№400910Добавлено: Пн 02 Апр 18, 18:30 (7 лет тому назад)
Ну давайте побеседуем.
Во-первых, самураи это не простые солдаты. Нужно отличать класс буси от тех, кого брали в регулярную или не регулярную армию. В армии могли служить крестьянские дети, дети мелких торговцев, кто угодно. Армия могла быть у клана набрана как на регулярной основе. А в случае боевых действий могли загребсти в солдафоны вообще кого попало.
Так же обратим внимание, что хорошее оружие и доспехи были не у всех. Обычные солдаты чаще всего бегали с копьями без всяких доспехов, как максимум надевали жилет защищавший от стрел.
То есть, самурай - это человек служивший на постоянной основе, занимавший определенную должность при охране замка, гарнизона, или отвечавший за командование каким-то количеством обычных солдат. Либо непосредственно несущий службу при дворе, на высоких должностях.
Во-вторых, самурайская культура, которая сейчас популярна и романтизируется, действительно была жесткой системой, довольно противоречивой, в силу разницы эпох и приоритетов. И самурайская культура должна рассматриваться как явление, при котором военное сословие, получившие высокие посты в государстве, стремилось реализовать в себе аристократические черты и принципы. На примере Хагакурэ, можно увидеть упоминаемых по тексту авторов высказываний, которые все занимали высокие посты.
То есть, рост самомознания людей, объективно был. Связан он был с войнами и тяготами военной жизни, а так же с трудностями службы при дворе, и риски, которые несла мирская беззаботная жизнь в периоды отсутствия войн. Поэтому вырабатывались своего рода принципы и нормы, подготавливающие человека к несению службы, к поведению при дворе, к управлению подчиненными, и к вопросам семьи, воспитания детей, ведению хозяйства, и вообще экономического управления в целом. Ну и разумеется моменты связанные с развитием внимания, концентрации и вкуса. Об этом поподробней.
Третье. Феномен Дзэн и его влияния на японскую культуру.
Дзэн - это прежде всего дхъяна - созерцание. Созерцание и медитации развивают концентрацию и внимательность. В том числе чувство реальности здесь и сейчас, объективное восприятие вещей, спокойное и размеренное поведение, отсутствие импульсивности и эмоциональности, отсутствие спешки и суеты. То есть взвешенная четкая позиция. Если нужно жесткая, но эффективная.
Чтобы не торчать все время в медитации упершись в стену, были методы практики связанные с калиграфией, наблюданием за природой, культура бонсай, живопись, культура чайной церемонии. То есть, способов созерцать и наблюдать происходящее в текущем моменте - было много, и самураи и аристократы поскольку находились в тестном контакте между собой, и быть поэтом или художником, каллиграфом считалось почетно и статусно, то все так или иначе включались в процесс изучение одного или нескольких указанных направлений.
Осознавали они что это все связано с дзэн или с буддизмом, или просто жили свою жизнь как могли и оставляли свои записи - доподлинно не известно. Когда читаешь работы Такуана Сохо или Книгу Пяти Колец - там видно, что цель этих книг не утверждение позиции дзэн в обществе, а скорее раскрытие каких-то нюансов связанных с жизнью, фехтованием по неким принципам, которые мы сейчас можем отнести к дзэнским.
Поэтому, дзэн как и даосизм, кстати, можно делить на методику и религию. Есть группа людей испытывающих религиозные потребности, им нужны храмы, ритуалы, вера. Это люди исповедующие буддизм как религию, у них есть настоятели, места паломничества, и весь букет религиозных атрибутов.
А есть люди, которые воспринимают и практикуют дзэн как метод практики, как систему самосовершенствования личности. То есть, использование дхъяны, осмысление коэнов, принципов дзэн, возможно использование какого нибудь вида будо, или каллиграфию или живопись попутно, как некую область для оттачивания навыков чуткого восприятия, концентрации, аккуратности и точности. То есть сфера, в которой они реализуют наработанные навыки и могут наглядно оценить свое продвижение в ходе практики. Это не религиозный дзен, а можно сказать методический.
Причем, этим методическим дзеном вполне может заниматься и религиозный человек. Пример живой - Морио Хигаона, является дзэн буддистом, настоятелем местечкового храма и одновременно "патриарх" окинавского карате Годзю Рю.
То что говорят, что самураи убивали простолюдинов и рабов - было дело. Методы проверки новых катан включали в себя практику отрубания голов и конечностей еще живым людям, заключенным или разбойникам или провинившимся рабам. Этим занимались не все самураи, а специальные люди, профессионалы, чья должность была именно этим и заниматься. Высший класс военных чиновников не нуждался в пробовании своих мечей на людях, за них это уже делали указанные люди. К тому же, практика рубки людей новым оружием использовалась не во всех местах и не во всех эпохах, были времена военные или специфические, когда это было можно. А были времена когда ношение оружия и дуэли в городе запрещались.
Грести и обвинять всех в одну кучу - неразумно и несправедливо.
Самурай не должен был быть праведником, это от него не требовались. Кроме Дзэн на самурайскую культуру влияли так же и ваджраянске подвиды буддизма, особенно на школы фехтования. Там же применялись и особые тантрические методы для психического и физического развития. И были целые кланы, которые использовали как мировоззренческую базу именно ваджраянские варианты, а не дзэн в чистом виде.
И уж тем более, махаянский вариант практиковался не всеми самураями, и не всеми людьми. Коренная религия японцев это синто.
Говорить о добродетелях военных людей, находящихся в эпоху феодальной раздробленности в состоянии постоянной войны, ожидавших своей смерти в любой момент как на поле боя, так и от своих конкурентов в клане в результате "заказа" наемными убийцами...ну как-то нерационально.
Говорить о добродетелях надо не в контексте самураев, а в японской монашенской среде, среди настоятелей храмов и послушников. Такие в Японии тоже были.
№400976Добавлено: Пн 02 Апр 18, 22:09 (7 лет тому назад)
Эйсай, Догэн, Кукай, Банкэй и т.д. - не были самураями. Но именно они столпы японского дзен-буддизма.
Говорить "дзен - религия самураев" всё равно, что сказать "шашлык - еда грузинов". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Поскольку Сукхавати - сконструированная искусственная ментальная конструкция, психологическая установка, то объективно никто никуда не попадает.
Поэтому эту установку можно переконструировать и на самурайский лад.
Сконструированное - это "умелые поступки - религия убийц". А Сукхавати обосновали в дзогчене тем, что это отражение собственной самбхогакайи. Никто не будет спорить с тем, что у наемного убийцы и врача - разное восприятие жизни в результате их целенаправленной деятельности. Т.е. Амитабха будет ровно на столько, на сколько вы станете лучше. Причем взывание к кому-либо в этом деле бесполезно, т.к. имеет значение собственное состояние и поступки. При многоуровневом вранье это сложно понять, но зависимость именно такая. (На случай если вы не буддист и не допускаете иные миры). _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Эйсай, Догэн, Кукай, Банкэй и т.д. - не были самураями. Но именно они столпы японского дзен-буддизма.
Говорить "дзен - религия самураев" всё равно, что сказать "шашлык - еда грузинов".
У них был дух воина, который готов идти до конца на своём Пути, и у них была решимость отдать жизнь ради Дхармы Будды, поэтому они были самураями.
№401032Добавлено: Вт 03 Апр 18, 04:20 (7 лет тому назад)
Хуэйкэ отрубает себе руку перед Бодхидхармой - это коан, гунЪань, рассказывающий о духе воина, самурая, 武士 (по-китайски).
Близких учеников настоятеля в Китае называют 侍者, что означает служащий, прислуживающий. По-японски - это значит самурай. Это не случайно. Это намёк, часто используемый в школе Чань. На Востоке никогда не скажут напрямую, а всегда используют метод намёка, чтобы ученик сам догадался, прозрел. На Западе такого нет.
Разрубить путы мирских привязанностей и клеш может только настоящий воин.
Уйти в монахи - это всё равно что пойти на войну добровольцем. Там дисциплина как в казарме. В 4 утра подъём, всё по команде как в армии. И ты уже себе не принадлежишь, а принадлежишь Верховному Главнокомандующему - Будде.
И не случайно то, что монастырь Шаолинь - академия ушу - первый патриарший двор чань-буддизма.
"Побеждающий других имеет силу, но побеждающий самого себя по-настоящему могуч" - Лао-цзы
У них был дух воина, который готов идти до конца на своём Пути, и у них была решимость отдать жизнь ради Дхармы Будды, поэтому они были самураями.
Либо наоборот. Они все были трусливы, безолаберны и потребовалась воспитательная система наставлений и подготовки для самураев.
Например, в современном мире любят говорить о храбрости советских войнов в годы Второй мировой. Но забывают при этом о заград отрядах и полевых судах, расстрелах для дезертиров и пленных.
Грести и обвинять всех в одну кучу - неразумно и несправедливо.
Неразумно превозносить доблести сословия наёмников, единственной "доблестью" которых было служение сёгуну. Как уже писал Фикус, патриархи японского дзен-буддизма не были самураями.
Некоторые так воров и бандитов превозносят за их "понятия", выставляя их героями за их смелость, "неотягощенность изучением религиозной литературы", преданность братве, за то, что были набожными, крест носили и церкви жертвовали деньги и т.п.
№401067Добавлено: Вт 03 Апр 18, 12:05 (7 лет тому назад)
А сравнивать монахов Шаолиня и самураев, ставя их на один уровень, по-моему, глупо.
Движущей силой и главной идеологией для самураев был синтоизм, откуда обожествление и культ императора, обожествление духов предков, меч как символ и душа самурая, любовь к Японии (японцы происходят от богов). Плюс конфуцианство с идеей верности долгу, послушание старших по званию и т.п. А от буддизма было довольно немного, практически только методики сосредоточения для самообладания в виде дзадзен и методик сосредоточения-медитации во время стрельбы из лука, во время упражнений с мечом.
№401071Добавлено: Вт 03 Апр 18, 12:12 (7 лет тому назад)
Главный вопрос - это как стать бойцом, как обрести качества бойца, как себя настроить на терпение боли, неутомимое продвижение вперёд, невзирая на препятствия внутренние и внешние, как преодолеть страх перед неизведанным.
Где тот переключатель, где тот ключ, который позволяет нам поступать как настоящий духовный воин.
Где та секретная молитва, где та техника медитации?
№401074Добавлено: Вт 03 Апр 18, 12:15 (7 лет тому назад)
Интересно, что подаваемая здесь "религия самураев" по своей сути полностью соответствует пониманию послания Бхагавадгиты современными адептами "истинной индийской духовности". Ломанья Тилак (индийский борец за национальную независимость, 1856 - 1920): "Поднимись выше своих страхов и выше уголовного кодекса! Погрузись в высокую мораль Бхагавадгиты и только тогда решай, что есть твой долг!". Секрет, по его словам, в том, чтобы применять йогическую дисциплину для действия, забыв о мотивах и выгодах действий. Совершать все поступки хладнокровно и бескорыстно. Убивать, если это необходимо, если этого требует твоё служение, твой "высший долг" (ср. "воинский долг" в советской России), и тогда даже море крови не оставит ни единого следа на душе исполнителя. Кстати, убийца Махатмы Ганди - брахман - использовал именно такую трактовку Гиты для оправдания своего преступления, будучи убеждённым в том, что его действие было проникнуто "истинно патриотическим духом". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Главный вопрос - это как стать бойцом, как обрести качества бойца, как себя настроить на терпение боли, неутомимое продвижение вперёд, невзирая на препятствия внутренние и внешние, как преодолеть страх перед неизведанным.
Где тот переключатель, где тот ключ, который позволяет нам поступать как настоящий духовный воин.
Где та секретная молитва, где та техника медитации?
Можно ответить одним из "стандартных" дзенских ответов:
1) Му!
2) Три циня хлопка!
3) Говно на палочке!
Интересно, что подаваемая здесь "религия самураев" по своей сути полностью соответствует пониманию послания Бхагавадгиты современными адептами "истинной индийской духовности". Ломанья Тилак (индийский борец за национальную независимость, 1856 - 1920): "Поднимись выше своих страхов и выше уголовного кодекса! Погрузись в высокую мораль Бхагавадгиты и только тогда решай, что есть твой долг!". Секрет, по его словам, в том, чтобы применять йогическую дисциплину для действия, забыв о мотивах и выгодах действий. Совершать все поступки хладнокровно и бескорыстно. Убивать, если это необходимо, если этого требует твоё служение, твой "высший долг" (ср. "воинский долг" в советской России), и тогда даже море крови не оставит ни единого следа на душе исполнителя. Кстати, убийца Махатмы Ганди - брахман - использовал именно такую трактовку Гиты для оправдания своего преступления, будучи убеждённым в том, что его действие было проникнуто "истинно патриотическим духом".
Так неудивительно. Синтоизм предполагает оголтелый национализм и фанатизм, фактически нацизм. Тем более в версии для сословия военных-наёмников.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы