Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос поиска Я

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48806

582828СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 21:18 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Фантазии с "подразумевает" лень разбирать.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Парис, Йцу
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Парис



Зарегистрирован: 05.09.2019
Суждений: 329

582829СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 21:21 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Фантазии с "подразумевает" лень разбирать.

Что практикуете ? Вопрос новичка.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

582831СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 21:42 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Йцу пишет:
Purple пишет:
Или какое слово обозначает там "понятие" или "смысл", в таком варианте интересно.

Да, это интересно) Кто-нибудь расскажет?)
Корень "-джня-" там отвечает за смысл "знания" в смысле понимания, так как имеется в виду "познаваемое как условное обозначение". Собственно, слово "обо-знач-ение" и есть прямой перевод на русский слова "пра-джня-пти". Именно таково же значение слова concept - от conception - from Latin conceptum “something conceived,” originally neuter of conceptus (past participle of concipere ), equivalent to: con- + cep- (variant stem of -cipere, combining form of capere “to seize”) + -tus past participle ending
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48806

582832СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 21:45 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Только вот на русском слово "концепт" не имеет такого распространенного значения. Нельзя просто так вот взять, и перевести "concept" как "концепт".
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Йцу
Гость


Откуда: Moscow


582833СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 21:56 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Фантазии с "подразумевает" лень разбирать.

Ну, если с такой позиции, то конечно)
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12795

582838СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 03:50 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Йцу пишет:
Я всё-таки не убеждён, что праджняпти лучше переводить как "номинальное", чем "концептуальное". Ведь номинальное подразумевает существование того, чьи функции оно не выполняет.

У слова много значений. Это и Праджняптишастра Маудгальяяны и все остальное.

Цитата:
प्रज्ञप्ति f. prajJapti teaching
प्रज्ञप्ति f. prajJapti particular magical art personified as one of the vidyAdevIs
प्रज्ञप्ति f. prajJapti engagement
प्रज्ञप्ति f. prajJapti arrangement
प्रज्ञप्ति f. prajJapti agreement
प्रज्ञप्ति f. prajJapti appointment
प्रज्ञप्ति f. prajJapti instruction
प्रज्ञप्ति f. prajJapti information
प्रज्ञप्ति f. prajJapti teaching

Концепция - это очень крутая штука. Она не всем доступна. А номинализм хорош тем, что обсуждает общеупотребительные имена имен:

Цитата:
Универсалии, согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма): «…если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т. д.) — универсалии, то есть имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей»[1].

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Последний раз редактировалось: ТМ (Вт 20 Июл 21, 04:53), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48806

582839СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 04:19 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Номинализм противостоит реализму. Ровно так же, как буддисты противостояли реалистам в Индии.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Peel
Гость





582852СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 12:41 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Purple пишет:
Purple пишет:
Purple пишет:
А праджняпти это там ли не палийское же паннятти которое вероятно "понятие" по-русски и однокоренное с "пання" (которое вероятно "понимание").

Оно самое. Панняти. "Понятие" - тут это ложное созвучие, хоть  и есть общий корень.
Если праджняпти/панняти это будет "номинальное", то где-то предполагается что у древних скажем так вместо семиотического треугольника, была только двойка слово(имя) + вещь? Но ведь "имя" - это разве не nama, схожее кстати с латинским nomen (от которого - номинальный). Или какое слово обозначает там "понятие" или "смысл", в таком варианте интересно.

Были "реальный объект" (парамартха, дравья)  и "имя". Понятия, которые в отрыве от реального, в древней Индии слабо выделялись из слов. Namа тут один  из синонимов.
Понятно. Я примерно так и думал. Мне лично кажется, что именно это было препятствием для доступного объяснения/понимая древними некоторых идей. Например пудгала пудгалавады. И не парамартха, но в тоже время все равно реальна. Просто отсутствовал необходимый понятийный аппарат.

Пуггалавадины вообще отрицали абхидхамму и разделение на паннатти и параматтха, у них пуггала возникала и исчезала вместе с пятью кхандхами, тогда как у тхеравадинов пуггала - это паннатти.
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

582861СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 14:32 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Насколько я помню, пудгалавадины вывели пудгалу в отдельную абхидхармическую категорию. Именно пудгала в их понимании была тем, что переходит из одного бытия в другое. В этом и состояла их ересь.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Purple
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Purple
Гость





582863СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 15:04 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

В этом и состояла их ересь
Но только лишь, как я выше отметил, с точки зрения ограниченного понятийного аппарата других школ буддизма. Впрочем, как и самой же пудгалавады, которая не могла объяснить интуитивно понимаемую ими идею, а другие буддисты не могли ее понять.

Пудгалавадины же утверждают (см. отрывок [I.1.1.1.]), что субъект, или пудгала, «воспринимается» (upalabbhati) как «абсолютно
реальный» (saccikaṭṭha-paramatthenā), но при этом отказываются
утверждать, что он в действительности является абсолютно реальным

Пудгалавадины утверждают, что
Пудгала в некотором смысле существует (1).
Пудгала постигается как существующий абсолютно реально (2).
Однако на вопрос тхеравадинов, считают ли они пудгалу абсолютно-реальным (т. е. фактически является ли пудгала одной из
дхарм), пудгалавадины отвечают отрицательно (3).

Однако с точки зрения
тхеравадинов такая позиция является внутренне противоречивой.
Они утверждают, что
если пудгала постигается как существующий абсолютно
реально (1),
то пудгала является абсолютно-реальным (2).
Из этого с необходимостью следует, что пудгала является
дхармой (3).

То есть, если в случае
с классическим тхеравадинским буддизмом мы имеем дело с двучастной онтологией (истинно-реальное – дхармы и конвенционально-реальное – все остальные объекты), то пудгалавада предлагает
трехчастную онтологию: абсолютно-реальное, конвенциональнореальное и пудгала, постигаемый как абсолютно-реальное, но не
являющийся при этом дхармой.

https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/hp/hp18/2.pdf


Ответы на этот пост: КИ, ТМ
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30521

582864СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 15:34 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

То есть: заявили, но не смогли объяснить заявленное - и проиграли.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Purple, ТМ, 4eJIOBEK
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48806

582865СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 15:45 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Purple пишет:
В этом и состояла их ересь

В том, что отказались принять нововведения тхеравадинов, да.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Purple
Гость





582866СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 15:48 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
То есть: заявили, но не смогли объяснить заявленное - и проиграли.
Если некая цель исследования состоит лишь в выявлении там так называемых "победивших" и "проигравших", то это одно. А если цель исследования выявить суть обсуждаемой темы и причины (ограниченность древней философии) повлекшие за собой определенные события - то это другое.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12795

582868СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 16:09 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Purple пишет:
В этом и состояла их ересь

Как именно "ересь" еще надо разобраться, потому что пудгалу они обосновывали сутрами. Там же есть что-то про ношу на плечах и скандхи. Может оказаться, что не ересь, а отличное от тхеравадинов прочтение. Насаждать свои трактовки как единственно правильные - это так себе.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Purple
Гость





582871СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 16:16 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Вы мне-то это зачем рассказываете? Это ведь не моя цитата про ересь.

Насаждать свои трактовки как единственно правильные - это так себе.
Ну это наверное к тхеравадинам, видимо, относится.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46  След.
Страница 11 из 46

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.849) u0.016 s0.001, 17 0.017 [267/0]