№437922Добавлено: Ср 22 Авг 18, 00:03 (6 лет тому назад)Объяснение совести в буддизме
Как буддизм объясняет факт наличия совести, угрызений совести? Ребёнок иногда не знает о добре и зле, но чувствует угрызения совести, если совершит проступок. То есть и без передачи Дхармы, знание о правильных поступках тела, речи и ума уже заложено в нём, если он внимателен к своему внутреннему миру. _________________ пока веришь уму...
№437926Добавлено: Ср 22 Авг 18, 00:25 (6 лет тому назад)
Васана (санскр. वासना, Vāsanā IAST) (от vas — «придавать благоухание», «ароматизировать», «пропитывать запахом» или «пребывать», «проживать») — «впечатление», «предустановка», сила привычки
В буддизме васана — это отпечаток, который действие оставляет в момент своего осуществления и который может послужить основой для осуществления последствий. Васаны способствуют бесконечному повторению аналогичного опыта и сансарному существованию
Как буддизм объясняет факт наличия совести, угрызений совести? Ребёнок иногда не знает о добре и зле, но чувствует угрызения совести, если совершит проступок. То есть и без передачи Дхармы, знание о правильных поступках тела, речи и ума уже заложено в нём, если он внимателен к своему внутреннему миру.
Hiri (стыд, понимание неправильности поступка, сожаление о совершении неблагого) и ottapa (совесть, благоразумие, боязнь совершения неблагих поступков), от воспитания зависят (обусловлены воспитанием), а воспитание этих качеств, зависит от благого окружения (страна, семья, друзья, учителя), которое, в свою очередь, зависит от каммы рождения + склонности из прошлых жизней, конечно.
Будда говорил в МН 39 и во многих других суттах, что стыд и совесть фундамент для начала духовного пути, и что эти два ярких качества - защищают мир, от скатывания к животному состоянию:
[Благословенный сказал]: «Монахи, эти два ярких качества защищают мир. Какие два? (1) Стыд и (2) боязнь совершить проступок. Если бы эти два ярких качества не защищали мир, то нельзя было бы увидеть [сдержанности] в отношении собственной матери, тётки, жён других учителей и [жён других] уважаемых людей.
Мир впал бы в беспорядочные [связи], как в случае с козами и овцами, курами и свиньями, собаками и шакалами. Но поскольку эти два ярких качества защищают мир, можно увидеть [сдержанность] в отношении собственной матери, тётки, жён других учителей и [жён других] уважаемых людей». АН 2.9
Так же эти два качества входят в пять сил ученика:
"Монахи, существуют эти пять сил ученика. Какие пять? Сила веры, сила стыда, сила боязни совершить проступок, сила усердия, сила мудрости. Таковы пять сил ученика. Поэтому, монахи, вот как вы должны тренировать себя: «Мы будем обладать силой веры ученика, мы будем обладать силой стыда… боязни совершить проступок… усердия… силой мудрости ученика»".
"И каким образом человек, всплыв на поверхность, вновь тонет? Бывает так, что человек всплывает на поверхность, [то есть, видит]: «Вера в отношении умелых качеств полезна, чувство стыда полезно, боязнь совершить неблагой поступок полезна, усердие полезно, мудрость в отношении умелых качеств полезна». Но его вера ни утверждается, ни возрастает, а исчезает. Его чувство стыда, боязнь совершить проступок, усердие, мудрость ни утверждаются, ни возрастают, а исчезают. Вот каким образом человек, всплыв на поверхность, вновь тонет".
Как буддизм объясняет факт наличия совести, угрызений совести? Ребёнок иногда не знает о добре и зле, но чувствует угрызения совести, если совершит проступок. То есть и без передачи Дхармы, знание о правильных поступках тела, речи и ума уже заложено в нём, если он внимателен к своему внутреннему миру.
Мне кажется совесть такое же расплывчатое понятие. У одного совесть говорит не убий, у другого убий. То о чем Вы, на мой взгляд, хотите сказать это что-то глубже совести. Возможно это ощущение природы Будды в себе и в других людях. И это, даже возможно еще смутное ощущение, уже не позволяет человеку делать нечто, так как даже после этого смутного ощущения он это просто не способен больше делать.
А критерий последствий поступков мне кажется надо искать в желании и эгоизме. Человек получит возмездие за свои действия пропорционально своему эгоизму, который он вкладывает в свои действия. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Как буддизм объясняет факт наличия совести, угрызений совести? Ребёнок иногда не знает о добре и зле, но чувствует угрызения совести, если совершит проступок. То есть и без передачи Дхармы, знание о правильных поступках тела, речи и ума уже заложено в нём, если он внимателен к своему внутреннему миру.
Мне кажется совесть такое же расплывчатое понятие. У одного совесть говорит не убий, у другого убий. То о чем Вы, на мой взгляд, хотите сказать это что-то глубже совести. Возможно это ощущение природы Будды в себе и в других людях. И это, даже возможно еще смутное ощущение, уже не позволяет человеку делать нечто, так как даже после этого смутного ощущения он это просто не способен больше делать.
А критерий последствий поступков мне кажется надо искать в желании и эгоизме. Человек получит возмездие за свои действия пропорционально своему эгоизму, который он вкладывает в свои действия.
В буддизме понятия hiri и ottapa - это именно правильные стыд и совесть, обусловленные общением с правильными людьми. А вот словом kukkucca - обозначают мучительные сожаления о прошлом, которые после раскаяния уже излишни, и входят в число ниваран.
В буддизме понятия hiri и ottapa - это именно правильные стыд и совесть, обусловленные общением с правильными людьми. А вот словом kukkucca - обозначают мучительные сожаления о прошлом, которые после раскаяния уже излишни, и входят в число ниваран.
Где в современном мире правильные люди, общение с которыми обусловит Ваши правильные стыд и совесть? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Где в современном мире правильные люди, общение с которыми обусловит Ваши правильные стыд и совесть?
В идеале - Будда и Арьясангха, а дальше по нисходящей: правители (государственный строй), родители, друзья, учителя - хорошие буддисты; правители, родители, друзья, учителя - хорошие последователи какой-нибудь иной дхаммы, учащей нравственности; правители, родители, друзья, учителя - просто воспитанные, добрые, порядочные, нравственные люди; правители, родители, друзья, учителя - учащие как плохому, так и хорошему; правители, родители, друзья, учителя - учащие умеренно плохому; цари, родители, друзья, учителя - прогнившие насквозь, лишенные стыда и совести - учащие лишь злому. Ну и комбинации разные, например правители, родители и учителя могут нормальными быть, а друзья - плохими, а в силу неблагих склонностей, человек может больше слушать неблагих друзей и нахвататься неблагого.
Где в современном мире правильные люди, общение с которыми обусловит Ваши правильные стыд и совесть?
В идеале - Будда и Арьясангха, а дальше по нисходящей: правители (государственный строй), родители, друзья, учителя - хорошие буддисты; правители, родители, друзья, учителя - хорошие последователи какой-нибудь иной дхаммы, учащей нравственности; правители, родители, друзья, учителя - просто воспитанные, добрые, порядочные, нравственные люди; правители, родители, друзья, учителя - учащие как плохому, так и хорошему; правители, родители, друзья, учителя - учащие умеренно плохому; цари, родители, друзья, учителя - прогнившие насквозь, лишенные стыда и совести - учащие лишь злому. Ну и комбинации разные, например правители, родители и учителя могут нормальными быть, а друзья - плохими, а в силу неблагих склонностей, человек может больше слушать неблагих друзей и нахвататься неблагого.
Собственно я спрашивал о современном мире, а не о идеале сатья юги. Вы можете похвастаться правителями, родителями, друзьями, учителями? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Собственно я спрашивал о современном мире, а не о идеале сатья юги. Вы можете похвастаться правителями, родителями, друзьями, учителями?
Сейчас есть еще и буддийские страны, и благочестивые родители - буддисты, и друзья буддистами могут быть, и даже правители, благоволящие буддизму и поддерживающие Дхамму. Другое дело, что не все рождаются в таких условиях, ну так ведь и заслуги у всех разные. В будущем - хуже конечно будет.
Собственно я спрашивал о современном мире, а не о идеале сатья юги. Вы можете похвастаться правителями, родителями, друзьями, учителями?
Сейчас есть еще и буддийские страны, и благочестивые родители - буддисты, и друзья буддистами могут быть, и даже правители, благоволящие буддизму и поддерживающие Дхамму. Другое дело, что не все рождаются в таких условиях, ну так ведь и заслуги у всех разные. В будущем - хуже конечно будет.
Так откуда берется тогда совесть у тех кому не повезло с заслугами? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Так откуда берется тогда совесть у тех кому не повезло с заслугами?
Если совсем не повезло: крайне плохое окружение, воспитание + склонность к неблагому, то ни стыда, ни совести не будет, и такой человек, как правило только поднявшийся из нижних миров, вновь падает туда. Если какие-то благие заслуги есть на большее, то будет тот или иной процент благого окружения, или какая то камма сыграет, дав возможность вырваться из неблагого окружения, в наше время и литература может повлиять. Ну и законы в большинстве стран в целом наказывают за неблагое, в школах нормам морали учат и т.п., т.к. власти не заинтересованы по большому счету, в умножении бессовестных людей.
[
Если совсем не повезло: крайне плохое окружение, воспитание + склонность к неблагому, то ни стыда, ни совести не будет, и такой человек, как правило только поднявшийся из нижних миров, вновь падает туда. Если какие-то благие заслуги есть на большее, то будет тот или иной процент благого окружения, или какая то камма сыграет, дав возможность вырваться из неблагого окружения, в наше время и литература может повлиять. Ну и законы в большинстве стран в целом наказывают за неблагое, в школах нормам морали учат и т.п., т.к. власти не заинтересованы по большому счету, в умножении бессовестных людей.
У Вас не верная информация. Вспомните хотя бы Ломоносова. Какое у него было окружение и кем он стал. В человеке нечто заложено, что пробьет себе дорогу в любом внешнем окружении. А если этого нет изначально, то дальше уже мимикрия начинается. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Если совсем не повезло: крайне плохое окружение, воспитание + склонность к неблагому, то ни стыда, ни совести не будет, и такой человек, как правило только поднявшийся из нижних миров, вновь падает туда. Если какие-то благие заслуги есть на большее, то будет тот или иной процент благого окружения, или какая то камма сыграет, дав возможность вырваться из неблагого окружения, в наше время и литература может повлиять. Ну и законы в большинстве стран в целом наказывают за неблагое, в школах нормам морали учат и т.п., т.к. власти не заинтересованы по большому счету, в умножении бессовестных людей.
У Вас не верная информация. Вспомните хотя бы Ломоносова. Какое у него было окружение и кем он стал. В человеке нечто заложено, что пробьет себе дорогу в любом внешнем окружении. А если этого нет изначально, то дальше уже мимикрия начинается.
Так я упомянул благие склонности в первом сообщении и благую камму, которая может вывести из неблагого окружения.
№437982Добавлено: Ср 22 Авг 18, 12:25 (6 лет тому назад)
Antaradhana
По поводу hiri и ottapa: соглашусь, что hiri - это действительно стыд (страх совершить недостойный поступок, то есть поступок, роняющий самооценку). Но вот ottapa - это вряд ли то, что называется совестью в европейской культуре. Важнейшая черта совести - её автономный характер. Дескать, даже если никто не знает, что я совершил нечто дурное, совесть всё равно будет меня терзать. А ottapa - это, в первую очередь, боязнь внешнего осуждения. Вот как К.А.Ф. Рис-Дэвидс пересказывает (в примечании к Дхаммасангани: см. это издание: http://abhidhamma.ru/wp-content/uploads/2014/12/Dhammasangani.pdf , сноску №1 на странице 18) комментарий Буддагосы, в котором объясняются hiri и ottapa:
"The former term “ is equivalent to shame ” (lajjā), the latter to “ anguish (ubbego) over evil-doing ” . Hiri has its source within; ottappam springs from without. Hiri is autonomous (attādhipati ) ; ottappam, heteronomous, influenced by society ( lokādhipati). The former is established on shame ; the latter on dread. The former is marked by consistency; the latter by discernment of the danger and fearsomeness of error. The subjective source of hiri is fourfold, viz. the idea of what is due to one’s birth, age, worth, and education. Thus, one having hiri will think, “ Only mean folk (fishers, etc.), children, poor wretches, the blind and ignorant, would do such an act,” and he refrains. The external source of ottappam is the idea that “ the body of the faithful will blame you ” , and hence one refrains. If a man have hiri , he is, as said the Buddha, his own best master. To one who is sensitive by way of ottappam, the masters of the faith are the best guides".
Таким образом, получается, что понятия, которое бы точно соответствовало европейской "совести", в буддизме нет (но стыд есть). А постольку, поскольку мы всё-таки будем искать какое-то соответствие, ближайшим соответствием окажется, ИМХО, не ottapa, а способность различать добро и зло - та мирская мудрость, которая знает, что каждое живое существо стремится к счастью, и пытается избегать страдания. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы