|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№435113Добавлено: Чт 09 Авг 18, 00:09 (6 лет тому назад) |
|
|
|
А сами судите философию иного буддийского направления с точки зрения философии тхеравады. Хотя это принципиально две противоположных философии, одна из которых ближе как раз доктринам локоттаравады. Ну и призывая меня не судить, себе Вы позволяете судить.
Осмелюсь дать небольшой совет: философия в буддизме (любого направления) - это только набор инструментов. Разных инструментов, с разными функциями - но инструментов. Не буду сейчас развивать эту мысль, потому что из такого развития получится только оффтопный спор.
И ещё один момент - чтобы правильно пользоваться философией, нужно научиться не задавать неправильные вопросы. А какие вопросы неправильные?
Во-первых, это вопросы, некорректно сформулированные. Хрестоматийный пример: вопрос "перестал ли ты уже пить коньяк по утрам?", обращенный к заведомому трезвеннику. Чтобы перестать задавать такие вопросы, нужно всего лишь строго относиться к своему мышлению, проверять и перепроверять логикой ход своих рассуждений, сделать эту проверку и перепроверку привычкой.
Во-вторых, это вопросы, на которые в принципе не существует ответа. Чтобы перестать задавать такие вопросы, требуется уже нечто большее, чем привычка к логике. Здесь требуется на зуб проверить пределы человеческого познания, убедиться, что они действительно существуют, и что бессмысленно за эти пределы рваться. Некоторые вещи не подлежат познанию - без всякого "но", без всякого "если" - просто потому, что структура нашего мышления не подходит для рассуждения о них. И, например, то, что начало сансары не подлежит познанию - это и значит именно то, что оно не подлежит познанию - а не то, что мы можем кивнуть ("да, конечно, конечно") но продолжать увлеченно строить предположения по этому поводу, как будто когда-то кому-то представится случай проверить эти предположения.
В-третьих, это бесполезные вопросы. Это выглядит самым сложным, хотя в сущности просто. Чтобы научиться не задавать бесполезные вопросы, нужно научиться отличать важное от не важного. И не следует думать, что мы научимся не задавать бесполезные вопросы, прежде чем научимся не задавать вопросы, на которые не существует ответа. Напротив, научившись понимать, что на некоторые наши вопросы ответа не существует, мы получаем шанс со временем научиться тому, что из тех вопросов, на которые можно получить ответ, следует задавать лишь те, которые полезны. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№435134Добавлено: Чт 09 Авг 18, 02:28 (6 лет тому назад) |
|
|
|
То, что не существует на уровне парамартха, тем не менее вполне себе существует на уровне самвритья? То есть, является существующим, хотя и не существует на самом деле?
Об этом была огромная тема Германна - про существование человека на уровне относительной истины и несуществование на уровне абсолютной. Там разные значения у слова "существует". В теме это все подробно разбиралось, так что не буду повторяться
Личность, человек, существо, божество и т.д. - это праджняпти, а не дхармы. А на уровне парамартха есть только дхармы. Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№435165Добавлено: Чт 09 Авг 18, 11:13 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?
"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 09 Авг 18, 11:31), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№435168Добавлено: Чт 09 Авг 18, 11:22 (6 лет тому назад) |
|
|
|
53. Нирвана и Аннутара Самьяк Самбодхи
Однажды воскресным утром, в Провиденс Дзен Центре, ученик вошёл в комнату для бесед и поклонился Сунг Сан Соен-са. Соен-са сказал: «Что такое Нирвана?»
Ученик ударил по полу.
«В Сердечной сутре говорится сначала о Нирване, потом об Аннутара Самьяк Самбодхи. Что это такое?»
Опять ученик ударил по полу.
«Значит, это одно и то же?»
Опять ученик ударил по полу.
«Вы только ударяете пол. Вы цепляетесь за этот ответ. Дайте мне другой».
Ученик ударил по полу.
«Вы не отличаете красное от белого. У вас есть глаза, но вы слепой. Вторая попытка не разрешается»,
Ученик поклонился и вышел. Вошёл другой ученик.
Соен-са сказал: «Что такое Нирвана?».
Ученик ударил по полу.
«Что такое Аннутара Самьяк Самбодхи?»
«Когда восходит солнце, весь мир становится ярким».
«Значит, они различны?»
Ученик ударил по полу.
«Это истина?»
«Нет».
«Тогда что есть истина?»
«Солнечный свет падает на пол, кот лежит и дремлет».
Соен-са сказал: «Мы встретимся с вами через пятьсот лет».
Won Soeng, спасибо _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№435171Добавлено: Чт 09 Авг 18, 11:46 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Полностью поддерживаю ваш спич про пространство ума, где и пребывают будды и бодхисаттвы.
Поскольку за пределами пространства ума ничего не доступно познанию, будды и бодхисаттвы не "где" (в пространстве ума как некой локализации, за пределами которой есть еще что-то), а "везде" _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 09 Авг 18, 13:08), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
Наверх |
|
|
миг 37 Гость
Откуда: Lipetsk
|
№435176Добавлено: Чт 09 Авг 18, 12:10 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Интересно, в нирманакая после аннутара самьяк самбодхи остаётся характер прежней личности, или там вообще остаётся только биомеханизм, который полностью управляется дхармакаей?
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№435177Добавлено: Чт 09 Авг 18, 12:13 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Интересно, в нирманакая после аннутара самьяк самбодхи остаётся характер прежней личности, или там вообще остаётся только биомеханизм, который полностью управляется дхармакаей?
Процессы как были безличносными, так и остаются. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№435181Добавлено: Чт 09 Авг 18, 12:18 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Вот что нашла.
Замена себя на других - это часть пути. Нет бодхичитты - нет бодхисаттвы, нет и бхуми бодхисаттвы.
Согласно же вашему мнению, бодхисаттва проходит все бхуми наслаждаясь - без страданий, т.к. у него есть самбхогакая.
Так и есть. Он уже с первого бхуми частично в непребывающей нирване, как сотапанна в своей сотапаннской ниббане. И это очень важно, т.к. все страдания от прошлых омрачений, а Путь у бодхисаттв - вечен (почти). Вы думаете, махаянисты были настолько упоротыми, что превозносили путь вечных страданий?
Видимо, в Дзен и Ваджраяне просветление начинается с первого бхуми. То есть это аналог вступления в поток в Тхераваде, как и писал Прям:
В дзен о просветлении говорят в разных случаях. В одних говорят о сатори, в других о бодхи. Переживание сатори, насколько я понимаю, приравнивается к вступлению в поток, а бодхи к окончательному пробуждению от сна сансары. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
миг 37 Гость
Откуда: Lipetsk
|
№435182Добавлено: Чт 09 Авг 18, 12:20 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Не про процессы спросил. У любого процесса есть какие нибудь особенности (характер), иначе не возникал бы вопрос о хороших и плохих просветлённых учителях. По вашей логике все учителя были бы одинаковые, ибо процесс. |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№435187Добавлено: Чт 09 Авг 18, 13:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Безличностные не значит одинаковые. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№435188Добавлено: Чт 09 Авг 18, 13:05 (6 лет тому назад) |
|
|
|
НЕПРЕБЫВАЮЩИИ В НЕОБУСЛОВЛЕННОМ
(Отрывок из “Вималакиртинирдеша-сутры", перевод с китайского Тхить Ньят Ханя)
Что означает: “Непребывающий в необусловленном”? Бодхисаттва созерцает природу пустоты, но не принимает пустоту за достигаемый объект. Бодхисаттва постигает природу не-явления и не-следования, но не принимает не-явление и не-следование за достигаемый объект. Он созерцает природу не-созидания, но не принимает не-созидание за достигаемый объект. Он медитирует на истинности не-постоянства, но не оставляет свою работу по служению и спасению. Он медитирует на страдании, но не отвергает мир рождений и смертей. Он медитирует на прекращении, но не принимает прекращения. Он медитирует на отстранении, но продолжает осуществлять благие дела в миру. Он медитирует на беспочвенной природе дхарм, но продолжает направлять себя в сторону добра. Он медитирует на природе не-созидания и не-разрушения, но все-таки принимает в миру обязанности созидания и разрушения. Он медитирует на природе предвечного, но все-таки пребывает в мире взаимозависимых явлений. Он медитирует на не-деянии, но непременно продолжает дело служения и наставления. Он медитирует на пустоте, но не оставляет Великого Сострадания. Он медитирует на положении Истинной Дхармы, но не следует по прямому пути. Он медитирует на неявной, непостоянной, неопределенной, необъятной и бесплотной природе дхарм, но не оставляет свои занятия касательно достоинств, сосредоточения и мудрости. Бодхисаттва, действующий подобным образом, определяется как “непребывающий в необусловленном”. Он обладает мудростью, но не прекращает свои действия в сфере обусловленного. Он обладает состраданием, но не пребывает в необусловленном. Он желает выполнить свой великий Обет, но он не оставит обусловленный мир. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№435190Добавлено: Чт 09 Авг 18, 13:34 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?
"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны. Я же спросил про реальность удела будд и бодхисаттв, а не дхарм. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№435192Добавлено: Чт 09 Авг 18, 13:43 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?
"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны. Я же спросил про реальность удела будд и бодхисаттв, а не дхарм.
Что вы понимаете под "реальностью удела будд и бодхисаттв"? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№435195Добавлено: Чт 09 Авг 18, 13:46 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?
"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны. Я же спросил про реальность удела будд и бодхисаттв, а не дхарм.
Что вы понимаете под "реальностью удела будд и бодхисаттв"? Извините, я не увидел вашего ответа ниже про то, что этот удел не "где-то", а "везде". Это вполне согласуется с дзенской позицией, что "Дхарма повсюду - в каждой травинке, в каждой росинке". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№435196Добавлено: Чт 09 Авг 18, 13:47 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?
"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны. Я же спросил про реальность удела будд и бодхисаттв, а не дхарм.
Что вы понимаете под "реальностью удела будд и бодхисаттв"? Извините, я не увидел вашего ответа ниже про то, что этот удел не "где-то", а "везде". Это вполне согласуется с дзенской позицией, что "Дхарма повсюду - в каждой травинке, в каждой росинке".
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|