№566511Добавлено: Ср 17 Фев 21, 23:12 (4 года тому назад)Рупа-скандха содержит часть дхармадхату (элемента объектов ума - манаса)
И, соответственно, дхармадхату содержит часть рупа-скандхи.
То есть рупа-скандха и дхармадхату - пересекающиеся множества.
Мне кажется, это важно для понимания рупа-скандхи, которая не ограничивается 10 дхату, относящихся к 5 органам чувств и 5 их объектам.
Цитаты из Абхадхармасамуччаи Асанги на русском языке (номера страниц прилагаю).
Каково определение элементов (dhatu)? Сама совокупность материи
содержит десять элементов: элемент глаза и элемент формы, элемент уха и элемент звука, элемент носа и элемент запаха, элемент языка и элемент вкуса, элемент тела и элемент осязаемого, а также часть элемента объектов ума.
с. 43
Здесь сказано, что совокупность материи (рупа-скандха) содержит часть элемента объектов ума (дхармадхату).
Поэтому пять видов материи1, совокупности ощущения, восприятия
и образований, а также эти восемь необусловленных дхарм
(asa111Skrtadharma) - вот эти шестнадцать (вещей) называются элементом объектов ума (dharmadhatu).
Примечание 1 (Валполы Рахулы) - [1] Атом, [2] то, что относится к пространству, [3] то, что относится к дисциплине, [4] то, что относится к воображению, [s] то, что не создаётся сверхъестественными силами. См. стр. 6 англ. книги.
с. 44-45
Это, конечно, не особо расшифровано. Может, где-то есть более подробно.
Думаю, то, что в рупа-скандхе есть объекты ума, в частности "[4] то, что относится к воображению", дает возможность существам рупалоки силой воображения творить рупу. Или такой вариант интерпретации - рупа для них связана с воображением.
Ну а силы воображения обычных людей хватает лишь на творение формы во сне - она "существует" только в мире сна и исчезает вместе с пробуждением. Сюда же, возможно, можно отнести истинные галлюцинации - они кажутся частью реального объективного мира и могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными и т.д.
Интересно, что то, что создается сверхъестественными силами, к рупа-скандхе не относится. Может, там создается только видимость, иллюзия, а не рупа. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Ср 17 Фев 21, 23:23), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: ТМ, ТМ
№566513Добавлено: Ср 17 Фев 21, 23:15 (4 года тому назад)
Все абхидхармические деления номинальные, и часто даже не исключительные. Одно и то же может быть сразу в нескольких номинациях. _________________ Буддизм чистой воды
Все абхидхармические деления номинальные, и часто даже не исключительные. Одно и то же может быть сразу в нескольких номинациях.
Это я знаю.
Мне кажется, что многие думают, что в рупа-скандхе исключительно 10 дхату - то есть только то, что связано с 5 органами чувств и их объектами.
А в ней есть еще и то, что относится к объектам ума. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Но то, что в сновидении, к рупе не относят. Это прямо говорится.
А что имеется в виду под "[4] то, что относится к воображению" ? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Но то, что в сновидении, к рупе не относят. Это прямо говорится.
А что имеется в виду под "[4] то, что относится к воображению" ?
Парикальпита там. Пятна и мушки в глазах, миражи.
Мираж - это реальное оптическое явление, а не иллюзия. Его и на фотоаппарат можно снять. Хотя, индийцы могли и не знать, что это не иллюзия, а видимое глазами, и могли думать, что это порождение ума. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Ср 17 Фев 21, 23:27), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: ТМ
№566531Добавлено: Ср 17 Фев 21, 23:35 (4 года тому назад)
А как тогда объяснить, что в рупа-скандху входят прошлая и будущая материя, они-то 5-ю органами чувств не воспринимаются?
Что означает совокупность (skandha)?
Какой бы ни была материя - прошлой, будущей или настоящей,
внутренней или внешней, грубой или тонкой, низшей или превосходной, далекой или близкой - понимание всего, что называется совокупностью формы3, в смысле массы, как масса богатства (vittarasi)4. И так далее вплоть до совокупности сознания.
с. 47 _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№566536Добавлено: Ср 17 Фев 21, 23:39 (4 года тому назад)
Я специально вводное предложение оставила "Что означает совокупность (skandha)?"
О дхату и аятанах он дальше пишет. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
А как тогда объяснить, что в рупа-скандху входят прошлая и будущая материя, они-то 5-ю органами чувств не воспринимаются?
Что означает совокупность (skandha)?
Какой бы ни была материя - прошлой, будущей или настоящей,
внутренней или внешней, грубой или тонкой, низшей или превосходной, далекой или близкой - понимание всего, что называется совокупностью формы3, в смысле массы, как масса богатства (vittarasi)4. И так далее вплоть до совокупности сознания.
с. 47
Скандха - это общее собирательное понятие (в сутрах как минимум). Просто абстрактный список/множество.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы