Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Махаси Саядо: rising - falling

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

439412СообщениеДобавлено: Пн 03 Сен 18, 20:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

Будучи поглощён одноточечной концентрацией, медитатор, естественно, никакую випассану не развивает - а развивает он её, по словам Буддагосы, после, выходя из джхан, и познавая непостоянство и сформированность факторов джханы. Это подход раздельного развития саматхи и випассаны.
 

ум после удачного сосредоточения какое-то время очень хорошо работает

Да, всё правильно, об этом и речь.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Just process
Гость





439414СообщениеДобавлено: Пн 03 Сен 18, 20:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Сосредоточиться можно только на чем-то одном, сосредоточиться вообще никак не выйдет.
Ну, можно позволять уму блуждать по телу сосредотачиваясь то на одной его части, то на другой, периодически возвращая его к ощущению дыхания, до тех пор, пока осознанность гармонично не распределится по всему телу и ум не успокоится.  А если ум перейдёт в изменённое состояние, то он вполне может осознавать все тело одновременно, то есть как раз сосредоточиться «вообще».

Цитата:
Если сознание занимает малый объем психического пространства, то что же занимает остальное психическое пространство?

Бессознательное же.  

Вот, к примеру, как Джон Лилли описывает расширение сознания:
«Следующая группа феноменов появляется, когда оставляешь проекционные эквиваленты внешней реальности, извлекаемых из памяти и обращаешься к работе с мыслью и чувствами. Более строго можно сказать, что эго расширяется и заполняет субъективно воспринимаемую внутреннюю вселенную. Появляется "бесконечность", аналогичная бесконечности обычного визуального пространства внешней реальности, и у вас возникает чувство, что ваше "я" расширилось, простираясь безгранично во всех направлениях. "Я" еще центрировано в одном месте, но границы его исчезли, оно раздвигается по всем направлениям и расширяется, чтобы заполнить пределы вселенной настолько далеко, насколько вы способны это сделать.»      

А вот как описывается развитие джханы в суттах:
«Что касается этого, друг Каччана, я задам тебе встречный вопрос. Отвечай так, как посчитаешь нужным. Как ты думаешь, друг Каччана? Когда один монах пребывает настроенным на область размером с подножье одного дерева, распространяя [в этой области ум] как возвышенный, а другой монах пребывает настроенным на область размером с подножья двух или трёх деревьев, распространяя [в этой области ум] как возвышенный – то какой тип умственного развития более возвышенный?»
«Второй, Достопочтенный».
«Как ты думаешь, друг Каччана? Когда один монах пребывает настроенным на область размером с подножья двух или трёх деревьев, распространяя [в этой области ум] как возвышенный, а другой монах пребывает настроенным на область размером с одну деревню… размером с одну деревню и размером с две-три деревни… размером с две-три деревни и размером с одно большое царство…размером с одно большое царство и размером с два-три больших царства… размером с два-три больших царства и размером с землю, ограниченную океаном, распространяя [в этой области ум] как возвышенный – то какой тип умственного развития более возвышенный?»
«Второй, Достопочтенный».
«Вот в этом условие, в этом причина, друг Каччана, почему среди тех, кто переродился в одном и том же классе божеств, некоторые из них являются божествами ограниченного сияния, а другие – божествами безграничного сияния».( МН 127)

В общем таким образом можно расширить сознание на всю видимую вселенную(а возможно и другие вселенные) и как бы воспринимать все это одновременно.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

439424СообщениеДобавлено: Пн 03 Сен 18, 23:14 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Just  process пишет:


По-моему с сосредоточением на всяких точках никаких "В дальнейшем" вообще не выйдет. Впрочем, возможно вы просто как-то не правильно интерпретируете свой опыт. И насколько у вас эта «точка» расширяется то хоть?

Оно как бы занимает определённый объём психического пространства, в обычном состоянии сознания этот объем довольно мал, но в измененном состоянии он может возрастать.
Сосредоточиться можно только на чем-то одном, сосредоточиться вообще никак не выйдет. Если сосредоточиться на дыхании и с полуприкрытыми глазами смотреть на точку (скажем, на полу), то точка эта может начать светиться. Потом свет расширяется и поглощает целиком (теперь стараюсь, чтобы совсем не поглощал, держусь за дыхание). До света дойти получается далеко не всегда. Не замечала, чтобы сознание занимало определенный, да еще и довольно малый объем психического пространства. Если сознание занимает малый объем психического пространства, то что же занимает остальное психическое пространство?
Возможно Just  process описывает созерцание (по сути сатипаттхану), а не сосредоточение. Созерцание вполне может быть на всем что происходит с телом, чувствами, умом, феноменами. И это созерцание может быть сосредоточенным.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





439442СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 10:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Будучи поглощён одноточечной концентрацией, медитатор, естественно, никакую випассану не развивает

Вот тут очень интересный момент, а является ли випассана некой кошкой, которая гуляет сама по себе или же випассана развивается по мере угасания таких качеств, как жажда, гнев и неведение. Скорее всего второе, не правда ли? Давайте посмотрим, помогает ли одноточечная концентрация в угасании гнева. Однозначно помогает, т.к. восторг (я бы даже сказала эйфория), связанные с подобной медитацией никак не согласуются с неприязнью и гневом, гнев просто невозможен в подобном состоянии, даже самых гнусных жс начинаешь жалеть. Жажда тоже угасает или хотя бы принимает более тонкую форму, если желание пребывать в джханах (которыми, как известно, не гнушался и Будда) называть жаждой. Ну и в борьбе с неведением подобные состояния по окончании их хорошо помогают, если есть знание буддийский текстов, то может придти и их понимание. Так что правильнее сказать, что практикуя одноточечную концентрацию медитатор-буддист, естественно, развивает випассану.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

439450СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 11:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

Будучи поглощён одноточечной концентрацией, медитатор, естественно, никакую випассану не развивает

Вот тут очень интересный момент, а является ли випассана некой кошкой, которая гуляет сама по себе или же випассана развивается по мере угасания таких качеств, как жажда, гнев и неведение. Скорее всего второе, не правда ли? Давайте посмотрим, помогает ли одноточечная концентрация в угасании гнева. Однозначно помогает, т.к. восторг (я бы даже сказала эйфория), связанные с подобной медитацией никак не согласуются с неприязнью и гневом, гнев просто невозможен в подобном состоянии, даже самых гнусных жс начинаешь жалеть. Жажда тоже угасает или хотя бы принимает более тонкую форму, если желание пребывать в джханах (которыми, как известно, не гнушался и Будда) называть жаждой. Ну и в борьбе с неведением подобные состояния по окончании их хорошо помогают, если есть знание буддийский текстов, то может придти и их понимание. Так что правильнее сказать, что практикуя одноточечную концентрацию медитатор-буддист, естественно, развивает випассану.

1. Я и не говорил о випассане, как о кошке, которая гуляет сама по себе.
2. Одноточечная концентрация, сама по себе, приводит не к угасанию, а к временному замиранию алчности и злобы. А потом они могут и возобновиться - даже у практиков высокого уровня, которые достигали джхан и пребывали в них (вновь сошлюсь на уже многократно упоминавшуюся за последнее время AN6.60).  
3. Да, понимание, может возникнуть "по окончании их" (однако может и не возникнуть). Я разве с этим где-то спорил? Отнюдь. Я говорил об очень простой вещи: что в ходе самой одноточечной концентрации понимание/прозрение не возникает.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





439454СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 11:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


1. Я и не говорил о випассане, как о кошке, которая гуляет сама по себе.
2. Одноточечная концентрация, сама по себе, приводит не к угасанию, а к временному замиранию алчности и злобы. А потом они могут и возобновиться - даже у практиков высокого уровня, которые достигали джхан и пребывали в них (вновь сошлюсь на уже многократно упоминавшуюся за последнее время AN6.60).  
3. Да, понимание, может возникнуть "по окончании их" (однако может и не возникнуть). Я разве с этим где-то спорил? Отнюдь. Я говорил об очень простой вещи: что в ходе самой одноточечной концентрации понимание/прозрение не возникает.
1.Вы согласны с тем, что випассана приходит в обязательном порядке когда уходят жадность, гнев и неведение или же вы полагаете, что появление випассаны связано с чем-то другим, возможно с какой-то мистической тайной? 2.Когда больной человек на время выздоравливает, то это куда как лучше, чем если он вообще не имеет понятия о том, что такое здоровье. 3.А может ли понимание возникнуть от одного только чтения текстов у жс, не отягощенного чрезмерно благой каммой?

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Upas
Наверх
Рената
Гость





439455СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 12:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:

Бессознательное же.  

Не очень понимаю, что такое бессознательное с точки зрения буддизма. Если это то, о чем не хочется думать, но что портит настроение, то надо взять такое бессознательное за ушко и вытянуть на солнышко и не будет никакого бессознательного. Что касается расширения сознания, то теперь поняла, о чем вы, иногда практикую доброжелательность на стороны света.

Ответы на этот пост: Just process
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

439456СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 12:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
empiriocritic_1900 пишет:


1. Я и не говорил о випассане, как о кошке, которая гуляет сама по себе.
2. Одноточечная концентрация, сама по себе, приводит не к угасанию, а к временному замиранию алчности и злобы. А потом они могут и возобновиться - даже у практиков высокого уровня, которые достигали джхан и пребывали в них (вновь сошлюсь на уже многократно упоминавшуюся за последнее время AN6.60).  
3. Да, понимание, может возникнуть "по окончании их" (однако может и не возникнуть). Я разве с этим где-то спорил? Отнюдь. Я говорил об очень простой вещи: что в ходе самой одноточечной концентрации понимание/прозрение не возникает.
1.Вы согласны с тем, что випассана приходит в обязательном порядке когда уходят жадность, гнев и неведение или же вы полагаете, что появление випассаны связано с чем-то другим, возможно с какой-то мистической тайной? 2.Когда больной человек на время выздоравливает, то это куда как лучше, чем если он вообще не имеет понятия о том, что такое здоровье. 3.А может ли понимание возникнуть от одного только чтения текстов у жс, не отягощенного чрезмерно благой каммой?

Не согласен ни с одним из предложенных вариантов Sad

Развитие саматхи временно останавливает (что, конечно, хорошо) алчность и злобу, но не производит автоматического устранения неведения. При этом, разумеется, понимание не создаётся одним только чтением текстов. Нужно заметить, увидеть, понять непостоянство, производность, тягостность феноменов, понять, что они - не-я. Это видение может возникать (но может и не возникать) после выхода из состояния сосредоточенности ума, в ходе рефлексии над тем, что переживалось во время этой сосредоточенности.

А может возникать и прямо во время практики, если не концентрироваться на одной точке, а взять отслеживание вдохов и выдохов средством поддержания бдительности, и с помощью этой бдительности замечать, что происходит с возникающими и исчезающими ощущениями, переживаниями, и реакциями на них.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30621

439461СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 13:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Випассана - это сосредоточенность на нематериальном объекте, в отличие от саматхи. Этот нематериальный объект - внимательность/бдительность. В практике випассаны мы удерживаем внимание, так сказать, "на самом себе", то есть на происходящем в шести сферах, используя четыре опоры внимания.
Войдя же в первую джхану, мы способны направить внимание на любые дхаммы, которые поставили целью медитации, в чём нам способствуют две возвышенные способности - виттака и вичара. При этом присутствует фактор удовольствия - пити-суккха.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Just process
Гость





439462СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 13:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:

Что касается расширения сознания, то теперь поняла, о чем вы, иногда практикую доброжелательность на стороны света.

Только это расширение сознания происходит не в воображении, это реальный феномен. У вас расширяется само поле восприятия, из-за чего становится возможным воспринимать много вещей как бы одновременно.
Наверх
Upas
Гость





439500СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 17:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Випассана - это видение реальности как есть, то есть параматтха дхамм: читты, четасик, рупа и их характеристик. А в практике саматха, ум опирается на концепции. Чтобы после достижения сосредоточения в саматхе, началось развитие випассаны, нужно отбросить концептуальный объект и направить ум на уровень параматтха сача, пытаться распознавать дхаммы, а не концепции.
Наверх
Upas
Гость





439501СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 18:06 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Вы согласны с тем, что випассана приходит в обязательном порядке когда уходят жадность, гнев и неведение или же вы полагаете, что появление випассаны связано с чем-то другим, возможно с какой-то мистической тайной?

Неведение не уходит в практике саматхи, в джханах временно гаснет страсть, что называется освобождением ума.
Неведение уничтожается с развитием мудрости, а мудрость появляется с развитием випассаны, это называется освобождением мудростью.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

439513СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 19:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой


Неведение уничтожается с развитием мудрости, а мудрость появляется с развитием випассаны, это называется освобождением мудростью.
Согласны ли вы с тем, что випассана развивается с угасанием жажды, гнева и неведения (то, что при уменьшении неведения возрастает мудрость, вроде бы очевидно)? Согласны ли вы с тем, что при наличии неведения, жажды и гнева в полном объеме развитие випассаны невозможно? Если да, то м.б. следует уделить внимание в практике не "развитию випассаны", которую развивают кто во что горазд, а уничтожению неведения, жажды и гнева, борьба с которыми представляется куда как менее расплывчатой и более конкретной?

Ответы на этот пост: Upas, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

439514СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 20:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


А может возникать и прямо во время практики, если не концентрироваться на одной точке, а взять отслеживание вдохов и выдохов средством поддержания бдительности, и с помощью этой бдительности замечать, что происходит с возникающими и исчезающими ощущениями, переживаниями, и реакциями на них.
Для этого сидеть не обязательно, когда появляется привычка отслеживать дыхание, то оно и по жизни отслеживается, обычно совсем незаметно, но в случае возникновения эмоций оно всегда под рукой, можно сразу схватиться за дыхание и тогда эмоции не вырастут, заглохнут.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Upas
Гость





439522СообщениеДобавлено: Вт 04 Сен 18, 21:06 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:

Неведение уничтожается с развитием мудрости, а мудрость появляется с развитием випассаны, это называется освобождением мудростью.
Согласны ли вы с тем, что випассана развивается с угасанием жажды, гнева и неведения (то, что при уменьшении неведения возрастает мудрость, вроде бы очевидно)? Согласны ли вы с тем, что при наличии неведения, жажды и гнева в полном объеме развитие випассаны невозможно? Если да, то м.б. следует уделить внимание в практике не "развитию випассаны", которую развивают кто во что горазд, а уничтожению неведения, жажды и гнева, борьба с которыми представляется куда как менее расплывчатой и более конкретной?

Вы читаете, что вам пишут или как всегда?


Виджджа-бхагия сутта

     Монахи, есть два умственных качества, которые приводят к высшему знанию. Какие именно два? Спокойствие (саматха) и проникновение (випассана).

    К какому результату, монахи, приводит развитое спокойствие? Развивается ум. К какому результату приводит развитый ум? Отбрасывается какая бы то ни было страсть.

    К какому результату, монахи, приводит развитое проникновение? Развивается мудрость. К какому результату приводит развитая мудрость? Отбрасывается какое бы то ни было неведение.

    Монахи, загрязненный страстью, ум не освобождается, загрязненная неведением, мудрость не развивается. Таковы, о монахи, освобождение ума через угасание страсти, и освобождение мудрости через угасание неведения.
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Страница 4 из 8

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.037 (0.085) u0.014 s0.002, 18 0.021 [268/0]