийские перевернулись на небесах). Общие понятие и группы владеть ничем не могут (на всякий случай замечу, чтобы ты не написал, что это "человек"). _________________ Буддизм чистой воды
№59104Добавлено: Сб 25 Окт 08, 11:18 (16 лет тому назад)
У Рудого в основном:
Цитата:
1.3. Здесь имеется в виду дхарма prapti — обретение/обладание соответствующим
аффектом. Подробно см. АКВ, II. 36, 38.
Часто "обретение" взято в кавычки. Смысл в основном - что у человека имеются клеши.
В цитатах из Пуссена тоже обладание, но есть и такое:
Цитата:
Они оба, alambana и samprayuktas, подобны кормилице, которая обеспечивает
anusayana ребенка: ее стараниями дитя набирается сил и растет, у него постепенно
накапливаются (upacaya) таланты; так и alambana, и samprayuktas обеспечивают
усиление притока klesa и его накопление.
3) Они присоединяют: в непрерывном потоке, не имеющем начала, они обеспе-
чивают соединение praptis.
4) Они закабаляют, ибо очень трудно избавиться от них, как от перемежающейся
четырехдневной лихорадки или крысиной отравы. Согласно другой точке зрения,
они связывают, то есть их praptis постоянно следуют за ними (anu), словно волны
в океане. По этой причине упомянутые виды kle§as и называются anusayas.
В общем, когда просто термин, то обладание, но с позиции теории дхарм речь заходит про связь.
Про обретение нирваны\ниродхи все верно - как я и написал. _________________ Буддизм чистой воды
№59105Добавлено: Сб 25 Окт 08, 12:01 (16 лет тому назад)
Васубандху ДХАТУНИРДЕША перевод Рудого:
Интересная дефиниция:
Дхармы, не связанные с сознанием, — это очень широкий класс пси-
хических и психосоматических диспозиций, характеризующих психику ин-
дивида с точки зрения ее содержательной стабильности (prapti-aprapti),
предуготовленность к определенным видам йогического сосредоточения
(asamjnika, asamjnlsamapatti и nirodhasamapatti), установку на генерализа-
цию (sabhagata) и осмысленную вербализацию опыта (namakaya, padakaya
и vyanjanakaya), жизненное чувство как установку на психосоматическую
целостность (jlvita) и четыре тотальных свойства всего причинно-
обусловленного: возникновение, длительность, разрушение, непостоянство
(jati, sthiti, jara, anityata).
Тут у Рудого просто первого словарное слово, да еще и взятое в кавычки. То есть, без всякой рефлексии о смысле.
Дхарма «обретение» (prapti) конституирует психосоматический поток
(samtana) в его качественно-количественной определенности. Наименова-
ние этой дхармы связано с представлением о действии кармической при-
чинности в сфере формирования индивидуального потока дхарм: тот или
иной набор дхарм в потоке задается посредством prapti. «Сопровож-
дение» (sanucara) характеризует индивидуальный поток в аспекте всеоб-
щих свойств обусловленных дхарм (возникновение, длительность и т. д.)-
К этой же группе дхарм относятся 98 потенциальных аффектов (агш-
ёауа), выделяемых в абхидхармистской психологии, и сосуществующие с
ними (sahabhu) явления сознания (caitta). Таким образом, эта группа
дхарм представляет собой совокупное психическое образование, нейтрали-
зация которого может быть осуществлена посредством видения (darsana),
т. е. эта нейтрализация достигается посредством «принятия дхармического
знания страдания» (duhkhe dharmajnanaksanti).
№59107Добавлено: Сб 25 Окт 08, 18:53 (16 лет тому назад)
11.6. Великие элементы, таким образом, выступают материальной, т. е. про-
|изводящей причиной (jananahetu. Подробно см. [АКВ, И, 65], где рассматри-
|ваются пять типов причинной зависимости между великими элементами и вто-
|ричными материальными качествами) непроявленного. Васубандху отмечает в
|автокомментарии, что это определение вводится вайбхашиками для того, чтобы
|отличить последовательность становления непроявленного от дхармического ряда,
|называемого prapti (букв, «получение», «обладание»). В психологической но-
|менклатуре абхидхармы этот последний термин имеет значения: 1) «при-
|обретение того, что не было получено прежде либо было утрачено»; 2) «обла-
|дание тем, что, будучи однажды полученным, уже не теряется» (см. [АКВ, II,
|36; Conze, 1962, с. 139 141]). Термином prapti вайбхашики обозначают не-
|который реально существующий (dravya) фактор, обусловливающий большую
|или меньшую длительность данного набора дхарм, условно именуемого в буд-
|дийской философии «индивидом». Prapti, как и непроявленное, также различает-
|ся по типу благое или неблагое.
№59108Добавлено: Сб 25 Окт 08, 18:57 (16 лет тому назад)
... сюда же включены дхар-
мы, не связанные с сознанием (citta-viprayukta). Это последнее обстоятельство
особенно интересно, поскольку именно оно позволяет вскрыть более полно со-
держательную философскую семантику термина samskara. Так, в частности, в
этот список входит дхарма prapti, ответственная за актуальную целостность ин-
дивидуального набора дхарм. Prapti не связана с сознанием, и тем не менее
именно эта дхарма обусловливает стабильность психической целостности. Аб-
хидхармистские психологи, как следует из текстов, отчетливо понимали, что
природа психической целостности лежит не в сфере сознания и является сама по
себе причинно-обусловленной, т. е. вторичной.
Вместе с тем, когда мы говорим о принятой абхидхармистами номенкла-
туре дхарм, необходимо иметь в виду процесс создания этой номенклатуры.
Список дхарм результат определенной теоретической работы над пер-
вым разделом канона, т. е. собранием сутр бесед и поучений Бхагавана,
где эксплицитно вся номенклатура дхарм не представлена. Например, в
сутре сказано: «По причине порождения, обретения и обладания десятью
дхармами "тех, кому более нечему учиться" (т. е. десятью дхармами арха-
тов), он становится благородным...» Что означают в данном контексте сло-
ва «обретение» и «обладание»? Нужно ли толковать их терминологически,
т. е. как наименование определенной, реально существующей дхармы, или
эти слова следует понимать нетерминологически, по аналогии с другим, за-
фиксированным в сутре высказыванием: «О монахи! Царь-чакравартин
[буддийский благородный Властелин Вселенной] обладает семью драгоцен-
ностями...»? Кашмирские вайбхашики поступили следующим образом: они
выбрали все контексты, где слово «обладание» (или «обретение») употреб-
ляется в связи с характеристикой психической деятельности (здесь подхо-
дит русское слово «одушевленность»), и применительно к этому контексту
употребления закрепили за «обладанием» (prapti) статус термина. В ос-
тальных контекстах, где имеется в виду обладание неодушевленным пред-
метом, данное слово теряет признаки термина, в частности, строго ограни-
ченную предметную область значения. Терминологически «обладание»
означает факт включения в индивидуальный набор дхарм какого-либо но-
вого элементарного состояния (обретение новой дхармы) и функционирова-
ние этого или какого-либо другого элементарного состояния в индивидуаль-
ном потоке дхарм (владение дхармой в прошлом, настоящем и будущем).
Таким образом, вайбхашики толковали «обладание» (обретение и владение)
как специфическое реальное элементарное состояние психики, ответственное
за формирование индивидуального потока дхарм. «Обладание» они относили
к нематериальным дхармам, не связанным с сознанием, т. е. к санскарам.
Подобная трактовка вызывала решительные возражения со стороны
саутрантиков. Прежде всего, они указывали на тот факт, что в сутрах
Учение о факторах доминирования в психике
ничего не говорится относительно онтологического статуса «обладания».
А это, в свою очередь, дает основания трактовать его лишь как элемент
описания процесса формирования индивидуального потока, а не как ре-
альную дхарму. Кроме того, саутрантики усматривали в принятой вайб-
хашиками концепции формирования индивидуального потока дхарм тен-
денцию к дурной бесконечности: если какая-нибудь дхарма включается в
поток вместе с «обладанием» этой дхармой, то сама дхарма «обладание»
потребует еще одного «обладания» и т. д. В ответ на эти возражения
вайбхашики выдвигали идею количественно ограниченного числа
«обладаний», необходимых для функционирования индивидуального пото-
ка дхарм в прошлом, настоящем и будущем.
Соответствие подобной трактовки «обладания» истине в системе вайб-
хашиков означает апелляцию к Абхидхарма-махавибхаша-шастре, соз-
данной, как упоминалось, архатами Кашмира и обусловившей своим со-
держанием структуру проблематики в «Энциклопедии Абхидхармы».
Васубандху в Индрия-нирдеше скрупулезно фиксирует не только кон-
кретные пункты расхождений между вайбхашиками и саутрантиками, но
и частные точки зрения так называемых иноземных учителей, в частно-
сти, абхидхармистов, учивших за пределами западных границ Кашмира.
Однако собственную позицию Васубандху не декларирует и мы не имеем
достаточного основания, чтобы определить, принадлежал ли автор
«Энциклопедии Абхидхармы» к кашмирским вайбхашикам или испыты-
вал интеллектуальную приверженность к саутрантике.
Ладно, я сдался, "обретение" более верно. Но с оговоркой, что нельзя понимать буквально. Значение достаточно переносное. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы