|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№439412Добавлено: Пн 03 Сен 18, 20:35 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Будучи поглощён одноточечной концентрацией, медитатор, естественно, никакую випассану не развивает - а развивает он её, по словам Буддагосы, после, выходя из джхан, и познавая непостоянство и сформированность факторов джханы. Это подход раздельного развития саматхи и випассаны.
ум после удачного сосредоточения какое-то время очень хорошо работает
Да, всё правильно, об этом и речь. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Рената |
|
Наверх |
|
|
Just process Гость
|
№439414Добавлено: Пн 03 Сен 18, 20:53 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Сосредоточиться можно только на чем-то одном, сосредоточиться вообще никак не выйдет. Ну, можно позволять уму блуждать по телу сосредотачиваясь то на одной его части, то на другой, периодически возвращая его к ощущению дыхания, до тех пор, пока осознанность гармонично не распределится по всему телу и ум не успокоится. А если ум перейдёт в изменённое состояние, то он вполне может осознавать все тело одновременно, то есть как раз сосредоточиться «вообще».
Цитата: Если сознание занимает малый объем психического пространства, то что же занимает остальное психическое пространство?
Бессознательное же.
Вот, к примеру, как Джон Лилли описывает расширение сознания:
«Следующая группа феноменов появляется, когда оставляешь проекционные эквиваленты внешней реальности, извлекаемых из памяти и обращаешься к работе с мыслью и чувствами. Более строго можно сказать, что эго расширяется и заполняет субъективно воспринимаемую внутреннюю вселенную. Появляется "бесконечность", аналогичная бесконечности обычного визуального пространства внешней реальности, и у вас возникает чувство, что ваше "я" расширилось, простираясь безгранично во всех направлениях. "Я" еще центрировано в одном месте, но границы его исчезли, оно раздвигается по всем направлениям и расширяется, чтобы заполнить пределы вселенной настолько далеко, насколько вы способны это сделать.»
А вот как описывается развитие джханы в суттах:
«Что касается этого, друг Каччана, я задам тебе встречный вопрос. Отвечай так, как посчитаешь нужным. Как ты думаешь, друг Каччана? Когда один монах пребывает настроенным на область размером с подножье одного дерева, распространяя [в этой области ум] как возвышенный, а другой монах пребывает настроенным на область размером с подножья двух или трёх деревьев, распространяя [в этой области ум] как возвышенный – то какой тип умственного развития более возвышенный?»
«Второй, Достопочтенный».
«Как ты думаешь, друг Каччана? Когда один монах пребывает настроенным на область размером с подножья двух или трёх деревьев, распространяя [в этой области ум] как возвышенный, а другой монах пребывает настроенным на область размером с одну деревню… размером с одну деревню и размером с две-три деревни… размером с две-три деревни и размером с одно большое царство…размером с одно большое царство и размером с два-три больших царства… размером с два-три больших царства и размером с землю, ограниченную океаном, распространяя [в этой области ум] как возвышенный – то какой тип умственного развития более возвышенный?»
«Второй, Достопочтенный».
«Вот в этом условие, в этом причина, друг Каччана, почему среди тех, кто переродился в одном и том же классе божеств, некоторые из них являются божествами ограниченного сияния, а другие – божествами безграничного сияния».( МН 127)
В общем таким образом можно расширить сознание на всю видимую вселенную(а возможно и другие вселенные) и как бы воспринимать все это одновременно.
Ответы на этот пост: Рената |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№439424Добавлено: Пн 03 Сен 18, 23:14 (6 лет тому назад) |
|
|
|
По-моему с сосредоточением на всяких точках никаких "В дальнейшем" вообще не выйдет. Впрочем, возможно вы просто как-то не правильно интерпретируете свой опыт. И насколько у вас эта «точка» расширяется то хоть?
Оно как бы занимает определённый объём психического пространства, в обычном состоянии сознания этот объем довольно мал, но в измененном состоянии он может возрастать. Сосредоточиться можно только на чем-то одном, сосредоточиться вообще никак не выйдет. Если сосредоточиться на дыхании и с полуприкрытыми глазами смотреть на точку (скажем, на полу), то точка эта может начать светиться. Потом свет расширяется и поглощает целиком (теперь стараюсь, чтобы совсем не поглощал, держусь за дыхание). До света дойти получается далеко не всегда. Не замечала, чтобы сознание занимало определенный, да еще и довольно малый объем психического пространства. Если сознание занимает малый объем психического пространства, то что же занимает остальное психическое пространство? Возможно Just process описывает созерцание (по сути сатипаттхану), а не сосредоточение. Созерцание вполне может быть на всем что происходит с телом, чувствами, умом, феноменами. И это созерцание может быть сосредоточенным. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность. |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№439442Добавлено: Вт 04 Сен 18, 10:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Будучи поглощён одноточечной концентрацией, медитатор, естественно, никакую випассану не развивает
Вот тут очень интересный момент, а является ли випассана некой кошкой, которая гуляет сама по себе или же випассана развивается по мере угасания таких качеств, как жажда, гнев и неведение. Скорее всего второе, не правда ли? Давайте посмотрим, помогает ли одноточечная концентрация в угасании гнева. Однозначно помогает, т.к. восторг (я бы даже сказала эйфория), связанные с подобной медитацией никак не согласуются с неприязнью и гневом, гнев просто невозможен в подобном состоянии, даже самых гнусных жс начинаешь жалеть. Жажда тоже угасает или хотя бы принимает более тонкую форму, если желание пребывать в джханах (которыми, как известно, не гнушался и Будда) называть жаждой. Ну и в борьбе с неведением подобные состояния по окончании их хорошо помогают, если есть знание буддийский текстов, то может придти и их понимание. Так что правильнее сказать, что практикуя одноточечную концентрацию медитатор-буддист, естественно, развивает випассану.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№439450Добавлено: Вт 04 Сен 18, 11:35 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Будучи поглощён одноточечной концентрацией, медитатор, естественно, никакую випассану не развивает
Вот тут очень интересный момент, а является ли випассана некой кошкой, которая гуляет сама по себе или же випассана развивается по мере угасания таких качеств, как жажда, гнев и неведение. Скорее всего второе, не правда ли? Давайте посмотрим, помогает ли одноточечная концентрация в угасании гнева. Однозначно помогает, т.к. восторг (я бы даже сказала эйфория), связанные с подобной медитацией никак не согласуются с неприязнью и гневом, гнев просто невозможен в подобном состоянии, даже самых гнусных жс начинаешь жалеть. Жажда тоже угасает или хотя бы принимает более тонкую форму, если желание пребывать в джханах (которыми, как известно, не гнушался и Будда) называть жаждой. Ну и в борьбе с неведением подобные состояния по окончании их хорошо помогают, если есть знание буддийский текстов, то может придти и их понимание. Так что правильнее сказать, что практикуя одноточечную концентрацию медитатор-буддист, естественно, развивает випассану.
1. Я и не говорил о випассане, как о кошке, которая гуляет сама по себе.
2. Одноточечная концентрация, сама по себе, приводит не к угасанию, а к временному замиранию алчности и злобы. А потом они могут и возобновиться - даже у практиков высокого уровня, которые достигали джхан и пребывали в них (вновь сошлюсь на уже многократно упоминавшуюся за последнее время AN6.60).
3. Да, понимание, может возникнуть "по окончании их" (однако может и не возникнуть). Я разве с этим где-то спорил? Отнюдь. Я говорил об очень простой вещи: что в ходе самой одноточечной концентрации понимание/прозрение не возникает. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Рената |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№439454Добавлено: Вт 04 Сен 18, 11:59 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
1. Я и не говорил о випассане, как о кошке, которая гуляет сама по себе.
2. Одноточечная концентрация, сама по себе, приводит не к угасанию, а к временному замиранию алчности и злобы. А потом они могут и возобновиться - даже у практиков высокого уровня, которые достигали джхан и пребывали в них (вновь сошлюсь на уже многократно упоминавшуюся за последнее время AN6.60).
3. Да, понимание, может возникнуть "по окончании их" (однако может и не возникнуть). Я разве с этим где-то спорил? Отнюдь. Я говорил об очень простой вещи: что в ходе самой одноточечной концентрации понимание/прозрение не возникает. 1.Вы согласны с тем, что випассана приходит в обязательном порядке когда уходят жадность, гнев и неведение или же вы полагаете, что появление випассаны связано с чем-то другим, возможно с какой-то мистической тайной? 2.Когда больной человек на время выздоравливает, то это куда как лучше, чем если он вообще не имеет понятия о том, что такое здоровье. 3.А может ли понимание возникнуть от одного только чтения текстов у жс, не отягощенного чрезмерно благой каммой?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Upas |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№439455Добавлено: Вт 04 Сен 18, 12:03 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Не очень понимаю, что такое бессознательное с точки зрения буддизма. Если это то, о чем не хочется думать, но что портит настроение, то надо взять такое бессознательное за ушко и вытянуть на солнышко и не будет никакого бессознательного. Что касается расширения сознания, то теперь поняла, о чем вы, иногда практикую доброжелательность на стороны света.
Ответы на этот пост: Just process |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№439456Добавлено: Вт 04 Сен 18, 12:18 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
1. Я и не говорил о випассане, как о кошке, которая гуляет сама по себе.
2. Одноточечная концентрация, сама по себе, приводит не к угасанию, а к временному замиранию алчности и злобы. А потом они могут и возобновиться - даже у практиков высокого уровня, которые достигали джхан и пребывали в них (вновь сошлюсь на уже многократно упоминавшуюся за последнее время AN6.60).
3. Да, понимание, может возникнуть "по окончании их" (однако может и не возникнуть). Я разве с этим где-то спорил? Отнюдь. Я говорил об очень простой вещи: что в ходе самой одноточечной концентрации понимание/прозрение не возникает. 1.Вы согласны с тем, что випассана приходит в обязательном порядке когда уходят жадность, гнев и неведение или же вы полагаете, что появление випассаны связано с чем-то другим, возможно с какой-то мистической тайной? 2.Когда больной человек на время выздоравливает, то это куда как лучше, чем если он вообще не имеет понятия о том, что такое здоровье. 3.А может ли понимание возникнуть от одного только чтения текстов у жс, не отягощенного чрезмерно благой каммой?
Не согласен ни с одним из предложенных вариантов
Развитие саматхи временно останавливает (что, конечно, хорошо) алчность и злобу, но не производит автоматического устранения неведения. При этом, разумеется, понимание не создаётся одним только чтением текстов. Нужно заметить, увидеть, понять непостоянство, производность, тягостность феноменов, понять, что они - не-я. Это видение может возникать (но может и не возникать) после выхода из состояния сосредоточенности ума, в ходе рефлексии над тем, что переживалось во время этой сосредоточенности.
А может возникать и прямо во время практики, если не концентрироваться на одной точке, а взять отслеживание вдохов и выдохов средством поддержания бдительности, и с помощью этой бдительности замечать, что происходит с возникающими и исчезающими ощущениями, переживаниями, и реакциями на них. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№439461Добавлено: Вт 04 Сен 18, 13:29 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Випассана - это сосредоточенность на нематериальном объекте, в отличие от саматхи. Этот нематериальный объект - внимательность/бдительность. В практике випассаны мы удерживаем внимание, так сказать, "на самом себе", то есть на происходящем в шести сферах, используя четыре опоры внимания.
Войдя же в первую джхану, мы способны направить внимание на любые дхаммы, которые поставили целью медитации, в чём нам способствуют две возвышенные способности - виттака и вичара. При этом присутствует фактор удовольствия - пити-суккха. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Just process Гость
|
№439462Добавлено: Вт 04 Сен 18, 13:35 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Что касается расширения сознания, то теперь поняла, о чем вы, иногда практикую доброжелательность на стороны света.
Только это расширение сознания происходит не в воображении, это реальный феномен. У вас расширяется само поле восприятия, из-за чего становится возможным воспринимать много вещей как бы одновременно. |
|
Наверх |
|
|
Upas Гость
|
№439500Добавлено: Вт 04 Сен 18, 17:55 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Випассана - это видение реальности как есть, то есть параматтха дхамм: читты, четасик, рупа и их характеристик. А в практике саматха, ум опирается на концепции. Чтобы после достижения сосредоточения в саматхе, началось развитие випассаны, нужно отбросить концептуальный объект и направить ум на уровень параматтха сача, пытаться распознавать дхаммы, а не концепции. |
|
Наверх |
|
|
Upas Гость
|
№439501Добавлено: Вт 04 Сен 18, 18:06 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Вы согласны с тем, что випассана приходит в обязательном порядке когда уходят жадность, гнев и неведение или же вы полагаете, что появление випассаны связано с чем-то другим, возможно с какой-то мистической тайной?
Неведение не уходит в практике саматхи, в джханах временно гаснет страсть, что называется освобождением ума.
Неведение уничтожается с развитием мудрости, а мудрость появляется с развитием випассаны, это называется освобождением мудростью.
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№439513Добавлено: Вт 04 Сен 18, 19:56 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Неведение уничтожается с развитием мудрости, а мудрость появляется с развитием випассаны, это называется освобождением мудростью. Согласны ли вы с тем, что випассана развивается с угасанием жажды, гнева и неведения (то, что при уменьшении неведения возрастает мудрость, вроде бы очевидно)? Согласны ли вы с тем, что при наличии неведения, жажды и гнева в полном объеме развитие випассаны невозможно? Если да, то м.б. следует уделить внимание в практике не "развитию випассаны", которую развивают кто во что горазд, а уничтожению неведения, жажды и гнева, борьба с которыми представляется куда как менее расплывчатой и более конкретной?
Ответы на этот пост: Upas, empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№439514Добавлено: Вт 04 Сен 18, 20:03 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А может возникать и прямо во время практики, если не концентрироваться на одной точке, а взять отслеживание вдохов и выдохов средством поддержания бдительности, и с помощью этой бдительности замечать, что происходит с возникающими и исчезающими ощущениями, переживаниями, и реакциями на них. Для этого сидеть не обязательно, когда появляется привычка отслеживать дыхание, то оно и по жизни отслеживается, обычно совсем незаметно, но в случае возникновения эмоций оно всегда под рукой, можно сразу схватиться за дыхание и тогда эмоции не вырастут, заглохнут.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Upas Гость
|
№439522Добавлено: Вт 04 Сен 18, 21:06 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Неведение уничтожается с развитием мудрости, а мудрость появляется с развитием випассаны, это называется освобождением мудростью. Согласны ли вы с тем, что випассана развивается с угасанием жажды, гнева и неведения (то, что при уменьшении неведения возрастает мудрость, вроде бы очевидно)? Согласны ли вы с тем, что при наличии неведения, жажды и гнева в полном объеме развитие випассаны невозможно? Если да, то м.б. следует уделить внимание в практике не "развитию випассаны", которую развивают кто во что горазд, а уничтожению неведения, жажды и гнева, борьба с которыми представляется куда как менее расплывчатой и более конкретной?
Вы читаете, что вам пишут или как всегда?
Виджджа-бхагия сутта
Монахи, есть два умственных качества, которые приводят к высшему знанию. Какие именно два? Спокойствие (саматха) и проникновение (випассана).
К какому результату, монахи, приводит развитое спокойствие? Развивается ум. К какому результату приводит развитый ум? Отбрасывается какая бы то ни было страсть.
К какому результату, монахи, приводит развитое проникновение? Развивается мудрость. К какому результату приводит развитая мудрость? Отбрасывается какое бы то ни было неведение.
Монахи, загрязненный страстью, ум не освобождается, загрязненная неведением, мудрость не развивается. Таковы, о монахи, освобождение ума через угасание страсти, и освобождение мудрости через угасание неведения. |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|