№334515Добавлено: Ср 12 Июл 17, 04:28 (7 лет тому назад)Медитация на касины
Виды касин:
1) pathavi-kasina (патави-касина): медитация на землю. Часто монахи делают небольшие фигуры из земли (или из песка), которые, естественно, со временем разрушаются. Подобная практика позволяет увидеть непостоянство этого элемента. Можно наблюдать за тем, как меняется земля в жаркую, сухую погоду и во время дождя.
2) apo-kasina (апо-касина): медитация на воду. Лучше всего практиковать у водоемов, наблюдая за тем, как непостоянна гладь воды, как меняют свое направление и размер волны, как из-за ветра возникает рябь. Можно медитировать на дождь, на воду в реке.
3) tejo-kasina (тежо-касина): медитация на огонь. Мы можем наблюдать за огнем свечи, костра, спички, за тем, как тлеет благовоние. К медитации на огонь относится и медитация на солнце.
4) vayo-kasina (вайо-касина): медитация на воздух. Медитировать на воздух - значит наблюдать за его движением, за порывами ветра. Например, можно концентрировать свое внимание на том, как движется лист дерева из-за ветра.
Следующие 4 элемента – это цвета. Для такой медитации обычно рисуют точку или круг соответствующего цвета и сосредотачивают свое внимание на ней. Такая практика используется для развития концентрации у молодых монахов, только начавших практиковать медитацию.
5) nila-kasina (нила-касина): медитация на голубой (синий) цвет.
6) pita-kasina (пита-касина): медитация на желтый цвет.
7) lohita-kasina (лоита-касина): медитация на красный цвет.
8) odata-kasina (одата-касина): медитация на белый цвет.
Последние 2 объекта медитации, предлагаемые Буддой, связаны во многом с абстрактным мышлением.
9) aloka-kasina (алока-касина): медитация на свет. Под «светом» обычно понимается не огонь (это уже будет практика тежо-касина), а дневное освещение, сам по себе солнечный свет. Во время этой практики монахи чаще всего медитируют на небо, точнее, на свет, который из него исходит.
10) akasa-kasina (акаса-касина): медитация на пространство. Это сложная практика, связанная с тем, что пространство, на которое мы собираемся концентрировать свое внимание, не было слишком большим и слишком маленьким. Тяжело медитировать на пространство, лежа на огромном поле, так же тяжело медитировать, находясь в маленьком замкнутом пространстве. Мы должны осознавать пространство, которое нас окружает, концентрировать на нем, на том, что в нем происходит.
Выдержка о касинах из книги Д.Корнфилда "Современные буддийские мастера", глава о Сунлуне саядо:
"Например, можно воспользоваться цветными дисками касина. Скажем, йогин берет цветной диск или точку и помещает её на соответствующее расстояние – около полутора метров от себя. Он садится, скрестив ноги под собой, и обращает лицо к диску. Выпрямив туловище, он глядит на диск; глаза раскрыты не слишком широко и не слишком узко. Он настойчиво направляет ум на диск, чтобы обрести неподвижность ума. Йогин продолжает это упражнение до тех пор, пока, даже закрыв глаза, не станет воспринимать умственный образ цвета. Это будет приобретенным образом (уггаха-нимитта). По мере того, как он продолжает направлять внимание на этот образ, может возникнуть безупречный сопутствующий образ (патибхага-нимитта). Этот сопутствующий образ появляется вместе с умом. Если йогин желает видеть его вдали, он видит его вдали; если он желает видеть его вблизи, или справа, или слева, внутри, снаружи, сверху, снизу, – он там его и видит. После приобретения сопутствующего образа йогин сохраняет его с почтением, совершая постоянные усилия. Благодаря этому ему становится легче практиковать, и после должной практики он достигает сосредоточения доступа. За сосредоточением доступа следует устойчивое медитативное погружение, джхана. Упражнения с касина могут вызвать все стадии устойчивого погружения.
Точно так же он может практиковать с касиной земли, с касиной воды, с касиной огня, и так далее. Одно из благотворных последствий, приобретаемых с помощью усердной практике с касиной земли, заключается в том, что человек достигает сверхъестественной способности ходить по воде как по земле. Если же он приобретает сверхъестественную способность благодаря практике с касиной воды, он может вызвать дождь или заставить воду изливаться из своего тела. Если он приобретает сверхъестественную силу благодаря практике с касиной огня, он оказывается способным производить дым и пламя. Но в наши дни приобрести эти способности почему-то нельзя. Сунлун-саядо однажды сказал, что времена стали неблагоприятны. Можно приобрести сосредоточение доступа при помощи такой практики; но вряд ли при этом будут приобретены сверхъестественные способности и их благотворные последствия. Скажем, йогин практикует упражнения с касиной земли. Он приобретает власть над перцептивными образами (нимитта); скажем, он идет к пруду, садится около него и пробуждает в себе элементы касины земли. Затем, глядя на воду пруда, он старается превратить её в землю, так чтобы ему можно было ходить по ней. Он обнаружит, что в лучшем случае вода уплотняется в слякотную землю, которая не сможет удержать его, если он попробует по ней идти. Возможно, в других странах есть йогины, которые делают это лучше; но я полагаю, нам можно принять за общее правило, что приобретение полных благотворных последствий упражнений с касинами в наше время остается труднодостижимым".
Ролик о медитации на цветные касины. Видео на тайском, но в середине есть весьма полезное отображение, показывающая каким образом удерживается в уме визуальный образ, который становится все более ярким и стабильным.
В приложенном файле текст: Thitapuñño Bhikkhu "Colour-kasina meditation".
Эта практика с цветами трудно стыкуется с буддизмом, и выглядит как заимствование откуда-то.
Видуддхимагга не стыкуется с буддизмом )
Всё что видится: зримое - это очертания и цвет.
Направление внимания касина, на четыре элемента и на четыре цвета - это направление внимания на зримое и удержание внимания на этом с пониманием в-зримом-только-зримое, очень даже буддийско.
Естественно конечно, что для входа в созерцание это будет нимитта, так как и зримое умственно и джхана умственны.
Просто определённой группой людей было распространено мнение, что буддийский метод созерцания это только наблюдение за дыханием. Но вспомогательные обьекты для направления внимания в буддизме могут быть разными.
№334527Добавлено: Ср 12 Июл 17, 09:57 (7 лет тому назад)
Вот тенденция находить и видеть в Tipiṭaka ( http://www.tipitaka.org/romn/ ) чтото что не стыкуется с буддизмом (а что тогда под буддизмом имеется ввиду )) довольно интересная и наверное стоит определённого исследования и анализа, откуда такая тенденция происходить.
Врядли же такая тенценция может происходить из Tipiṭaka, и эта тенденция скорее заимствование откудато (толи из собсвенного самомнения, толь из других религий, культуры, мировоззрения ))
№334543Добавлено: Ср 12 Июл 17, 11:41 (7 лет тому назад)
Помимо Висуддхимагги, Вимуттимагга, говорит об изготовлении одноцветных мандал, для практики касин. Об этом писали в одной из тем тхеравадинского форума, например сообщение № 42 от Бханте Кхеминды - http://forum.theravada.ru/viewtopic.php?p=30302#p30302
Там и сообщение под № 43, тоже интересное)
Последний раз редактировалось: Nima (Ср 12 Июл 17, 12:55), всего редактировалось 1 раз
№334544Добавлено: Ср 12 Июл 17, 11:57 (7 лет тому назад)
Аджан Джаясаро в этой видеозаписи говорит о визуализации золотистого света, как об объекте для медитации, только я не помню на какой минуте он об этом говорит - https://www.youtube.com/watch?v=kJQFNVEAHJ4
"все эти объекты медитации предназначены для ослабления и последующего уничтожения загрязнений ума (upakkilesa)"
http://www.theravada.su/node/737
Расскажите, что из загрязнений ума и как уничтожается с помощью медитации на касину.
Тут совершенно не случайно сказано: "для последующего уничтожения". Сами загрязнения ума устраняются правильным памятованием - то есть, правильным наблюдением. Правильное наблюдение предполагает наблюдение за тем, как возникают и исчезают явления, входящие в состав пяти совокупностей, и за тем, как они обусловливают друг друга. Правильное наблюдение предполагает наблюдение за тем, как обусловленность и изменчивость всех пяти совокупностей делают их источником страданий. Наблюдая это, человек разочаровывается в представлении о "я", и прекращает за него цепляться, разочаровывается в ложных взглядах, и бесцельных правилах, и прекращает за них цепляться, разочаровывается в предметах, на которые направлена жажда материальных чувственных удовольствий, и прекращает за них цепляться, разочаровывается в предметах, на которые направлена жажда тонких чувственных удовольствий, и прекращает за них цепляться.
Однако правильное наблюдение за такими мимолётными, изменчивыми, сложно переплетенными друг с другом вещами, как психические состояния, невозможно без соответствующего инструмента. Этот инструмент - развитая концентрация внимания. Если у человека нет даже минимально развитой способности концентрировать внимание, он не сможет наблюдать и самое простое - возникновение и исчезновение мыслей. Внимание, не обученное концентрации, просто вместе с этими мыслями сразу унесется.
Чем более тонкие наблюдения человек осуществляет, тем более развитая концентрация внимания требуется. Поскольку в Индии времен Будды были очень развиты именно методы концентрации внимания, то он их воспринял, и интегрировал в своё учение о Б8П. Буддагоса же в Висуддхимагге даёт общее перечисление, общий список способов концентрации внимания, принятых Палийским каноном и последующей традицией.
Так что это вполне каноничные и полезные предварительные практики (хотя некоторые из них, конечно, могут производиться только монахами, и только под руководством опытных наставников).
Но, при этом, в самом же Палийском каноне не требуется, чтобы человек непременно сначала, с помощью всех этих методов, развивал концентрацию внимания до высокого уровня, и только потом переходил к наблюдению. Наоборот, предусмотрены разные ситуации. Может быть так, что человек, действительно, сначала разовьет концентрацию внимания, а потом, на этой основе, будет развивать наблюдение и понимание. Может быть и так, что человек продвинулся в наблюдении и понимании дальше, чем в концентрации, и будет развивать второе на основе первого. Может быть и так, что человек будет развивать то и другое вместе - см. AN4.170. Последнее, в общем, и естественно, потому что наблюдение за тем, как возникают и исчезают психические состояния - это, помимо прочего, ещё и способ развития концентрации внимания. С этой стороны оно представлено, например, в знаменитой MN10. _________________ Границы мира - это границы языка
№334567Добавлено: Ср 12 Июл 17, 13:28 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Итак пришли к вспомогательному характеру Касины. И к тому, что для преодоления неведения - в буддийском смысле - нужны другие объекты.
empiriocritic_1900
Итак пришли к вспомогательному характеру Касины. И к тому, что для преодоления неведения - в буддийском смысле - нужны другие объекты.
Не в объектах дело. Как объекты концентрации внимания, они ( и другие предметы из списка Буддагосы) подходят. Но никто никогда и не говорил, что одной концентрации достаточно "для преодоления неведения в буддийском смысле". Как, впрочем, и о том, что преодолеть неведение можно, не развивая концентрацию внимания. _________________ Границы мира - это границы языка
№334569Добавлено: Ср 12 Июл 17, 13:36 (7 лет тому назад)
После - да, обратное вспоминание схваченного в созерцании - и операции с этим в рамках буддийской философии. Неведение преодолевается относительно 4-х БИ. Для этого нужны объекты буддийской философии. Не касины каких-либо цветов.
Есть Неведение о себе самом. Прекращение превратных самоидентификаций может опираться на что-то полученное в практике - но в рамках буддийской философии, с её объектами. Касина и сюда не вписывается.
№334570Добавлено: Ср 12 Июл 17, 13:37 (7 лет тому назад)
"Как объекты концентрации внимания, они ( и другие предметы из списка Буддагосы) подходят. " - покажите, как вы строите что-то в рамках буддийской философии с опорой на касину.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы